Органы власти и молодежные организации в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Предмет курсовой работы - определение основных мер по становлению и совершенствованию взаимодействия государства и молодежных организаций в современной России.
Для достижения целей были поставлены задачи:
- на основе результатов вторичных социологических исследований дать анализ положения современной российской молодежи, ее жизненных позиций, стереотипов поведения, причин, влияющих на ее участие в той или иной организации (объединении)
- показать эффективность нормативно-правовой базы по вопросам молодежной политики и взаимодействия государства с молодежными организациями.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты предмета исследования 6
1.1. Государственная молодежная политика 6
1.2. Молодежные организации в современной России 19
Глава 2. Органы власти и молодежные организации Республики Татарстан 22
2.1. Взаимодействие Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ и молодежных организаций РТ 22
2.2. Анализ непосредственной деятельности Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ в сфере реализации государственной молодежной политики 24
Глава 3. Мероприятия по повышению эффективности взаимодействия молодежных организаций с органами власти 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

правильная курсовая.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

     Представляется, что со стороны государства необходима поддержка общественно-политической деятельности молодежных организаций, а именно активизация мер по поддержке общественных инициатив молодежных организаций, общественно полезной деятельности молодых граждан, их общественных объединений, потенциала молодежи во всех сферах общественной жизни.  

1.2. Молодежные организации в современной России

     Вследствие "цветных революций" в Грузии и Украине, где именно молодежь стала "ударной силой" улиц, ужесточилась конкуренция на рынке молодежных организаций России.

     В то же время молодежь продолжает оставаться по большей степени аполитичной, что влечет за собой проблемы ее мобилизации.

     В целом для анализа существующих сегодня в России молодежных организаций  можно использовать специальную  систему координат, где учитываются  два фактора: отношение к власти и политическая "окраска". Всего  получается четыре вида молодежных организаций:

  • работающие в интересах власти, среди которых условно говоря консервативные движения - "Молодая гвардия", "Наши", "Россия молодая";
  • работающие в интересах власти "патриоты", чья идеология национал-патриотическая или левая.
  • оппозиционные молодежные организации - левые (СКМ, АКМ) и правые "Оборона", "Да!" и множество других.
  • организации, которые создаются как бизнес-проекты ("Пора", московское отделение "Идущих без Путина", "Мы").

     Согласно  социологическим опросам, проводимым в разных странам мира с завидной регулярностью, то за последние 15 лет политикой стали увлекаться на 30% больше молодых людей, чем во второй половине двадцатого века. Связано, говорят эксперты и психологи, это может быть с несколькими причинами:

     Первая  и самая глобальная – «бесплатный сыр» в формате фитнес-клубов, кинотеатров и наличных денег за участие в акциях госдвижений.

     Вторая  – революционная – объясняется  неиссякаемым желанием молодых людей  идти против течения. Установка у  них обычно следующая: если на пикеты «Молодой гвардии» приходят 2000 человек поддержать антикризисные программы Правительства, то молодежь соберется всемером, но скажет, что против. Это либералы. С каждым днем их становится все больше.

     Последняя тривиальная причина – скука, любопытство. Но, как показывает практика, впоследствии они присоединяются к одному из двух первых лагерей.

     Итого, молодежные движения современной России можно классифицировать следующим  образом. Значительный блок занимают правительственные  молодежные организации. Следом за ними следуют демократические (самоорганизовывающиеся или организованные демократическими партиями). Религиозные и скаутинговые объединения – особый вид пристрастий молодежи. Их осталось не так много. 

Рисунок 1. Молодежные организации в современной  России 
 

 

Глава 2. Органы власти и молодежные организации Республики Татарстан

2.1. Взаимодействие Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ и молодежных организаций РТ

      Обращение пристального внимания на федеральном  уровне к проблемам молодежи как зрелому, будущему поколению можно отнести к позитивным веяниям в области государственной реформаторской деятельности. Российское общество сегодня особенно остро нуждается в образованных, физически и нравственно здоровых, активных и молодых гражданах, что, в свою очередь, послужило фундаментальной предпосылкой формирования государственной концепции гражданско-патриотического воспитания и развития молодежи России.

      Официальное объявление Президентом РФ 2009 года «годом Молодежи» является первым этапом на пути становления нового, ответственного гражданского поколения России. Только единая государственная политика в сочетании с комплексом региональных  концепций и методик способны осуществить эффективную реализацию государственной программы в области гражданско-патриотического воспитания российской молодежи.

      В российском государстве сегодня  активно развиваются и реализуются  основополагающие идеи разработанной  федеральной программы «Патриотическое  воспитание граждан Российской Федерации  на 2001-2005 годы». Субъектами реализации данной программы выступают не только органы государственной власти, но и иные субъекты реализации молодежной политики, в частности, общественные объединения [31, c.47].

      В связи с этим возникает глубокий научно-исследовательский интерес  в выявлении специфических закономерностей складывающихся  взаимоотношений между органами государственной власти по молодежной политике в процессе реализации федеральной целевой программы гражданско-патриотического воспитания молодежи. Более того, важно проследить, являются ли специфические молодежные политические объединения субъектами реализации федерального законопроекта и насколько результативно осуществляется данная взаимосвязь.

      Методами  исследования являлись анализ нормативно-правовых актов, социологический анкетный опрос сотрудников Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, а также, экспертное интервью руководителей молодежных общественных политических объединений.

      Государственная молодежная политика представляет собой комплексный системный политический курс государства, осуществляемый на всех уровнях государственного управления, направленный на улучшение положения молодежи в обществе.

      Гражданско-патриотическое воспитание как направление государственной молодежной политики – это многоплановая, целенаправленная и скоординированная деятельность субъектов реализации государственной  молодежной политики по формированию у молодых граждан правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции [12, c.27].

      Анализируя  деятельность молодежных политических объединений, нельзя не отметить их огромный вклад в развитие гражданско-патриотического  воспитания. Данная деятельность осуществляется с помощью следующих ресурсов:

    • Личностный ресурс. Для молодежного политического объединения роль личности лидера имеет большое значение: от уровня его образования, количества социальных связей зависит дальнейшая судьба и политический имидж  организации.
    • Идеологический ресурс. Как это не парадоксально, но деятельность молодежных объединений, зачастую лишенная финансовых средств и какой-либо поддержкой со стороны органов власти, но подпитываемая идеологическими ресурсами, оказывает реальное воздействие на молодежь.
    • Организационно-методические ресурсы. К данным ресурсам стоит отнести специфические методы, принципы и механизмы реализации программных установок молодежных политических объединений.

      Очевидно, что выше приведенный перечень инструментов реализации гражданско-патриотического воспитания не включает в себя административные ресурсы.

      Таким образом, подводя итог исследованию, посвященному анализу деятельности молодежных общественно-политических объединений, следует, что большая  часть подобных организаций не устанавливает с органами государственной власти тесных социально-правовых связей, несмотря на существующий комплекс проблем в их материальном, финансово-техническом и организационном обеспечении.

2.2. Анализ непосредственной  деятельности Министерства  по делам молодежи, спорту и туризму РТ в сфере реализации государственной молодежной политики

      Важно выделить мнение специалистов Министерства по делам молодежи, спорту и туризму о реализуемой государственной молодежной политике в сфере гражданско-патриотического воспитания. По мнению респондентов, политикой государства в сфере гражданско-патриотического воспитания является:

    • государственная поддержка программ, направленная на физическое, духовное развитие молодежи;
    • политика по созданию условий для формирования гражданско-патриотического самосознания молодежи;
    • формирование высокоразвитой, адаптивной личности;
    • комплекс программ по повышению социально-экономической активности молодежи;
    • политика по реализации государственных программ, направленных на обеспечение реализации прав и обязанностей гражданина.

      Говоря  об оценке современного состояния государственной  молодежной политики в  сфере гражданско-патриотического воспитания, специалисты Министерства (83,3%) считают, что ее реализация протекает недостаточно эффективно.

      По  мнению сотрудников Министерства (33,3%), молодежные политические объединения не играют определяющей роли в формировании гражданско-патриотического самосознания современной молодежи: 83,3% считают, что таковым институтом выступает семья, 66,7% – школа.  Но, несмотря на это, специалисты Министерства не исключают их влияния на формирование гражданско-патриотических настроений в молодежной среде. Более того, государственные служащие (50%) отмечают, что деятельность таких объединений формирует как гражданские, так и патриотические чувства у молодежи.

      Стоит отметить, что такие молодежные объединения  как «Оборона», «Соколята Жириновского»,  «Идущие вместе», программы которых несут оппозиционную и радикальную направленность, остались вне поля зрения сотрудников Министерства.

      Таким образом, данные молодежные объединения, по сравнению со своими известными «конкурентами», заведомо остаются без внимания со стороны властей, не получая определенной государственной поддержки.

      Сотрудники  Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ не считают молодежных политических объединений полноправными субъектами реализации государственной молодежной политики: 50% респондентов считают, что эти объединения не должны брать на себя часть функций государственного управления. Политическая направленность этих организаций не означает их полноценную вовлеченность в дела государства, которые специалисты Министерства (16,7%) связывают с добросовестным исполнением нормативно-правовых актах.

      Несмотря  на данное положение, сотрудники Министерства осуществляют тесное взаимодействие с молодежными политическими объединениями. Данное сотрудничество осуществляется по следующим направлениям:

    • Деятельность специалиста, осуществляющего работу с молодежными общественными объединениями. Данная деятельность реализуется уполномоченным лицом в структуре отдела по работе с молодежными общественными и детскими организациями. Однако в данном направлении не задействован сектор по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, занимающийся исключительно вопросами формирования социально-нравственного, физического, военно-оздоровительного воспитания молодежи.
    • Деятельность специальной коллегии для рассмотрения вопросов работы с  молодежными общественными объединениями.

      В деятельности коллегии  участвуют: представители Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, администрации муниципальных образований, социальных министерств и ведомств Республики Татарстан, детских, молодежных и взрослых общественных объединений, профсоюзных организаций, Правительства Республики Татарстан, высших учебных заведений.

      Участие зарегистрированных молодежных политических объединений в конкурсах на получение грантов и их включение в реестр молодежных и детских общественных объединений. Реализация в данном направлении осуществляется весьма затруднительно.

      В действующем законе «Об общественных организациях» закреплено, что правом на получение грантов могут воспользоваться молодежные общественные организации, в то время как политические объединения данным правом не обладают. Однако законодатель не учел специфику данных объединений, состоящих из молодых людей.

      Взаимодействие  Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан и молодежных общественных объединений, входящих в реестр Министерства, осуществляется на конкурсной основе. Данный принцип закреплен в Положении «О конкурсе проектов, программ молодежных и детских общественных объединений в Республике Татарстан на 2010 год». В соответствии с данным Положением, участниками конкурса могут выступать региональные и местные молодежные общественные объединения, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке. При этом под региональными молодежными объединениями понимаются те зарегистрированные молодежные объединения, деятельность которых в соответствии с уставными целями осуществляется в пределах территории Республики Татарстан.

Информация о работе Органы власти и молодежные организации в современной России