Органы власти и молодежные организации в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Предмет курсовой работы - определение основных мер по становлению и совершенствованию взаимодействия государства и молодежных организаций в современной России.
Для достижения целей были поставлены задачи:
- на основе результатов вторичных социологических исследований дать анализ положения современной российской молодежи, ее жизненных позиций, стереотипов поведения, причин, влияющих на ее участие в той или иной организации (объединении)
- показать эффективность нормативно-правовой базы по вопросам молодежной политики и взаимодействия государства с молодежными организациями.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты предмета исследования 6
1.1. Государственная молодежная политика 6
1.2. Молодежные организации в современной России 19
Глава 2. Органы власти и молодежные организации Республики Татарстан 22
2.1. Взаимодействие Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ и молодежных организаций РТ 22
2.2. Анализ непосредственной деятельности Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ в сфере реализации государственной молодежной политики 24
Глава 3. Мероприятия по повышению эффективности взаимодействия молодежных организаций с органами власти 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

правильная курсовая.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

      Титульник 

      тема - Органы власти и молодежные организации  в современной России.  

 

Содержание 
 
 

 

Введение

     В политической жизни общества важное место принадлежит молодежи, ее общественной деятельности, молодежным организациям. Государство и общество заинтересовано в молодежи как в активной социальной силе, как в таком поколении, которое, включаясь в общественную жизнь, является участником общественного прогресса.

     Роль  молодежи в современной России возрастает. В условиях модернизации российского общества и в сложившейся социально-экономической обстановке именно молодежь является наиболее незащищенной и подверженной радикальным различным и экстремистским идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости воздействия государства на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида, вовлечения молодежи в политическую и общественную деятельность, поддержке таких молодежных организаций, которые направляют свою деятельность в интересах России.

     Выдвигая  на каждой ступени исторического развития определенные требования к подрастающему поколению, общество создает условия для интеграции молодежи в социальную структуру. Это осуществляется через государственную молодежную политику[46, c.15].

      Таким образом, целью исследования является анализ деятельности субъектов гражданско-патриотического воспитания по реализации государственной молодежной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания на примере Республики Татарстан и разработка рекомендаций по ее совершенствованию и оптимизации.

      Объектами исследования выступили:

    1. Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан - отраслевой исполнительный орган государственной власти Республики Татарстан, созданный с целью оперативного руководства реализацией государственной молодежной политики в данном субъекте РФ.
    2. Молодежные политические объединения в сфере гражданско-патриотического воспитания - общественные добровольные формирования, объединяющие молодых людей на основе общности социально-политических интересов для реализации определенных социально значимых целей (На примере молодежных политических объединений «Россия Молодая», «Молодая Гвардия», «Оборона», «Молодежная общественная палата»).

     Предмет курсовой работы - определение основных мер по становлению и совершенствованию взаимодействия государства и молодежных организаций в современной России.

     Для достижения целей были поставлены задачи:

  • на основе результатов вторичных социологических исследований дать анализ положения современной российской молодежи, ее жизненных позиций, стереотипов поведения, причин, влияющих на ее участие в той или иной организации (объединении)
  • показать эффективность нормативно-правовой базы по вопросам молодежной политики и взаимодействия государства с молодежными организациями.

      В данной работе автором проводится социологический анализ деятельности субъектов гражданско-патриотического воспитания по реализации государственной молодежной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания на примере Республики Татарстан. Рассматриваются специфические закономерности складывающихся  взаимоотношений между органами государственной власти по молодежной политике (на примере Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан), а также молодежными политическими объединениями.

      В заключении автором курсовой работы разработаны рекомендации по совершенствованию и оптимизации государственной молодежной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания.

      Ключевые  слова: государственная молодежная политика, гражданско-патриотическое воспитание, Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, молодежные политические объединения.

      Степень разработанности темы невысока. Сейчас идет работа в данном направлении  со стороны государственной власти, представителей власти в муниципальных округах и политических и других общественных объединениях. 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  предмета исследования

1.1. Государственная молодежная политика

     2005 год стал рекордным по появлению  в России молодежных организаций. Молодежь привлекают и правые, и левые, и Кремль, и "Единая Россия". Конкуренция на рынке молодежных организаций резко ужесточилась. В то же время молодежь продолжает оставаться по большей степени аполитичной, что влечет за собой проблемы ее мобилизации.

     Государство занимает особое место в политической системе общества, которая представляет собой совокупность государственного аппарата, социальных объединений и  отдельных граждан, принимающих  участие в политической жизни  общества.

     Особое  внимание государства уделяется молодым гражданам и молодежным объединениям. Мировые сообщества, начиная с 1950-60-х годов, проводят целенаправленную политику по отношению к молодежи. Особая роль в этом процессе принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН).

     В 1965 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами».

     В 1985 г., объявленном Международным годом молодежи, были одобрены «Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи: участие, развитие, мир»; согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1995 г. была принята Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период; резолюцией 54/120 от 20.01.2000 была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам [14, c.27].

     В данных документах на мировом уровне определяется основная цель молодежной политики – рассмотреть активное участие молодежи и молодежных организаций в общественной жизни на национальном уровне и во всемирном масштабе.

     Представляется, что реализация эффективной молодежной политики в государстве невозможна без четкого уяснения, прежде всего  субъектами реализации, самого понятия «молодежная политика». Само понятие «политика» в переводе с греческого означает «государственные дела», «искусство управления государством».

     Таким образом, понятие «политика» является родовым по отношению к понятию  «молодежная политика». В свою очередь молодежная политика — это сложная, многогранная система отношений. Возникает еще один вопрос, касающийся понятия «молодежи».

     В настоящее время понятие «молодежь», используемое в зарубежных странах, определяется, исходя из различных  компонентов и подходов, не только возрастных рамок, но и характерных черт (ресурс или проблема). Современные возрастные границы понятия «молодежь», принятые в большинстве европейских стран, США и Японии, определяются в интервале от 13-14 до 29-30 лет [17, c.31].

     Согласно действующим в Российской Федерации нормативным документам, молодежь – это граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно.

     Нижняя  возрастная граница определяется, тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности.

     При этом следует отметить, что молодежь – это не только социально-возрастная группа населения в возрасте 14–30 лет. Молодежь – это объект национально-государственных интересов, поскольку она является стратегическим ресурсом развития страны.

     «Молодежь – это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых  зависит его жизнеспособность», [18, c.38] - считал К.Мангейм. Он выделял два типа общества в зависимости от того, в какой степени данные общества опираются на молодежь: статичные и динамические.

     Статичные общества опираются главным образом  на опыт старших поколений и, следовательно, развиваются постепенно при медленном типе изменений.

     Динамические  же, напротив, стремятся к новым  возможностям, опираются главным  образом на сотрудничество с молодежью. Они организуют и используют свои жизненные ресурсы, нарушая установившийся ход социального развития.

     Государство должно играть главенствующую роль в  формировании молодежной политики и  регулировании деятельности молодежных организаций, поскольку социальное предназначение государства как  раз и заключается в том, что  оно есть такой общественный институт, который всецело призван служить обществу.

     Понятие государственной молодежной политики, по мнению автора, можно коротко сформулировать следующим образом – это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства.

     На  основе исследования тенденций развития взаимодействия государства и общественно-политических организаций молодежи автор отмечает, что, хотя становление молодежной политики в постсоветской России носит «маятниковый характер» от децентрализации к централизации, основные  направления формирования и развития молодежной политики определяет федеральный центр. За последнее время органами власти предприняты попытки демократизировать процесс формирования и реализации государственной молодежной политики, но они в основном односторонни.

     О партнерском взаимодействии государства  и молодежной общественности пока говорить рано. Автор исследования предлагает ряд условий, создание которых направлено на развитие такого взаимодействия. Формирование молодежи как политического субъекта будет способствовать повышению эффективности государственной молодежной политики в целом.

     Соблюдение  приоритета вовлечения широкого круга  молодежи и  общественно-политических движений в деятельность по реализации молодежной политики государства соответствует принципам формирования гражданского общества в России.

     Различные исследования показывают, что если федеральный центр предпринимает в этом отношении определенные шаги, зафиксированные в упомянутой Стратегии, то региональные власти в основном опираются на авторитарный подход в осуществлении государственной молодежной политики.

     Таким образом, очевидно, что важнейшей  проблемой государственной молодежной политики на современном этапе является её реализация на региональном уровне.

     Сегодня наблюдается низкая социальная и политическая включенность молодежи в общественные процессы, низкая степень интеграции в жизнь общества, низкий интерес к общественно-политической жизни общества. Существует превалирование двух позиций взаимоотношений общества и молодого индивида: утилитарную позицию и позицию полного отчуждения [18, c.36]. При такой общественно-политической позиции молодежи построение гражданского общества, которое является стратегической перспективой политики современного Российского государства, на взгляд автора, невозможно. Процесс эффективной общественной интеграции молодого человека в социально-политическое пространство региона возможен лишь при условии учета как внутренних ресурсов личности, так и особенностей внешней ситуации.

     Автор делает вывод, что необходимы усиление механизмов государственной молодежной политики, способствующих повышению интенсивности общественно-политического молодежного движения в регионах, поддержка позитивных социальных инициатив молодых людей и развитие положительного опыта работы молодежных общественно-политических организаций посредством широкого информирования об их деятельности.

     Учитывая, что молодежь является, с одной  стороны, потенциалом позитивных перемен  в обществе, а с другой стороны, возможным фактором социальной нестабильности, становится исключительно актуальным содействие власти в адаптации молодых людей к современным социально-экономическим  и политическим условиям в рамках государственной молодежной политики.

     Сегодня в России, по мнению автора, наиболее эффективными формами общественно-политической активизации молодежи являются поддержка молодежных инициатив, молодежный парламентаризм и самоуправление, то есть реализация молодежью конкретных проектов локального характера, которые становятся основой для ее  социально-политической субъектизации.

     С точки зрения автора, сегодня перед руководителями молодежной сферы регионов РФ встают следующие задачи, решение которых будет способствовать повышению эффективности государственной молодежной политики:

Информация о работе Органы власти и молодежные организации в современной России