Организация управления в области социальной защиты населения

Автор: Ольга Назарова, 05 Декабря 2010 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Для раскрытия темы предполагается изучить следующие вопросы: теоретические основы социальной защиты населения в России (сущность и принципы соцзащиты, государственная политика в области соцзащиты, нормативно-правовая база); организация управления социальной защитой населения (органы соцзащиты, методы организации труда, финансирование) и система социальной защиты населения Новгородской области.

Содержание

Введение. 2
1. Теоретические основы социальной защиты населения.
Сущность и принципы социальной защиты. 2
Принципы государственной социальной политики. 4
Нормативно-правовые акты, обеспечивающие социальную политику. 4
2. Организация управления социальной защитой населения.
Органы социальной защиты. 5
Методы организации труда в социальной защите. 6
Механизмы финансирования социальной защиты. 7
3. Система социальной защиты населения Новгородской области.
Структура комитета социальной защиты населения. 9
Положение о комитете. 9
Работа комитета. 11
Заключение. 12
Список литературы. 13

Работа содержит 1 файл

Администр. право.doc

— 154.00 Кб (Скачать)
    1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ РФ.
 

     Основными правовыми документами, гарантирующими социальную защиту населения и регламентирующими  деятельность государственных и  иных органов в этой области, являются:

  1. Декларация ООН о правах человека 1948г.
  2. Конвенция ООН о правах человека 1989 г. и другие международные документы.
  3. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 года).
  4. Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года).
  5. Федеральные законы:

    «О ветеранах» (принят Государственной Думой 16.12.94 г. с дополнениями от 20.01.95 г.);  
    «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (принят Государственной Думой 17.05.1995 г.);  
    «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» от 24.11.95 г.;  
    «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95 г.;  
    «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95 г.;  
    «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21.07.97 г.;  
    «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.97 г. и другие законы Российской Федерации.

  1. Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Постановления и другие документы Министерств и Комитетов Российской Федерации, локальные нормативно-правовые акты.
 
  1. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ.
 
    1. ОРГАНЫ  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ.
 

     Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов  социальной работы. Цель их деятельности - проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

     Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми.

     Субъекты  управления - органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению. Это: министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы.

     Основная  функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

     Основные  уровни органов социальной работы:

     - федеральный уровень (республика);

     - регион;

     - трудовой коллектив;

     - негосударственные (благотворительные)  общественные организации.

     Важную  роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

     Основные  функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне:

     1. организация пенсионного обслуживания  и обеспечения пособиями;

     2. социальное обслуживание;

     3. медико-социальная экспертиза;

     4. реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи;

     5. социальная помощь семье и  детям;

     6. подготовка законодательства по  социальной защите населения;

     7. внешнеэкономическое и международное  сотрудничество;

     8. разработка положений по основам  социальной политики;

     9. анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;

     10. подготовка рекомендаций для  разработки региональных социальных  программ;

     11. разработка социальных нормативов  и т. д. 

     Функции органов социальной защиты населения  на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:

     1. обеспечение и решение производственно-экономических  задач;

     2. плановую и финансово-экономическую  деятельность;

     3. создание различных фондов социальной  помощи;

     4. решение экономических проблем и др.

     Социальными функциями трудового коллектива являются:

     1. совершенствование материальных  и культурных условий жизни  людей;

     2. развитие социальной структуры  коллектива;

     3. улучшение отношений внутри коллектива;

     4. улучшение социального обеспечения, здравоохранения;

     5. организация помощи в семейной  жизни, проведении досуга;

     6. соблюдение принципа социальной  справедливости.

     Определенные  функции выполняют различные  благотворительные организации  и фонды социальной помощи населению:

     1. социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;

     2. социальная реабилитация инвалидов;

     3. правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д. /5/. 

    2.2. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА В СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ. 

     В нашей стране ведется значительная работа по созданию условий, обеспечивающих успешное применение в экономике принципов научной организации труда. Многие передовые формы и методы организации труда закреплены в правовых документах и стандартах.

     Научная организация труда рассматривается как высшая ступень организации труда, призванная решить следующие задачи:

     1. Экономическую - повысить производительность  труда при экономии времени  и энергии человека.

     2. Психофизиологическую - всестороннее  оздоровление и облегчение условий  труда, в конечном счете, позволяющее сохранить здоровье и трудоспособность работающих.

     3. Социальную - ее решение должно  способствовать всестороннему и  гармоничному развитию личности, воспитанию нового человека, превращению труда в жизненную необходимость /4/.

     Основные  направления научной организации  труда в работе органов социальной защиты населения:

     1. Разделение и кооперации труда.  Подбор и расстановка кадров. Организация творческого труда. Сплочение коллектива.

     2. Совершенствование оплаты труда  работников. Ликвидация уравнивающего принципа в оплате труда.

     3. Организация рабочего места, оснащение,  планировка, эстетизация.

     4. Создание благоприятных условий  труда: санитарно-гигиенических  и психофизиологических (отношений в коллективе).

     5. Рационализация приемов и методов труда.

     6. Воспитание сознательного и творческого  отношения к труду. Укрепление  дисциплины труда.

     7. Подготовка и повышение квалификации  кадров.

     Таким образом, в районных и городских  органах социального обеспечения  применяются:

     - компьютеризация назначения и выплаты пенсий;

     - консультационные пункты;

     - «горячие телефоны»;

     - выступления с консультациями  по радио, телевидению, в печати;

     - проведение выездных заседаний  комиссий по назначению пенсий  на крупных предприятиях;

     - подготовка памяток для пенсионеров.

     Планирование  работы районных (городских) органов  социальной защиты населения предусматривает  составление следующих графиков.

     1. Графики работы всего районного  органа социальной защиты населения  с указанием рабочих дней, выходных, начала и окончания работы, перерыва. Отдельно указываются приемные дни с указанием времени приема. При участковой системе в городском органе социальной защиты населения работает 2-3 приемных. Если районный (городской) орган социальной защиты населения функциональной специализации, то все рабочие дни - приемные.

     2. Графики работы специалистов. На  двери обязательно указываются  фамилия, имя, отчество специалиста, дни и время приема. Приемные дни должны совпадать у всех работников районного (городского) органа социальной защиты, чтобы в случае неудовлетворения ответом специалиста можно было обратиться к заведующему или заместителю.

     3. График работы консультационных  пунктов.

     4. График работы медико-социальной  экспертной комиссии.

     Кроме графиков в районном (городском) органе социальной защиты населения составляются текущие и годовые перспективные планы.

     Перспективные планы.

     1. Годовой план основных мероприятий  утверждается администрацией города  или района. Этот план обязательно содержит разделы:

     - пенсионное обслуживание и обеспечение;

     - обеспечение пособиями;

     - методическая работа;

     - работа с общественностью;

     - пропаганда правовых знаний;

     - культурно-массовая работа.

     2. Годовой план по научной организации труда.

     3. Годовой план повышения квалификации работников районного органа социальной защиты населения.

     4. Годовой план практических мероприятий по трудовому устройству инвалидов, материально-бытовому обслуживанию пенсионеров.

     Сотрудники  районного (городского) органа социальной защиты населения составляют текущие  рабочие планы на месяц с разбивкой на недели и дни. Планы должны быть конкретными, реально исполнимыми, обязательно содержать дату исполнения и исполнителей, а также должны быть подписаны руководителем.

     Для осуществления работы органов социальной защиты населения немаловажную роль играют факторы финансирования мероприятий социальной защиты, входящих в состав годового и других перспективных планов /6,7/. 

    2.3. МЕХАНИЗМЫ  ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ. 

     К основным принципам финансирования социальной работы на региональном и местном уровне можно отнести следующие:

     - принцип использования финансово-экономических  факторов для повышения уровня  социальной защиты и формирования социальных фондов;

     - принцип социального реагирования  в связи с инфляцией, повышением  прожиточного минимума, стоимости продовольственной корзины, уровня цен на жилье;

     - принцип дифференцированного подхода  при определении размера ассигнований  и социальной помощи в зависимости от специфики региона и местных условий;

     - принципы экономической самостоятельности  местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством;

     - критерии экономической эффективности,  с учетом объема социальных  расходов;

     - учет государственных минимальных  стандартов, в пределах которых  должны выделяться средства по основным социальным позициям;

     - преимущество социальной сферы  при распределении дополнительных  бюджетных доходов.

Информация о работе Организация управления в области социальной защиты населения