Организация работы органов опеки и попечительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:19, реферат

Описание работы

Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
1. Опекуны и попечители......................................................................................4
Установление опеки и попечительства..........................................................9
2.1 Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними…..9
2.2 Установление опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами……………………………………….10
2.3 Установление попечительства над совершеннолетними гражданами.11
3. Прекращение опеки и попечительства……………………………………..13
4. ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Лиманского района»…………………………..15
Заключение……………………………………………………………………...17
Список используемой литературы…………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

Реферат ОРОСО.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

5. Отчет опекуна или попечителя  хранится в личном деле подопечного.  Правила ведения личных дел  подопечных, форма отчета опекуна  или попечителя устанавливаются  Правительством Российской Федерации.

Статья 26. Ответственность опекунов и попечителей

1. Опекуны несут ответственность  по сделкам, совершенным от  имени подопечных, в порядке, установленном  гражданским законодательством.

2. Опекуны и попечители отвечают  за вред, причиненный по их  вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда.

3. При обнаружении ненадлежащего  исполнения опекуном или попечителем  обязанностей по охране имущества  подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному.

4. Опекуны и попечители несут  уголовную ответственность, административную  ответственность за свои действия  или бездействие в порядке,  установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 27. Контроль за деятельностью  органов опеки и попечительства

Контроль за деятельностью органов  опеки и попечительства осуществляют уполномоченные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации органы и должностные лица.

Статья 28. Ответственность органов  опеки и попечительства

Вред, причиненный подопечному  в результате незаконных действий или  бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Установление опеки и попечительства

2.1 Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними

Различие между опекой и попечительством над несовершеннолетними  проявляется в том, что опека  устанавливается над детьми в  возрасте до 14 лет, а попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со ст. 31 ГК РФ и п. 1 ст. 121 СК РФ функции по защите прав и интересов детей в случаях  смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагаются на органы опеки и попечительства.

Ими производится назначение опекуна или попечителя, в течение  месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки  или попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства.

При невозможности устройства ребенка в течение месяца сведения направляются в Министерство образования  и науки РФ, на которое возложены функции по осуществлению централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и оказанию содействия в устройстве ребенка в семью на всей территории РФ. Таким образом, сведения о ребенке поступают в федеральный банк данных.

Выполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей начинается с момента принятия органом опеки и попечительства соответствующего решения и выдачи гражданину опекунского или попечительского удостоверения.

При достижении ребенком, над которым  была установлена опека, возраста 14-ти лет, она автоматически переходит в попечительство. Обязанности попечителя продолжает выполнять то лицо, которое было назначено опекуном ребенка.

Одним из важнейших прав ребенка, способствующих его развитию, является право на общение с родителями. Данное право сохраняется и за ребенком, над которым установлены опека или попечительство. Передача на воспитание в семью опекуна (попечителя) не связана с прекращением правоотношений с родителями. Возможны случаи, когда родители, несогласные с отменой или ограничением своих родительских прав, могут попытаться выкрасть ребенка из семьи опекуна (попечителя). Во избежание подобных эксцессов опекунам и попечителям предоставляется право требовать через суд возвращения ребенка от любых лиц, незаконно удерживающих его у себя, в том числе и близких родственников. Это способствует максимальной защите интересов ребенка.

2.2 Установление опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами

Для того чтобы, признать совершеннолетнего гражданина недееспособным, он должен болеть душевной болезнью или слабоумием.

Душевнобольными признаются лица, которые в силу психического заболевания или временного психического расстройства не могут понимать значения своих действий, отдавать отчет в  своих поступках. Слабоумными признаются лица, которые от природы лишены способности понимать, значение своих действий и отдавать отчет в своих поступках.

Гражданин может быть признан недееспособным только в  судебном порядке. Рассмотрение таких  дел имеет много особенностей.

Дело о признании  гражданина недееспособным может быть начато по заявлению его семьи, органа опеки и попечительства, прокурора, лечебного учреждения или профсоюзов и других общественных организаций. Заявление о признании гражданина недееспособным подается в суд по месту жительства такого гражданина или по месту нахождения медицинского учреждения, в котором гражданин пребывает. В заявлении должны быть приведены факты, позволяющие считать гражданина невменяемым.

При подготовке дела к  судебному разбирательству судья назначает судебно-психиатрическую экспертизу для определения психического состояния гражданина. После проведения экспертизы эксперты должны ответить на следующие вопросы:

1) Страдает ли обследуемое  лицо душевной болезнью, и какой;

2) Может ли это лицо отвечать за свои действия;

3) Нуждается ли обследуемый  по своему психическому состоянию  в установлении над ним опеки?

По результатам экспертизы составляется заключение, которое приобщается  к материалам дела.

Дело о признании  гражданина недееспособным суд рассматривает в обязательном присутствии прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Сам гражданин может присутствовать на рассмотрении этого дела в зависимости от состояния своего здоровья.

Если суд примет решение  о признании гражданина недееспособным, то это будет основанием для установления над ним опеки. Поэтому суд обязан в течение трех дней со времени вступления решения суда в законную силу сообщить органу опеки и попечительства, находящемуся по месту жительства лица, признанного недееспособным, о необходимости назначения лицу опекуна.

Как и в случае с  опекой (попечительством) над несовершеннолетними  решение о назначении гражданину опекуна принимается органом  опеки и попечительства в течение  месяца со дня получения необходимых  сведений из суда.

2.3 Установление попечительства над совершеннолетними гражданами

Над совершеннолетними  гражданами может быть установлена  как опека, так и попечительство. Оснований для установления над  гражданином попечительства несколько. Одно из них - ограничение дееспособности гражданина, вследствие злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими веществами. Однако попечительство над таким гражданином может быть установлено лишь в том случае, если своими действиями он ставит семью в трудное материальное положение. Других оснований для ограничения дееспособности гражданина не существует. Но я считаю, что нужно расширить этот перечень. Ведь ставить свою семью в тяжелое материальное положение можно и азартными играми, и рискованным ведением предпринимательской деятельности и другими непродуманными действиями.

Дееспособность лица может быть ограничена лишь судом  в установленном законом порядке. Он во многом похож на порядок признания  лица недееспособным.

Гражданин, над которым  после ограничения дееспособности было установлено попечительство, не вправе самостоятельно (без согласия попечителя) завершать какие-либо сделки, кроме мелких бытовых. Своими доходами он может распоряжаться лишь с предварительного согласия попечителя.

Существенным различием  между опекой и попечительством над дееспособными гражданами выступает то, что попечитель не несет ответственности за вред, причиненный действиями его подопечного.

Возможно также, что  гражданин, будучи полностью дееспособным, не в состоянии самостоятельно реализовать свои права и обязанности в силу престарелого возраста или какого-либо заболевания. В этом случае над гражданином устанавливается попечительство в форме патронажа. Патронаж может быть установлен только по желанию самого гражданина.

Под патронажем как особой формой попечительства в силу п.1 ст.41 ГК следует понимать регулярное (постоянное) оказание помощи в осуществлении прав, их защите и исполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному гражданину, нуждающемуся в такой помощи по состоянию своего здоровья: тяжелая болезнь, физические недостатки, преклонный возраст. Наличие у гражданина, нуждающегося в помощи, детей или других родственников, обязанных по закону оказывать ему поддержку и материальную помощь, не является препятствием для установления патронажа.

Подбором кандидатов на роль попечителя в подобных случаях  занимаются отделы социальной защиты органов местного самоуправления. Для  установления попечительства необходимо согласие гражданина с предложенной кандидатурой попечителя.

В роли попечителя над дееспособным гражданином может выступать и администрация специализированного стационарного учреждения (дома-интерната, пансионата для престарелых).

Нужно помнить, что гражданин, над которым установлен патронаж, ни в коей мере не ограничивается в  своей дееспособности. Следовательно, он может самостоятельно заключать любые сделки. Попечитель является помощником такого гражданина, способствуя максимальной защите его прав, свобод и законных интересов.

Между попечителем и  подопечным может быть заключен договор поручения или доверительного управления, который позволит попечителю распоряжаться имуществом подопечного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Прекращение опеки и попечительства

Опека или  попечительство прекращается:

1) в случае  смерти опекуна или попечителя  либо подопечного;

2) по истечении  срока действия акта о назначении  опекуна или попечителя;

3) при освобождении  либо отстранении опекуна или  попечителя от исполнения своих  обязанностей;

4) в таких  в случаях как:

1. Суд вынес  решение о признании подопечного  дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства.

2. По достижении  малолетним подопечным четырнадцати  лет, а гражданин, осуществлявший  обязанности опекуна, становится  попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

3. Попечительство  над несовершеннолетним прекращается  без особого решения по достижении  несовершеннолетним подопечным  восемнадцати лет, а также при  вступлении его в брак и  в других случаях приобретения  им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

2. Опека над  детьми несовершеннолетних родителей  прекращается по основаниям, предусмотренным  частью 1 настоящей статьи, а также  по достижении такими родителями  возраста восемнадцати лет и  в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

3. Опекун (попечитель) могут быть освобождены от  исполнения своих обязанностей  по их просьбе.

4. Орган опеки  и попечительства может освободить  опекуна или попечителя от  исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

5. Орган опеки  и попечительства вправе отстранить  опекуна или попечителя от  исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:

Информация о работе Организация работы органов опеки и попечительства