Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:26, контрольная работа
Переход к рыночной экономике неизбежно привёл к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. 1 июля 1991 года в СССР началась официальная регистрация безработных. Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Психологическое состояние безработных………………………………..5
2. Деятельность социальных служб по защите безработных……………8
3.Социально-психологическая работа в системе службы занятости…...
3.1 Психологическая поддержка безработных…………………………….19
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………………….29
Наряду с пассивной, возрастающее значение приобретает активная политика
занятости. Она сводится к созданию благоприятных условий для включения в общественное производство трудоспособных слоев населения. При спаде
промышленного производства и сокращении спроса на рабочую силу проблемы трудоустройства приобретают особую остроту. Большую роль в решении-этой проблемы играет Федеральная служба занятости. Она
обладает экономическими, кредитно-финансовыми рычагами воздействия на
политику
занятости хозяйствующих субъектов.
Деятельность службы занятости заключается
как в поисках подходящих вакантных рабочих
мест, так и в совершенствовании профессионально-
3.1 Психологическая поддержка безработных.
Психологическая
поддержка – это система социально-психологических
способов и методов, способствующих социально-профессиональному
самоопределению личности в ходе формирования
ее способностей, ценностных ориентаций
и самосознания, повышению ее конкурентоспособности
на рынке труда и адаптированности к условиям
реализации собственной профессиональной
карьеры.
Помощь, оказываемая службой занятости, не может быть сущностно одинаковой для всех безработных. Степень адаптивности социального поведения безработного можно оценить по тому, чувствует ли он себя жертвой или хозяином положения, в котором находится. При оказании
психологической поддержки Если
преобладают эгоистические Можно выделить две стратегии помощи безработным клиентам СЗН: первая сориентирована на интересы СЗН и заключается в скорейшем устройстве на работу клиента, вторая — на интересы человека (должна быть увязана не с любой работой, а с той, что предполагает приложение способностей данного человека). Использование дифференцированного подхода позволит разрабатывать целевые программы обучения с учетом качественных характеристик (способностей, мотиваций и свойств) претендентов, что в конечном итоге повысит конкурентоспособность безработных на рынке труда. Таким образом, основной задачей профконсультанта является либо сужение поля выбора профессии (если клиент не видит возможности сменить род занятий), либо расширение круга ее поиска (если клиент не определился относительно дальнейшей трудовой деятельности). Деятельность профконсультанта должна быть нацелена на формирование у безработных граждан следующих качеств адаптивного поведения: - способности
к изменению собственных - психологической
готовности к приобретению - умений
преодолевать трудности в - способности
к объективной оценке своих
интеллектуальных и физических
возможностей в процессе - стремлений
максимально эффективно В настоящий момент практика подтвердила преимущества групповых форм работы с безработными — это: экономичность,
когда один ведущий работает одновременно
с группой, а не с каждым ее членом
в отдельности (что позволяет
резко сократить затраты эффективность, когда используются психологические возможности малых групп (усиление психологического воздействия ведущего на каждого члена группы за счет других участников). Групповые формы и методы работы с безработными реализуются как бы на двух уровнях: организаторская работа типа клубной (еще можно назвать информационной) и психологическая, тренинговая работа (приобретение навыков самостоятельного поиска работы, например овладение техникой разговора по телефону и т.д.). Наиболее эффективными формами работы по организации занятости и оказанию психологической поддержки безработным гражданам, длительно стоящим на учете, являются постоянно действующие клубы и курсы, например «Клубы ищущих работу» и курсы «Новые старты». Как стало
понятно, эффективность деятельности
службы занятости в социально- Основными
технологиями в области социально- Существует несколько видов консультаций, проводимых государственной СЗ: информационная, психологическая и консультация по профориентации. Информирование о реальных потребностях рынка труда имеет большое значение для минимизации периодов безработицы. Информационная консультация предоставляет клиенту информацию о наличии вакантных мест на предприятиях, о соответствующих этим вакансиям специальностях, сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение. Также всем желающим предоставляется информация о деятельности и структуре службы занятости, условиям получения статуса безработного и т.д. Информационная консультация проводится специалистом отдела трудоустройства службы занятости либо заместителем начальника данного отдела. В большинстве случаев этот вид консультирования бывает групповым. Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиента сфере деятельности и направлению профессионального обучения. Этот вид консультирования подразделяется на индивидуальное и групповое. Индивидуальное проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности: здесь можно получить исчерпывающую информацию о различных сферах деятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей. Групповое консультирование носит информационный характер; цель - дать безработным наиболее полные сведения об услугах, оказываемых службой занятости. Личностная консультация проводится, если специалист чувствует, что что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера (неуверенность, нерешительность и т.д.), что выявляется путем личностной диагностики и использования различных методов. Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных работать по той или иной специальности. С помощью тестирования и других методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов позволяет сделать вывод: может ли человек успешно работать по данной профессии. Психологическая поддержка осуществляется главным образом в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем, кто находится в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, плохим самочувствием. После такой консультации с клиентом может обсуждаться его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы. Цели и задачи психологического консультирования. Основная цель психологического консультирования —оказание психологической помощи, т. е. разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. Но ответить однозначно на вопрос, в чем именно и как эта психологическая помощь должна выражаться, не так просто. В принципе, человеку, побывавшему на приеме у специалиста, должно стать лучше, чем было «до того». Но все далеко не так просто. Случается, что после консультации клиенту кажется, что его не поняли и не оценили, но проходит время, и тот же самый человек начинает понимать, что многое из того, что обсуждалось с консультантом, было понято последним абсолютно верно и, в результате, помогло ему переоценить нечто в себе самом. Так же консультант может вдруг заметить, что то, по его мнению, вначале не было услышано и принято клиентом, потом берется им на вооружение в различных ситуациях при построении отношений с окружающими. Следовательно, удовлетворенность клиента, хотя и считается важнейшим показателем эффективности психологического консультирования, не является однозначной. Здесь многое определяется характером проблем клиента. Так, человек, переживающий сильнейший стресс, может рассчитывать на то, что после посещения консультации ему будет легче. В другой же ситуации облегчение эмоционального состояния может не являться прямой целью консультанта: порой, даже чувствуя, что беседа с психологом была, несомненно, полезной, клиент может начать переживать свои проблемы гораздо болезненнее, поскольку пришедшее с пониманием происходящего ощущение собственной вины не является легким. В ходе консультации локус жалобы клиента должен быть переведен с других на себя. Только в том случае, если человек ощущает свою ответственность за происходящее, он будет стараться изменить ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи со стороны окружающих (специалистов СЗ). В групповой психотерапии широко используются различные групповые процессы, происходящие в результате взаимодействия между людьми для решения личных, межличностных и групповых психосоциальных проблем. Существует много разновидностей групповой психотерапии, а также подходов к ее определению и пониманию. В данном случае под группой понимается объединение от двух и более лиц, имеющих общий круг общения, в результате которого происходит обмен значимой социальной информацией, влияние одних членов группы на других, возникновения чувства принадлежности к данной группе и формирование осознания всеми участниками группы себя как «мы». Такие факторы, как групповое давление, групповая идентичность в значительной мере изменяют поведение людей, способствуя их адаптивности. Что касается психотерапевтической группы, это искусственно созданная малая группа, в которой происходящие в ней явления осознанно, целенаправленно используются специалистом для решения психологических и социальных проблем объединившихся в группу участников. Важным преимуществом терапевтической группы является возможность получения обратной связи и эмоциональной поддержки от людей, имеющих сходные проблемы. В каждой группе заложен определенный социально-психологический потенциал, который может быть направлен на реализацию групповых психотерапевтических функций на оказание помощи участникам группы. Среди
групп, где целенаправленно — группы для решения проблем (группы организационного развития); — группы личностного роста (самосовершенствования); — группы развития компетентности в общении; — терапевтические группы (разрешающие психологические проблемы, которые затрудняют адаптацию к окружающей социальной среде). Социально-психологической деятельности службы занятости характерен главным образом четвертый вид, хотя созданные группы несут в себе черты всех четырех типов. Для групповой терапии характерно применение методов социально-психологического воздействия на психически здоровых индивидов с целью повышения их социально-психологической компетентности, личностного роста, самосовершенствования и решения социально-психологических проблем. Участие в психотерапевтической группе носит добровольный характер. Все участники группы сознательно выполняют возлагаемые на них функции, получают информацию о том, что происходит в группе во время сеанса, проявляют интерес к положительному исходу терапии. |
Хроническая безработица является объектом повышенного внимания в по-литике занятости. Во-первых, это связано с ее разрушительными последствиями как для качества рабочей силы, так и для личности безработных, а следователь-но, с угрозой нарушения социальной стабильности. Во-вторых, первоочередная ориентация на предупреждение застойной безработицы или смягчение ее последствий определяется особой структурой безработицы, которая сформировалась в промышленно развитых странах за последние два десятилетия. Речь идет о преобладании среди безработных социально уязвимых групп: молодежи, пожилых людей, женщин (в первую очередь молодых матерей), мигрантов, инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью, длительных безработных.
Политику занятости нельзя сводить лишь к помощи безработным, как это на-блюдается сегодня в России, где все сводится только к адаптации к рынку традиционных контингентов риска, испытывающих трудности в процессе поиска работы или находящихся под прямой угрозой высвобождения. Теоретической базой для столь упрощенного взгляда является, видимо, вульгарная трактовка пространства рынка труда как сферы, охватывающей исключительно безработных и вакансии, а не всю совокупность отношений в области занятости.
В мировой науке и практике уже давно сформировалось и нашло практическое воплощение понимание политики занятости как инструмента наиболее полной реализации и развития трудового потенциала населения. Меры, направленные на помощь безработным, составляют органическую часть политики занятости. Так, документ, подготовленный Международным центром экономического роста, ставит в один ряд с сокращением безработицы следующие стратегические цели политики занятости:
• более полное использование рабочей силы;
• создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой работы;
• инвестирование в человеческий капитал в целях увеличения индивидуальной производительности в сочетании с адаптированием технологических процессов к возможностям работников;
• стимулирование механизмов адаптации к требованиям рынка (прежде всего – содействие развитию производственной и социальной инфраструктур).
К общим (экономическим, социальным, социокультурным, социально-психологическим) характеристикам ситуации добавляются личностные проблемы незанятых граждан . Если раньше «работа искала человека», то теперь он должен искать ее сам. Но далеко не все готовы к этому. Неопределенность, нестабильность социально-экономической ситуации в стране приводит к появлению внутреннего дискомфорта, эмоциональной неустойчивости, разочарования, усиливающегося равнодушия и утрате самоуважения.
Поэтому
важным направлением работы социальных
служб должна быть психосоциальная
помощь безработным. Она позволяет
остановить личностную дезинтеграцию,
помочь людям поверить в себя, сорентировать
их на самозанятость, надомный труд, развитие
подсобного хозяйства.
Список использованной литературы:
Информация о работе Организация психосоциальной помощи безработным