Организация психосоциальной помощи безработным

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике неизбежно привёл к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. 1 июля 1991 года в СССР началась официальная регистрация безработных. Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Психологическое состояние безработных………………………………..5
2. Деятельность социальных служб по защите безработных……………8
3.Социально-психологическая работа в системе службы занятости…...
3.1 Психологическая поддержка безработных…………………………….19
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………………….29

Работа содержит 1 файл

организация психосоц пом безработн.docx

— 62.80 Кб (Скачать)

Практика  показывает, что важнейшим звеном в деятельности служб занятости  является также социально-психологическая  работа с клиентами.

В деятельности служб занятости большое значение имеет трактовка понятия "безработные". Такая трактовка содержится в  Законе о занятости населения(7, 430). В соответствии с этим законом  безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости  в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. При  этом не берутся во внимание оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, выплата выходного пособия и среднего заработка работникам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с ликвидацией, реорганизацией или сокращением численности их штата.

И работникам службы занятости, и их клиентам необходимо хорошо знать некоторые принципиальные положения данного закона. Например, готовность трудиться означает, что  клиент принимает предложение о  работе, соответствующей профилю  своего образования, с учетом стажа, навыков, стремится пройти профессиональную подготовку или переподготовку, чтобы  занять определенное место работы.

Второе  положение, с которым приходится постоянно сталкиваться работникам и клиентам служб занятости, связано  с понятием "подходящая работа". Закон признает подходящей такую  работу, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, опыта прежней работы, состояния  здоровья, транспортной доступности  рабочего места. Эта работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка по последнему месту работы, протекать в условиях, соответствующих правилам и нормам охраны труда.

Служба  занятости обязана принять решение  о признании гражданина безработным  не позднее 11 дней с момента предъявления им соответствующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, о среднем, за работке  за последние два месяца по последнему месту работы.

Службой занятости не могут быть признаны безработными следующие категорий  граждан: 1) не достигшие 16-летнего возраста; 2) лица, кому назначена (в соответствии с законодательством) пенсия, исключая инвалидов III группы; 3) отказавшиеся в  течение 10 дней со дня обращения  в службу занятости от двух вариантов подходящей работы; 4) впервые ищущие работу, а также не имеющие профессии (специальности) в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки, от предложенной оплачиваемой работы (даже временной).

Для потерявших работу в связи со структурными изменениями  в экономике, закрытием или перепрофилированием  производства закон предусматривает  сохранение стажа и среднего заработка  в период трудоустройства, но не более  трех месяцев.

Ситуация  на рынке труда усложняется. Высвобождение  большого числа работников, конверсия  военно-промышленного комплекса, незащищенность выпускников учебных заведений  на первый план выдвигают следующие  задачи: оказание этим категориям населения  социально-психологической помощи, с одной стороны, и их профессиональную ориентацию, с другой.

В настоящее  время основная цель профориентационной работы службы занятости - содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки. Оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.

Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся  в состоянии депрессии со сниженной  активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие  люди, как правило, испытывают определенные трудности в общении как с  близкими людьми и знакомыми, так  и с потенциальными работодателями. Для работы с такими клиентами  используются специальные психологические  приемы и методы, вплоть до интенсивной  психотерапии.

После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная  ситуация, выявляются его возможности  и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего  поиска работы. Это либо поиск вакансий по прежней специальности, либо получение смежной или новой профессии, либо участие в Клубе поиска работы или занятия на курсах "Новый старт", в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможности для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в результате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска работы, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства.

Психологическая поддержка приобретает особенное  значение в тех регионах, где очень  мало или практически отсутствуют  женские вакансии. Она позволяет  остановить личностную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.

Информационная  консультация предоставляет клиенту  подробную информацию о наличии  вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих  этим вакансиям специальностях, а  также сведения о том, где можно  пройти переобучение и обучение.

Профессиональное  консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение  мотивации к труду, выявление  психологических и психофизических  особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сфере деятельности, направлению профессионального обучения.

Благодаря переходу к рыночным отношениям расширился круг выбора профессии. Однако из-за недостаточной  осведомленности у человека складывается неправильное представление о многих из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач - обратить внимание безработного на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них. Консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности ("человек - природа", "человек - техника", "человек - художественный образ", "человек - человек"), наиболее соответствующее его желаниям и склонностям. Именно направление, а не профессию. Затем идет совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий.

Если  консультируемый смог подобрать  себе новую специальность и по ней есть вакансия, специалисты отделов  переобучения совместно с клиентом определяют, в каком учебном заведении  он сможет ее получить.

Профотбор проводится в целях выявления  лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С  помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также  с использованием бланковых психологических  методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать  вывод о том, может ли человек  успешно работать по данной профессии.

Это трудоемкое, сложное обследование требует большого объема времени, высокого уровня квалификации специалистов. Проводится оно обычно по заявкам работодателей на договорной основе и является дополнительной услугой, оказываемой центрами занятости  населения. В качестве основной услуги проводится профотбор лиц, направляемых на обучение по различным специальностям. Такой отбор преследует цель сократить отсев в процессе обучения (более эффективно используются средства фонда занятости, выделенные на обучение безработного).

В некоторых  центрах занятости проводятся так  называемые ярмарки учебных мест для молодежи и учащихся выпускных  классов школ.

На ярмарках бывают представлены информация о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, условиях приема, сведения о факультетах  и специальностях, об оплате обучения и размере стипендии, о подготовительных курсах, данные о краткосрочных курсах профессионального* обучения и переподготовки. Посетители ярмарки получают консультации по переобучению, находят ответы на интересующие их вопросы у юристов, экономистов, других специалистов. Каждую школу на ярмарке обеспечивают индивидуальным пакетом информации на тему: "Куда пойти учиться".

Профориентация, являясь приоритетным направлением государственной политики содействия занятости населения, позволяет  снизить общий уровень социальной напряженности, повысить степень социальной адаптации населения к современным  условиям жизни и уровень социально-профессиональной активности граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Социально-психологическая  работа в системе  службы занятости

 Одним  из направлений деятельности службы занятости Российской федерации является оказание социально-психологической помощи людям находящихся в поиске работы. Им оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.

     Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной

консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди, как правило, испытывают определенные трудности в общении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии.

После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы. Это либо поиск вакансий по прежней специальности, либо получение смежной или новой профессии, либо участие в Клубе поиска работы или занятия на курсах «Новый старт», в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможности для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в результате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска работы, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства.

     Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а тай же сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

     Профессиональное консультирование включает в себя изучение

профессиональных  интересов, повышение мотивации  к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым да клиентов сфере деятельности, направлению профессионально обучения.

Профессиональное  консультирование можно подразделить на индивидуальное и групповое.

 Индивидуальное консультирование проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности. Беседа длится 40—60 минут. Иногда одной встречи бывает недостаточно и работа может быть продолжена. В процессе индивидуального консультирования можно получить исчерпывающую информацию о различных сферах деятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей.

 Групповое консультирование в большей степени носит информационный

характер. Его цель — дать безработным наиболее полную информацию об услугах, оказываемых службой занятости.

     Личностная консультация проводится, если психолог чувствует — что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера (высокая тревожность, неуверенность, нерешительность и тому подобное), что выявляется путем личностной диагностики и использования различных методов.

     Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать по данной профессии.

Таким образом, общественная помощь безработным принимает разнообразные пассивные и активные формы. Пассивная помощь проявляется прежде всего в государственной поддержке источников существования. Большинство безработных охвачены страхованием по безработице, предусматривающим выплату специальных пособий.

Информация о работе Организация психосоциальной помощи безработным