Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:10, реферат
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества.
Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.
В резолюции Всероссийского съезда по охране природы ,принятой 5 июня 1995 года, в качестве одного из важнейших условий успешного проведения экологической политики отмечено «создание системы всеобщего непрерывного и обязательного экологического образования, охватывающей весь процесс дошкольного, школьного и внешкольного воспитания».
Воспитанием людей в духе любви к природе заняты средства массовой информации, художественная литература, кино, театры, музеи, заповедники, зоопарки. Человек практически на протяжении всей своей жизни оказывается включенным в процесс непрерывного воспитания и образования. Экологическая информация сопутствует ему на работе и дома, в часы занятий и досуга. Каково состояние природной среды, воздуха, которым мы дышим, воды и пищи - все это волнует людей. Им надо знать, что их ждет впереди, как изменяется среда обитания.
Большое место в этом вопросе
отводится внешкольным
Завершающим, этапом экообразования является понимание того, что мы зависим от окружающего нас мира. Каждый житель должен рассматриваться с двух сторон: как работник предприятия, создавших антропогенный процесс для природной Среды, и как человек, попадающий под этот процесс. Отсюда должны строиться взаимоотношения человека и природы.
ГЛАВА 2
2.1 Элементы школьного образования
Экологические знания рассматривают общество и природу в их взаимодействии. Общественные науки раскрывают цели, которые преследует человек, используя природу, дают характеристику ценностей, на которые человек опирается или должен опираться в своей деятельности. Естественные науки показывают, какие законы действуют в природе независимо от сознания человека. Опираясь на технические науки, человек создаёт новые и совершенствует старые средства воздействия на природу.
Формирование ценностных экологических ориентаций. Экологическое образование включает в себя осознание школьниками разносторонней ценности природы, как источника удовлетворения разнообразных потребностей общества в целом и каждого человека.
1. Система норм и правил
2. Умение и навыки по изучению
природы и ее охраны. Школа
призвана учить школьников как,
3. Содержание экологического
Цель экологического образования и воспитания обуславливает следующие актуальные задачи:
- усвоение ведущих идей, основных
понятий и научных фактов, на
основе которых определяется
оптимальное воздействие
- понимание многосторонней
- овладение прикладными
- выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;
- формирование понятия о
- развитие духовной потребности
в общении с природой, осознание
ее облагораживающего
- формирование стремления к
активной деятельности по
Принципы организации
1. Процесс формирования
2. Процесс формирования
3. В основе формирования
4. Процесс формирования
Экологическое воспитание в семье, экологическое воспитание в дошкольных учреждениях,экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе), экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях, экологическое воспитание в лагерях летнего отдыха, самообразование и самовоспитание.
2.2 Задачи экологического образования
Принципы экологического образования реализуются в практике школы в процессе решения следующих задач.
1. Условие ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с её законами.
2. Понимание многосторонней
3. Овладение прикладными
Развитие потребности общения с природой, восприятия её облагораживающего воздействия в соответствии с моральными ценностями нашего общества, стремления к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями.
Сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение вреда или ущерба природе, загрязнение или разрушение окружающей природной среды.
Активизация деятельности по улучшению окружающей природной среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы.
В концепции экологического образования сформулированные цели, принципы и задачи имеют определяющее значение в разработке содержания, способов, средств и форм организации процесса, связанного с обучением и воспитанием школьников.
Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников. Реализация междисциплинарного подхода требует решения таких проблем, как определение ориентации каждого предмета в общей системе экологического образования, выделение межпредметных связей и обеспечение обобщения межпредметных подходов.
Выделение межпредметных связей в экологическом образовании предполагает взаимное согласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний.
Систематичность и непрерывность изучения экологического материала. Системно - структурный подход позволяет отобрать элементы знаний, распределить их в определенной последовательности. Принцип системности обязывает строить экологическое образование, не изолируя его от всей системы образования. Вместе с тем этот процесс должен стать непрерывным, охватывая все этапы дошкольного, школьного и послешкольного образования. Непрерывность процесса экологического образования предполагает согласованность воздействия разнообразных источников знаний и средств информации. Особенно важно это учителю, когда в школьных условиях формируется реальная и психологическая готовность учащихся к решению экологических проблем современности.
Единство интеллектуального и эмоционального начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающейся природной среды.
Становление экологически воспитанной личности в условиях педагогического процесса происходит при условии органического единства научных знаний о природных и социальных факторах среды с чувственным восприятиям, которое пробуждает эстетические переживания и порождает внести практический вклад в её улучшение.
2.3 Воспитание ответственности за состояние окружающей природной среды.
Ответственность - это категория этики и права. Она отражает социальное и морально-правовое отношение личности к обществу и природе и проявляется в выполнении своего долга и правовых норм.
Ответственность характеризует способность и возможность индивида сознательно выполнять требования и решать задачи, совершать правильный моральный выбор, достигать определенного результата[8].
Особую значимость приобретает
экологическое воспитание, направленное
на формирование ответственного отношения
к окружающей природной среде. Целенаправленное
воспитание и научное обоснование
поведения в окружающей среде
необходимы еще потому, что люди,
дающие указания без знания дела, решительно
вмешивающиеся в то, чего не понимают,
даже при благих намерениях могут
встать на позицию моральной
Ответственное отношение учащихся
к природе является не только целью,
но и желаемым результатом экологического
воспитания в школе. Экологическая
ответственность включает в себя
понимания человеком ценности своего
правильного поведения в
Проблема экологического воспитания - это, прежде всего проблема формирования научного мировоззрения школьника, так как оно является ядром сознания, придает единство духовному облику человека, вооружает его социально значимыми и экологически приемлемыми принципами подхода к окружающей природной среде.
Одним из важнейших элементов
Заключение:
Оценка ситуации в области экологического воспитания и образования в последние годы наметились прогрессивные сдвиги в экологическом образовании, а именно:
- все больше людей подключается
к проблеме экологического
- наряду с эколонизацией учебных дисциплин вводятся специализированные экологические предметы;
- идет качественное изменение
содержания методической базы
и процесса повышения
Основанием для регулирования
правоотношений в сфере экологического
образования является федеральный
закон «Об охране окружающей среды».
Закон устанавливает
Государство обязано обеспечивать качество и доступность соответствующих образовательных услуг, в том числе, путем, установления образовательных стандартов, материальной, организационной и информационной поддержки программ экологического образования.
Список литературы:
1. Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды; М., 2009 г.
2. Маковик А.С. Экологическое право: М.: Юристъ, 2008 - 476 с.
3. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура -- М.: Горизонт, 1997.-- 208 с.
4. Тихомирова Л.А. Экологическое право: М.: ИНФРА-М, , 2008. - 598 с.
5. Черников В.В. Проблемы развития экологического права: М.: Норма, 2007. – 331
6.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. - 480 с.
Информация о работе Организация экологического образования в России