Организация экологического образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:10, реферат

Описание работы

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества.

Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.
В резолюции Всероссийского съезда по охране природы ,принятой 5 июня 1995 года, в качестве одного из важнейших условий успешного проведения экологической политики отмечено «создание системы всеобщего непрерывного и обязательного экологического образования, охватывающей весь процесс дошкольного, школьного и внешкольного воспитания».

Работа содержит 1 файл

Документ Word 2007.docx

— 31.23 Кб (Скачать)

 

Воспитанием людей в духе любви  к природе заняты средства массовой информации, художественная литература, кино, театры, музеи, заповедники, зоопарки. Человек практически на протяжении всей своей жизни оказывается  включенным в процесс непрерывного воспитания и образования. Экологическая  информация сопутствует ему на работе и дома, в часы занятий и досуга. Каково состояние природной среды, воздуха, которым мы дышим, воды и  пищи - все это волнует людей. Им надо знать, что их ждет впереди, как  изменяется среда обитания.

 

Большое место в этом вопросе  отводится внешкольным учреждениям, которые оказывают огромное значение в экологическом воспитании и  образовании школьников.

 

Завершающим, этапом экообразования является понимание того, что мы зависим от окружающего нас мира. Каждый житель должен рассматриваться с двух сторон: как работник предприятия, создавших антропогенный процесс для природной Среды, и как человек, попадающий под этот процесс. Отсюда должны строиться взаимоотношения человека и природы.

 

ГЛАВА 2

 

2.1 Элементы школьного  образования

 

Экологические знания рассматривают  общество и природу в их взаимодействии. Общественные науки раскрывают цели, которые преследует человек, используя  природу, дают характеристику ценностей, на которые человек опирается  или должен опираться в своей  деятельности. Естественные науки показывают, какие законы действуют в природе  независимо от сознания человека. Опираясь на технические науки, человек создаёт  новые и совершенствует старые средства воздействия на природу.

 

Формирование ценностных экологических  ориентаций. Экологическое образование  включает в себя осознание школьниками  разносторонней ценности природы, как  источника удовлетворения разнообразных  потребностей общества в целом и  каждого человека.

 

1. Система норм и правил отношения  к природе. Изучая основы наук, ученик должен осознавать социальные  и природные причины, которые  диктуют определенные нормы и  правила профессионального и  индивидуального поведения в  окружающей среде. Соблюдение  этих норм и правил-есть общественно-необходимый акт, т.к. позволяет сохранить природу для будущих поколений.

 

2. Умение и навыки по изучению  природы и ее охраны. Школа  призвана учить школьников как,  изучать и охранять природу,  оценивать ее состояние пропагандировать  экологические знания среди сверстников  и взрослых.

 

3. Содержание экологического образования  богато и разнообразно и не  может быть развернуто в рамках  одного или нескольких предметов.  Поэтому педагоги говорят о междисциплинарном характере экологического образования, о том, что каждый предмет имеет свое особое значение в формировании экологической культуры школьников.

 

Цель экологического образования  и воспитания обуславливает следующие  актуальные задачи:

 

- усвоение ведущих идей, основных  понятий и научных фактов, на  основе которых определяется  оптимальное воздействие человека  на природу и природы на  человека;

 

- понимание многосторонней ценности  природы как источника материального  и духовного развития общества;

 

- овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками  рационального природопользования, развитие способности оценить  состояние природной среды, принимать  правильные решения по ее улучшению;

 

- выработка умений предвидеть  возможные последствия своей  деятельности в природе;

 

- формирование понятия о взаимосвязях  в природе;

 

- развитие духовной потребности  в общении с природой, осознание  ее облагораживающего воздействия,  стремление к познанию окружающей  природы в единстве с переживаниями  нравственного характера;

 

- формирование стремления к  активной деятельности по улучшению  и сохранению природной среды,  пропаганде природоохранительных  знаний, нетерпимого отношения действия  людей, наносящих вред природе.

 

Принципы организации экологического воспитания:

 

1. Процесс формирования ответственного  отношения к природе является  составной частью общей системы  воспитания, актуальным ее направлением.

 

2. Процесс формирования экологической  культуры строится на взаимосвязи  глобального, регионального и  краеведческого подходов к раскрытию  современных экологических проблем.

 

3. В основе формирования бережного  отношения к природе лежит  единство интеллектуального, эмоционального  восприятия окружающей среды  и практической деятельности  по ее улучшению.

 

4. Процесс формирования экологической  культуры школьников опирается  на принципы систематичности,  непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.

 

Экологическое воспитание в семье, экологическое воспитание в дошкольных учреждениях,экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе), экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях, экологическое воспитание в лагерях летнего отдыха, самообразование и самовоспитание.

 

 

 

2.2 Задачи экологического  образования

 

Принципы экологического образования  реализуются в практике школы  в процессе решения следующих  задач.

 

1. Условие ведущих идей, основных  понятий и научных фактов о природе на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с её законами.

 

2. Понимание многосторонней ценности  природы как источника материальных  и духовных сил общества и  каждого человека.

 

3. Овладение прикладными знаниями  и практическими умениями изучения  и оценке состояния окружающей  среды и принятия правильных  решений по её улучшению, способности  предвидеть возможные последствия  своих действий и не допускать  негативных воздействий на природу  во всех трудовой деятельности.

 

Развитие потребности общения  с природой, восприятия её облагораживающего  воздействия в соответствии с  моральными ценностями нашего общества, стремления к познанию реального  мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями.

 

Сознательное соблюдение норм поведения  в природе, исключающее нанесение  вреда или ущерба природе, загрязнение  или разрушение окружающей природной  среды.

 

Активизация деятельности по улучшению  окружающей природной среды, участие  в пропаганде современных идей охраны природы.

 

В концепции экологического образования  сформулированные цели, принципы и  задачи имеют определяющее значение в разработке содержания, способов, средств и форм организации процесса, связанного с обучением и воспитанием  школьников.

Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников. Реализация междисциплинарного подхода  требует решения таких проблем, как определение ориентации каждого  предмета в общей системе экологического образования, выделение межпредметных связей и обеспечение обобщения межпредметных подходов.

 

Выделение межпредметных связей в экологическом образовании предполагает взаимное согласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний.

 

Систематичность и непрерывность  изучения экологического материала. Системно - структурный подход позволяет отобрать элементы знаний, распределить их в  определенной последовательности. Принцип  системности обязывает строить  экологическое образование, не изолируя его от всей системы образования. Вместе с тем этот процесс должен стать непрерывным, охватывая все  этапы дошкольного, школьного и  послешкольного образования. Непрерывность процесса экологического образования предполагает согласованность воздействия разнообразных источников знаний и средств информации. Особенно важно это учителю, когда в школьных условиях формируется реальная и психологическая готовность учащихся к решению экологических проблем современности.

 

Единство интеллектуального и  эмоционального начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению  окружающейся природной среды.

 

Становление экологически воспитанной  личности в условиях педагогического  процесса происходит при условии  органического единства научных  знаний о природных и социальных факторах среды с чувственным  восприятиям, которое пробуждает эстетические переживания и порождает внести практический вклад в её улучшение.

 

 

 

2.3 Воспитание ответственности за состояние окружающей природной среды.

 

Ответственность - это категория  этики и права. Она отражает социальное и морально-правовое отношение личности к обществу и природе и проявляется  в выполнении своего долга и правовых норм.

 

Ответственность характеризует способность  и возможность индивида сознательно  выполнять требования и решать задачи, совершать правильный моральный  выбор, достигать определенного  результата[8].

 

Особую значимость приобретает  экологическое воспитание, направленное на формирование ответственного отношения  к окружающей природной среде. Целенаправленное воспитание и научное обоснование  поведения в окружающей среде  необходимы еще потому, что люди, дающие указания без знания дела, решительно вмешивающиеся в то, чего не понимают, даже при благих намерениях могут  встать на позицию моральной безответственности. В процессе экологического воспитания предстоит преодолеть такие явления, как частнособственническая психология, пренебрежение к законам и  нормам бережного отношения к  окружающей природной среде, беспринципное  расхищение богатств природы, равнодушие к будущему состоянию среды, угроза здоровью и полноценному отдыху человека.

 

Ответственное отношение учащихся к природе является не только целью, но и желаемым результатом экологического воспитания в школе. Экологическая  ответственность включает в себя понимания человеком ценности своего правильного поведения в окружающей природной среде, осознание природы  как национального общественного  достояния, умение предвидеть последствия  поведения, способности опираться  на научные знания при выборе решения  по отношению к природе. Отношение  к природе служит отражением тех  критериев и оценок, которые применяются  в общении между людьми. Отношение  школьника к природе может  служить мерилом его культуры, степени его полноценности, как  гражданина, так и человека[8].

 

Проблема экологического воспитания - это, прежде всего проблема формирования научного мировоззрения школьника, так как оно является ядром сознания, придает единство духовному облику человека, вооружает его социально значимыми и экологически приемлемыми принципами подхода к окружающей природной среде.

 

Одним из важнейших элементов мировоззрения  являются ценностные ориентации. Ценностные ориентации - устойчивые социальные установки, которые регулируют цели и намерения  и определяют оценочную деятельность ребёнка.

 

 

 

 

Заключение:

 

Оценка ситуации в области экологического воспитания и образования в последние  годы наметились прогрессивные сдвиги в экологическом образовании, а  именно:

 

- все больше людей подключается  к проблеме экологического воспитания  и образования;

 

- наряду с эколонизацией учебных дисциплин вводятся специализированные экологические предметы;

 

- идет качественное изменение  содержания методической базы  и процесса повышения квалификации  специалистов в области экологии, рационального природопользования  и охраны окружающей Среды.

 

Основанием для регулирования  правоотношений в сфере экологического образования является федеральный  закон «Об охране окружающей среды». Закон устанавливает организацию  и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры в качестве обязательного принципа, реализуемого органами государственной власти субъектов  РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами при осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду. Таким образом, законодатель установил не только обязательность экологического образования и воспитания, но и его связь с деятельностью, которая может оказать влияние (очевидно - существенное) на окружающую среду. Статья 73 закона «Об охране окружающей среды» прямо указывает на то, что  руководители организаций, ответственные за принятие решений, которые могут повлиять на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

 

Государство обязано обеспечивать качество и доступность соответствующих  образовательных услуг, в том  числе, путем, установления образовательных  стандартов, материальной, организационной  и информационной поддержки программ экологического образования.

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

 

1. Банников А.Г. Основы экологии  и охрана окружающей среды;  М., 2009 г.

 

2. Маковик А.С. Экологическое  право: М.: Юристъ, 2008 - 476 с.

 

3.  Глазачев С.Н., Козлова О.Н.  Экологическая культура -- М.: Горизонт, 1997.-- 208 с.

 

4. Тихомирова Л.А. Экологическое  право: М.: ИНФРА-М, , 2008. - 598 с.

 

5. Черников В.В. Проблемы развития экологического права: М.: Норма, 2007. – 331

 

6.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. - 480 с.

Информация о работе Организация экологического образования в России