Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:31, доклад
В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» в целях оказания социальной, медицинской и иной помощи лицам бомж, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и укрепления общественного порядка Федеральному Правительству и органам исполнительной власти в регионах поручена реорганизация приемников-распределителей органов внутренних дел для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, в центры социальной реабилитации.
Одной из причин бездомности в России являлось наличие прописки, правила регламентации которой были введены постановлением ЦИК и СНК СССР в декабре 1932 г. Дополнения, детализация, послабления в целом не меняли сути: без отметки в паспорте было трудно получить и работу, и особенно жилье. И теперь вопрос о прописке не решен до конца: не ясно, что лучше — отменить ее или оставить.
Стоит подчеркнуть также и то обстоятельство, что в последние годы заметно ослаблена деятельность правоохранительных органов. Исключение из уголовного кодекса статей, осуждающих за спекуляцию и многие хозяйственные махинации, смягчение правил прописки резко сократили возможности милиции в борьбе с бродягами, попрошайками, проститутками, жуликами.
Хотя, конечно же, эти проблемы только милицейскими методами решить невозможно.
Нельзя не сказать и о таких фактах, как развал Варшавского Договора, изменения, произошедшие на мировой арене, вследствие чего (а также непродуманных и поспешных решений российского правительства и под нажимом определенных сил) сотни тысяч военнослужащих России возвращены из других стран в места дислокации, где не решены проблемы обустройства.
Социологическое исследование, проведенное в конце 90-х гг., дает возможность конкретизировать причины бездомности (беженцы не опрашивались). Ниже они перечислены в порядке убывания степени распространенности .
1. Выписан в связи с конфликтами в семье (37,5% из 133 опрошенных бездомных).
2. Нигде не берут на постоянную работу.
3. Сам ушел из дома, скучно жить на одном месте (т.е. есть люди, склонные к бродяжничеству).
4. Без конкретных причин (решение принято скорее самостоятельно).
Из опрошенных 52,5% работали раньше на производстве, 39% находились в местах заключения, 47,3% ничего хорошего о своем детстве сказать не смогли.
Ни в одной стране нет точной статистики бездомных. Так, по данным Национальной коалиции за права бездомных, в США в первой половине 80-х годов число бездомных составляло около 3 млн. человек. По подсчетам же Министерства жилищного строительства и городского развития — 250—300 тыс. бездомных (разница в 10 раз).
Сколько бездомных в России — тоже никто точно не знает.
Объясняется это не только отсутствием должным образом поставленного статистического учета, но и сложностью самого объекта подсчета (бездомных), нечетким определением понятий «бездомность», «бездомные».
Так, в одних источниках бездомный трактуется как «человек, не имеющий жилья, приюта» . Другие источники проводят параллель между термином «бездомный» и термином «беспризорный, лишенный (или не имеющий) крова или крыши над головой» .
Согласно американской «Энциклопедии социальной работы», бездомным считается человек, «не имеющий постоянного жилища, не ведущий оседлого образа жизни».
Бездомность трактуется и как отсутствие укрытия, проживание в убежищах без права на владение ими и под угрозой немедленного выселения; и как проживание в общежитиях, ночлежках; и как проживание в домах на снос; и как проживание на площади друга .
К числу бездомных в широком смысле слова можно отнести кочевые народы. Кочевничество как образ жизни в основном скотоводов ныне сохраняется в ряде стран Центральной и Западной Азии, Северной Африки.
И до сих пор нередко можно встретить группы кочующих цыган (и не только в России). По состоянию на конец 80-х годов в СССР их насчитывалось 262 тыс. человек. Конечно, далеко не все они кочевали, но часть вела кочевой образ жизни. Вряд ли их шатры можно назвать настоящим кровом .
Итак, в России к числу бездомных можно отнести тех, кто ютится на чердаках и в подвалах; кто проживает в общежитиях, ночлежках и домах, предназначенных на снос; проживающих у друзей.
ТРЕБОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНЫМ РАБОТНИКАМ ПРИ РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА
В решении
разнообразных проблем
В успешности социальной работы важным критерием является духовность и психологические качества самого работника. В процессе своей эволюции социальная работа прагматизировалась, отходя от своих истоков духовности, но тем не менее ее определение сейчас представляется как милосердие + умение. Не всякий человек сможет работать социальным работником, тем более на таком неблагодарном участке, как работа с «бомжами». Какие же качества более всего необходимы такому социальному работнику?
Во-первых, милосердие. Именно милосердие как состояние души человека - социального работника является основой и связующим звеном между социальной работой и духовностью. Под духовностью психологами понимается внутренняя устремленность к добру, потребность отдавать свои душевные силы ближнему, творить добро, выполняя свою миссию на этой земле.
Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных, но благородных и одухотворенных видов деятельности.
Ценностные установки профессиональной социальной работы во всех ее разновидностях сводятся к общечеловеческим ценностям, уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности.
Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Значит, роль его личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессии.
Нравственный человек осознает необходимость действия с учетом критериев, выверенных человеческим опытом. Безнравственный человек находится в подчинении у собственных интересов, стремлений, желаний, его путь - вседозволенность.
Обществу
нужен нравственно-надежный
Второе - профессионализм и компетентность. Любой специалист, работающий с людьми, должен быть талантливой личностью. Тем более это касается социального работника.
В социальной работе, как нигде, необходим профессионализм и компетентность. Она требует динамизма, индивидуальности, быстрой адаптации к изменившейся ситуации.
Третьим слагаемым выделяется гуманитарная образованность социальных работников. У Ф.М. Достоевского есть высказывание, суть которого состоит в том, что гуманитарная развитость облегчает человеку освоение любой профессии. О верности этого утверждения свидетельствуют многие факты, примеры из жизни великих людей. Гуманистические ценности должны составлять основу его мировоззренческих позиций.
Кредо социального работника это:
-бережное сохранение и воспроизводство духовных ценностей;
- социальная защищенность;
-забота о здоровье людей;
- экологическая безопасность.
Наша система образования не всегда правильно готовила специалистов . В ее основе должно лежать благоговение перед личностью, признание бесценности каждой жизни, уникальность каждого человека на этой земле.
Благодаря гуманитарным знаниям, человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергать ее чувственной и рациональной обработке. Эти знания выступают важнейшими условиями деятельности социального работника.
Следующее важное слагаемое для формирования имиджа заключается в том, что каждый социальный работник должен быть психо-технологом. Психотехнология - это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми. Психотехнология реализуется в общении и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне мотивированных психотехник, которая опирается на анализ общения и личностного совершенствования.
В особых, трудных или экстремальных, условиях, когда внешние или внутренние факторы вызывают нарушение нормальной деятельности функциональных систем, возникает естественная потребность восстановить равновесие, сбалансировать психические процессы, очистить душу.
В результате осознания ситуации появляется мотив того или иного действия в целях приспособления к нестандартной обстановке, происходит активизация системы психической саморегуляции, человек ощущает необходимость "собраться", "отмобилизоваться", перестроиться. Это и есть начало рефлексии, когда чаще всего запускается механизм общения с собой, механизм анализа и оценки, выработки и принятия решений.
Использование различных психотехник, перешедших из архаических слоев прошлого, ритуальных процедур в рациональные механизмы управления внутренним состоянием, поведением людей, поможет социальному работнику обрести навыки самоорганизации саморегуляции, духовного очищения, формирования имиджа для успешного профессионального оказания помощи нуждающимся людям.
Дети, оставшиеся без определенного места жительства
В этой главе рассматриваются основные особенности социальной работы с бездомными детьми. В России из 40 млн. детей (до 18 лет) бездомные составляют не многим более 1%. Но их число растет. В основном это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечительства родителей, дети - беглецы. По данным Московского Центра реабилитации детей и подростков, число подкинутых и заблудившихся детей за период с 1990 по 1993 г. увеличилось на 56%.
Положение
детей-бездомных особенно тягостно.
Среди
них есть дети-беглецы - дети, убежавшие
из дома или из
Реже
причина побегов
Среди множества причин, обусловливающих утрату семейных связей, — конфликтные отношения в семье, сопровождающиеся насилием, агрессивностью, жестоким обращением со стороны родителей. Причиной побегов детей из семей нередко являются разводы либо вступление в брак одинокого родителя, прежде проживавшего с несовершеннолетним ребенком.
Дополнительным фактором риска стала и позиция школы, которая дистанцируется от подростков с трудными судьбами.
Свертывание вне классной работы в образовательных учреждениях, исчезновение детских общественных организаций обедняет досуговую деятельность детей, их воспитание и развитие.
В ряде случаев бегство детей из дома - следствие педагогической беспомощности родителей, их искаженного представления о границах самостоятельности детей, отсутствия контроля за их времяпрепровождением. озабоченности взрослых лишь проблемой удовлетворения естественных и материальных потребностей, нарушения взаимопонимания и доверия между детьми и родителями.
Усиление занятости родителей, вынужденных совмещать несколько рабочих мест, чтобы обеспечить существование членам семьи также ведет к увеличению детской безнадзорности, повышают риск их бегства из дома.
Отмечается резкий рост социальной дезадаптации детей: ранняя алкоголизация и наркомания, бродяжничество, аморальное поведение подростков, проституция, противоправные действия.
Дети-беглецы
становятся легкой добычей криминальных
структур, подростковая преступность
отличается особой жестокостью и
цинизмом. Практически все дети -
беглецы имеют отставание в психическом,
физическом и интеллектуальном развитии,
ослабленное здоровье. Не редко они
страдают хроническими заболеваниями.
Ощущая свою ненужность, эти подростки
часто склонны к суицидным
действиям. Создание целостной системы
профилактики и реабилитации социально
дезадаптированных детей и
Только в 1992 г. в органы милиции Российской Федерации доставлено почти 100 тыс. беспризорных детей, включая бежавших из дома и интернатов. Они ютятся на вокзалах, в метро. Оставлять их там небезопасно как для них самих, так и для окружающих.
Для них создаются различного рода приюты, ночлежки, центры реабилитации и т.д.
Следует отметить и такое важное событие: при Российском благотворительном фонде «Нет алкоголизму и наркомании» открыт приют для бездомных детей. Дети приходят сюда сами. Могут уйти. Здесь их кормят, одевают, оказывают медицинскую помощь. Учат читать и писать. Помогают обрести душевное спокойствие.
Часть брошенных детей, находящихся в детоприемниках, усыновляют. Но, несмотря на всю доброту и чуткость приемных родите лей, ребенок знает: его бросила мать. Психическая травма в детском возрасте может сказаться на отношении этого малыша — будущего родителя к своим детям. Видимо, правы специалисты, считающие, что отвращение, ненависть к собственному ребенку — это такое явление, которое имело место в прошлом, есть и настоящем и, вероятно, будет и в будущем.
Информация о работе Организация, формы и методы социальной работы с лицами бомж