Организация, формы и
методы социальной работы с лицами
бомж
В соответствии с Указом Президента
РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества
и попрошайничества» в целях
оказания социальной, медицинской и
иной помощи лицам бомж, а также
обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и укрепления
общественного порядка Федеральному
Правительству и органам исполнительной
власти в регионах поручена реорганизация
приемников-распределителей органов
внутренних дел для лиц, задержанных
за бродяжничество и попрошайничество,
в центры социальной реабилитации.
На органы внутренних дел
согласно этому указу возлагается
выявление лиц, занимающихся бродяжничеством
и попрошайничеством, их задержание,
доставление в центры социальной
реабилитации и установление
личности задержанных. Органам
здравоохранения поручено проведение
медицинского освидетельствования
бомжей и при необходимости
направление их на лечение.
Трудоустройство этой категории
граждан и определение выплаты
по безработице отнесено к
ведению Федеральной службы занятости
России. На органы социальной
защиты возлагается направление
лиц без определенного места
жительства в учреждения социальной
защиты, а также определение оснований
и порядка выплаты пенсий.
Правительство Российской Федерации
своим Постановлением «О мерах
по развитию сети учреждений
социальной помощи для лиц,
оказавшихся в экстремальных
условиях без определенного места
жительства и занятий» от 5 ноября
1995 г. (№ 1105) поддержало инициативу
органов социальной защиты населения
о создании системы социальной
защиты для лиц бомж, включающей
в себя дома ночного пребывания,
социальные приюты, социальные гостиницы,
социальные центры и др.Решения
об организации соответствующих
учреждений отнесено к ведению
органов исполнительной власти
регионов. Расходы, связанные с
созданием и содержанием социальных
учреждений для лиц бомж, отнесены
за счет бюджетов субъектов
Российской Федерации.
8 июня 1996 г. Правительство РФ
приняло еще одно постановление,
касающееся бомжей, «Об утверждении
Примерного положения об учреждении
социальной помощи для лиц
без определенного места жительства
и занятий» (№ 670), регулирующее
деятельность учреждений социальной
помощи лицам без определенного
места жительства и занятий.
1
В ряде регионов России (Москва,
Санкт-Петербург, Ростовская, Омская
области, Республика Дагестан
и др.) администрациями и органами
социальной защиты населения
сформированы и реализуются программы
социальной поддержки и помощи
бездомным, в том числе путем
организации для них бесплатного
питания, выдачи одежды и оказания
финансовой поддержки.
Сейчас в Российской
Федерации сложились четыре типа
социальных учреждений, оказывающих
помощь лицам бомж:
— дома ночного пребывания;
— специальные дома-интернаты
для инвалидов и престарелых;
— центры социальной адаптации;
— социальные гостиницы и
приюты.
В июне 1992 г. в Москве, в
порядке эксперимента, был открыт
первый в России дом ночного
пребывания на 25 мест. Затем подобные
учреждения были организованы
в других городах России —
в Кемерово (на 120 мест), Петропавловске-Камчатском
(на 100 мест), Липецке, Махачкале (на
25 мест), а также в ряде других
городов. Планируется создать
таких учреждений по России
более 80.
В социальных учреждениях
лицам бомж предоставляется бесплатный
ночлег, оказывается медицинская
помощь, проводится санитарная обработка,
выдаются талоны на бесплатное
питание. При необходимости оказывается
доврачебная помощь, а нуждающиеся
в специализированной медицинской
помощи направляются в учреждения
здравоохранения.
Для обеспечения общественного
порядка в доме ночного пребывания
выставляется пост милиции. Здесь
принимаются лица без определенного
места жительства (в первую очередь
— инвалиды и старики), которые
обращаются сами или направлены
органами внутренних дел или
органами социальной защиты.
В ряде регионов получило
развитие обслуживание бездомных
престарелых и инвалидов из
числа освободившихся из мест
лишения свободы.
Эта категория граждан направляется
из приемников-распределителей органов
внутренних дел в специальные
дома-интернаты для престарелых
и инвалидов. По данным на 1
января 1994 г. в Российской Федерации
действовало 37 подобных учреждений,
в которых проживало примерно
5 тысяч человек.
Специальные дома-интернаты
для инвалидов и престарелых
являются медико-социальными учреждениями.
2
Они предназначены для проживания
в них граждан, нуждающихся в
постороннем уходе, в бытовой
и медицинской помощи, из числа
освобожденных из мест лишения свободы,
а также лиц без определенного
места жительства и занятий, направляемых
органами социальной защиты.
Эта форма социальной работы
с лицами бомж из числа освободившихся
заключенных позволяет престарелым
и инвалидам данной категории
не только решить социально-бытовые
проблемы, но и восстановить утраченные
социальные связи с обществом.
Развитие сети специальных
домов-интернатов будет продолжено,
так как, по данным органов
МВД России, примерно каждый девятый
(11-12%) покидающий тюрьму — инвалид
или престарелый.
Центры социальной адаптации
предназначены для трудоспособных
лиц, освобожденных из мест
лишения свободы, снятых с учета
органов внутренних дел и задержанных
за бродяжничество. Данные учреждения
решают вопросы бытового и
психологического характера, а
также оказывают помощь в трудоустройстве.
Здесь проводятся культурно-массовая
работа и предупредительно-профилактические
мероприятия. Такие центры имеют
общежития, где бомжам предоставляется
возможность проживать до шести
месяцев. За этот период клиентам
оказывается помощь в решении различны?
правовых вопросов, а также в восстановлении
утраченных социальных связей. Сейчас
в России работают три таких центра —
в Перми, Омске (на 60 мест каждый) и в Красноярске
(на 10 мест).
Социальные приюты (гостиницы)
дают возможность 10-суточного
бесплатного проживания, а также
получения необходимых консультаций
по вопросам бытового и трудового
устройства, пенсионного обеспечения.
В социальных приютах (гостиницах) оказывается
также медицинская помощь.
В период проживания лица бомж получают
бесплатные горячие обеды, постельные
принадлежности и предметы культурно-бытового
назначения. Таких учреждений в России
пока только три. Они действуют в
Волгограде, Махачкале (на 60 мест каждый)
и Липецке (на 20 мест). Анализ деятельности
функционирующих домов ночного
пребывания, специальных интернатов,
адаптационных центров, социальных
приютов и гостиниц показывает, что
из-за дефицита бюджетного финансирования
они не в состоянии решать все
проблемы лиц без определенного
места жительства и занятий, ограничиваясь
лишь поддержанием в нормальном состоянии
учреждения и выплатой заработной платы
сотрудникам.
3
В этих особенно тяжелых
условиях нельзя не указать
на заслуги благотворительных
организаций— «Ночлежка», «Врачи
без границ», «Армия спасения»
и др.
Так, в Москве с мая 1992
г. Международная неправительственная
ассоциация «Врачи без границ»
(Бельгия) оказывает социальную
и первичную медицинскую помощь
бомжам возле 5 московских вокзалов
(Курский, Павелецкий, Ленинградский,
Ярославский, Казанский), где функционируют
передвижные автобусы-амбулатории.
Врачи проводят медицинский осмотр,
диагностику и лечение заболеваний,
не требующих госпитализации; выдают
лекарства и производят перевязку
гнойных ран и язв. Ассоциация
сотрудничает с 4 больницами города
и пригорода, в том числе
с туберкулезной больницей №11,
которые принимают для госпитализации
больных из числа бездомных.
Ассоциация также заключила
соглашение с дезинфекционным
центром, куда направляются больные.
За время деятельности ассоциации
в больницы было помещено 300 человек,
200 из которых были больны туберкулезом.
Помимо того, ассоциация помогает
бомжам в восстановлении документов,
проводит консультации по социальным,
правовым, бытовым и медицинским
вопросам.
Представляет интерес и работа
Целевого благотворительного фонда
«Ночлежка» (Санкт-Петербург). На 1 февраля
1994 г. на регистрационном учете
в Фонде состояло более 10 тысяч
человек, каждый из которых
получал талоны на бесплатное
питание. Фонд организовал социальную
столовую, где 600 человек ежедневно
получают горячие обеды.
В фонде работает юрист и психолог.
Нуждающиеся направляются в санитарный
пропускник, получают одежду, в учреждения
здравоохранения и т.п.
Общественные организации стали,
пожалуй, главными инициаторами
создания социальных столовых
для лиц бомж. Так, например, французской
гуманитарной ассоциации принадлежат
2 благотворительные столовые для
бомжей, расположенные в столице:
одна — в районе Павелецкого
вокзала, другая — в районе
Китай-города. В них ежедневно
(кроме субботы и воскресенья)
по талонам бесплатно обедают
более 400 человек. Бесплатно пообедать
можно и без талона — такую
возможность ежедневно предоставляет
450 московским бомжам столовая
благотворительного общества «Христианское
милосердие» от Христианского
Демократического Союза России.
4
Несмотря на усилия отдельных
министерств и ведомств, а также
ряда общественных организаций,
проблема лиц без определенного
места жительства остается одной
из самых острых, в рамках которой
не решен целый комплекс не
только социальных, но и организационно-технологических
вопросов. Не определен статус
лиц бомж; отсутствует государственная
система их учета; недостаточно
развита сеть социальных учреждений
для помощи указанной категории
населения. Практически отсутствует
система подготовки кадров (социальных
работников, социальных психологов,
социальных педагогов, медицинских
психологов и т.п.) для работы
с бомжами.
Представляется необходимым
создание и осуществление Целевой
Федеральной программы по организации
социальной поддержки и помощи
бомжам в России и решение
следующих задач:
— организация научных исследований
проблем бездомности в России;
— повышение эффективности
профилактической работы по предупреждению
бродяжничества;
— совершенствование правовой
базы;
— предоставление бомжам
возможности комплексной социально-психологической
и медицинской реабилитации (адаптации)
с целью интеграции их в
общество;
— создание материально-технической
и финансовой базы для широкой
сети социальных учреждений для
бездомных;
— подготовка кадров специалистов
различного профиля для работы
с лицами бомж;
— объединение усилий всех
заинтересованных министерств и
ведомств, общественных и благотворительных
организаций в оказании помощи
лицам бомж.
Таким образом, для решения
проблем лиц без определенного
места жительства необходимо
комплексное рассмотрение ситуации
в социальном, социально-экономическом,
правовом, медицинском и морально-этическом
аспектах. Крайне важно привлечение
к организации помощи лицам
бомж общественных и благотворительных
организаций. Не менее важно
привлечение внимания широкой
общественности к бездомным людям,
особенно детям, чтобы само
российское общество чувствовало
ответственность за интеграцию
этих людей в трудовую и
духовную жизнь России.
5
Понятие бездомности и
ее причины
Бездомность — явление, присущее человечеству на всем
протяжении его существования. Но особенно
широко оно распространяется в периоды
социальных потрясений и стихийных бедствий:
войн, голода, наводнений, землетрясений,
кризисных процессов в тех или иных странах.
Ныне оно присуще как развитым,
так и слаборазвитым странам.
Не является исключением и Россия.
Наиболее характерными причинами,
усугубляющими проблему бездомности,
для многих стран в настоящее
время являются:
1) недостаточное количество жилищ,
нехватка дешевого жилья;
2) безработица, обусловливающая
отсутствие средств для оплаты
жилья;
3) малодоходность многих семей
и отдельных граждан;
4) социальное здоровье, общества (наличие
душевнобольных, лиц с отклоняющимся
поведением, наркоманов, алкоголиков;
нездоровые отношения в семье;
положение лиц, вышедших из
мест заключения);
5) слабые возможности реализации
социальных программ, нацеленных
на оказание материальной и
другой помощи малообеспеченным
семьям, группам риска и т.д.
В нынешних условиях в качестве важнейших
факторов роста числа бездомных в России
и в целом в СНГ можно назвать развал СССР,
нестабильность во взаимоотношениях вновь
образованных государств, межнациональные
конфликты, разгул рыночной стихии, «дикого»
капитализма.