Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:13, курсовая работа
Одной из острейших проблем в России в настоящее время стал непрекращающийся рост преступности, в том числе и рецидивной. При этом, по статистике, около 30% повторных преступлений совершается лицами, отбывшими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), в течение первых трёх месяцев после освобождения. Особенную тревогу вызывает снижение возрастного ценза правонарушителей, значительное увеличение в составе рецидивистов числа подростков (юношей и девушек), а так же женщин, имеющих детей.
Введение………………………………………………………………………..3
Основная часть………………………………………………………………...4
Глава I. Организация социальной работы в тюрьмах………………………6
1.1. Этапы социальной работы в пенитенциарных учреждениях…………..9
1.2. Направления социальной работы в пенитенциарном учреждении……..12
Глава II. Социальные проблемы бывших осужденных……………………16
2.1 Принципы социальной работы с бывшими заключенными…………18
2.2 Этические аспекты социальной работы с бывшими заключенными……….20
Заключение……………………………………………………………………..21
Список используемой литературы
Для подготовки осужденного к освобождению с ним проводятся беседы, консультации и даются с учетом его особенностей и способностей конкретные рекомендации, касающиеся в первую очередь приобретения профессии, поиска работы, жилья и средств на жизнь после освобождения. С этой целью учреждения сотрудничают с организациями, свободными благотворительными союзами, частными организациями, шефами, членами попечительских советов.
Согласно закону, обеспечение работой находится в компетенции исключительно федерального ведомства по труду, местные управления которого взаимодействуют с тюрьмами по всем вопросам профессионального обучения и трудоустройства осужденных. Перед освобождением из заключения каждый осужденный направляется к консультанту по труду, а затем к сотрудникам службы трудоустройства. Такое сотрудничество служб федерального ведомства и тюрем, а также растущее понимание работодателей и организаций по найму рабочей силы необходимости включения осужденных в процесс труда как важнейшего этапа их ресоциализации явились предпосылкой для того, что даже в период слабого промышленного роста лица, освободившиеся из тюрьмы, имели шанс получить работу. В ходе подготовки к освобождению осужденному предоставляется все большее количество льгот. Одна из них – предоставление краткосрочных увольнений за пределы тюрьмы под надзором или без него. Далее в течение трех месяцев перед освобождением осужденный может получить недельный отпуск для решения вопросов, связанных с подготовкой к освобождению.
Если
осужденному негде жить после
освобождения, то он имеет право
на 5-дневное проживание в учреждении,
исполняющем наказания, за счет средств
Министерства юстиции. Закон о социальной
помощи предусматривает оказание помощи
осужденным в найме жилья. Осужденный
получает от учреждения также деньги на
проезд к месту жительства и на питание,
если у него для этого нет собственных
средств. Администрация тюрьмы заблаговременно
информирует соответствующие инстанции
о нуждах конкретного осужденного.
Направления
социальной работы в
пенитенциарном учреждении
Основные направления работы социальных служб тюрем:
1. Консультирование иностранных осужденных:
– по личностным, социальным и правовым проблемам;
– по вопросам кооперации с внешними консультационными пунктами для иностранцев, организациями, институтами и отдельными гражданами;
– по проведению социальной работы в группах с целью интеграции иностранцев в общество, а также для усиления культурной интеграции;
– по профессиональной деятельности сотрудников других служб.
2. Консультирование по семейным вопросам:
– диагностика отношений;
– работа по формированию мотивации;
– консультирование по вопросам партнерских взаимоотношений, супружества, семьи и воспитания детей. Эта работа проводится с осужденными как индивидуально, так и в группах;
– установление социальных отношений с помощью шефов или контактных групп;
– предоставление внеочередных свиданий;
– направление в консультационные пункты, находящиеся вне стен учреждения.
В соответствии с Конституцией ФРГ брак и семья находятся под особой защитой государства. Эта конституционная норма, с одной стороны, запрещает государству наносить вред супружеству и с другой – предписывает способствовать браку соответствующими мерами. Уголовно-исполнительный кодекс, выполняя требования Конституции, предоставляет осужденным право на переписку, свидания, включая и долгосрочные (до 4 часов), размещение в близлежащем от дома учреждении и на получение отпусков. Семья считается наиболее прочным «социальным якорем». Вместе с тем предоставленные законодательством льготы осужденным не решают проблему укрепления семьи, а лишь обостряют ее. Вспоминая семейные отношения, осужденный болезненно осознает, что в тюрьме совсем другая жизнь, чем на свободе. Это вызывает такое эмоциональное напряжение, что он сознательно или неосознанно прерывает всяческие отношения с внешним миром. Особенно это касается осужденных к длительным срокам тюремного заключения.
3. Работа по погашению исков.
Основные критерии работы по погашению исков:
– работа по формированию мотивации;
– консультирование осужденных и сотрудников по вопросам погашения исков;
– кооперация с внешними организациями, институтами и консультационными пунктами по погашению исков.
4. Социальный тренинг.
Большинство социальных работников и сотрудников общей службы исполнения наказаний специально обучаются методике проведения социального тренинга.
Тренинг предполагает:
– подбор клиентов, которым необходим социальный тренинг;
– подготовку к социальному тренингу и посттренинговые мероприятия;
– подготовительные беседы с участниками социального тренинга;
– кооперацию с внешними организациями, институтами, отдельными гражданами, содействующими проведению социального тренинга;
– проведение социального тренинга.
Под социальным тренингом понимается обучение, тренировка осужденных в группе. Социальный тренинг подразумевает изучение социально приемлемых, некриминальных способов преодоления ситуаций, возникающих в повседневной жизни. Носителем процесса обучения является группа. В социальном тренинге применяются психологические, педагогические, социально-педагогические методы. Особое значение придается ролевой игре. Осужденные, получающие льготы или отпуска, используют их для апробации изученного в условиях свободы вне стен учреждения, при свободном выходе в нерабочие дни или в период отпуска. Это является существенным дополнением к социальному тренингу.
Примерные темы социального тренинга: «Обращение с деньгами и долгами», «Жилье», «Работа и профессия», «Права и обязанности», «Социальные отношения и партнерство», «Спорт и досуг», «Поведение в случае попадания в зависимость от наркотиков».
Социальный тренинг предусмотрен в тюрьмах и открытого и закрытого типов. Тематика и методы определяются в соответствии с целями группы.
Социальный тренинг проводится, как правило, в свободное время. Он может стать также составной частью трудотерапевтических или школьных мероприятий. Если в особых случаях необходимо занять рабочее время осужденного, то для этого требуется согласование с начальником учреждения. Участие в социальном тренинге не дает никаких льгот. Трудотерапевтические мероприятия и школьные занятия для проведения социальных тренингов не отменяются.
При проведении социального тренинга с подследственными следует учитывать различные сроки содержания под стражей и постоянную смену спецконтингента. Поэтому рекомендуются такие учебные формы, которые представляют собой завершенный цикл и предполагают особую психологическую нагрузку для лиц, находящихся под стражей.
Начальник тюрьмы делает заказ в социальную службу на выделение специалиста и его ассистента для организации социального тренинга. В качестве ассистентов могут выступать и сотрудники, не числящиеся в социальной службе, а относящиеся к общей службе исполнения наказаний.
Ответственный за проведение социального тренинга может проводить занятия и сам, хотя в его компетенцию входят:
– планирование и координация мероприятий социального тренинга;
– установление количества участников;
– определение содержания, методов и условий проведения отдельных мероприятий;
– поиск сотрудников, подходящих для тренерской работы, или их помощников;
– проведение, организация обучения и практическое руководство тренерами и их помощниками;
– ведение документации о проведенных социальных тренингах;
– сотрудничество с внешними организациями и лицами, а также с шефами в той степени, в какой они задействованы в социальном тренинге;
– совершенствование программ социального тренинга.
Ответственный за организацию социальных тренингов ежегодно информирует начальника учреждения о проделанной работе, а начальник соответствующего УИН получает копию отчета.
Мероприятия социального тренинга проводят тренеры и их помощники. Начальник учреждения подбирает и согласовывает с ответственным за проведение социального тренинга кандидатуры из числа сотрудников общей службы исполнения наказаний, имеющих склонность к этой работе.
На совещаниях по обсуждению вопросов условно-досрочного освобождения, помилования, когда речь идет об участниках социального тренинга, учитывается мнение тренера или ответственного, в том случае, если он сам является тренером. Осужденные в начале срока должны быть проинформированы об их возможности участвовать в социальном тренинге.
При составлении плана исполнения наказаний следует учитывать:
– пригодность осужденного для участия в мероприятиях социального тренинга;
– когда и в какой сфере особенно необходимы эти мероприятия;
–
почему осужденный не пригоден к участию
в тренинге.
Социальные
проблемы бывших осужденных
Положение
человека отбывшего наказание является
довольно тяжелым потому, что в
период лишения свободы он, повседневно
подчинялся строгим правилам тюремного
распорядка, утрачивает способность
к самостоятельности, отвыкает от необходимости
заботиться о себе, во всем полагается
на «предусмотрительность» администрации.
И при выходе «на волю» не всегда готов
проявлять достаточно энергии для того,
чтобы включиться в трудовую деятельность,
подчас склонен идти по пути наименьшего
сопротивления, чреватого преступным
рецидивом. Наиболее ярко выделяется проблема
трудоустройства. На личность преступника,
отбывшего наказание, практически нельзя
воздействовать эффективно, не внося коррективы
в непосредственно окружающую его социальную
среду, не меняя способы взаимодействия
с этой средой. Следствием многолетней
карательной практики государства явилось
массовое убеждение в неизбежности жестоких
репрессий в борьбе с преступностью. Так,
согласно одному из исследований, от 30
до 55% граждан оценивают нынешнюю судебную
деятельность как либеральную, 73% исходят
из того, что чем суровее наказание, тем
лучше соблюдается закон, 53% требуют расширения
рамок санкций, предусматривающих лишение
свободы. Это само по себе тревожно. Но
куда тревожнее, когда обыденное сознание
начинает связывать лавинообразный рост
преступности с процессами демократизации,
усматривая в этом источник всех бед. Не
сродни ли сему и бездумное, иногда злое,
нетерпимое отношение к побывавшим в заключении,
часто основанное на стереотипах. Они
образуют предвзятое, опирающееся не на
рациональное осмысление явления, а на
выведенное из стандартизированных суждений
и ожиданий мнение, которое отражает установку
определенных общественных групп.
Совершивший
преступление и понесший за это кару человек
сразу по освобождении оказывается в трудных
социальных условиях. В первое же после
«отсидки» время он, и без того униженный
и оскорбленный самим наказанием, неизменно
вынужден считаться с положением гонимого
и отверженного. Ложная нравственность
общества создает для него, недавнего
преступника, особые нормы бытия. Таков
социальный отголосок прежней судимости.
В нашей стране с трудом, но все же возникают
и начинают действовать центры, фонды,
движения, комитеты, цель которых не оставить
без всесторонней общественной заботы
наших заблудших сынов и дочерей, облегчить
всем искупившим вину возвращение к нормальной
жизни. Словом, появляется необходимое
осознание насущной проблемы, её масштабов
и возможных последствий.
Информация о работе Организации социальной работы в исправительных учреждениях