Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:13, курсовая работа
Одной из острейших проблем в России в настоящее время стал непрекращающийся рост преступности, в том числе и рецидивной. При этом, по статистике, около 30% повторных преступлений совершается лицами, отбывшими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), в течение первых трёх месяцев после освобождения. Особенную тревогу вызывает снижение возрастного ценза правонарушителей, значительное увеличение в составе рецидивистов числа подростков (юношей и девушек), а так же женщин, имеющих детей.
Введение………………………………………………………………………..3
Основная часть………………………………………………………………...4
Глава I. Организация социальной работы в тюрьмах………………………6
1.1. Этапы социальной работы в пенитенциарных учреждениях…………..9
1.2. Направления социальной работы в пенитенциарном учреждении……..12
Глава II. Социальные проблемы бывших осужденных……………………16
2.1 Принципы социальной работы с бывшими заключенными…………18
2.2 Этические аспекты социальной работы с бывшими заключенными……….20
Заключение……………………………………………………………………..21
Список используемой литературы
РОСОБРАЗОВАНИЕ
Департамент
образования и науки Ханты-
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Нижневартовский
государственный социально-
(ГУ «НГСГК»)
Курсовая
работа
Тема:
Организации
социальной работы в
исправительных учреждениях.
Китик Ирина Викторовна
Специальность 0205
Социальная
работа
Курс 2,группа 209 С.Р.
Научный руководитель:
Домагацкая В.А.
Преподаватель кафедры
Общеобразовательных
и социально-гуманитарных
дисциплин.
Подписи:
Студент_____________(Китик
И.В)
Руководитель_____________(
Нижневартовск
2009 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
Глава I. Организация социальной работы в тюрьмах………………………6
1.1. Этапы социальной работы в пенитенциарных учреждениях…………..9
1.2. Направления социальной работы в пенитенциарном учреждении……..12
Глава II. Социальные проблемы бывших осужденных……………………16
2.1 Принципы социальной работы с бывшими заключенными…………18
2.2 Этические аспекты социальной работы с бывшими заключенными……….20
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………….24
Ведение.
Одной из острейших проблем в России в настоящее время стал непрекращающийся рост преступности, в том числе и рецидивной. При этом, по статистике, около 30% повторных преступлений совершается лицами, отбывшими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), в течение первых трёх месяцев после освобождения. Особенную тревогу вызывает снижение возрастного ценза правонарушителей, значительное увеличение в составе рецидивистов числа подростков (юношей и девушек), а так же женщин, имеющих детей.
Однако как показывает практика, это социально опасное явление не может быть объяснено только социально-экономической нестабильностью общества. Во многом оно обусловлено тем, что в период реформирования структуры государственного управления вместе с райисполкомами были упразднены и работавшие при них наблюдательные инспекции, которые осуществляли социальный контроль за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, занимались решением вопросов их трудо- и быто-устройства. Одновременно с этим с органов МВД также были сняты функции оказания помощи бывшим осуждённым в решении их социальных проблем.
Таким образом, в настоящее время в России, на фоне постоянного роста преступности, юридически и фактически полностью отсутствуют какие-либо государственные структуры, оказывающие содействие лицам, отбывшим наказание, в их полноценном возвращении в общество.
Чтобы
разрушить эту социально
Основным связывающим звеном между заключёнными и внешним миром являются его социальные связи.
Формами
поддержания социально полезных
связей законом являются переписка,
отправление и получение
Следует отметить, что в СИЗО ограничение на количество передач отсутствует, однако действует ограничение по весу.
В исправительных учреждениях количество
передач зависит от вида и режима учреждения,
но отбывающим наказание в ИТУ инвалидам
1-й и 2-й групп, тяжело больным осуждённым,
женщинам, имеющим детей в доме матери
и ребёнка при ИТУ и беременным женщинам
разрешается независимо от вида режима
получать 12 посылок или передач в год.
Задачи:
В соответствии со спецификой поставленной
цели я выделил ряд задач направленных
на решение выше обозначенной цели:
Организация
социальной работы в
тюрьмах
Социальная служба учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, имеет давнюю традицию. После окончания второй мировой войны существовал круг людей, которые заботились о социальных потребностях и нуждах осужденных. В ходе образовательной реформы 1959г. была введена новая специальность – социальный работник. С вступлением в силу более 20 лет назад Уголовно-исполнительного кодекса задачи социальных работников постоянно уточнялись, конкретизировались в соответствии с законом и уголовно-исполнительной практикой.
Деятельность социальных служб регламентируется уголовно-исполнительным законодательством и соответствующими инструкциями Министерства юстиции федеральной земли.
Каждое уголовно-исполнительное учреждение имеет в штате определенное количество профессиональных социальных работников. Кроме того, все сотрудники общей службы исполнения наказаний в период обучения проходят специальный курс по организации социальной работы с осужденными. Таким образом, количество работников, способных проводить социальную работу с осужденными, не ограничивается только сотрудниками, получившими специальное образование.
В соответствии с Уголовно-исполнительного кодекса учреждения, исполняющие наказания, обязаны сотрудничать с внешними институтами федеральной земли. Их задача – приблизить систему исполнения наказаний к общественности и тем самым увеличить возможности интеграции осужденных в общество.
Социальная служба учреждения, исполняющего уголовные наказания, тесно сотрудничает с такими службами и организациями социальной помощи, как биржа труда, кассы помощи по болезни, социальные учреждения, консультационные службы для правонарушителей, организации общего и профессионального образования, терапевтические учреждения, жилищные общины и учреждения, службы помощи условно осужденным и досрочно освобожденным, суды для несовершеннолетних, консультпункты по погашению долгов (исков), комитет по делам иностранцев.
В соответствии с должностными обязанностями социальный работник или социальный педагог помогает осужденным понять и преодолеть возникшие трудности, стремится поставить осужденного в такие условия, при которых он был бы в состоянии сам решать свои проблемы. Социальный работник занимается также с заключенными под стражу, находящимися в учреждениях, исполняющих наказания для несовершеннолетних.
При
осуществлении своих
При
возникновении разногласий
К
концу 70-х гг. на 17 тыс. осужденных приходилось
77 социальных работников (это касается
только земли Северный Рейн-Вестфалия).
Между тем число осужденных составляет
к настоящему времени около 19 тысяч. Их
качественный состав также изменился.
Среди осужденных значительно возросло
количество наркозависимых, частично
– с ярко выраженной агрессивностью. Контингент
же тюрем многонационален, в результате
чего часто возникают проблемы с взаимопониманием.
Увеличилось и число осужденных за насилие
и разбой. Поэтому работать с осужденными
в целом становится сложнее. В то же время
притязания осужденных на помощь со стороны
социальных работников также возросли.
Это требует увеличения штатов социальных
служб пенитенциарных учреждений.
Этапы
социальной работы в
пенитенциарных учреждениях
Социальная работа в местах лишения свободы проводится в три этапа:
– при поступлении осужденного в учреждение;
– в ходе отбывания им наказания;
– по подготовке к освобождению.
В рамках этих мероприятий оказывается, например, конкретная помощь в информировании кредиторов, органов социального страхования, родственников и т.п. относительно того, как поступить с имуществом осужденного, и по ряду других вопросов, которые осужденный решил бы сам, находясь на свободе. При поступлении в тюрьму осужденный получает карманного формата пособие под заголовком: «Что вы должны знать о помощи для включения в жизнь общества». Данная брошюра освещает также вопросы социальной помощи семье осужденного. В ней излагаются установленные законодательством правила оплаты жилья, получения детских пособий, других средств помощи семье осужденного, даются консультации по проблемам брака, воспитания детей, семейного отдыха. Здесь же указаны адреса, куда при необходимости члены семьи могут обратиться за помощью. Далее в брошюре перечисляется, что осужденный может сделать в ходе отбывания наказания для решения своих проблем и по подготовке к освобождению. Кроме того, в ней представлен перечень учреждений и организаций, в которые осужденный может обратиться за помощью после освобождения.
Помощь осужденным в ходе отбывания наказания представляет собой консультации, проводимые социальными работниками, а также участие в мероприятиях по самопомощи. Если осужденный не в состоянии осуществить свои правомочия, например, затребовать заработную плату с прежнего места работы, то к этой процедуре подключается социальный работник. Консультирование направлено в основном на правовое просвещение осужденных по вопросам погашения долгов, а также участия в мероприятиях по получению общего или профессионального образования. С осужденным, кроме консультационной, ведется работа в группах по анализу типичных жизненных ситуаций.
Информация о работе Организации социальной работы в исправительных учреждениях