Опыт преподавания социологии в ВУЗах России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проработать собранный материал по теме и показать опыт преподавания социологии.
Задачи данной работы состоят в раскрытии следующих вопросов:
1) оценить современное состояние социологии в России;
2) проанализировать опыт преподавания социологии.

Содержание

Введение 4
1Социологическое образование в России 6
1.1Современное состояние российской социологии и
социологического образования 6
1.2 Образовательные стандарты и преподавание социологии 12
1.3 Влияние научных исследований на преподавание социологии 14
1.3.1 Центры повышения квалификации преподавателей 15
2 Опыт преподавания социологии в вузах России 17
2.1 Инновационные методы в преподавании социологии 17
2.2 Влияние преподавания социологии на формирование личности 21
Заключение 28
Библиографический список 30

Работа содержит 1 файл

Опыт преподавания социологии а ВУЗах России.docx

— 64.56 Кб (Скачать)

     Дистанционная технология образования включает в  себя учебные видеофильмы, спутниковые телелекции, аудиокурсы, обучающие компьютерные программы, обучение в среде Интернет, электронное тестирование, информатизацию административных процессов, в том числе автоматизированное ведение электронных учебных досье студентов и др. Здесь необходим мощный центр в виде компьютерного обучения, оснащенный современным оборудованием и имеющий структурные подразделения по основным функциям: разработка сценариев обучающих компьютерных программ (ОКП); исследований в области применения последних достижений информационных технологий в учебном процессе; программирования и массового производства ОКП.

     Дистанционная образовательная технология основана на индивидуальном подходе − обучающийся усваивает знания и умения через множество индивидуальных форм работы − от персональных видеолекций, самостоятельного изучения учебных тем по специально разработанным учебным пособиям, их углубления с помощью обучающих компьютерных программ с обратной связью до различных видов активных семинаров (деловых и операционных игр, дискуссий и пр.).

     Преподаватели социологии вынуждены постоянно  решать дилемму: как «уложить» растущий объем изучаемого материала в  небольшое число часов, которое имеет тенденцию к сокращению. Неоценимую помощь преподавателям могут оказать информационные технологии.

     Пользователь  имеет дело с электронной книгой, которую можно не просто листать, но и просматривать вдоль ее ассоциативных  связей в любых направлениях, быстро переходя к расшифровкам терминов или  участкам текста, раскрывающим смысл понятий. Компьютерные технологии позволяют организовывать общение с пользователем: предложить ему, не прекращая сеанса работы, заполнить анкету, ответить на вопросы, получить дополнительную информацию.

     На  основе данной технологии построены многие учебные программы на CD−Rom. Они включают несколько самостоятельных блоков, например: краткий конспект лекций с блок−схемами и графиками, учебный материал в полном объеме, тесты с ответами и тесты с оцениванием, примеры, факты, комментарии, деловую игру, словарь, алфавитно − предметный указатель. Данный материал дает возможность пользователю работать в удобном для него режиме − от быстрого ознакомления до глубокого изучения и контроля знаний. Все блоки имеют сообщение друг с другом, а также функцию «вывод на печать». Пользователь может при помощи принтера получить печатную копию интересующих его материалов.

     Применение  информационных технологий при преподавании социологии сопровождается новой организацией труда. Необходимы определенные изменения в учебных программах по социологии, методах и дидактических приемах обучения. Требуется разработка, экспериментальная проверка и организация эффективного использования современных средств поддержки образовательных процессов (экспертных систем, тренажеров, систем тестов, игр, имитационных моделей и т.п.), а также подготовка организационно-методического сопровождения. В целом представление материала лекций в электронном виде, проведение семинарских занятий с помощью информационных технологий требует серьезной подготовительной работы, больших дополнительных затрат как денежных, так и времени. Происходит реструктуризация аудиторного и внеаудиторного времени, существенно увеличивается время на подготовку к занятиям и на осмысление и обсуждение результатов работы на компьютере[10; с. 45].

     При использовании компьютерных технологий возникает и проблема коммуникационной компетентности, появляется реальная опасность переноса технического обращения с компьютером на отношения с людьми. Только при общении в группе на семинаре вырабатывается не просто умение говорить, а вести диалог, не просто спорить, а объяснить и доказать, убедить или переубедить, грамотно сформулировать вопрос и также корректно, в случае необходимости, ответ.

     При электронном представлении лекционного  материала пропадают чисто эмоциональные  моменты воздействия: мимика, жесты, интонация. Поэтому невозможно исключить преподавателя из учебного процесса. Необходимо многообразие форм преподавания, гибкое сочетание традиционных форм обучения с новейшими информационными технологиями [2; с. 123].

     2.2 Влияние преподавания социологии на формирование личности

     Задаваясь вопросом, в чем смысл преподавания социологии, ответить на него можно  следующим образом. Первый подход базируется на общегуманистическом пафосе – изучение социологии в ряду других гуманитарных дисциплин воспитывает в студентах особое отношение к человеку. Другой – социология формирует гражданскую позицию молодого человека. Еще одна позиция основана на том, что в каждой профессии есть аспекты, в которых социологическое знание может стать полезным, и задача преподавателя социологии – найти этот аспект и связать таким образом свою дисциплину с будущей профессией студентов.

     Социология  в том виде, как она представлена в системе научного знания, насчитывает уже полтора столетия. Она стала востребованной в относительно цивилизованном обществе, озабоченном состоянием и возможностями своего развития. Социология становится необходимой, когда общество стремится осознать свое устройство, потребности, условия нормального функционирования, перспективы. И она предлагает социуму не только абстрактные рассуждения, но достоверное знание, опирающееся на надежные факты, добытые научным исследованием.

     Российская  общественная мысль всегда чутко  реагировала на достижения науки. Уже с середины XIX в. работы классиков социологии Огюста Конта, Карла Маркса, Герберта Спенсера и др. были предметом дискуссий российской интеллигенции. Наши великие соотечественники Н.И. Кареев, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин не только пропагандировали социологию, но и внесли вклад в социологическую теорию. В развитии и использовании социологии была заинтересована российская передовая интеллигенция, но не политическая власть России. Социология преследовалась царскими властями вместе с социалистическими теориями, а советской властью − как «буржуазная теория, противостоящая научному социализму».

     Лишь  к концу 80−х годов в процессе «перестройки» были сняты цензурные и административные препоны, и отечественная социология получила возможности более или менее свободного развития. Следует признать, что плацдармом нынешнего развития российской социологии послужили прикладные социальные исследования 60−80−х годов. Однако ключевым фактором институционализации социологии призвано было стать профессиональное социологическое образование. До этого времени в России оно находилось в состоянии «подполья», лишь в качестве едва заметных очагов социологического просвещения. Вполне очевидно, что только профессионально подготовленные специалисты способны грамотно и полноценно использовать достижения науки и развивать ее.

     Слово «социология» ассоциируется, в основном, с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах респондентов, высказавших свое отношение к тому или иному событию. Как следствие этого, социология в вузах, где она является непрофилирующей дисциплиной, была интерпретирована главным образом как курс, готовящий к сбору и анализу эмпирического материала. Но главной целью обучения социологии как непрофилирующей дисциплины должно стать развитие у студентов способности видеть и выявлять общие черты в социальных явлениях и процессах, предвидеть социальные последствия своей деятельности.

     Нынешний  статус курса социологии своим приоритетом  ставит практическую полезность изучения социальных проблем студентами. Наряду с базовыми стандартными темами отбираются такие, которые могут помочь студентам более грамотно решать жизненные и профессиональные проблемы.

     При освещении этих тем акцент делается не только на получение новых знаний, но и на преодоление зачастую свойственных молодежи поверхностных взглядов на социальные явления и процессы.

     Следует выделить и такой аспект курса, как  расширение и обогащение лексикона  студентов. Устойчивая мода на социологию, растущий спрос на социологические  исследования ввели специальные  социологические термины в разговорную речь, публицистику. Усвоение «социологического языка», обучение правильному применению терминов «социальный статус», «престиж», «выборка», «репрезентативность» и др. – одна из задач курса социологии.

     Главная задача социологического практикума –  формирование социологической грамотности потенциальных пользователей социологической информации, потенциальных заказчиков социологических и маркетинговых исследований. Умение сделать «заказ» (правильно сформулировать проблему, цели и задачи исследования), осознать специфику (возможности и ограничения) социологических методов, оценить качество информации – главные ориентиры практических занятий по социологии. Кроме того, апробация логики социологического исследования – один из способов дисциплинировать аналитическое мышление студентов. В процессе разработки программы учебного социологического исследования демонстрируются и осваиваются универсальные аналитические алгоритмы, используемые в исследовательских проектах разного уровня – от написания курсовых работ до дипломного и диссертационного проектов. Темы учебных исследований связаны с анализом молодежных студенческих проблем. Спектр их очень широк – проблемы девиации, профессиональные и жизненные ориентации, организация и содержание учебного процесса и т.д. С одной стороны, это позволяет наполнить теоретическое содержание курса практической проблематикой, рефлексией по поводу способов получения теоретического социологического знания, с другой – помогает овладеть навыками анализа реальных социальных проблем, конкретных жизненных ситуаций.

     Задача  формирования грамотного заказчика, конечно, важна, но она частная, т.к. только несколько десятков сотен выпускников станут руководителями и смогут сделать заказ на социологическое исследование. Задачу преподавания социологии в том, чтобы дать студентам научное знание об обществе, в котором мы живем, выявляя его тенденции и закономерности. Учитель вряд ли может стать заказчиком, но его нужно научить использовать социологическое методы в оценке и диагностике педагогической деятельности. Полученный им материал будет иметь «местный» характер и может не отличаться глубиной анализа. Учитель не должен владеть профессиональным знанием социолога-прикладника, но если он усвоил, что анкета - не просто «энное число» произвольных вопросов, что есть определенные требования к программе и инструментарию, если он получил навыки обработки эмпирических данных, узнал, какая социологическая информация может считаться достоверной, это уже немало.

     В условиях экономической и социальной нестабильности снижение уровня предпринимательского риска для коммерческих структур и социального риска для некоммерческих организаций требует полной, оперативной, точной информации о нуждах и запросах потребителей товаров и услуг, идей, программ. Востребованные сегодня маркетинговые исследования суть не что иное, как разновидность социологических исследований. Это повышает спрос на специалистов, способных грамотно провести такое исследование. Экономисты чаще всего пользуются данными количественного анализа рынка (емкость, потенциал и т.п.). При этом в подавляющем большинстве они удовлетворяются официальной статистикой, мало обращают внимания на изучение интересов и ценностных ориентаций потребителей. Сегодня растет спрос на качественные маркетинговые исследования (формирование портрета среднего потребителя услуги, оценка имиджа организации, тестирование восприятия рекламы), качественные методы сбора информации. Востребованность социологов и социальных психологов для решения этих задач – в сравнении с экономистами – возрастает.

     Нынешний  специалист в любой сфере практики нуждается в социологическом знании, оно помогает ему анализировать свои действия в системе социальных факторов, прогнозировать социальные риски, выстраивать личную стратегию поведения в зависимости от социальной ситуации. Тем более это знание необходимо специалистам высшей квалификации.

     Формирование социологического мышления − требование времени: картина мира в условиях глобализации социальных процессов в значительной мере социологизируется. Социология приобретает как методологический, так и мировоззренческий аспект. Причем это методология и мировоззрение особого рода, динамично трансформирующиеся в повседневной жизни, профессиональной и иной практике человека.

     Есть  еще один важный аспект развития социологической  науки и подготовки специалистов. Социология за последнее десятилетие все более прочно укореняется в системе развивающихся специальностей. Импульс от социологической науки и методологии социологического исследования получили различные области социальной работы, службы демоскопии, связи с общественностью (пиар), специалисты маркетинговых, консалтинговых служб, социальных технологий, социального управления и др.

     В этой связи следует отметить следующее. Во−первых, вырастает потребность в углубленной практической, прикладной подготовке социологов. Вместе с тем, нередко из конъюнктурных соображений в угоду ориентации на модные специальности в вузах, в том числе в классических университетах, происходит вымывание из учебных планов разделов о фундаментальной подготовке студентов и о подготовке специалистов по фундаментальным направлениям. Во-вторых, по новым социологическим специальностям (связи с общественностью, работа с персоналом, организационное управление, политология, культурология, антропология, конфликтология и пр.) складываются параллельные профильные структуры. Потребность в углубленной специализации объективно обусловлена; необходима также координация усилий в обучении кадров по этим специальностям. Однако нельзя допустить распыление методического руководства по частным направлениям, удаления их от социологического образования. Если подготовка по новым социальным профессиям обособится, выйдет из-под опеки общей социологии, то она утратит корни обществоведческого, гуманитарного знания, превратится в манипулятивную технологическую рутину.

Информация о работе Опыт преподавания социологии в ВУЗах России