Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проработать собранный материал по теме и показать опыт преподавания социологии.
Задачи данной работы состоят в раскрытии следующих вопросов:
1) оценить современное состояние социологии в России;
2) проанализировать опыт преподавания социологии.
Введение 4
1Социологическое образование в России 6
1.1Современное состояние российской социологии и
социологического образования 6
1.2 Образовательные стандарты и преподавание социологии 12
1.3 Влияние научных исследований на преподавание социологии 14
1.3.1 Центры повышения квалификации преподавателей 15
2 Опыт преподавания социологии в вузах России 17
2.1 Инновационные методы в преподавании социологии 17
2.2 Влияние преподавания социологии на формирование личности 21
Заключение 28
Библиографический список 30
Содержание
Введение
1Социологическое
образование в России
1.1Современное состояние российской социологии и
социологического образования 6
1.2 Образовательные
стандарты и преподавание
1.3 Влияние
научных исследований на
1.3.1 Центры
повышения квалификации
2 Опыт преподавания социологии в вузах России 17
2.1 Инновационные
методы в преподавании
2.2 Влияние
преподавания социологии на
Заключение 28
Библиографический
список 30
ВВЕДЕНИЕ
Социология – интересная и практически полезная наука. Она позволяет узнать, что происходит с обществом и
людьми, по каким векторам и
в каких параметрах
Ее преподавание в вузах России начато только десять лет тому назад, если не считать бурного развития социального образования в России в первые десятилетия ХХ в. В 1990-х гг. в российских университетах создано более пятидесяти факультетов и отделений социологии. Овладение основами социологических знаний стало обязательным для всех россиян, получающих любое высшее профессиональное образование, а также обучающихся в некоторых колледжах, лицеях, гимназиях и училищах.
Актуальность данной курсовой работы в том, что преподавание социологии в России сейчас набирает новые обороты.
Объектом данной работы является преподавание социологии. Предметом – опыт преподавания социологии в ВУЗах России.
Цель данной курсовой работы – проработать собранный материал по теме и показать опыт преподавания социологии.
Задачи данной работы состоят в раскрытии следующих вопросов:
Основные источники Выборнова В.В. «Инновационные методики в преподавании социологии» и Овсянников В.Г. «Социологическое образование в России: проблемы и перспективы».
Метод применяемый в данной курсовой работе – анализ.
Новизна
данной курсовой работы заключается
в том, что работа ссылается на книги
популярных авторов.
1
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В
РОССИИ
1.1 Современное состояние российской социологии и социологического образования
Согласно самой распространенной оценке социология в России испытывает очевидный подъем. Аргументация в пользу этого мнения весьма проста: социологии во всех ее формах «повсюду стало много». Открылось более ста кафедр и факультетов, выпускающих дипломированных социологов. Множатся опросы общественного мнения по различным темам. Социолог стал неотъемлемым участником многих коммерческих и политических проектов, а также телепередач. Книжные магазины заполнены учебниками по социологии, нет числа социологическим конференциям. Указывается и на значительное увеличение суммарного оборота средств в сфере социологии, правда, без спецификации денежных потоков.
Не
оспаривая количественных характеристик
процесса, заметим, что оценки сторонников
этой точки зрения практически полностью
игнорируют качественное
Социологическое
образование можно оценивать
не только по количеству кафедр, учебников
и выпускников, но и степени его полезности
для общества в целом и конкретно для студента,
будущего профессионала. Критерий такой
полезности — спрос на социологов-профессионалов
на рынке труда. Агентства по подбору персонала
оценивают этот спрос как крайне низкий:
на протяжении всего последнего десятилетия
он не превышает уровня 3,0–3,5 баллов (при
десятибалльной оценке), что свидетельствует
о невостребованности
Проблема не снимается тем, что выпускники социологических факультетов и кафедр обычно не остаются безработными. Они востребованы коммерческими структурами, где применяют усвоенные в университетах знания для изучения потребительского спроса. Их трудоустраивают в средства массовой информации и государственные структуры. И нельзя не согласиться с тем, что некая часть выпускников университетов неизбежно поглощается такими сферами деятельности, где используется лишь часть их потенциала. Речь идет о некоем новом состоянии социологии, сочетающем в себе довольно контрастные характеристики. Причину этого состояния, естественно, ищут в трансформациях современного российского общества, ставящего эту науку перед лицом серьезных испытаний, что чаще всего выражается универсальной формулой: «Какое общество, такая и социология» [1; с. 126].
Однако, находясь на любой из перечисленных точек зрения, нельзя отрицать того, что социология несет на себе печать окружающей социальной среды. Так, С.Ю. Барсукова выделяет три главные проблемы российской социальной действительности, с которыми современная отечественная социология не справляется. Прежде всего, это информационный голод. Социальные связи и процессы в России все более «уходят в тень», создается лишь иллюзия информационной прозрачности общества. В последнее время социологи столкнулись с явлением, которое нельзя назвать иначе, как «цензура». Если содержание статьи не соответствует политической позиции редакции (которая, в свою очередь, определяется позициями владельцев), то нет шансов опубликовать статью в этом издании. Другая проблема, по мнению Барсуковой, заключается в постоянно возрастающем запаздывании. Вследствие того, что динамика общественного развития России намного превышает возможности социологии эту динамику исследовать, возникает разрыв между реальным состоянием общества и его социологическим диагнозом. К проблемам российской социальной действительности, влияющим на состояние социологии, относят и так называемый криминальный барьер. Капиллярная криминализация всех сфер жизни общества привела к тому, что практически исчезают предметные области социологических исследований, где нет угрозы столкнуться с криминалом. В результате любое явление изучается «от сих и до сих», расширяются «закрытые» зоны. Социологи знают, что на каком-то этапе их исследования обозначат себя внешние силы, которым оно активно не нужно и которые попытаются его либо закрыть, либо направить в «желательное» русло. Социология, осваивающая стратегии и тактики выживания через уже названное сервелистское угодничество или отчуждение от социальных практик, теряет потенциал социальной пассионарности [1; с. 132].
Алармистский подход к развитию социологии в России часто опирается на трезвые оценки, которые не всегда грешат радикализмом. Так, Р.В. Рывкинаотмечает существенное улучшение базовых общественных характеристик, влияющих на российскую социологию. По ее мнению, в сравнении с советской эпохой сегодня у нас есть неоспоримые преимущества. К их числу относятся свободы − планирования и организации любых исследований; международных связей и обмена информацией; высказывания любых научных идей и концепций; использования и сбора информации. Нередко, правда, эти свободы имеют потенциальный, а не актуальный характер. Кроме них, социология реализует себя и через целый ряд других условий, отмечаемых Р.В. Рывкиной: существование научных организаций и (или) крупных научных коллективов; нормальное воспроизводство научных кадров; внутренний социальный заказ, то есть спрос на исследования со стороны государства и бизнеса; востребованность со стороны общества; развитие сетевых научных контактов социологических организаций как внутри страны, так и за рубежом и др.
В
последние годы возникли и новые
тенденции во взаимоотношениях социологии
и российского общества. Если в
перестроечные и
С одной стороны, вину пытаются возложить на социальную науку в целом и представляющих ее ученых, которые никоим образом не были вовлечены в процесс принятия решений, касающихся ключевых направлений развития российского общества. Более того, если во властных коридорах и бывают социологи, то только «свои», проверенные. Нигилизм по отношению к перспективам дальнейшего развития социологии в России чаще всего высказывают именно те, кто никогда не использовал полноценные социологические данные в политической, государственной и бизнес сферах, стремясь создать лишь видимость модной научности.
С другой стороны, нельзя отрицать, что научная социология оказалась избыточной для общества, которое предпочитает опираться на «простые решения», на модель «экономического человека», чаще всего продиктованные прагматической целесообразностью текущего момента. А ведь, по логике вещей, социологический анализ должен быть неотъемлемой частью любых государственных и бизнес − программ. Социологи должны входить в круг лиц, влияющих на принятие ответственных решений. В действительности же социологи либо заперты в университетах, либо проводят техническую экспертизу в маркетинге и рекламе. Здесь возникает досадное противоречие. Мир бизнеса мыслит в категориях бесконфликтного оптимизма и «игры на упрощение», говоря шахматным языком. Социология же по природе своей критична, неоптимистична (в лучшем случае нейтральна) и опирается на научный анализ. Однако ей предлагается стратегия приспособления: социологам приходится играть по правилам большого бизнеса и госструктур, подлаживаться под их запросы и, выполняя финансируемые ими исследования, лишь «в тайне» заниматься научной работой исходя из принципов науки, а не интересов заказчика. Отечественная социология, только что вышедшая из катакомб советского периода, сразу же оказалась в центре рыночных (или квазирыночных) отношений. Российский рынок, в том числе рынок научной экспертизы и образовательных услуг, − более жесткий, антиинтеллектуальный и внеправовой, чем в стабильных западных обществах. Приспособиться к нему часто означает навсегда расстаться с принципами научности [14; с. 197].
Сравнительно новым (или хорошо забытым старым) явлением становится стремление ввести российскую социологию в сетку идеологических координат, что особенно заметно в преподавании. Некоторые социологи приняли роль учителей жизни и социальных проповедников, выступающих от лица всего общества. Социальный конструктивизм, назидательность и нелюбовь к конкретному социальному анализу у них сочетаются со снятием тезиса о независимости научной экспертизы. В статьях и программах учебных курсов по социологии не всегда легко различить границы научного и политического дискурсов. Социологии пытаются приписать не свойственные ей функции управления социальными процессами, руководства обществом. З. Бауман определил политизирующую социологию как судейскую. В ней есть однозначные критерии прогрессивного и реакционного, передового и отсталого, правильного и неправильного. Советский марксизм, в частности, был откровенно судейской социологией.
Помимо указанных факторов, на состояние российской социологии влияют и ее отношения с западной социологией. Первоначальная ориентированность постсоветского социологического знания на теоретические модели, прикладные методы исследований и образовательные программы западной социальной науки в какой − то мере сняла существовавшие прежде барьеры между западным и российским социологическими сообществами. Были сделаны решительные шаги к созданию единого теоретического и прикладного «поля» международной социологии. Однако «устремленность на Запад» не до конца самоопределившейся российской социологии привела в 1990-е годы в ряде случаев к некритическому следованию западным образцам[13; с.28].
«Западнизм»
не в последнюю очередь
Многие социологические группы и центры стали испытывать «грантозависимость» от западных заказов, прежде всего на исследования общественного мнения. Эта экономически вынужденная ориентация, естественно, приводила и к несвободе в выборе методологического инструментария. Но стоило ряду фондов свернуть свою деятельность в России, как «политкорректные» социологи с готовностью переключились на новую тематику[5; с. 113].
Информация о работе Опыт преподавания социологии в ВУЗах России