Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:08, контрольная работа
Цель контрольной работы рассмотреть основные опросные методы сбора информации об общественном мнении.
Задачи вытекают из поставленной цели:
Рассмотреть сущность опросных методов;
Охарактеризовать общие принципы опросных методов;
Рассмотреть основные виды опросных методов.
Введение 3
Глава 1. Сущность опросных методов сбора информации 4
Общие принципы опросных методов 4
Глава 2. Основные опросные методы сбора информации 7
2.1. Анкетирование 7
2.2. Интервьюирование 10
2.3. Прессовый опрос 12
2.4. Почтовый опрос 13
2.5. Телефонный опрос 14
2.6. Факсовый опрос 15
Заключение 17
Список используемых источников 18
2.2. Интервьюирование
Интервьюирование
– форма очного проведения опроса,
при котором исследователь
Главный недостаток метода интервьюирования – его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. Для начинающих социологов он представляет немало трудностей, т.к. требует специальной подготовки и солидного тренинга. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений.
Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенностью и которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.
Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки ("путеводителя") с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.
Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в нескольких вариациях), а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным.
Только
опытные социологи (да и то не всегда)
применяют свободное и
Разведывательное интервью (другое его обозначение – глубинное) используют при определении и/или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.
Каждый из пяти охарактеризованных типов интервью может реализоваться:
Диапазон
требований к интервьюерам, работающим
в столь разных ситуациях, естественно,
весьма широк как в социологическом,
так и в психологическом, педагогическом,
конфликтологическом, журналистском
и иных отношениях. Для проведения
разовых стандартизированных
2.3. Прессовый опрос
Прессовый
опрос – разновидность
Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц.
Обязательные требования к методу:
1.
предварительная апробация (
2.
предельная простота
3. использование разных шрифтов при публикации (для выделения смысловой структуры анкеты);
4.
повторная перепечатка анкеты
в той же газете через неделю-
5.
оглашение результатов опроса
на страницах этого же издания.
Поскольку каждая газета имеет своих постоянных читателей, отличающихся от прочих людей рядом социальных характеристик (уровнем материального достатка, местом жительства, идеологическими, политическими и другими пристрастиями), постольку по результатам прессового опроса, проведенного одной газетой, нельзя судить о состоянии общественного мнения, присущего всему населению. Отсюда проистекает желательность и потребность одновременности проведения прессовых опросов по одной и той же анкете в газетах различных направлений. Нарушение этого принципа (к сожалению, оно в современных российских условиях встречается не в порядке досадного исключения, а как правило) ведет не к познанию истинного общественного мнения, а к разного рода идейно-политическим спекуляциям.
2.4. Почтовый опрос
Почтовый опрос – форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект.
Достоинства метода – возможность:
Недостатки: низкий возврат анкет, перекосы репрезентативности, неизбежность выбраковки, нарушение правила анонимности опроса, усиливающее искажение ответов.
Обязательные требования данного метода:
1. тщательный, многоаспектный и многоразовый пилотаж проекта анкеты;
2. обстоятельная инструкция к ее заполнению;
3. шифровка конвертов;
4. вложение в почтовые отправления чистого конверта для возврата анкеты;
5. напоминание респондентам о необходимости возврата заполнения анкеты (телефоном, почтой и иными средствами).
2.5. Телефонный опрос
Телефонный
опрос – специфический синтез
анкетирования и
Основные преимущества: оперативность, краткосрочность и экономичность. Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловлено отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения; большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам; многими другими факторами.
Обязательные требования к методу:
1.
предварительное изучение
2.
разработка специального
3.
наличие телефонных
4.
соблюдение заранее
5.
особая подготовка, в том числе,
специальный тренинг
6. повышенная требовательность к их честности;
7. обязательность контроля за их деятельностью;
8.
перепроверка полученных
2.6. Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос
Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос – редко используемая в собственно научных целях форма проведения анкетирования, при которой в качестве единиц отбора респондентов выступают учреждения и организации, имеющие факсовую, телетайпно-телеграфную или иную электронную связь с социологическим центром. Встречается в двух разновидностях, отличающихся реальным составом респондентов. В первой – респондентами выступают руководители означенных предприятий и учреждений, во второй – круг респондентов расширен за счет опроса руководителями (или социологами) тех лиц, которые определены организаторами опроса.
Главное
достоинство метода – сверхоперативность
и экспертная значимость получаемой
информации. Недостатки: предельно
сжатый вопросник (не более пяти позиций),
закрытость вопросов и ограниченность
вариантов ответов (не более семи).
Заключение
Таким
образом, методы опроса являются самыми
надежными, простыми, доступными и распространенными
способами получения
Областью применения социологических методов является исследование ценностных ориентаций членов социальных сообществ по отношению к различным явлениям, изучение которых позволяет выявлять тенденции в развитии общества и определить меры эффективного воздействия на членов этих сообществ.
Главной
целью социологии как науки является
объяснение и прогноз поведения
социальных субъектов в определённых
условиях, особенности искусственного
конструирования этих условий и
диагностика характера
Список
используемых источников