Опросный метод сбора информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы рассмотреть основные опросные методы сбора информации об общественном мнении.
Задачи вытекают из поставленной цели:
Рассмотреть сущность опросных методов;
Охарактеризовать общие принципы опросных методов;
Рассмотреть основные виды опросных методов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность опросных методов сбора информации 4
Общие принципы опросных методов 4

Глава 2. Основные опросные методы сбора информации 7
2.1. Анкетирование 7
2.2. Интервьюирование 10
2.3. Прессовый опрос 12
2.4. Почтовый опрос 13
2.5. Телефонный опрос 14
2.6. Факсовый опрос 15




Заключение 17
Список используемых источников 18

Работа содержит 1 файл

Социология - копия.docx

— 39.62 Кб (Скачать)

     2.2. Интервьюирование

     Интервьюирование  – форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится  в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования  в следующих отношениях:

    • вопросов без ответов при нем практически не бывает;
    • неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;
    • имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;
    • получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой.

     Главный недостаток метода интервьюирования –  его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость  большого числа интервьюеров, невозможность  его использования в ситуациях  краткосрочных массовых опросов. Для  начинающих социологов он представляет немало трудностей, т.к. требует специальной  подготовки и солидного тренинга. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя  неоднозначных наборов знаний и  умений.

     Наибольшее  распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной  особенностью и которого является жесткая  последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные  модели ответов на них. Его можно  проводить по опросному листу  анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.

     Несколько реже используют полустандартизированное  интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки ("путеводителя") с  перечнем обязательных вопросов, как  правило, полузакрытых, не исключающих  обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.

     Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в нескольких вариациях), а главная задача видится  в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым  важным.

     Только  опытные социологи (да и то не всегда) применяют свободное и разведывательное интервьюирование. Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую  исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Здесь социолог свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации.

     Разведывательное  интервью (другое его обозначение  – глубинное) используют при определении  и/или уточнении формулировки рабочих  гипотез на этапе разработки программы  исследования. Его цель не только и  не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в  выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем  исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.

     Каждый  из пяти охарактеризованных типов интервью может реализоваться:

    • однократно или панельно (многократно через определенный временной интервал);
    • в межличностной (интервьюер – респондент), личностно-групповой (группа интервьюеров – респондент или, наоборот, интервьюер – группа респондентов) и группо-групповой форме (когда группа интервьюеров беседует с группой респондентов).

     Диапазон  требований к интервьюерам, работающим в столь разных ситуациях, естественно, весьма широк как в социологическом, так и в психологическом, педагогическом, конфликтологическом, журналистском  и иных отношениях. Для проведения разовых стандартизированных интервью межличностного характера можно  не привлекать квалифицированных социологов (порой это даже желательно, чтобы  повысить непредвзятость данных). Но без  них невозможно получить достоверную  информацию во всех иных разновидностях интервьюирования. Разведывательные, свободные, фокус - групповые и некоторые другие интервью под силу только социологам экстра-класса.

     2.3. Прессовый опрос

     Прессовый опрос – разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической  печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность  респондентов, обусловленная добровольностью  их участия в опросе.

     Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных  анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности  применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных, контрольных и фильтровочных  вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц.

     Обязательные  требования к методу:

     1. предварительная апробация (пилотаж)  среди всех качественно различных  групп читателей данной прессы;

     2. предельная простота формулировок  вопросов и инструкции к заполнению;

     3. использование разных шрифтов  при публикации (для выделения  смысловой структуры анкеты);

     4. повторная перепечатка анкеты  в той же газете через неделю-полторы  после первой публикации;

     5. оглашение результатов опроса  на страницах этого же издания. 

     Поскольку каждая газета имеет своих постоянных читателей, отличающихся от прочих людей  рядом социальных характеристик (уровнем  материального достатка, местом жительства, идеологическими, политическими и  другими пристрастиями), постольку  по результатам прессового опроса, проведенного одной газетой, нельзя судить о состоянии общественного  мнения, присущего всему населению. Отсюда проистекает желательность  и потребность одновременности  проведения прессовых опросов по одной и той же анкете в газетах  различных направлений. Нарушение  этого принципа (к сожалению, оно  в современных российских условиях встречается не в порядке досадного исключения, а как правило) ведет не к познанию истинного общественного мнения, а к разного рода идейно-политическим спекуляциям.

     2.4. Почтовый опрос

     Почтовый  опрос – форма анкетирования  посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным  адресам) тем лицам, которые в  совокупности репрезентируют изучаемый  объект.

     Достоинства метода – возможность:

    • получить ответы на вопросы деликатного и интимного характера;
    • охватить опросом населенные пункты, куда анкетерам невозможно добраться;
    • иметь дополнительную информацию, корректирующую данные, произведенные любым иным методом,
    • экономить средства (почтовый опрос обходится, как минимум, в два раза дешевле обычного интервьюирования).

     Недостатки: низкий возврат анкет, перекосы репрезентативности, неизбежность выбраковки, нарушение  правила анонимности опроса, усиливающее  искажение ответов.

     Обязательные  требования данного метода:

     1. тщательный, многоаспектный и многоразовый  пилотаж проекта анкеты;

     2. обстоятельная инструкция к ее  заполнению;

     3. шифровка конвертов; 

          4. вложение в почтовые отправления чистого конверта для возврата анкеты;

         5. напоминание респондентам о необходимости возврата заполнения анкеты (телефоном, почтой и иными средствами).

     2.5. Телефонный опрос

     Телефонный  опрос – специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного  пункта. Популярность использования  этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды  избирательных кампаний.

     Основные  преимущества: оперативность, краткосрочность  и экономичность. Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловлено отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения; большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам; многими другими факторами.

     Обязательные  требования к методу:

     1. предварительное изучение карты  города, мест контактного проживания  представителей разных социальных  групп, расположения АТС; 

     2. разработка специального инструмента,  включающего картограмму опроса, опросных бланков и кодировочных  листов, дневника и протокола  опроса, обстоятельной инструкции  интервьюерам;

     3. наличие телефонных справочников;

     4. соблюдение заранее установленного  шага (интервала) при наборе номера  телефонов одной АТС; 

     5. особая подготовка, в том числе,  специальный тренинг телефонных  интервьюеров;

     6. повышенная требовательность к их честности;

     7. обязательность контроля за их  деятельностью; 

     8. перепроверка полученных данных  путем выборочных контрольных  опросов опрошенных абонентов. 

     2.6. Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос

     Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос –  редко используемая в собственно научных целях форма проведения анкетирования, при которой в  качестве единиц отбора респондентов выступают учреждения и организации, имеющие факсовую, телетайпно-телеграфную или иную электронную связь с социологическим центром. Встречается в двух разновидностях, отличающихся реальным составом респондентов. В первой – респондентами выступают руководители означенных предприятий и учреждений, во второй – круг респондентов расширен за счет опроса руководителями (или социологами) тех лиц, которые определены организаторами опроса.

     Главное достоинство метода – сверхоперативность и экспертная значимость получаемой информации. Недостатки: предельно  сжатый вопросник (не более пяти позиций), закрытость вопросов и ограниченность вариантов ответов (не более семи).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Таким образом, методы опроса являются самыми надежными, простыми, доступными и распространенными  способами получения достоверной  информации для проведения социологических  исследований.

Областью  применения социологических методов  является исследование ценностных ориентаций членов социальных сообществ по отношению  к различным явлениям, изучение которых  позволяет выявлять тенденции в  развитии общества и определить меры эффективного воздействия на членов этих сообществ.

     Главной целью социологии как науки является объяснение и прогноз поведения  социальных субъектов в определённых условиях, особенности искусственного конструирования этих условий и  диагностика характера взаимоотношений  внутри социальной общности. 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемых источников 

  1. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2006.
  2. Андреенков В.Г., Маслова О.М. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. Социологический опрос / Отв. ред. - М.: Наука - 2003.
  3. Морев В.А. Анкетирование и интервьюирование в социологических исследованиях.//Социология: методология, методы, математические модели - 2006.- № 7
  4. Методы сбора информации в социологических исследованиях. / под ред. В.Г. Андреенкова. – М.: Наука - 2002

Информация о работе Опросный метод сбора информации