Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:08, контрольная работа
Цель контрольной работы рассмотреть основные опросные методы сбора информации об общественном мнении.
Задачи вытекают из поставленной цели:
Рассмотреть сущность опросных методов;
Охарактеризовать общие принципы опросных методов;
Рассмотреть основные виды опросных методов.
Введение 3
Глава 1. Сущность опросных методов сбора информации 4
Общие принципы опросных методов 4
Глава 2. Основные опросные методы сбора информации 7
2.1. Анкетирование 7
2.2. Интервьюирование 10
2.3. Прессовый опрос 12
2.4. Почтовый опрос 13
2.5. Телефонный опрос 14
2.6. Факсовый опрос 15
Заключение 17
Список используемых источников 18
Содержание
Введение 3 | |
Глава 1. Сущность опросных методов сбора информации 4 | |
|
|
Глава
2. Основные опросные методы сбора информации 7
2.1. Анкетирование 7 2.2. Интервьюирование 10 2.3. Прессовый опрос 12 2.4. Почтовый опрос 13 2.5. Телефонный опрос 14 2.6. Факсовый опрос 15 |
|
Заключение 17 | |
Список используемых источников 18 |
Введение
Основное
предназначение социологических опросов
– получение информации о мнениях
людей, их мотивах и оценках социальных
явлений, о феноменах и состояниях
общественного, группового и индивидуального
сознания. Поскольку эти мнения,
мотивы и феномены выступают свойствами
изучаемых социологией
Цель
контрольной работы рассмотреть
основные опросные методы сбора информации
об общественном мнении.
Задачи вытекают из поставленной цели:
Глава 1.
Сущность опросных методов
сбора информации
В отечественной социологии нередко встречаются попытки использовать опросы в качестве главного метода получения эмпирических данных тогда, когда изучаемое явление лучше изучать другими способами. Такие попытки объясняются тем, что начинающим исследователям опросные методы кажутся наиболее легкими и удобными, применимыми во всех случаях. Это небезобидное заблуждение, профанирующее социологию как науку.
Не
стоит думать, что исследовательские
возможность опросов
Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным анкетированием они выражаются в виде интервьюирования, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов. Каждая из разновидностей опросов имеет свою специфику, о которой будет сказано ниже.
Сейчас охарактеризуем их общие принципы.
Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.
Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержению его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.
Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение «паспортички», куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять-таки исследовательской программной.
Любой опрос есть специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться с соблюдением следующих, как минимум, правил:
1. Респондент знает, кто и зачем его опрашивает;
2. Респондент заинтересован в опросе;
3. Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации (говорит, что думает на самом деле);
4. Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса;
5. Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов;
6. Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ;
7.
Вопросы сформулированы без
8.
Формулировка вопроса
9.
Ни один из вопросов не имеет
оскорбительного для
10. Интервьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него;
11.
Интервьюер предлагает
12.
Количество вопросов
13.
Вся система вопросов и
Общие
правила социологических
Глава 2. Основные опросные методы сбора информации
2.1. Анкетирование
Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.
Анкетирование
редко бывает сплошным (охватывающим
всех членов изучаемой общности), гораздо
чаще оно имеет выборочный характер.
Поэтому достоверность и
Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета, состоящая не только из опросного листа и «паспортички», но и из преамбульно - инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула – единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.
Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. В анкете можно и нужно ставить:
1. не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;
2. как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;
3. вопросы – «крючки», ставящиеся для того, чтобы респондент «клюнул», т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;
4. вопросы – «фильтры», позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, скажем, отсеять ту их часть, мнение которой по следующему за «фильтром» вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным;
5.
контрольные вопросы,
6. вопросы – «ловушки», являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов;
7.
наводящие вопросы, помогающие
точнее понять смысл
8.
дихотомические вопросы,
9. вопросы – «меню», т.е. с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов;
10. вопросы – «диалоги», ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц;
11. шкальные вопросы, т.е. такие, ответ на которые заключен в шкалировании чего-либо;
12.
табличные вопросы,
13. закрытые вопросы, т.е. сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению;
14. открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты;
15.
полузакрытые, точнее, частично закрытые
(или частично открытые) вопросы,
на которые заранее дана лишь
часть вариантов ответа, которая
может не удовлетворить
Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме «меню», шкал, таблиц и дихотомий, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок.
Важно
подчеркнуть необходимость
Постановка в анкете контрольных вопросов (в том числе «ловушек») не освобождает ее составителя от логической выверенности последовательности вопросов, обеспечивающей их взаимоконтроль. Традиционная для социологического анкетирования логика построения вопросников строится на принципе «от общего к частностям», при которой последующие вопросы играют роль контрольных по отношению к предыдущим. Но иногда целесообразно руководствоваться противоположным принципом «от частностей к общему».
Например, в таком случае. Замечено, что на анкеты, содержащие много вопросов, социологи получают меньшую информацию, чем проектировалось, прежде всего потому, что конец опросного листа оказывается незаполненным. Стремясь поправить дело, начинающие социологи механически делят опросный лист анкеты на две примерно равные части и половине респондентов предлагают начать заполнение анкет со второй части (скажем, с 15 по 30 вопросы), а продолжить ответами по 1-15 позициям. Логика анкетирования, сомышление автора анкет с респондентом при этом нарушается грубейшим и непозволительным образом. В случаях необходимости выравнивая частоты и качественности ответов на первые и последние вопросы нужно иметь второй вариант анкеты, основанный на строгом выполнении принципа "от частностей к общему".