Опека и попечительство, их разграничение

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Цель: комплексное изучение основных теоретических и практических вопросов механизма реализации норм об опеки и попечительстве.
Задачи:
Определить понятия, принципы и задачи опеки и попечительства.
Выявить тенденцию развития норм, регулирующих опеку, попечительство.
Определить осуществление опеки и попечительства.
Рассмотрение оснований для возникновения и прекращения опеки и попечительства;
Освещение основных форм и методов применения опеки и попечительства;

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Опека и попеч.docx

— 55.37 Кб (Скачать)

    Других оснований для ограничения дееспособности гражданина не существует. Однако практика позволяет сделать вывод о необходимости расширения указанного перечня. Ведь ставить свою семью в тяжелое материальное положение можно и азартными играми, и рискованным ведением предпринимательской деятельности, другими непродуманными действиями.15

    Дееспособность лица может быть ограничена лишь судом в установленном законом порядке. Он во многом схож с порядком признания лица недееспособным.

    Гражданин, над которым после ограничения дееспособности было установлено попечительство, не вправе самостоятельно (без согласия попечителя) завершать какие-либо сделки, кроме мелких бытовых. Своими доходами он может распоряжаться лишь с предварительного согласия попечителя.

    Существенным различием между опекой и попечительством над дееспособными гражданами выступает то, что попечитель не несет ответственности за вред, причиненный действиями его подопечного (ст. 1077 ГК РФ).16

    Возможно также, что гражданин, будучи полностью дееспособным, не в состоянии самостоятельно реализовать свои права и обязанности в силу престарелого возраста или какого-либо заболевания. В этом случае над гражданином устанавливается попечительство в форме патронажа. Патронаж может быть установлен только по желанию самого гражданина.

    Подбором кандидатов на роль попечителя в подобных случаях занимаются отделы социальной защиты органов местного самоуправления. Для установления попечительства необходимо согласие гражданина с предложенной кандидатурой попечителя.

    В роли попечителя над дееспособным гражданином может выступать и администрация специализированного стационарного учреждения (дома-интерната, пансионата для престарелых).

    2.3. Прекращение опеки и попечительства.

    Существует несколько оснований для прекращения опеки и попечительства. 
   Опека над несовершеннолетними прекращается автоматически по достижении им 
14-летнего возраста, переходя в попечительство. С наступлением совершеннолетия прекращается и попечительство, установленное над ребенком. 
   По общему правилу, как уже было неоднократно сказано в работе, совершеннолетним признается ребенок, достигший 18-ти лет. Существуют и некоторые исключения из общего правила.

   Так, лицо может быть признано полностью дееспособным, если оно вступает в брак до достижения совершеннолетия (п.2 ст. 21 ГК РФ) или было объявлено полностью дееспособным (эмансипировано) в соответствии со ст. 27 ГК РФ.17

    Прекращается опека над несовершеннолетними и в случаях их возвращения под опеку родителей, установления над ними усыновления (удочерения) или помещения их в соответствующее воспитательное учреждение.

    Автоматически прекращается действие опеки или попечительства и в случаях, если подопечный умер или был признан судом умершим.

    Опека над совершеннолетним гражданином может быть прекращена и в результате его выздоровления. В таком случае гражданин признается судом дееспособным. Заявление о признании лица полностью дееспособным может быть подано членами его семьи, профсоюзом и другими общественными организациями, опекуном, прокурором, органом опеки и попечительства, а также соответствующим лечебным учреждением. К заявлению должно быть приложено заключение судебно-психиатрической экспертизы с обоснованием выздоровления или значительного улучшения состояния подопечного.

    На основании данных экспертизы и других дополнительных свидетельств суд выносит решение о признании выздоровевшего гражданина дееспособным. После вступления этого решения в законную силу органы опеки и попечительства отменяют установленную над гражданином опеку (ст. 263 ГПК РСФСР).

    Подобным образом прекращается попечительство над гражданином, ограниченным в своей дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Существенное отличие состоит в том, что заявление о прекращении попечительства может исходить и от самого гражданина (п.2 ст. 263 ГПК РСФСР).

    Патронаж может быть прекращен по заявлению гражданина, над которым он был установлен, или в случае помещения последнего в соответствующее медицинское учреждение.

    Опекун или попечитель может быть освобожден от своих обязанностей и по собственному желанию. Как правило, это происходит из-за ухудшения состояния его здоровья или материального положения, а также при невозможности установления психологического контакта с подопечным. Однако, подчеркну, опека или попечительство на этом не прекращаются, так как не исчезают основания, приведшие к их установлению. Просто обязанности опекуна(попечителя) перекладываются на другое лицо или администрацию соответствующего учреждения.18

    До сих пор говорилось об основаниях прекращения опеки и попечительства в тех случаях, когда опекун или попечитель добросовестно исполняет свои обязанности. Однако законодатель предусмотрел возможность прекращения опеки и попечительства в случаях ненадлежащего исполнения опекунами или попечителями своих обязанностей.

    Действия опекунов и попечителей по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правами подопечных поставлена под жесткий контроль органов опеки и попечительства. Сюда относится и дача согласия на совершение определенных сделок и контроль за условиями, в которых живет подопечный и проведение консультации по наиболее важным вопросам.

    Опекуны и попечители обязаны предъявлять ежегодные отчеты о своей деятельности.

    Ненадлежащее исполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей может быть связано как с отсутствием у него необходимого опыта, так и со злоупотреблением ими своим положением или использованием его в корыстных целях. В любом случае их действия могут быть обжалованы в орган опеки и попечительства. Жалоба может исходить от любого заинтересованного лица, в т.ч. и от самого подопечного.

   Орган опеки и попечительства рассматривает все поступившие жалобы и выносит по ним решения. Если будет установлено, что лицо умышлено выполняло свои обязанности ненадлежащим образом, орган опеки и попечительства может отстранить его от исполнения обязанностей опекуна (попечителя).19

    В отличие от смерти или признания умершим подопечного, смерть или признание умершим опекуна (попечителя) не приводит к прекращению опеки или попечительства. Просто соответствующие права и обязанности переходит на других лиц.

 

Заключение

    В результате проведенных исследований можно отметить, что с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и возможность воспитания и проживания в семье. 20

   Опека и попечительство как вид социальной поддержки представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства, которая:

- регулируется нормами различной  отраслевой принадлежности;

- предназначена для восполнения  недостающей дееспособности подопечного  лица, а также, в необходимых  случаях, - и для обеспечения иных  его интересов (дополнительная  цель опеки над детьми - их воспитание);

- состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или фактических действий в интересах подопечного;

- может, осуществляется опекуном (попечителем) как безвозмездно, так и возмездно в случаях, предусмотренных законодательством;

   Перед институтом опеки и попечительства стоят задачи обеспечения:

- установления опеки и попечительства  в отношении нуждающихся в  этом граждан;

- защиты прав и интересов  граждан, находящихся под опекой  и попечительством;

- обеспечение приемлемого уровня  жизни граждан, находящихся под  опекой или попечительством;

- государственной поддержки граждан,  исполняющих обязанности опекунов  и попечителей;

- исполнения органами опеки  и попечительства возложенных  на них функций.

   Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:

1. Обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

  • защита прав и законных интересов подопечных;
  • обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
  • обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
  • обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
  1. Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:
  • свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;
  • контроль за деятельностью по опеке и попечительству;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

    Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав). Возможны также случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они вынуждены уехать в длительную командировку.

    В любом случае назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства.

    В докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 год особо отмечается, что в этом году не было предпринято никаких системных мер для того, чтобы затормозить приток детей в интернатные учреждения, а в перспективе добиться сокращения их общей численности. По состоянию на конец отчетного года в различных интернатных учреждениях нашей страны проживало около 200 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно в интернатные учреждения поступает не менее 100 тысяч детей, многие из которых оказались «социальными сиротами» при живых родителях. Судьба детей без семьи трагична, а их права, в том числе и те, которые они могли бы реализовать, став взрослыми, нарушены или находятся под угрозой. Для исправления положения дел необходима система мер воспитательной и восстановительной социальной работы с нерадивыми или отчаявшимися родителями.

    На современном этапе правовой реформы и построения социального государства важно в кратчайшие сроки разработать законодательную базу, устанавливающую права, обязанности и меры государственной социальной поддержки приемных семей и семейных детских домов. Закон о семейном детском доме не принят. Не разработаны положения о семейном детском доме и о приемной семье.

    Названные пробелы в законодательстве отчасти заполняет закон об опеке и попечительстве. К сожалению, соответствующий закон был принят Государственной Думой в первом чтении совершенно без учета рекомендаций Правительства Российской Федерации и мнения представителей неправительственных организаций, занимающихся защитой прав ребенка. В результате за рамками закона остались такие важные понятия, как социальный патронат неблагополучных семей и патронатное воспитание детей-сирот. Однако закон имеет и свои плюсы: установлен упрощённый порядок назначения опеки в случаях необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека), предусматривается также введение временной опеки (например, на срок командировки родителей), назначение опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности, возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу, закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., Велби. 2007.

3. Гражданско-процессуальный кодекс  Российской Федерации. М., Велби. 2007.

4. Гражданский кодекс. М., Кодекс.2010.

5. Антокольская М. В. Семейное право. - М. 2009.

6. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - Ростов-на-Дону. 2010.

7. Блохина О.Ю. Сочетание частного и публичного в деятельности органов опеки по обеспечению интересов детей // Право и политика. - 2009.

8. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство над несовершеннолетними по российскому законодательству // Законность. – 2009.

9. . Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - М. Статут. 2008.

10. http://referat.ru/

11. Официальный сайт Российского детского фонда www.detfond.org

12. Интернет-энциклопедия www.wikipedia.ru

13. Беспалов Ю.Ф. Осуществление семейных прав через представителя // Нотариус. – 2009.

Информация о работе Опека и попечительство, их разграничение