Опека и попечительство, их разграничение

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Цель: комплексное изучение основных теоретических и практических вопросов механизма реализации норм об опеки и попечительстве.
Задачи:
Определить понятия, принципы и задачи опеки и попечительства.
Выявить тенденцию развития норм, регулирующих опеку, попечительство.
Определить осуществление опеки и попечительства.
Рассмотрение оснований для возникновения и прекращения опеки и попечительства;
Освещение основных форм и методов применения опеки и попечительства;

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Опека и попеч.docx

— 55.37 Кб (Скачать)

Введение.

    Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности.

    Положение статьи 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18 – летнего возраста. 1С этого момента гражданин становится полностью дееспособным. Дееспособный гражданин несет самостоятельную ответственность за свои действия.

    Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста или психического расстройства не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки и попечительства.

    В настоящее время, учитывая социально – экономическое положение в нашей стране актуальной является проблема опеки и попечительства над несовершеннолетними и над совершеннолетними.

    Опека над недееспособными гражданами устанавливается редко.  К сожалению, все реже родные и близкие берут на себя заботу о лицах, страдающих психическими расстройствами, что совсем неудивительно на фоне глобального сокращения семейных связей и общего снижения уровня жизни.

    На фоне общего социально – экономического неблагополучия особую тревогу вызывает положение детей – сирот. Семья – главное, что есть у ребенка. Дети, лишенные любви родителей и их заботы, не могут стать полноценными членами общества. Семья традиционно рассматривалась как необходимое для ребенка – воспитания, содержания, заботы и защиты его самого и его прав.

    Цель: комплексное изучение основных теоретических и практических вопросов механизма реализации норм об опеки и попечительстве.

    Предмет: практика реализации нормы, предусматривающий опеку и попечительство.

    Объект: опека и попечительство.

    Задачи:

  1. Определить понятия, принципы и задачи опеки и попечительства.
  2. Выявить тенденцию развития норм, регулирующих опеку, попечительство.
  3. Определить осуществление опеки и попечительства.
  4. Рассмотрение оснований для возникновения и прекращения опеки и попечительства;
  5. Освещение основных форм и методов применения опеки и попечительства;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Глава 1. Опека и попечительство, их разграничение.

   1.1.  Понятие опеки и попечительства.

   Опека и попечительство – комплексный раздел семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над лицами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их имущественных и неимущественных прав.

   В соответствии со статьями 31 – 33 Гражданского кодекса РФ, опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. 2Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливается также в целях их воспитания.

   Опека устанавливается над малолетними лицами, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

   Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 – 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

  Федеральный закон, конкретизировал понятие опеки и попечительства:

  • опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
  • попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 ГК РФ.
    1. Органы опеки и попечительства. Структура, задачи, полномочия.

    В соответствии с Федеральным законом, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На практике структура органов опеки и попечительства имеет районное деление, то есть в каждом районе имеется соответствующий отдел органа опеки и попечительства.3

  Федеральным законом на органы опеки и попечительства возложены следующие задачи:

  • защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
  • надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
  • контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.4

    К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

  • выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
  • обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
  • установление опеки или попечительства;
  • осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
  • освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
  • выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
  • заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных;
  • представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
  • выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных;
  • подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
  • оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей.

    Федеральный закон предусматривает возможность делегирования полномочий органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах следующим организациям:

  • образовательным;
  • медицинским;
  • организациям, оказывающим социальные услуги;
  • иным организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    1. Права и обязанности опекунов и попечителей.

    Гражданский и семейный кодексы РФ содержат достаточно четкий перечень требований к опекунам, а также закрепляют их права и обязанности. В соответствии с законодательством опекуном или попечителем может стать гражданин, достигший 18-летнего возраста, полностью дееспособный. Не может стать опекуном или попечителем гражданин, хотя и удовлетворяющий всем указанным условиям, но лишенный родительских прав.5

    Данный перечень требований расширен в п. 3 ст. 146 СК РФ, где сказано, что опекунами или попечителями не могут также стать лица:

1) страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией;

2) ранее отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей;

3) у которых дети были отобраны  без лишения родительских прав, т.е. ограниченные в родительских  правах;

4) бывшие усыновители, если усыновление  было отменено по их вине;

5) которые по состоянию здоровья  не могут осуществлять воспитание  ребенка.

    Рассматривая пункт 5 перечисленных требований, нужно сказать, что 1мая 1996 года постановлением Правительства РФ №542 был утвержден специальный перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять ребенка под опеку (попечительство), взять в приемную семью. К их числу относятся:

- туберкулез;

-заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

- злокачественные онкологические  заболевания;

- инфекционные заболевания, до  снятия с диспансерного учета;

- психические заболевания, вследствие  которых больной был признан  недееспособным или ограниченно  дееспособным;

- алкоголизм, наркомания, токсикомания;

- заболевания и травмы, приведшие  к инвалидности I и II групп, исключающей трудоспособность.

    При выборе опекуна или попечителя должны учитываться и его личные качества, способность выполнения им данных обязанностей, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве. Для соблюдения последнего правила по возможности стараются учитывать желание самого подопечного. Согласие подопечного с кандидатурой попечителя обязательно и при установлении патронажа.6

    Особую роль личные качества опекуна играют при установлении опеки над душевно больными. Совместное проживание с человеком психически нездоровым создает множество житейских проблем, хлопотно в бытовом отношении и далеко не всегда бывает вполне безопасным. Кроме того, нужен известный навык в обращении с больным человеком, опыт применения психотропных лекарств и знание симптомов заболевания, требующих своевременного врачебного вмешательства. Естественно, что легче и лучше с проблемами ухода справляются ближайшие родственники больного, привыкшие к нему за время совместного проживания. Тем более что на их стороне бывают и личные симпатии подопечного, значительно облегчающие уход за ним.

    В случаях, когда столь близких родственников из числа возможных кандидатов на опекунство нет, предпочтительнее выбирать опекуна из числа социально положительных людей, имеющих определенный медицинский опыт и изъявивших желание взять на себя подобные обязанности.

    При установлении опеки или попечительства над несовершеннолетними к опекунам и попечителям также предъявляется ряд дополнительных требований.7 
   Так как основная задача подобной опеки и попечительства - это создание для несовершеннолетнего условий, максимально приближенных к семейному воспитанию, предпочтение при выборе опекуна или попечителя отдается семейным парам. Также желательно, чтобы ребенок знал своего опекуна 
(попечителя) до установления опеки или попечительства, что способствовало бы установлению между ними теплых, доверительных отношений. Поэтому при наличии малейшей возможности, опекуна или попечителя для несовершеннолетнего стараются подбирать из числа его родственников или людей, с которыми ребенок хорошо знаком.

   Немаловажное значение для регулирования правового статуса опекунов и попечителей имеет положение о необходимости согласия гражданина на выполнение подобных обязанностей. Данное правило отсутствовало в отечественном законодательстве вплоть до 1967 года, когда был принят Кодекс о браке и семье РСФСР.8 Объясняется это тем, что Кодекс законов о браке семье и опеке был принят в 1927 году, когда еще сохранялся высокий процент детской беспризорности. Основной задачей стоявшей перед институтом опеки и попечительства было спасение детей от голода и смерти, с чем вполне мог справиться любой гражданин. Однако на практике случаи, когда гражданина назначали опекуном или попечителем без его согласия, были крайне редки.

Информация о работе Опека и попечительство, их разграничение