О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс – родоначальники социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:36, реферат

Описание работы

Появление социологии как самостоятельной науки было вызвано развитием общества и обществознания в конце XVIII и начале XIX века. В это время мир переживал глубокие социальные перемены, связанные с переходом от традиционного к современному индустриальному обществу. Новые формы экономической и политической жизни требовали конкретного научного анализа. Возникла потребность перехода от общих абстрактных философских размышлений об обществе, тенденциях его развития к позитивной науке об обществе как живом функционирующем образовании. Поскольку строгие научные методы познания были выработаны и применялись в этот период естествознанием, социология испытывает его влияние

Содержание

Введение
1.О.Конт – основатель социологии
2.Социологические идеи Г Спенсера
3. Социологические идеи К.Маркса
Заключение
Перечень ссылок

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 33.16 Кб (Скачать)

Социология

Тема: О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс  – родоначальники социологии

 План

 Введение

1.О.Конт – основатель социологии

2.Социологические идеи Г Спенсера

3. Социологические идеи К.Маркса

 Заключение

 Перечень ссылок

 Введение

 Появление социологии  как самостоятельной науки было  вызвано развитием общества и  обществознания в конце XVIII и  начале XIX века. В это время мир  переживал глубокие социальные  перемены, связанные с переходом  от традиционного к современному индустриальному обществу. Новые формы экономической и политической жизни требовали конкретного научного анализа. Возникла потребность перехода от общих абстрактных философских размышлений об обществе, тенденциях его развития к позитивной науке об обществе как живом функционирующем образовании. Поскольку строгие научные методы познания были выработаны и применялись в этот период естествознанием, социология испытывает его влияние. Она имела богатую разнообразную предысторию, но собственная ее история начинается в XIX веке, когда был поставлен вопрос о создании позитивной науки об обществе, опирающейся на строго установленные научные факты. Первый этап связан с именами О. Конта, Г. Спенсера и К. Маркса. Это этап глобальных концепций развития общества. Ориентация на переход к позитивной науке сочеталась с созданием общих, в какой-то мере тоже умозрительных теорий.

 1.О.Конт – основатель социологи

 Основателем социологии  являлся французский ученый Огюст  Конт (1798-1857). Он полагал, что социология, которую он вначале называл  "социальной физикой", должна  заимствовать у естественных  наук объективность, проверяяемость, доказательность. "Социальная физика" состояла из 2-х взаимосвязанных частей: социальных статики и динамики. Социальная статика изучает структуру общества, функции его основных институтов, социальная динамика — процессы социальных изменений. Общество, по Конту, — сложная система отношений, целостный организм, об отдельных структурных элементах которого можно судить только по соотношению с целым. Эволюционное развитие приводит к установлению фундаментального порядка. О. Конт разрабатывает методы социологических исследований, подчеркивает значение метода наблюдения, эксперимента, сравнительного, генетического и конкретно-исторического методов.

 Огюст Конт ввел  в употребление понятие социология, имея в виду научное изучение  явлений общественной жизни в  дихроническом и синхроническом аспектах, в отличие от умозрительных конструкций традиционной философии истории, исторической фактологии и фактографии и разрозненных эмпирических обобщений политико-юридической мысли. Контовская позитивная философия — это своеобразная переходная система между метафизикой XVIII ст. и методологией науки XIX ст. По форме позитивная философия близка к метафизике, а социология — к философии истории, но по общей ориентации обе воспроизводят проблемы науки о человеке и об обществе. Уже самим понятием позитивный (позитивизм) Огюст Конт противопоставляет свою философию и социологию старым (негативным) представлениям.

 Социальная физика или социология, не предполагает по Конту, сведение общественных явлений к физическим; специфика социального учтена им в пределах позитивного синтеза — своеобразной энциклопедии научного знания, в основании которой лежит специально разработанная классификация наук, сохраняющая известное значение и в современных условиях.

 Система наук, по Конту,  представляет порядок, выражающий  в логической форме исторический  процесс развития знания от  простого к слож­ному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Каждая ступень в развитии знания — наука более высокого порядка — подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку, которая однако, недостаточна для объяснения специфического содержания науки более высокой ступени. По определению Огюста Конта иерархия основных наук выглядит так: математика-астрономия-физика-химия-биология-социология. Из общей схемы следует, что социология основывается на законах биологии и без них невозможна, но имеет «сверх того нечто своеобразное, видоизменяющее влияние законов биологии и вытекающее из взаимодействия индивидов друг на друга». Это взаимодействие индивидов особенно осложняется в человеческом роде вследствие каждого поколения на последующее. Выдвигаемое Контом требование к социологии изучать законы наблюдаемых явлений, а не искать трансцендентных причин; основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации смысла истории, стало новаторством.

 Специфика социологического  подхода к общественной жизни  состоит в том, что социологический  подход представляет теоретические  исследования законов социальных  явлений с помощью общенаучного  метода, а не философской рефлексии,  т. е. отражение, исследование  познавательного акта, взаимное  отражение единого. В совокупности  общественные явления, по Конту,-образный организм. Эта идея Конта предвосхитила установку методологии структурно-функционального анализа. Решая проблему личности, Конт подчеркивает существование у человека наряду с эгоистически-личностым также социального инстинкта и считает, что семья, а не индивидуум образует ту простейшую целостность, образующуюся из множества элементов общества. Огюст Конт, используя методологические и мировоззренческие установки Сен-Симона, пытается сформулировать основной закон, способствующий преобразованию донаучного знания об обществе, о человеке в научное, закон, которому подчиняется общественный процесс. Социальные связи носят, пожалуй внешний характер, потому что в их возникновении глав­ную роль играет материальная необходимость, воплощающаяся в таких институтах как промышленность, торговля, армия и т. п. и т. д. Природа социальной связи есть главный вопрос социальной статики, которая имеет своим предметом взаимоотношения, сохраняющиеся при всех исторических условиях элементов социального организма. Здесь-то у Конта на передний край выходит понятие система, которое до сих пор остается одним из центральных в социологии. У Конта оно органически связано с идеей эволюции. Конт претендовал на то, что открыл теоретический закон двойственности эволюции, социальной и интеллектуальной. У Огюста Конта социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все мысли необходимо проходят Три сменяющие друг друга состояния: сначала теологическое состояние, где открыто господствует спонтанно возникающие функции, не имеющие доказательств. Затем метафизическое состояние, с привычным преобладанием абстракций или сущностей, принимаемых за реальность. И, наконец, позитивное состояние, неизменно основывающееся на точной оценке внешней деятельности, исторической реальности. Каждое из трех состояний образует основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни. По мнению Огюста Конта, от общего состояния человеческого знания зависит и состояние техники, ремесел, промышленности и т. п. Закон трех стадий исторического развития одновременно есть и законом развития всего человечества. Знания человека и знания, культура человечества, считал Огюст Конт, проходит три стадии: теологическую (религиозную), метафизическую, позитивную, т. е. научную. Первоначально господствуют религиозно-метафизические представления — фикции, далее наступает эпоха господства позитивизма — позитивной науки. Отсюда, вывод, что первоначально необходимо построить систему наук, чтобы выделить в ней место социальной науке и ее особый предмет, далее социальную науку можно представлять как систему — систему социологии, наконец, опираясь на нее, выстроить систему общества.

 Установки Огюста Конта  на понимание социологии как  социальной физики, ориентируются  на методы биологии, физики и  т. п. оказались более живучими. Большинство социологических школ XIX ст. стремились понять социальное  через биологическое, с помощью  естественного, а поэтому получили в истории социологии название натуралистической социологии. Огюст Конт не был новатором в науке в революционном понимании, а выступал добросовестным и тщательным систематиком, который обобщал разнообразные идеи своего времени и осуществил первую попытку созда­ния системы социологического знания. Ориентация социологии на позитивные знания, то есть на предметную и методическую определенность, научность, при всех недостатках самого позитивизма, безусловно сыграла прогрессивную роль и стимулировала поиски новых путей и средств в развитии социального познания, раскрытия социальных законов, углубила знания о человеке.

2.Социологические идеи Г Спенсера

 В социологии английского  ученого Герберта Спенсера (1820-1903) четко выражена натуралистическая  тенденция, общество уподобляется  биологическому организму, который  развивается на основе всеобщей  эволюции. Спенсер развивает учение  о социальных институтах как  механизмах самоорганизации совместной  жизни людей, разрабатывает типологию обществ и т.д.

Английский ученый Г.Спенсер (1820-1903) является другим основателем социологии. Г.Спенсер был одним из самых ярких представителей натуралистической ориентации в социологии, утверждавший, что «невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии» (Спенсер Г. Социология как предмет изучения.). Опираясь на эту идею, Г.Спенсер развивает два важнейших методологических принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм.

 Эволюция для английского  социолога — это универсальный  процесс, одинаково объясняющий  все изменения как в природе, так и обществе. Эволюция — это интеграция материи. Именно эволюция переводит материю из неопределенной бессвязной однородности в определенную связную однородность, т.е. социальное целое — общество. На громадном этнографическом материале Г.Спенсер рассматривает эволюцию семейных отношений: первобытные половые отношения, формы семьи, положение женщин и детей, эволюцию обрядовых учреждений и обычаев, политических учреждений, государство, представительные учреждения, суд и т.д. Социальную эволюцию Г.Спенсер трактовал как многолинейный процесс. Объективным критерием процесса эволюции он считал степень дифференциации и интегрированности того или иного явления. С принципом эволюционизма в спенсеровской социологии неразрывно связан принцип органицизма — такой подход к анализу общественной жизни, который базируется на аналогии общества с биологическим организмом. В главе «Общество есть организм» основного труда Г.Спенсера «Основания социологии» он довольно обстоятельно рассматривает целый ряд аналогий (сходств) между биологическим и социальным организмом: 1) общество как биологический организм, в отличие от неорганической материи, на протяжении большей части своего существования растет, увеличивается в объеме (превращение маленьких государств в империи); 2) по мере роста общества его структура усложняется также, как усложняется структура организма в процессе биологической эволюции; 3) как в биологических, так и в социальных организмах прогрессивная структура сопровождается аналогичной дифференциацией функций, что, в свою очередь, сопровождается усилением их взаимодействия; 4) как в обществе, так и в организме в ходе эволюции происходит специализация составляющих их структур; 5) в случае расстройства жизнедеятельности общества или организма, отдельные их части могут определенное время продолжать существовать.

 Аналогия общества  с организмом позволила английскому  мыслителю выделить в обществе  три различные подсистемы: 1) поддерживающую, обеспечивающую производство источников  питания (экономика); 2) распределительную,  определяющую взаимосвязь между  отдельными частями общества  и покоющуюся на разделении труда; 3) регулирующую, обеспечивающую подчинение отдельных частей целому (государственная власть). ,

 Проводя аналогию между  обществом и биологическим организмом, Г.Спенсер не отождествлял их  полностью. Напротив, он указывает,  что существуют определенные  различия между биологическим  организмом и процессами общественной  жизни. Главный смысл этих различий  Г.Спенсер видел в том, что  в живом организме элементы  существуют ради целого, в обществе  — наоборот — оно существует  для блага своих членов.

 Спенсеровское представление  об обществе как организме  позволило осмыслить и понять  ряд важных особенностей структуры  и функционирования социальных  систем. Оно, по сути дела, заложило  основы будущего системного и  структурно-функционального подхода  к изучению общества. Анализируя  социальную структуру общества, Спенсер выделил шесть типов  социальных институтов: родства,  образования, политические, церковные,  профессиональные и промышленные.

 Сохраняют свою актуальность  и значение для современной  социологии также ряд конкретных  представлений английского мыслителя  об обществе. В том числе и  его деление общества на основные  типы: военное и промышленное (индустриальное). «Военный» тип общества характеризуется  сильным централизованным контролем  и иерархическим порядком власти. Вся жизнь в нем прежде всего подчинена дисциплине. Церковь похожа на военную организацию. Индивид в такой обществе подчинен социальному целому.

 

 В индустриальном обществе  преобладающими являются промышленность  и торговля, в нем появляется  политическая свобода, а социальная  организация становится более  гибкой. Власть рассматривается  в этом обществе как выражение  воли индивидов, а их соединение  становится добровольным.

 В ходе своих исследований  Спенсер обосновал положение  о закономерной эволюции от  «военного» общества, основанного  на принудительной кооперации, к индустриальному, базирующемуся на добровольной кооперации. Его исследования оказали большое влияние на развитие последующих социологических теорий.

3. Социологические идеи К.Маркса

 Исходным в социологии  К. Маркса (1818-1883) также был позитивизм. К. Маркс создает материалистическое  учение об обществе, согласно  которому главной определяющей  силой в развитии общества  является способ производства  материальных благ. По Марксу  развитие общества носит закономерный  и поступательно прогрессивный  характер. Реализуя системный подход  к анализу общества, К. Маркс  создает теорию общественно-экономической  формации, которая раскрывает взаимосвязи  между различными сторонами общества. Историческая смена формаций  происходит на основе разрешения  противоречий, конфликтов.

 Социологические идеи  Маркса формировались под воздействием  гегелевской философии, классической  экономической теории, социалистических, и коммунистических учений. Маркс  негативно относился к контовской идее социологии как позитивной науки и в целом не считал себя социологом. В то же время он был убежден, что основанное им вместе с Ф.Энгельсом материалистическое понимание истории является революционным переворотом во взглядах на общество и способно выступать методологическими основами всех общественных наук. В ранних работах Маркса отмечается, что "сущность человека" не является абстрактом, свойственным отдельному индивиду, а реализуется во всей совокупности ее социальных отношений. Маркс критиковал всю предыдущую философскую традицию за то, что она не смогла осмыслить действительность в ее субъективном измерении, как "человеческую материальную чувственную деятельность", или "практику". Эту деятельность Маркс рассматривал как сочетание процессов "опредметчивания" (овеществления) и распредметчивания человеческих "сущностных сил".

 Значительное внимание  в трудах Маркса уделено проблеме "отчуждения" результатов человеческой  деятельности, в частности в сфере  материального производства. Причину  "отчуждения" он видел в противоречии  между общественным характером  производства и частной формы  собственности на средства производства  и в неконтролируемом влиянии  рыночной стихии. Преодоление отчуждения  и, следовательно, гуманизация отношений в материально-производственной сфере как базовой сфере общественной жизни возможна, по Марксу, на пути революционно-практического изменения существующих форм собственности и систем политической власти. Понятие "практики", которое в немецкой классической философии употреблялось преимущественно в абстрактно-этическом контексте, у Маркса наполняется социологическим содержанием.

 Традиционно считается,  что учение Маркса происходит  от трех главных источников:

1. Французской социалистической  мысли, не в последнюю очередь  от идей Сен-Симона;

2. Философии Гегеля, принципы  которой он изменял, хотя никогда  полностью не отрицал;

3. Английской политической  экономии, на которой Маркс основывался,  но не вышел за ее пределы.

 Кроме того, опыт социальных  условий, полученный в путешествиях, контакты с радикальными и  коммунистическими группами и  людьми, особенно Энгельсом, с  которым его связывала пожизненная дружба и интеллектуальное товарищество с 1846 г., сыграли роль в превращении Маркса из радикального демократа в коммунистического революционера. Весь интеллектуальный проект Маркса заключал в себе несколько целей. Вкратце, он пытался:

Информация о работе О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс – родоначальники социологии