Социология
Тема: О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс
– родоначальники социологии
План
Введение
1.О.Конт – основатель социологии
2.Социологические идеи Г Спенсера
3. Социологические идеи К.Маркса
Заключение
Перечень ссылок
Введение
Появление социологии
как самостоятельной науки было
вызвано развитием общества и
обществознания в конце XVIII и
начале XIX века. В это время мир
переживал глубокие социальные
перемены, связанные с переходом
от традиционного к современному индустриальному
обществу. Новые формы экономической и
политической жизни требовали конкретного
научного анализа. Возникла потребность
перехода от общих абстрактных философских
размышлений об обществе, тенденциях его
развития к позитивной науке об обществе
как живом функционирующем образовании.
Поскольку строгие научные методы познания
были выработаны и применялись в этот
период естествознанием, социология испытывает
его влияние. Она имела богатую разнообразную
предысторию, но собственная ее история
начинается в XIX веке, когда был поставлен
вопрос о создании позитивной науки об
обществе, опирающейся на строго установленные
научные факты. Первый этап связан с именами
О. Конта, Г. Спенсера и К. Маркса. Это этап
глобальных концепций развития общества.
Ориентация на переход к позитивной науке
сочеталась с созданием общих, в какой-то
мере тоже умозрительных теорий.
1.О.Конт – основатель социологи
Основателем социологии
являлся французский ученый Огюст
Конт (1798-1857). Он полагал, что социология,
которую он вначале называл
"социальной физикой", должна
заимствовать у естественных
наук объективность, проверяяемость,
доказательность. "Социальная физика"
состояла из 2-х взаимосвязанных частей:
социальных статики и динамики. Социальная
статика изучает структуру общества, функции
его основных институтов, социальная динамика
— процессы социальных изменений. Общество,
по Конту, — сложная система отношений,
целостный организм, об отдельных структурных
элементах которого можно судить только
по соотношению с целым. Эволюционное
развитие приводит к установлению фундаментального
порядка. О. Конт разрабатывает методы
социологических исследований, подчеркивает
значение метода наблюдения, эксперимента,
сравнительного, генетического и конкретно-исторического
методов.
Огюст Конт ввел
в употребление понятие социология,
имея в виду научное изучение
явлений общественной жизни в
дихроническом и синхроническом аспектах,
в отличие от умозрительных конструкций
традиционной философии истории, исторической
фактологии и фактографии и разрозненных
эмпирических обобщений политико-юридической
мысли. Контовская позитивная философия
— это своеобразная переходная система
между метафизикой XVIII ст. и методологией
науки XIX ст. По форме позитивная философия
близка к метафизике, а социология — к
философии истории, но по общей ориентации
обе воспроизводят проблемы науки о человеке
и об обществе. Уже самим понятием позитивный
(позитивизм) Огюст Конт противопоставляет
свою философию и социологию старым (негативным)
представлениям.
Социальная физика или социология,
не предполагает по Конту, сведение общественных
явлений к физическим; специфика социального
учтена им в пределах позитивного синтеза
— своеобразной энциклопедии научного
знания, в основании которой лежит специально
разработанная классификация наук, сохраняющая
известное значение и в современных условиях.
Система наук, по Конту,
представляет порядок, выражающий
в логической форме исторический
процесс развития знания от
простого к сложному, от низшего
к высшему, от общего к специфическому.
Каждая ступень в развитии знания — наука
более высокого порядка — подразумевает
предыдущую как свою необходимую предпосылку,
которая однако, недостаточна для объяснения
специфического содержания науки более
высокой ступени. По определению Огюста
Конта иерархия основных наук выглядит
так: математика-астрономия-физика-химия-биология-социология.
Из общей схемы следует, что социология
основывается на законах биологии и без
них невозможна, но имеет «сверх того нечто
своеобразное, видоизменяющее влияние
законов биологии и вытекающее из взаимодействия
индивидов друг на друга». Это взаимодействие
индивидов особенно осложняется в человеческом
роде вследствие каждого поколения на
последующее. Выдвигаемое Контом требование
к социологии изучать законы наблюдаемых
явлений, а не искать трансцендентных
причин; основывать достоверность своих
выводов на фактах и на связи, а не на философской
интерпретации смысла истории, стало новаторством.
Специфика социологического
подхода к общественной жизни
состоит в том, что социологический
подход представляет теоретические
исследования законов социальных
явлений с помощью общенаучного
метода, а не философской рефлексии,
т. е. отражение, исследование
познавательного акта, взаимное
отражение единого. В совокупности
общественные явления, по Конту,-образный
организм. Эта идея Конта предвосхитила
установку методологии структурно-функционального
анализа. Решая проблему личности, Конт
подчеркивает существование у человека
наряду с эгоистически-личностым также
социального инстинкта и считает, что
семья, а не индивидуум образует ту простейшую
целостность, образующуюся из множества
элементов общества. Огюст Конт, используя
методологические и мировоззренческие
установки Сен-Симона, пытается сформулировать
основной закон, способствующий преобразованию
донаучного знания об обществе, о человеке
в научное, закон, которому подчиняется
общественный процесс. Социальные связи
носят, пожалуй внешний характер, потому
что в их возникновении главную роль
играет материальная необходимость, воплощающаяся
в таких институтах как промышленность,
торговля, армия и т. п. и т. д. Природа социальной
связи есть главный вопрос социальной
статики, которая имеет своим предметом
взаимоотношения, сохраняющиеся при всех
исторических условиях элементов социального
организма. Здесь-то у Конта на передний
край выходит понятие система, которое
до сих пор остается одним из центральных
в социологии. У Конта оно органически
связано с идеей эволюции. Конт претендовал
на то, что открыл теоретический закон
двойственности эволюции, социальной
и интеллектуальной. У Огюста Конта социальный
закон — это закон трех стадий исторического
развития, согласно которому все мысли
необходимо проходят Три сменяющие друг
друга состояния: сначала теологическое
состояние, где открыто господствует спонтанно
возникающие функции, не имеющие доказательств.
Затем метафизическое состояние, с привычным
преобладанием абстракций или сущностей,
принимаемых за реальность. И, наконец,
позитивное состояние, неизменно основывающееся
на точной оценке внешней деятельности,
исторической реальности. Каждое из трех
состояний образует основу всей социальной
организации и пронизывает все стороны
общественной жизни. По мнению Огюста
Конта, от общего состояния человеческого
знания зависит и состояние техники, ремесел,
промышленности и т. п. Закон трех стадий
исторического развития одновременно
есть и законом развития всего человечества.
Знания человека и знания, культура человечества,
считал Огюст Конт, проходит три стадии:
теологическую (религиозную), метафизическую,
позитивную, т. е. научную. Первоначально
господствуют религиозно-метафизические
представления — фикции, далее наступает
эпоха господства позитивизма — позитивной
науки. Отсюда, вывод, что первоначально
необходимо построить систему наук, чтобы
выделить в ней место социальной науке
и ее особый предмет, далее социальную
науку можно представлять как систему
— систему социологии, наконец, опираясь
на нее, выстроить систему общества.
Установки Огюста Конта
на понимание социологии как
социальной физики, ориентируются
на методы биологии, физики и
т. п. оказались более живучими.
Большинство социологических школ
XIX ст. стремились понять социальное
через биологическое, с помощью
естественного, а поэтому получили в истории
социологии название натуралистической
социологии. Огюст Конт не был новатором
в науке в революционном понимании, а выступал
добросовестным и тщательным систематиком,
который обобщал разнообразные идеи своего
времени и осуществил первую попытку создания
системы социологического знания. Ориентация
социологии на позитивные знания, то есть
на предметную и методическую определенность,
научность, при всех недостатках самого
позитивизма, безусловно сыграла прогрессивную
роль и стимулировала поиски новых путей
и средств в развитии социального познания,
раскрытия социальных законов, углубила
знания о человеке.
2.Социологические идеи Г Спенсера
В социологии английского
ученого Герберта Спенсера (1820-1903)
четко выражена натуралистическая
тенденция, общество уподобляется
биологическому организму, который
развивается на основе всеобщей
эволюции. Спенсер развивает учение
о социальных институтах как
механизмах самоорганизации совместной
жизни людей, разрабатывает типологию
обществ и т.д.
Английский ученый Г.Спенсер
(1820-1903) является другим основателем социологии.
Г.Спенсер был одним из самых ярких представителей
натуралистической ориентации в социологии,
утверждавший, что «невозможно рациональное
понимание истин социологии без рационального
понимания истин биологии» (Спенсер Г.
Социология как предмет изучения.). Опираясь
на эту идею, Г.Спенсер развивает два важнейших
методологических принципа своей социологической
системы: эволюционизм и органицизм.
Эволюция для английского
социолога — это универсальный
процесс, одинаково объясняющий
все изменения как в природе, так и обществе.
Эволюция — это интеграция материи. Именно
эволюция переводит материю из неопределенной
бессвязной однородности в определенную
связную однородность, т.е. социальное
целое — общество. На громадном этнографическом
материале Г.Спенсер рассматривает эволюцию
семейных отношений: первобытные половые
отношения, формы семьи, положение женщин
и детей, эволюцию обрядовых учреждений
и обычаев, политических учреждений, государство,
представительные учреждения, суд и т.д.
Социальную эволюцию Г.Спенсер трактовал
как многолинейный процесс. Объективным
критерием процесса эволюции он считал
степень дифференциации и интегрированности
того или иного явления. С принципом эволюционизма
в спенсеровской социологии неразрывно
связан принцип органицизма — такой подход
к анализу общественной жизни, который
базируется на аналогии общества с биологическим
организмом. В главе «Общество есть организм»
основного труда Г.Спенсера «Основания
социологии» он довольно обстоятельно
рассматривает целый ряд аналогий (сходств)
между биологическим и социальным организмом:
1) общество как биологический организм,
в отличие от неорганической материи,
на протяжении большей части своего существования
растет, увеличивается в объеме (превращение
маленьких государств в империи); 2) по
мере роста общества его структура усложняется
также, как усложняется структура организма
в процессе биологической эволюции; 3)
как в биологических, так и в социальных
организмах прогрессивная структура сопровождается
аналогичной дифференциацией функций,
что, в свою очередь, сопровождается усилением
их взаимодействия; 4) как в обществе, так
и в организме в ходе эволюции происходит
специализация составляющих их структур;
5) в случае расстройства жизнедеятельности
общества или организма, отдельные их
части могут определенное время продолжать
существовать.
Аналогия общества
с организмом позволила английскому
мыслителю выделить в обществе
три различные подсистемы: 1) поддерживающую,
обеспечивающую производство источников
питания (экономика); 2) распределительную,
определяющую взаимосвязь между
отдельными частями общества
и покоющуюся на разделении труда; 3)
регулирующую, обеспечивающую подчинение
отдельных частей целому (государственная
власть). ,
Проводя аналогию между
обществом и биологическим организмом,
Г.Спенсер не отождествлял их
полностью. Напротив, он указывает,
что существуют определенные
различия между биологическим
организмом и процессами общественной
жизни. Главный смысл этих различий
Г.Спенсер видел в том, что
в живом организме элементы
существуют ради целого, в обществе
— наоборот — оно существует
для блага своих членов.
Спенсеровское представление
об обществе как организме
позволило осмыслить и понять
ряд важных особенностей структуры
и функционирования социальных
систем. Оно, по сути дела, заложило
основы будущего системного и
структурно-функционального подхода
к изучению общества. Анализируя
социальную структуру общества,
Спенсер выделил шесть типов
социальных институтов: родства,
образования, политические, церковные,
профессиональные и промышленные.
Сохраняют свою актуальность
и значение для современной
социологии также ряд конкретных
представлений английского мыслителя
об обществе. В том числе и
его деление общества на основные
типы: военное и промышленное (индустриальное).
«Военный» тип общества характеризуется
сильным централизованным контролем
и иерархическим порядком власти.
Вся жизнь в нем прежде всего подчинена
дисциплине. Церковь похожа на военную
организацию. Индивид в такой обществе
подчинен социальному целому.
В индустриальном обществе
преобладающими являются промышленность
и торговля, в нем появляется
политическая свобода, а социальная
организация становится более
гибкой. Власть рассматривается
в этом обществе как выражение
воли индивидов, а их соединение
становится добровольным.
В ходе своих исследований
Спенсер обосновал положение
о закономерной эволюции от
«военного» общества, основанного
на принудительной кооперации, к
индустриальному, базирующемуся на добровольной
кооперации. Его исследования оказали
большое влияние на развитие последующих
социологических теорий.
3. Социологические идеи К.Маркса
Исходным в социологии
К. Маркса (1818-1883) также был позитивизм.
К. Маркс создает материалистическое
учение об обществе, согласно
которому главной определяющей
силой в развитии общества
является способ производства
материальных благ. По Марксу
развитие общества носит закономерный
и поступательно прогрессивный
характер. Реализуя системный подход
к анализу общества, К. Маркс
создает теорию общественно-экономической
формации, которая раскрывает взаимосвязи
между различными сторонами общества.
Историческая смена формаций
происходит на основе разрешения
противоречий, конфликтов.
Социологические идеи
Маркса формировались под воздействием
гегелевской философии, классической
экономической теории, социалистических,
и коммунистических учений. Маркс
негативно относился к контовской
идее социологии как позитивной науки
и в целом не считал себя социологом. В
то же время он был убежден, что основанное
им вместе с Ф.Энгельсом материалистическое
понимание истории является революционным
переворотом во взглядах на общество и
способно выступать методологическими
основами всех общественных наук. В ранних
работах Маркса отмечается, что "сущность
человека" не является абстрактом, свойственным
отдельному индивиду, а реализуется во
всей совокупности ее социальных отношений.
Маркс критиковал всю предыдущую философскую
традицию за то, что она не смогла осмыслить
действительность в ее субъективном измерении,
как "человеческую материальную чувственную
деятельность", или "практику".
Эту деятельность Маркс рассматривал
как сочетание процессов "опредметчивания"
(овеществления) и распредметчивания человеческих
"сущностных сил".
Значительное внимание
в трудах Маркса уделено проблеме
"отчуждения" результатов человеческой
деятельности, в частности в сфере
материального производства. Причину
"отчуждения" он видел в противоречии
между общественным характером
производства и частной формы
собственности на средства производства
и в неконтролируемом влиянии
рыночной стихии. Преодоление отчуждения
и, следовательно, гуманизация отношений
в материально-производственной сфере
как базовой сфере общественной жизни
возможна, по Марксу, на пути революционно-практического
изменения существующих форм собственности
и систем политической власти. Понятие
"практики", которое в немецкой классической
философии употреблялось преимущественно
в абстрактно-этическом контексте, у Маркса
наполняется социологическим содержанием.
Традиционно считается,
что учение Маркса происходит
от трех главных источников:
1. Французской социалистической
мысли, не в последнюю очередь
от идей Сен-Симона;
2. Философии Гегеля, принципы
которой он изменял, хотя никогда
полностью не отрицал;
3. Английской политической
экономии, на которой Маркс основывался,
но не вышел за ее пределы.
Кроме того, опыт социальных
условий, полученный в путешествиях,
контакты с радикальными и
коммунистическими группами и
людьми, особенно Энгельсом, с
которым его связывала пожизненная
дружба и интеллектуальное товарищество
с 1846 г., сыграли роль в превращении Маркса
из радикального демократа в коммунистического
революционера. Весь интеллектуальный
проект Маркса заключал в себе несколько
целей. Вкратце, он пытался: