Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:46, реферат
Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса РФ (ТК РФ)).
Общая организация охраны труда в медицинских учреждениях осуществляется в соответствии с ТК РФ, Положением об организации работы по охране труда, нормативными актами ведомственных (отраслевых), региональных (территориальных), местных органов управления (власти).
Основные профессиональные вредности могут быть по своей природе: химическими, физическими, биологическими, нервно-эмоциональными и эргономическими. Способствуют возникновению заболеваний повышенная чувствительность организма работника, отсутствие или неэффективность средств индивидуальной защиты, контакт с инфицированными пациентами, несовершенство инструментария и оборудования. Медицинский персонал подвержен действию множества физических факторов, к которым относятся (вибрация, шум, ультразвук, электромагнитное и ультрафиолетовое излучение и др.), химических факторов (лекарственные препараты, дезинфектанты, антисептики, пломбировочные материалы и др.). Большую часть работы приходиться выполнять, используя технические средства, поэтому высока возможность травматизма. Контакт персонала с потенциально опасными химическими веществами, используемыми в учреждениях здравоохранения, может представлять опасность для здоровья. Среди этих веществ наиболее важную роль играют ингаляционные анестетики, которые могут присутствовать в воздухе не только операционных, но и помещений для вводного наркоза, реанимационных палат, родовых залов и кабинетов хирургической стоматологии. Одной из особенностей профессиональной деятельности медицинских работников многих специальностей является контакт с инфицированными пациентами. Так, туберкулез как заболевание, характерное для медицинских работников противотуберкулезных учреждений, описан во многих странах.
В зависимости от степени отклонения от гигиенических нормативов действующих на рабочих производственных факторов условия труда делятся на 4 класса:
класс 1 — оптимальные условия труда;
класс 2 — допустимые условия труда, которые могут вызвать функциональные отклонения, но после регламентируемого отдыха организм человека приходит в нормальное состояние;
класс 3 — вредные условия
труда, характеризующиеся наличием
вредных производственных факторов,
превышающих гигиенические
класс 4 — опасные (экстремальные) условия труда, характеризующиеся такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.
Вредные производственные факторы,
которые могут быть причиной профессионально
обусловленных заболеваний
• физические (ионизирующее и неиони-зирующее
излучение, ультразвук, шум, вибрация и
т. д.);
• химические (лекарственные препараты,
дезинфицирующие средства и другие химические
вещества);
• биологические (патогенные микроорганизмы);
• психоэмоциональные (интеллектуальное
и эмоциональное напряжение при дефиците
времени и в экстремальных условиях, сменный
график работы и т. д.);
• эргономические (работа в вынужденной
позе и при использовании неэргономичного
оборудования).
За период многолетних наблюдений установлена
следующая взаимосвязь заболеваний медработников
и воздействующих на них производственных
факторов:
• в 70,7% случаев болезни связаны с биологическими
факторами;
• в 22,8% - с воздействием химических факторов;
• в 5,1°% - с неэргономичными условиями
труда;
• в 1,4% - с физическими факторами. Медицинские
работники наиболее часто подвергаются
воздействию таких опасных химических
факторов, как лекарственные препараты,
дезинфицирующие средства, лабораторные
реактивы, стоматологические материалы,
латекс и растительное лекарственное
сырье.
Важно > Многочисленными исследованиями
доказано вредное влияние на организм
медикаментов - цитостатиков, анестетиков,
антибиотиков, сульфаниламидов, витаминов,
гормонов, анальгетиков, психотропных
средств и т. д. ■
Воздействие лекарств на организм медицинского
персонала возможно при их вдыхании (например,
при проведении анестезиологического
пособия, при использовании аэрозолей,
при стерилизации медицинских инструментов
кипячением и т. д.); при попадании их в
кровь (при микротравмах при проведении
инъекций и манипуляций); при случайном
попадании на кожу и слизистые оболочки.
Доказано, что частота появления и локализация
патологических процессов у медицинских
работников зависят от того, с какими способами
введения лекарственных средств больному
связана работа персонала. Например, процедурные
медицинские сестры наиболее подвержены
воздействию лекарственных аэрозолей
- в момент "сбрасывания" пузырька
воздуха из шприца при производстве инъекций
аэрозоль лекарственного препарата оказывается
в непосредственной близости от органов
дыхания. Аэрозоли образуются также при
дезинфекции и стерилизации медицинских
инструментов, при проведении ингаляций
и т. п.
Меры по улучшению условий труда и предотвращению развития профессиональных заболеваний, связанных с воздействием химических факторов, можно разделить на санитарно-технические, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические
Все манипуляции, связанные
с приготовлением биологически активных
медикаментов для парентерального
введения, необходимо проводить в
специальном вытяжном шкафу, обеспеченном
водоснабжением и сливом в канализацию.
Вытяжные шкафы должны быть в процедурных,
аэрозольно-ингаляционных кабинетах,
перевязочных и стерилизационных отделениях.
Санитарно-гигиенические меры включают
использование спецодежды и других средств
индивидуальной защиты.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности
работодателя - приобретение за счет собственных
средств и выдача в соответствии с установленными
нормами специальной одежды, специальной
обуви и других средств индивидуальной
защиты, смывающих и обезвреживающих средств,
прошедших обязательную сертификацию
или декларирование соответствия в установленном
законодательством Российской Федерации
о техническом регулировании порядке.
При работе с цитостатиками необходимо
использовать индивидуальные средства,
защищающие от вдыхания их аэрозолей и
попадания на кожу (в том числе специальные
устройства закрытого типа для перемещения
опасных лекарственных препаратов, безыгольные
системы).
Необходимо соблюдать правила обращения
с медицинскими отходами, правильно хранить
и утилизировать отходы лекарственных
препаратов и других химических веществ,
а также загрязненные ими материалы отдельно
от других отходов. Разлившиеся или рассыпавшиеся
опасные лекарственные препараты следует
немедленно удалять, соблюдая меры безопасности
и используя средства индивидуальной
защиты.
Палатные медсестры должны пользоваться
пинцетом при выдаче больным таблеток
и перчатками - при дозировании растворов
лекарственных веществ.
Следует организовать обучение медицинских
работников правилам безопасности и мерам
профилактики профессиональных заболеваний.
Лечебно-профилактические мероприятия
включают обязательное прохождение всеми
лицами, поступающими на работу в ЛПУ,
предварительного медицинского осмотра
в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития
России от 12.04.2011 № 302н. Кроме того, медицинский
персонал должен проходить периодические
медицинские осмотры с целью своевременного
выявления признаков заболеваний.
Настоящая инструкция разработана в соответствии с требованиями действующих "Норм радиационной безопасности НРБ-99" СП 2.6.1.758-99 (признаны не нуждающимися в государственной регистрации, письмо Минюста России от 29.07.99 N 6014-ЭР), "Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности ОСПОРБ-99" СП 2.6.1.799-99(признаны не нуждающимися в государственной регистрации, письмо Минюста России от 01.06.2000 N 4214-ЭР), Федерального закона от 09.01.96 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (опубликован в "Российской газете" 17.01.96), Приказа Минздрава России от 31.07.2000 N 298 "Об утверждении Положения о единой государственной системе контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан" (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 15.08.2000 N 6948-ЮД), СанПиН 2.6.1.802-99 "Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований" (признаны не нуждающимися в государственной регистрации, письмо Минюста России от 20.03.2000 N 1887-ЭР).
Инструкция содержит основные положения по охране труда для персонала рентгенодиагностических отделений.
На основании настоящей
инструкции в каждом лечебно - профилактическом
учреждении, имеющем
II. Общие требования безопасности
2.1. К самостоятельной работе
в рентгенодиагностических
2.2. При проведении
К группе А относятся сотрудники, непосредственно занятые в проведении рентгенодиагностических исследований (врачи - рентгенологи, рентгенолаборанты, санитарки, инженеры и техники по наладке и эксплуатации рентгеновской аппаратуры).
К группе Б относятся сотрудники, находящиеся по условиям работы в сфере действия ионизирующего излучения: сотрудники, работающие в смежных с рентгеновским кабинетом помещениях, специалисты, не входящие по должностным обязанностям в штат рентгеновского отделения, но участвующие в проведении рентгеновских исследований.
КонсультантПлюс: примечание.
СП 2.6.1.758-99 "Нормы радиационной
безопасности (НРБ-99)", утв. Главным государственным
санитарным врачом 02.07.1999, утратили силу
с 1 сентября 2009 года в связи с изданием Постановления
2.3. Персонал отделения групп А и Б должен знать и соблюдать предельно допустимые дозы облучения. Так, для персонала группы А эффективная доза облучения не должна превышать 0,02 Зв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 0,05 Зв в год. Эффективная доза для персонала не должна превышать за период трудовой деятельности (50 лет) 1,0 Зв. Для персонала группы Б основные пределы доз равны 1/4 значений для персонала группы А в соответствии с "Нормами радиационной безопасности. НРБ-99".
2.4. Женский персонал должен
освобождаться от работы в
отделении на весь период
КонсультантПлюс: примечание.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н, утверждены новые Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения этих осмотров (обследований).
2.5. В соответствии с Приказом
2.6. Персонал, занятый в
рентгенодиагностических
2.7. Вновь поступившие,
а также лица, временно направленные
на работу в отделение, должны
пройти вводный инструктаж у
инженера по охране труда или
лица, ответственного за охрану
труда и назначенного приказом
по учреждению. Результаты инструктажа
должны быть зафиксированы в
журнале регистрация вводного
инструктажа по охране труда.
По результатам проведенного
инструктажа лицо, отвечающее за
работу с кадрами, производит
окончательное оформление
2.8. Каждый вновь принятый
на работу в отделение должен
пройти первичный инструктаж
по охране труда на рабочем
месте. Повторный инструктаж
2.9. Персонал отделения обязан:
руководствоваться должностными инструкциями;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
не допускать отклонений от установленного технологического процесса работы с источниками ионизирующего излучения;
выполнять требования основных нормативных документов, приведенных выше, технических описаний, инструкций по эксплуатации на установленную в отделении аппаратуру, а также настоящей инструкции;
владеть принципами действия и условиями эксплуатации технологического оборудования кабинета;
владеть приемами оказания первой медицинской помощи;
докладывать непосредственному руководителю о каждой неисправности оборудования или возникновении аварии;
содержать в порядке и чистоте отделение;
не допускать загромождения отделения неиспользуемой аппаратурой и мебелью.
2.10. Персонал отделения обязан выполнять требования по соблюдению режимов труда и отдыха.
2.11. Персонал отделения
должен владеть правилами
повышенного уровня ионизирующего излучения в рабочей зоне;
повышенной концентрации
токсических компонентов
повышенной концентрации озона, окислов азота и от воздушных электрических разрядов в высоковольтных устройствах;
опасного уровня напряжения в электрических цепях;
повышенного уровня шума, создаваемого электрическими приводами, воздушными вентиляторами.
2.12. Применение средств
индивидуальной защиты
2.13. Индивидуальные защитные
средства должны иметь штампы
и отметки, указывающие их
2.14. Индивидуальные защитные
средства должны допускать
2.15. При работе с диагностическим аппаратом при горизонтальном положении поворотного стола - штатива все лица, участвующие в исследовании, должны применять коллективные и индивидуальные средства защиты.
2.16. Запрещается рентгенолаборанту обслуживать одновременно два или более рентгеновских аппарата, работающих в разных кабинетах, даже при общей комнате управления.
2.17. На отделение распространяются
общие требования безопасности,
предъявляемые к источникам
2.18. При несчастном случае
или неисправности
2.19. Персонал отделения должен:
при возникновении пожара вызвать пожарную команду, милицию и принять меры по ликвидации пожара первичными средствами пожаротушения;
при прочих аварийных ситуациях (коротком замыкании, обрыве цепи, повреждении радиационной защиты аппарата, поломке коммуникационных систем водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции) прекратить работу и вызвать соответствующие аварийные ремонтные службы.