Охрана труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:46, реферат

Описание работы

Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса РФ (ТК РФ)).
Общая организация охраны труда в медицинских учреждениях осуществляется в соответствии с ТК РФ, Положением об организации работы по охране труда, нормативными актами ведомственных (отраслевых), региональных (территориальных), местных органов управления (власти).

Работа содержит 1 файл

Охрана труда.docx

— 88.55 Кб (Скачать)

Основные профессиональные вредности могут быть по своей природе: химическими, физическими, биологическими, нервно-эмоциональными и эргономическими. Способствуют возникновению заболеваний повышенная чувствительность организма работника, отсутствие или неэффективность средств индивидуальной защиты, контакт с инфицированными пациентами, несовершенство инструментария и оборудования. Медицинский персонал подвержен действию множества физических факторов, к которым относятся (вибрация, шум, ультразвук, электромагнитное и ультрафиолетовое излучение и др.), химических факторов (лекарственные препараты, дезинфектанты, антисептики, пломбировочные материалы и др.). Большую часть работы приходиться выполнять, используя технические средства, поэтому высока возможность травматизма. Контакт персонала с потенциально опасными химическими веществами, используемыми в учреждениях здравоохранения, может представлять опасность для здоровья. Среди этих веществ наиболее важную роль играют ингаляционные анестетики, которые могут присутствовать в воздухе не только операционных, но и помещений для вводного наркоза, реанимационных палат, родовых залов и кабинетов хирургической стоматологии. Одной из особенностей профессиональной деятельности медицинских работников многих специальностей является контакт с инфицированными пациентами. Так, туберкулез как заболевание, характерное для медицинских работников противотуберкулезных учреждений, описан во многих странах.

В зависимости от степени  отклонения от гигиенических нормативов действующих на рабочих производственных факторов условия труда делятся на 4 класса:

класс 1 — оптимальные  условия труда;

класс 2 — допустимые условия  труда, которые могут вызвать  функциональные отклонения, но после  регламентируемого отдыха организм человека приходит в нормальное состояние;

класс 3 — вредные условия  труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы. Они оказывают неблагоприятное воздействие на работающего и могут негативно влиять на потомство;

класс 4 — опасные (экстремальные) условия труда, характеризующиеся  такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение  рабочей смены (или ее части) создает  угрозу для жизни, высокий риск возникновения  тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Вредные производственные факторы, которые могут быть причиной профессионально  обусловленных заболеваний медицинских  работников и роста заболеваемости с временной утратой трудоспособности, можно условно разделить на такие  группы:  
• физические (ионизирующее и неиони-зирующее излучение, ультразвук, шум, вибрация и т. д.);  
• химические (лекарственные препараты, дезинфицирующие средства и другие химические вещества);  
• биологические (патогенные микроорганизмы);  
• психоэмоциональные (интеллектуальное и эмоциональное напряжение при дефиците времени и в экстремальных условиях, сменный график работы и т. д.);  
• эргономические (работа в вынужденной позе и при использовании неэргономичного оборудования).  
 
За период многолетних наблюдений установлена следующая взаимосвязь заболеваний медработников и воздействующих на них производственных факторов:  
• в 70,7% случаев болезни связаны с биологическими факторами;  
• в 22,8% - с воздействием химических факторов;  
• в 5,1°% - с неэргономичными условиями труда;  
• в 1,4% - с физическими факторами. Медицинские работники наиболее часто подвергаются воздействию таких опасных химических факторов, как лекарственные препараты, дезинфицирующие средства, лабораторные реактивы, стоматологические материалы, латекс и растительное лекарственное сырье.  
 
Важно > Многочисленными исследованиями доказано вредное влияние на организм медикаментов - цитостатиков, анестетиков, антибиотиков, сульфаниламидов, витаминов, гормонов, анальгетиков, психотропных средств и т. д. ■  
 
Воздействие лекарств на организм медицинского персонала возможно при их вдыхании (например, при проведении анестезиологического пособия, при использовании аэрозолей, при стерилизации медицинских инструментов кипячением и т. д.); при попадании их в кровь (при микротравмах при проведении инъекций и манипуляций); при случайном попадании на кожу и слизистые оболочки.  
 
Доказано, что частота появления и локализация патологических процессов у медицинских работников зависят от того, с какими способами введения лекарственных средств больному связана работа персонала. Например, процедурные медицинские сестры наиболее подвержены воздействию лекарственных аэрозолей - в момент "сбрасывания" пузырька воздуха из шприца при производстве инъекций аэрозоль лекарственного препарата оказывается в непосредственной близости от органов дыхания. Аэрозоли образуются также при дезинфекции и стерилизации медицинских инструментов, при проведении ингаляций и т. п. 

Меры по улучшению условий  труда и предотвращению развития профессиональных заболеваний, связанных  с воздействием химических факторов, можно разделить на санитарно-технические, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические

Все манипуляции, связанные  с приготовлением биологически активных медикаментов для парентерального  введения, необходимо проводить в  специальном вытяжном шкафу, обеспеченном водоснабжением и сливом в канализацию. Вытяжные шкафы должны быть в процедурных, аэрозольно-ингаляционных кабинетах, перевязочных и стерилизационных отделениях.  
 
Санитарно-гигиенические меры включают использование спецодежды и других средств индивидуальной защиты.  
 
Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности работодателя - приобретение за счет собственных средств и выдача в соответствии с установленными нормами специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке.  
 
При работе с цитостатиками необходимо использовать индивидуальные средства, защищающие от вдыхания их аэрозолей и попадания на кожу (в том числе специальные устройства закрытого типа для перемещения опасных лекарственных препаратов, безыгольные системы).  
 
Необходимо соблюдать правила обращения с медицинскими отходами, правильно хранить и утилизировать отходы лекарственных препаратов и других химических веществ, а также загрязненные ими материалы отдельно от других отходов. Разлившиеся или рассыпавшиеся опасные лекарственные препараты следует немедленно удалять, соблюдая меры безопасности и используя средства индивидуальной защиты.  
 
Палатные медсестры должны пользоваться пинцетом при выдаче больным таблеток и перчатками - при дозировании растворов лекарственных веществ.  
 
Следует организовать обучение медицинских работников правилам безопасности и мерам профилактики профессиональных заболеваний.  
 
Лечебно-профилактические мероприятия включают обязательное прохождение всеми лицами, поступающими на работу в ЛПУ, предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. Кроме того, медицинский персонал должен проходить периодические медицинские осмотры с целью своевременного выявления признаков заболеваний. 

Настоящая инструкция разработана  в соответствии с требованиями действующих "Норм радиационной безопасности НРБ-99" СП 2.6.1.758-99 (признаны не нуждающимися в государственной регистрации, письмо Минюста России от 29.07.99 N 6014-ЭР), "Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности ОСПОРБ-99" СП 2.6.1.799-99(признаны не нуждающимися в государственной регистрации, письмо Минюста России от 01.06.2000 N 4214-ЭР), Федерального закона от 09.01.96 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (опубликован в "Российской газете" 17.01.96), Приказа Минздрава России от 31.07.2000 N 298 "Об утверждении Положения о единой государственной системе контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан" (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 15.08.2000 N 6948-ЮД), СанПиН 2.6.1.802-99 "Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований" (признаны не нуждающимися в государственной регистрации, письмо Минюста России от 20.03.2000 N 1887-ЭР).

Инструкция содержит основные положения по охране труда для персонала рентгенодиагностических отделений.

На основании настоящей  инструкции в каждом лечебно - профилактическом учреждении, имеющем рентгенодиагностическое  отделение, должны быть разработаны  внутренние должностные инструкции по охране труда с учетом конкретных условий работы.

 
 

 

II. Общие требования безопасности

 

2.1. К самостоятельной работе  в рентгенодиагностических отделениях  допускаются лица в возрасте  не моложе 18 лет, которые прошли  специальную подготовку и отнесены  приказом по учреждению к персоналу  категории А, согласно требованиям "Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности ОСПОРБ-99" СП 2.6.1.799-99. 

 

2.2. При проведении рентгенологических  исследований выделяют две группы  облучаемых лиц - А и Б.

К группе А относятся сотрудники, непосредственно занятые в проведении рентгенодиагностических исследований (врачи - рентгенологи, рентгенолаборанты, санитарки, инженеры и техники по наладке и эксплуатации рентгеновской аппаратуры).

К группе Б относятся сотрудники, находящиеся по условиям работы в сфере действия ионизирующего излучения: сотрудники, работающие в смежных с рентгеновским кабинетом помещениях, специалисты, не входящие по должностным обязанностям в штат рентгеновского отделения, но участвующие в проведении рентгеновских исследований.

 

КонсультантПлюс: примечание.

СП 2.6.1.758-99 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)", утв. Главным государственным санитарным врачом 02.07.1999, утратили силу с 1 сентября 2009 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 N 47, утвердившего санитарные правила СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)".

 

2.3. Персонал отделения  групп А и Б должен знать и соблюдать предельно допустимые дозы облучения. Так, для персонала группы А эффективная доза облучения не должна превышать 0,02 Зв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 0,05 Зв в год. Эффективная доза для персонала не должна превышать за период трудовой деятельности (50 лет) 1,0 Зв. Для персонала группы Б основные пределы доз равны 1/4 значений для персонала группы А в соответствии с "Нормами радиационной безопасности. НРБ-99". 

 

2.4. Женский персонал должен  освобождаться от работы в  отделении на весь период беременности  с момента ее медицинского  подтверждения.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н, утверждены новые Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения этих осмотров (обследований).

 

2.5. В соответствии с Приказом Минздравмедпрома России от 10.12.96 N 405 "О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников" (зарегистрирован в Минюсте России 31.12.96 N 1224) в целях предупреждения заболеваний персонал отделения должен проходить медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры не реже одного раза в год. К работе допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний к работе с ионизирующим излучением. 

 

2.6. Персонал, занятый в  рентгенодиагностических отделениях, должен иметь I квалификационную  группу по электробезопасности и ежегодно проходить проверку знаний. Присвоение I группы оформляется в установленном порядке.

2.7. Вновь поступившие,  а также лица, временно направленные  на работу в отделение, должны  пройти вводный инструктаж у  инженера по охране труда или  лица, ответственного за охрану  труда и назначенного приказом  по учреждению. Результаты инструктажа  должны быть зафиксированы в  журнале регистрация вводного  инструктажа по охране труда.  По результатам проведенного  инструктажа лицо, отвечающее за  работу с кадрами, производит  окончательное оформление вновь  поступающего сотрудника и направляет  его к месту работы.

2.8. Каждый вновь принятый  на работу в отделение должен  пройти первичный инструктаж  по охране труда на рабочем  месте. Повторный инструктаж персонал  должен проходить на рабочем  месте не реже двух раз в  год, а внеплановый - при изменении  условий труда, нарушениях охраны  труда и несчастных случаях.  Данные инструктажи должны проводиться  заведующим отделения или лицом, назначенным им. Результаты инструктажей должны быть зафиксированы в журналах, личной карточке инструктируемого, наряде - допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

2.9. Персонал отделения  обязан:

руководствоваться должностными инструкциями;

соблюдать правила внутреннего  трудового распорядка;

не допускать отклонений от установленного технологического процесса работы с источниками ионизирующего  излучения;

выполнять требования основных нормативных документов, приведенных  выше, технических описаний, инструкций по эксплуатации на установленную в  отделении аппаратуру, а также  настоящей инструкции;

владеть принципами действия и условиями эксплуатации технологического оборудования кабинета;

владеть приемами оказания первой медицинской помощи;

докладывать непосредственному  руководителю о каждой неисправности  оборудования или возникновении  аварии;

содержать в порядке и  чистоте отделение;

не допускать загромождения  отделения неиспользуемой аппаратурой  и мебелью.

2.10. Персонал отделения  обязан выполнять требования  по соблюдению режимов труда  и отдыха.

2.11. Персонал отделения  должен владеть правилами защиты  от воздействия следующих опасных  и вредных производственных факторов:

повышенного уровня ионизирующего  излучения в рабочей зоне;

повышенной концентрации токсических компонентов защитных материалов на рабочих поверхностях и в воздухе рабочих помещений;

повышенной концентрации озона, окислов азота и от воздушных  электрических разрядов в высоковольтных устройствах;

опасного уровня напряжения в электрических цепях;

повышенного уровня шума, создаваемого электрическими приводами, воздушными вентиляторами. 

 

2.12. Применение средств  индивидуальной защиты обязательно,  если персонал находится в процедурной. Нормы использования средств индивидуальной защиты устанавливаются в зависимости от назначения рентгенодиагностического кабинета.

2.13. Индивидуальные защитные  средства должны иметь штампы  и отметки, указывающие их свинцовый  эквивалент и дату проверки. Проверка  защитных свойств проводится один раз в два года службой радиационной безопасности.

2.14. Индивидуальные защитные  средства должны допускать влажную  обработку. При обнаружении свинцовой  пыли, свидетельствующей о нарушении  санитарно - гигиенических требований  к эксплуатации средств защиты, должна проводиться влажная уборка  с использованием 1 - 2% раствора уксусной  кислоты.

2.15. При работе с диагностическим  аппаратом при горизонтальном  положении поворотного стола  - штатива все лица, участвующие  в исследовании, должны применять  коллективные и индивидуальные  средства защиты. 

 

2.16. Запрещается рентгенолаборанту обслуживать одновременно два или более рентгеновских аппарата, работающих в разных кабинетах, даже при общей комнате управления.

2.17. На отделение распространяются  общие требования безопасности, предъявляемые к источникам электроэнергии  и электрическим аппаратам бытового  назначения.

2.18. При несчастном случае  или неисправности оборудования, приспособлений и инструментов  персонал должен отключить главный  сетевой рубильник и поставить  в известность об этом заведующего  отделением.

2.19. Персонал отделения  должен:

при возникновении пожара вызвать пожарную команду, милицию  и принять меры по ликвидации пожара первичными средствами пожаротушения;

при прочих аварийных ситуациях (коротком замыкании, обрыве цепи, повреждении  радиационной защиты аппарата, поломке  коммуникационных систем водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции) прекратить работу и вызвать соответствующие  аварийные ремонтные службы.

Информация о работе Охрана труда