Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 17:15, доклад
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими
изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в
конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от
средневекового сословно-монархического устройства к новым формам
организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные
эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным
устремлениям людей. Ответом на новые общественные потребности стали
позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности.
Изменение мировоззренческих установок так или иначе фиксировалось в
структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные
тенденции. Само зарождение позитивизма и социологии было ответом на эти
изменения.
1. Введение. Зарождение социологии как науки.
2. Огюст Конт - основатель позитивизма и позитивистской социологии.
3 Идейные истоки творчества О. Конта.
4 Основные идеи.
. классификация наук
. идея «социальной системы»
. семья в понимании О. Конта
. «прикладная социология»
9 Закон трех стадий.
. Теологическая стадия
. Метафизическая стадия
. Позитивная стадия
13 Предмет и задачи социологии
14 Методы социологии
явлений без какой-либо опоры на эмпирически наблюдаемые данные. Метафизика,
пишет Конт, пытается, как и теология, объяснить внутреннюю природу существ,
начало и назначение всех вещей, основной способ образования всех явлений,
но вместо того, чтобы прибегать к помощи сверхъестественных факторов (как
это делает теологическое мышление), она их все более и более заменяет
сущностями или олицетворенными абстракциями; в метафизической стадии
умозрительная часть оказывается сначала чрезвычайно преувеличенной
вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы
наблюдать.
Суть переходной (метафизической) стадии заключается в том, что
происходит разрушение старых устоев (Реформация, Просвещение, революции
войны и т. д.). Целое разрушается. И хотя в этом разрушении есть свои
положительные моменты (эмансипируется личность, утверждаются новые
экономические и политические идеалы и т. д. ), все же «метафизический дух»
есть проявление сомнения, эгоизма, моральной испорченности и политического
беспорядка. В какой-то мере это ненормальное состояние общества, которое
нуждается в порядке и дисциплине в нормализации социальной целостности. Для
этого обществу необходима новая интегрирующая идеология, которая, по мнению
Конта, и выкристаллизовывается по мере развития научного (т. е.
позитивного) знания.
Суть «позитивной» эпохи,
года, заключается в коренном преобразовании мыслительных ориентиров.
Человеческая мысль акцентирует свое внимание не на сверхъестественном и не
на объяснении с помощью абстрактных сущностей, а только на законах,
представляющих
собой наблюдаемые связи
пишет Конт, - человеческий разум, признав невозможность достигнуть
абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения
Вселенной и от познания внутренних причин явлений и всецело
сосредоточивается, правильно комбинируя рассуждение и наблюдение, на
изучении действительных законов».
С социальной точки зрения новое общество характеризуется победой
альтруизма над эгоизмом, ростом социальных чувств, упрочением порядка и
социального мира, осуществляется переход от военного общества к промышленно
развитой системе. Вместе с тем подчеркивается, что и в новом обществе есть
свои как положительные, так и отрицательные моменты, поэтому задача науки
состоит
в том, чтобы максимально
отрицательных сторон.
Представление Конта о
влиянием либерально-консервативных взглядов. Конт в равной мере выступал
как против традиционалистов, так и против радикалов, объявлявших
единственным условием прогресса революционное разрушение. Стремясь
преодолеть
характерное для эпохи
порядка и прогресса, Конт мечтал об обществе, в котором социальный порядок
не приводит к застою, а прогресс - к революционной анархии. Соответственно
главная задача социологии понималась им как описание взаимодействия законов
функционирования и развития общества и выработка оптимальной с этой точки
зрения политики. «Основное согласование между порядком и прогрессом, -
писал Конт, -составляет еще более неотъемлемое преимущество позитивизма. Ни
одна доктрина даже не пыталась произвести это необходимое слияние...
Порядок становится... неизменным условием прогресса, между тем как прогресс
составляет беспрерывную цель порядка». Хотя Конт не смог решить эту
«вечную» проблему, он тем не менее четко сформулировал ее как центральную
проблему социологии.
В концепции Конта порядок и прогресс суть различные проявления
общественного целого. Потому предмет социологии не отдельные конкретно-
исторические общества, а общество в целом, общество как система в его
прошлом и настоящем. Нет никакого резона изучать отдельные социальные
явления вне их связи с другими частями общества, как и обществом в целом,
ибо такое изучение теряет свой смысл. Предметная область социологии
охватывает таким образом, по мнению Конта, всю совокупность социальных
явлений. В результате социология превращается в своеобразный компендиум
всех общественных наук, становится их теоретической основой.
Значительное внимание Конт уделил разработке методов социологии.
Критикуя умозрительные рассуждения о методах, Конт предложил программу
систематического изучения исследовательской практики конкретных наук. В
отличие от многих своих последователей Конт хорошо понимал ограниченность
чисто эмпирического подхода к исследованию социальных явлений. Он постоянно
подчеркивал необходимость перехода от фактов к принципам и от принципов к
фактам. «Если, с одной стороны, всякая позитивная теория необходимо должна
быть основана на наблюдениях, то, с другой - для того, чтобы заниматься
наблюдением, наш ум нуждается уже в какой-нибудь теории».
В социологии, по мнению Конта, применимы все основные общенаучные
методы: наблюдение, эксперимент, сравнительный метод и другие, но каждый из
них при этом имеет свою специфику. Как и другие науки, социология строит
все здание своей науки на наблюдении. Конт не сумел выработать четких
критериев объективности наблюдения в социальных науках. Однако он
сформулировал ряд общих принципов. Во-первых обосновал саму возможность
использования наблюдения. Возражая против утверждений о ненадежности
исторических свидетельств, несовместимости наблюдений отдельных ученых,
дающих часто противоположные описания одних и тех же фактов, Конт
утверждал, что в этом случае следовало бы отказаться от науки вообще, так
как все они в той или иной мере используют такие свидетельства и
наблюдения, которые нет возможности повторить. Чтобы быть надежным
источником знаний, наблюдение должно опираться на теорию, иначе ученый
запутается в бесконечном многообразии фактов. Ввиду особой сложности
социальных явлений теоретическое обоснование наблюдения здесь особенно
важно. Однако социология еще не располагает «позитивной» теорией. Главная
проблема, по мнению Конта, состоит не в недостатке фактов, а в
неразработанности теории. В социологии возникает иллюзия легкости
наблюдения, поскольку исследователь сам является участником событий. Но
именно такая «вовлеченность» требует преодоления обыденных предрассудков,
группового или личного интереса. Именно теория помогает решить эту главную
задачу, она задает методологические рамки наблюдения. Вместе с тем Конт
хорошо
понимал опасность
Поэтому необходимо постоянно перепроверять теории, созданные на основе
наблюдения, с помощью новых наблюдений, на основе более широкого
фактического материала.
Необходимым условием
субъекта и объекта познания. В социологии наблюдение возможно только «со
стороны». В этой связи он резко критиковал метод интроспекции. «Внутреннее
наблюдение порождает почти столько же разноречивых мнений, сколько есть
людей, верящих, что они им занимаются». Большое значение Конт придавал
косвенному наблюдению: описанию обычаев, традиций, нравов народов. Таким
образом он сформулировал ряд важнейших методологических положений о
специфике метода наблюдения в социологии, которые и в настоящее время
привлекают к себе пристальное внимание исследователей.
Конт высоко оценивал перспективы применения в социологии метода
эксперимента. Он различал непосредственный и опосредованный эксперимент.
Возможности первого ограничены ввиду сложности осуществления контроля и
искусственного изменения социальных факторов, т. е. условий эксперимента. В
социологии метод эксперимента проявляет себя чаще в опосредованной форме,
как наблюдение
за резкими социальными
которые, как и патология организма, помогают лучше понять нормальное
состояние общества, закономерности его функционирования и развития.
Для исследования биологических и социальных явлений наиболее
продуктивен, по Конту, сравнительный метод. В социологии применимы три
основных вида сравнения. Сравнение процессов, происходящих в обществе,
позволяет лучше понять роль нравственных и интеллектуальных факторов,
обнаружить
универсальные механизмы
обществ, сосуществующих в данный момент времени, но не влияющих друг на
друга, позволяет, исходя из того, что все явления управляются неизменными
законами, переходить от известного к неизвестному. Например, исследуя
Информация о работе Огюст Конт как основатель позитивной социологии