Органическая солидарность
- Появление и действие реститутивного права; уголовное право является только его частью; цель – защита прав индивида;
- Коллективное сознание содержит меньше коллективных чувств, их интенсивность падает;
- Органическая структура общества;
- Механические силы сменяются разделением труда.
Социальная гносеология
Социальный факт – это реальность, кристаллизованная в привычках и выраженная в определенных формах (юридических законах, нравственных установках, правилах поведения).
Признаки:
- Распространенность на все общество;
- Принудительное значение для индивида;
- Выражение способа действия коллектива.
Э. Дюркгейм:
«социальный факт нужно рассматривать как вещь»
Правила наблюдения социальных
фактов:
- Устранить все препятствия, стоящие на пути исследования (чувства);
- Четко определить объекты;
- Избегать субъективного ощущения и опираться на наблюдение социального факта, кристаллизованного в привычках
Практическая социология
Основной мотив самоубийства -
социальный фактор:
- Вероисповедание;
- Количество членов семьи;
- Экономические кризисы.
Виды самоубийств по Э. Дюркгейму:
- Эгоистические (протестантские семьи и малые семьи);
- Альтруистические (коллективы, например, армия);
- Аномические (в основе – аффективные мотивы).
Макс Вебер (1864 – 1920)
С именем М. Вебера связано рождение нового
методологического направления в социологии –
неокантианства.
Ранее оно развивалось в трудах В. Дильтея (1833
– 1911), В. Виндельбандта (1848 – 1915), Г.
Риккета (1863 – 1936). Методологическая
направленность неокантианства:
«от Конта к Канту».
М. Вебер четко разделял гуманитарные и естественные науки
Он полагал, что необходимо найти общий
критерий, неизменный в текучей
действительности. Для М. Вебера это ценности.
Ценности – это общезначимые и общедоступные
вещи:
- надысторичны;
- вырабатываются социально;
- надсубъективны.
Для М. Вебера общество определяют социальные действия индивида:
- Ценностно-рациональное, производимое в соответствии с этическими и эстетическими ценностями;
- Целерациональное, направленное на достижение определенного результата;
- Аффективное, производимое при участии сильного чувства, эмоции;
- Традиционное, производимое по привычке, традиции.
Согласно М. Веберу, имеется 3 типа политического господства:
Направления в современной западной социологии (США, Западной Европы, со вт. пол. XX в.):
- геополитика (Ю. Р. Челлен, Х. Д. Макиндер, К. Хаусхофер);
- социальная экология;
- развитие психологического направления;
- академическая социология (школа структурно-функционального анализа);
- социология культурно-исторического процесса (социология культуры/цивилизации);
- футурология;
- Франкфуртская школа.
Психологическое направление
- Психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер);
- Психоистория (Л. де Моз);
- Неофрейдизм;
- Фрейдо-марксизм;
- Школа структурно-функционального анализа:
- Структурный функционализм;
- Теория социального действия.
Неофрейдизм
Сформировался в 50-ые гг. XX в. в США. От
фрейдизма заимствовал идею бессознательного
начала, но причину неврозов находил в самом
обществе. Одна из основателей – К. Хорни.
4 «великих невроза»:
- Привязанность;
- Власть;
- Покорность;
- Изоляция (бегство от общества).
Фрейдо-марксизм
Является самостоятельным крылом
неофрейдизма. Появление связано с именами В.
Райха, Э. Фромма, Г. Маркузе.
Э. Фромм различает 2 типа свободы:
- Низшая («негативная свобода», «свобода от»);
- Высшая («позитивная», «свобода для», «свобода во имя»)
По Э. Фромму, в современном общесте бегство от свободы проявляется в формах:
- Садизм (стремление к неограниченной власти над другими);
- Мазохизм (полное подчинение себя другим);
- Деструктивизм (стремление разрушить существующий мир, чтобы он «не разрушил меня»);
- Автоматический конформизм (быть как все, не выделяться, забыв все оригинальное и самобытное).
Школа структурно-функционального анализа
Сформировалась в сер. XX в. в США. От фрейдизма
заимствовала идею бессознательного начала, но причину
неврозов находила в самом обществе. Один из
основателей – Р. Мертон.
Постулаты существования общества как
системы:
- Функциональное единство общества;
- Универсальный функционализм (функциональная природа всех феноменов;
- Функциональная необходимость (то, что не может функционировать, не может быть социальным);
Развитие школы структурно-функционального анализа связано с учениями:
Структурный
функционализм
- Общество рассматривается как структура статусов и ролей
- Р. Линтон, М. Дейч, Р. Краусс, Д. Левинсон
Теория социального
действия
- Общество рассматривается как самоорганизующаяся система
- Т. Парсон
Социальная морфология мировой истории
Сформировалась в нач. XX в.
Представители:
- О. Шпенглер;
- А. Тойнби;
- У. Ростоу;
- Д. Гэлбрейт
- У. Бакенгем.
«Культуры» О. Шпенглера:
- Египетская
- Индийская
- Вавилонская
- Китайская
- Аполлоновская (греко-римская)
- Магическая (византийско-арабская)
- Фаустовская (западноевропейская)
- Культура майя
- Русско-сибирская
Стадии развития общества по У. Ростоу:
- Традиционное общество (первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный строй);
- Переходное общество (XVIII – нач. XIX вв.);
- Модернизирующееся общество (XIX – нач.
XX вв.);
- Индустриальное общество (бурное развитие промышленности);
- Общество «высшего уровня массового потребления» (основные отрасли экономики – сфера услуг и производство товаров массвого потребления)
Футурология
Сформировался в 60-ые гг. XX в. Термин
«футурология» введен в науку в 1943 г. О.
Флехтхеймом. Она занимается разработкой
моделей общественного развития в будущем.
Представители:
- Д. Белл;
- Дж. Нейсбитт;
- Поль Друкер;
- Й. Масуда.
Периоды развития Франкфуртской школы:
- «Европейский» (М. Хоркхаймер);
- «Американский» (Т. Адорно);
- «Западноевропейский» (Г. Маркузе, Ю. Хабермас)
Первые социологи в России
- П. Л. Лавров (1828 – 1900)
Первым в России популяризировал идеи О.
Конта;
- Н. К. Михайловский (1842 – 1904);
- А. И. Стронин («Политика как наука» (1872));
- П. Ф. Лилиенфельд («Мысль о социальной науке будущего» (1872));
- Е. В. Де-Роберти («Социология» (1880))
Позитивистская методология
Актуальна с 60-ых гг. XIX по нач. XX вв.