Огюст Конт (1798-1857)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:47, доклад

Описание работы

Впервые употребил термин «социология» в IV томе «Курса позитивной философии» (1839)
Отказался от первоначального термина «социальная физика», т. к. в 1835 г. А. Кетле в своем труде «О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной физики» употребил его применительно к области статистики

Работа содержит 1 файл

Презентация по социологии.ppt

— 494.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Огюст Конт (1798-1857)

 

Впервые употребил термин «социология» в IV томе «Курса позитивной философии» (1839)

Отказался от первоначального термина «социальная физика», т. к. в 1835 г. А. Кетле в своем труде «О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной физики» употребил его применительно к области статистики

 

 

 

 

О. Конт строил новую науку на основании позитивизма, созданного им же. 
Позитивизм (лат. positive – положительное) предполагает, что философ опирается на исследование позитивных наук: 
физики; 
химии; 
биологии.

 

 

 

 

Преимущества позитивной философии по О. Конту: 
 

 

  •   базируется на достоверном научном знании; 
    - расширяет применение здравого смысла; 
    - исследует сегодняшний день, чтобы построить завтрашний («видеть, чтобы предвидеть»);
  • освобождает мораль от догмата теологии и релятивизма метафизики;
  • укрепляет нравственную систему.

 

 

 

 

Предмет исследования новой науки по О. Конту –  
«общество» («социальный организм», «социальная система», «социальное существование»)

 

Идея социологии соответствовала идее тела в физике и организма в биологии.

 

 

 

 

Субъект социологии по О. Конту –  
«общество», а не индивид

 

Общество

  • развивается и действует в соответствии с законами
  • своим развитием люди обязаны именно обществу

 

Индивид

  • в действиях достаточно велик элемент случайности
  • для него не существует позитивного мышления

 

 

 

 

 
Социология выступала как главенствующая и обобщающая наука:

 

 

 

б и о л о г и я

х   и   м   и  я

ф   и   з   и   к   а

арифметика, астрономия

 

 

социология

 

 

 

 

О. Конт предлагал исследовать общество с двух сторон или состояний

 

Социальная статика

  • рассмотрение общества в застывшем состоянии (подобно фотографии)
  • исследуются вопросы общественного строя
  • наличие закона гармонии (например, гармония между соц. институтами, с одной стороны, и состоянием цивилизации – с другой)

 

Социальная динамика

  • рассмотрение общества во времени
  • наличие закона прогресса, универсального для человечества
  • прогресс проистекает из стремления человека улучшить свои условия жизни, но не тождественен росту счастья
  • прогрессирует человеческий ум (непрерывно, поступательно, преемственно)

 

 

 

 

Методы сбора социологического материала по О. Конту: 

 

  • наблюдение – действие, при котором социолог наблюдает социальную общность, зная ее «дух»;
  • эксперимент – сравнение одной и той же общности в ее нормальном и экстремальном состоянии;
  • сравнительный – анализ жизни народов, живущих в один и тот же отрезок времени;
  • исторический – исследование жизни одного и того же народа в разные исторические периоды

 

 

 

 

Согласно О. Конту, человечество в своем развитии прошло 2 этапа, соответствующих 2 типам общества

 

Военный тип

  • длился с древности до Нового времени
  • теологическое и метафизическое мышление
  • главенствующие группы населения: жрецы и воины (прочее население не играет особой роли)

 

 

Индустриальный тип

  • с момента зарождения позитивной мысли
  • главенствующие группы: пролетарии и капиталисты (не антагонистичны!)
  • главная человеческая деятельность – производство, базирующееся на науке

 

 

 

 

Герберт Спенсер (1820 – 1903) – основоположник органистического направления

 

 

Общество – это организм, подобный биологическому, со сходной структурой, функциональными отправлениями и логикой развития

 

В позитивной социологии органистический метод носит название биологического редукционизма (лат. reductio – отведение назад, на старое место)

 

 

 

 

4 сходства общества и организма: 

 

  • рождаются из 1 элемента и в процессе роста и развития увеличиваются во многие тысячи раз;
  • по мере роста происходит усложнение внутренней организации с последующей дифференциацией отдельных частей;
  • выделившиеся части начинают выполнять определенные функции в интересах целостного организма, образуя его структуру;
  • отдельные элементы умирают, в то время как целое живет одно поколение за другим.

 

 

 

 

4 отличия организма от  
общества : 

 

  • организм имеет специфическую внешнюю оболочку, а общество - нет;
  • организм  образует  сплошную  массу, а  общество - нет;
  • живые элементы организма неподвижны;
  • в организме чувствительностью наделены не все ткани, а в обществе чувствуют все.

 

 

 

 

Алгоритм развития общества (эволюция)

 

рост общества, увеличение в размерах

 

возрастание сложности

 

дифференциация

 

функционирование отдельных частей

 

образование структуры

 

формирование целого в новом виде

 

 

 

 

Габриэль Тард (1843 – 1904)

 

Он родоначальник социальной психологии. Утверждал, что в задачи любой науки входит поиск сходств и повторений. В социологии это подражание.

 

 

 

 

Закон подражания

 

  • Есть индивидуальное подражание. Оно берет начало со времен антропоидов, чем и объясняется сходство в культуре различных народов
  • Есть способы, с помощью которых эти подражания распространяются (торговля и военная экспансия)
  • Есть нечто, способствующее передаче подражания (копирование опыта)

 

 

 

 

Закономерность общественного многообразия 

 

  • Закон противоположения
  • Закон замирения
  • Закон приспособления подражания

 

 

 

 

 Густав Лебон (1841 – 1931)

 

Представитель психологической школы. Если для Г. Тарда существенным является взаимодействие индивидуальных психик, то для Г. Лебона важна коллективная психика – «душа рас».

 

 

 

 

Психическая иерархия рас по Г. Лебону

 

  • Первобытная (дикари)
  • Низшая (негры)
  • Средняя (семиты, китайцы, монголы)
  • Высшая (индоевропейцы)

 

 

 

 

 

Карл Маркс (1818 – 1883)

 

Согласно К. Марксу, в основании общественной жизни людей лежит их хозяйственная (экономическая деятельность). Это называется способом производства.

 

 

 

 

  
Надстройка: 
мораль, право, религия, политика, общественное сознание, идеология, наука, искусство 
Способ производства

 

Производительные силы

  • Средства производства
  • Орудия труда
  • Предметы труда

 

  • Работник с его навыками и умениями

 

Производственные отношения

 

 

 

 

Общественная формация – это социальная система, состоящая из нескольких взаимосвязанных элементов

 

  • Первобытнообщинная
  • Рабовладельческая
  • Феодальная
  • Капиталистическая
  • Коммунистическая
  • Социалистическая
  • Коммунистическая

 

 

 

 

Производительные силы

(более динамичны, т. к. главный элемент – орудия труда – постоянно развиваются)

 

Производственные отношения

 (менее динамичны и поступательны)

 

конфликт

 

Социальная революция

Установление новых производственных отношений и переход к новой общественно-экономической формации

 

 

 

 

Теория классов и классовой борьбы К. Маркса (наличие двух антагонистических классов):

 

  • Первобытнообщинная (–)
  • Рабовладельческая (рабы и рабовладельцы)
  • Феодальная (феодалы и зависимые крестьяне)
  • Капиталистическая (рабочие и капиталисты)
  • Коммунистическая (–)

 

 

 

 

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917)

 

  • Социальная онтология (теория социальной организации): «О разделении общественного труда» (1893);
  • Социальная гносеология (теория познания общества): «Правила социологического метода» (1895);
  • Практическая социология: «Самоубийство» (1897).

 

 

 

 

Социальная онтология

 

   Общество – это солидарность, или объединение людей в единый организм, существующий над ними и независимо от их непосредственного желания.

   

   Человечество прошло 2 стадии развития:

  • Механическая солидарность;
  • Органическая солидарность.

 

 

 

 

Механическая

солидарность 

  • Наличие репрессивного права; преобладание соединение его с религиозным; цель – наказание;
  • Преобладание коллективного сознания над индивидуальным;
  • Сегментарная структура общества.

Информация о работе Огюст Конт (1798-1857)