Огюст Конт (1798-1857)
Впервые употребил термин «социология» в IV томе «Курса позитивной философии» (1839)
Отказался от первоначального термина «социальная физика», т. к. в 1835 г. А. Кетле в своем труде «О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной физики» употребил его применительно к области статистики
О. Конт строил новую науку на основании позитивизма, созданного им же.
Позитивизм (лат. positive – положительное) предполагает, что философ опирается на исследование позитивных наук:
физики;
химии;
биологии.
Преимущества позитивной философии по О. Конту:
- базируется на достоверном научном знании;
- расширяет применение здравого смысла;
- исследует сегодняшний день, чтобы построить завтрашний («видеть, чтобы предвидеть»);
- освобождает мораль от догмата теологии и релятивизма метафизики;
- укрепляет нравственную систему.
Предмет исследования новой науки по О. Конту –
«общество» («социальный организм», «социальная система», «социальное существование»)
Идея социологии соответствовала идее тела в физике и организма в биологии.
Субъект социологии по О. Конту –
«общество», а не индивид
Общество
- развивается и действует в соответствии с законами
- своим развитием люди обязаны именно обществу
Индивид
- в действиях достаточно велик элемент случайности
- для него не существует позитивного мышления
Социология выступала как главенствующая и обобщающая наука:
б и о л о г и я
х и м и я
ф и з и к а
арифметика, астрономия
социология
О. Конт предлагал исследовать общество с двух сторон или состояний
Социальная статика
- рассмотрение общества в застывшем состоянии (подобно фотографии)
- исследуются вопросы общественного строя
- наличие закона гармонии (например, гармония между соц. институтами, с одной стороны, и состоянием цивилизации – с другой)
Социальная динамика
- рассмотрение общества во времени
- наличие закона прогресса, универсального для человечества
- прогресс проистекает из стремления человека улучшить свои условия жизни, но не тождественен росту счастья
- прогрессирует человеческий ум (непрерывно, поступательно, преемственно)
Методы сбора социологического материала по О. Конту:
- наблюдение – действие, при котором социолог наблюдает социальную общность, зная ее «дух»;
- эксперимент – сравнение одной и той же общности в ее нормальном и экстремальном состоянии;
- сравнительный – анализ жизни народов, живущих в один и тот же отрезок времени;
- исторический – исследование жизни одного и того же народа в разные исторические периоды
Согласно О. Конту, человечество в своем развитии прошло 2 этапа, соответствующих 2 типам общества
Военный тип
- длился с древности до Нового времени
- теологическое и метафизическое мышление
- главенствующие группы населения: жрецы и воины (прочее население не играет особой роли)
Индустриальный тип
- с момента зарождения позитивной мысли
- главенствующие группы: пролетарии и капиталисты (не антагонистичны!)
- главная человеческая деятельность – производство, базирующееся на науке
Герберт Спенсер (1820 – 1903) – основоположник органистического направления
Общество – это организм, подобный биологическому, со сходной структурой, функциональными отправлениями и логикой развития
В позитивной социологии органистический метод носит название биологического редукционизма (лат. reductio – отведение назад, на старое место)
4 сходства общества и организма:
- рождаются из 1 элемента и в процессе роста и развития увеличиваются во многие тысячи раз;
- по мере роста происходит усложнение внутренней организации с последующей дифференциацией отдельных частей;
- выделившиеся части начинают выполнять определенные функции в интересах целостного организма, образуя его структуру;
- отдельные элементы умирают, в то время как целое живет одно поколение за другим.
4 отличия организма от
общества :
- организм имеет специфическую внешнюю оболочку, а общество - нет;
- организм образует сплошную массу, а общество - нет;
- живые элементы организма неподвижны;
- в организме чувствительностью наделены не все ткани, а в обществе чувствуют все.
Алгоритм развития общества (эволюция)
рост общества, увеличение в размерах
возрастание сложности
дифференциация
функционирование отдельных частей
образование структуры
формирование целого в новом виде
Габриэль Тард (1843 – 1904)
Он родоначальник социальной психологии. Утверждал, что в задачи любой науки входит поиск сходств и повторений. В социологии это подражание.
Закон подражания
- Есть индивидуальное подражание. Оно берет начало со времен антропоидов, чем и объясняется сходство в культуре различных народов
- Есть способы, с помощью которых эти подражания распространяются (торговля и военная экспансия)
- Есть нечто, способствующее передаче подражания (копирование опыта)
Закономерность общественного многообразия
- Закон противоположения
- Закон замирения
- Закон приспособления подражания
Густав Лебон (1841 – 1931)
Представитель психологической школы. Если для Г. Тарда существенным является взаимодействие индивидуальных психик, то для Г. Лебона важна коллективная психика – «душа рас».
Психическая иерархия рас по Г. Лебону
- Первобытная (дикари)
- Низшая (негры)
- Средняя (семиты, китайцы, монголы)
- Высшая (индоевропейцы)
Карл Маркс (1818 – 1883)
Согласно К. Марксу, в основании общественной жизни людей лежит их хозяйственная (экономическая деятельность). Это называется способом производства.
Надстройка:
мораль, право, религия, политика, общественное сознание, идеология, наука, искусство
Способ производства
Производительные силы
- Средства производства
- Орудия труда
- Предметы труда
- Работник с его навыками и умениями
Производственные отношения
Общественная формация – это социальная система, состоящая из нескольких взаимосвязанных элементов
- Первобытнообщинная
- Рабовладельческая
- Феодальная
- Капиталистическая
- Коммунистическая
- Социалистическая
- Коммунистическая
Производительные силы
(более динамичны, т. к. главный элемент – орудия труда – постоянно развиваются)
Производственные отношения
(менее динамичны и поступательны)
конфликт
Социальная революция
Установление новых производственных отношений и переход к новой общественно-экономической формации
Теория классов и классовой борьбы К. Маркса (наличие двух антагонистических классов):
- Первобытнообщинная (–)
- Рабовладельческая (рабы и рабовладельцы)
- Феодальная (феодалы и зависимые крестьяне)
- Капиталистическая (рабочие и капиталисты)
- Коммунистическая (–)
Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917)
- Социальная онтология (теория социальной организации): «О разделении общественного труда» (1893);
- Социальная гносеология (теория познания общества): «Правила социологического метода» (1895);
- Практическая социология: «Самоубийство» (1897).
Социальная онтология
Общество – это солидарность, или объединение людей в единый организм, существующий над ними и независимо от их непосредственного желания.
Человечество прошло 2 стадии развития:
- Механическая солидарность;
- Органическая солидарность.
Механическая
солидарность
- Наличие репрессивного права; преобладание соединение его с религиозным; цель – наказание;
- Преобладание коллективного сознания над индивидуальным;
- Сегментарная структура общества.