Одиночество как социальное явление. Женское одиночество

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 08:21, реферат

Описание работы

Одиночество с научной точки зрения – одно из наименее разработанных социальных понятий. В демографической литературе встречаются статистические данные об абсолютном числе и удельном весе одиноких людей. Так, в ряде развитых стран мира (Голландия, Бельгия и др.) одинокие люди составляют около 30 % населения. В США, по данным на 1986 г., было 21,2 млн. одиноких людей. По сравнению с 1960 г. этот показатель вырос в 3 раза. К 2010 г. к ним, по прогнозам, «присоединяется» еще 7,4 млн. человек.
В этом отношении «зоной риска» развития чувства одиночества является после разводный период у супругов. Внешний конфликт с бывшим супругом может усилиться и перейти во внутренний конфликт. Данный процесс может преобразоваться в замкнутую цепочку – одиночество порождается неуверенностью перед общением с другими людьми, а недостаток общения может усугублять одиночество.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………..................3
ГЛАВА I. Проблема одиночества в психологической литературе…...…4
1.1 Феномен одиночества в различных теориях …………………..4
ГЛАВА II. Типы женского одиночества…….…………………..…………..8
2.1. Одиночество на комплексах……………………………………..8
2.2. Одиночество на идеалах…………………………………………9
2.3. Одиночество на амбициях………………………………………11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….13 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..……………………………………...14

Работа содержит 1 файл

Р-т Социология - копия.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

   Эфемерная  идея о предопределенности и  предначертанности судьбы прошла  через средние века до эпохи  Ренессанса. Она нашла отражение  во многих гениальных произведениях западных и отечественных писателей и кинематографистов. Эта идея очень удачно легла на русский менталитет, заключающийся в ожидании чуда, безмерной веры в судьбу.

   Второй  опасный стереотип - некоторая  модификация первого - заключается в том, что рожденную в воображении женщины любовь вполне возможно найти в реальной жизни. Питательной средой этого заблуждения являются всевозможные романтические истории, поставляемые средствами массовой информации, кино- и телесериалами. Плен иллюзий бывает настолько сильный, что немногие женщины в состоянии оценить воздействие, оказываемое этими культурными стереотипами. Поэтому и приводят к одиночеству идеализированные представления о романтической любви, оторванные от реальной жизни и основанные на придуманной, но ложной посылке, что «на свете есть один-единственный человек, предназначенный для меня, без него мне никогда не испытать счастья».

 В результате  такой ориентации глубоко в женской психике - первопричина всех женских фантазий, убеждений и поведения - формируется комплекс потребностей, к удовлетворению которых женщины стремятся в своей жизни. Существует, видимо, достаточно много категорий потребно-стей, исходя из которых женщины формируют свой портрет идеального партнера, и который хотят реализовать, когда ищут любовь.

   Реалии  сегодняшней жизни несколько трансформировали бытовавшее еще совсем недавно в сознании некоторых женщин убеждение, что «с милым рай и в шалаше». Поэтому формируется и третья категория потребностей, которая часто детально не конкретизируется, существует втуне, подспудно, однако является своеобразным каркасом, скрепляющим весь образ потенциального партнера. Мы говорим здесь о категории материальных потребностей. С этих позиций, исходя из сформированных ценностей и установок, сознательно или бессознательно, часто автоматически оценивается каждый мужчина. Для такой оценки бывает достаточно информации о работе и происхождении - объективных и достоверных фактах, указывающих на место человека в социальной среде и способ добывания средств к существованию. Даже зная о множестве предрассудков и предубеждений, которые могут дать сведения о роде занятий, автоматически отсеваются все непрестижные профессии. Другой набор профессий: предприниматель, менеджер, юрист, журналист, видный ученый (высокоранговые мужчины) позволяет женщине сделать позитивный вывод о его заработке, социальном статусе, образовании, а, следовательно, и пригодности в качестве партнера. Современные реалии несколько исказили такую дифференциацию, но суть осталась прежней.

   Итак, рассудок требует высокоранговых мужчин, а традиции общества, материальные, да и многие другие соображения требуют создать семью. Если учесть, что высокоранговые составляют 10-20 % от общего количества мужчин, то получается, что все женщины, желая доминантов, создают конкурс 5-10 человек на место. Желаемых ими мужчин для моногамных семей, естественно, на всех не хватает - именно отсюда исходят все разговоры о нехватке мужчин.

    Итак, идеалы, сформировавшиеся в сознании  женщин, не позволяют устроить  свою судьбу с «земными» мужчинами. Но долгое одиночество требует реванша. Чтобы разом оправдать все свои обиды и неудачи, хочется обзавестись «мистером Совершенство». Поэтому-то и выходят из-под пера соискательниц семейного счастья стереотипные портреты несуществующих героев. Он обязательно богат, атлетически сложен, безумно обаятелен, ласковый и нежный. Это фантазийный портрет. Однако реальность не далеко ушла от этих фантазий.

    Рассмотрим  гипотетический портрет потенциального партнера, составленный по материалам анализа брачных объявлений. Для его формирования используются обсуждаемые выше категории потребностей, наполняемые признаками с максимальной частотой их встречаемости в брачных объявлениях. Для каждой категории взято по три признака, расположенных с понижением частоты их встречаемости в объявлениях. Итак, желаемый спутник жизни - это высокий, симпатичный, с прекрасными человеческими качествами (порядочный, нежный и ласковый, надежный) и хорошим материальным достатком (материально обеспечен, самостоятельный, с наличием квартиры (коттеджа) и автомашины). В некоторых объявлениях во многом прагматичная окраска названных признаков приобретает индивидуально-личностный чувственный оттенок (обаятельный, понимающий, интеллигентный, с хорошим чувством юмора, с красивой душой). Различные комбинации приведенных признаков в основном и создают эфемерный образ женской мечты.

 

2.3. Одиночество на амбициях

 

 Основной  постулат, определяющий этот тип  женского одиночества, - абсолютный приоритет творческой самореализации в работе перед всеми другими социально значимыми функциями женщины в современном мире. Детальнее остановимся на типе женщин, исповедывающих такой стиль жизни (условно мы назвали его «заложница карьеры»), чтобы понятнее стали истоки и причины этого одиночества.   Прежде всего, это сильная женщина. Это женщина, следящая за собой: подтянутая, ухоженная. Она всегда уверена в себе, всегда неизменно благополучна, несмотря на все перипетии ее жизни. Она никогда не унизится до слез, считая это уделом слабых женщин... Вот, пожалуй, самое распространенное (но не самое верное) представление о «сильной женщине» наших дней. Однако не многим известно, что всегда уверенная и неизменно владеющая собой женщина далеко не так благополучна, как кажется.  Дама-бизнесмен - это, как правило, женщина 32-37 лет, обладающая высоким интеллектом, знающая языки, целеустремленная, умеющая добиваться своей цели. Она ценит свою работу (в отличие от других женщин), как средство доказать всем свою незаурядность. Однако личная жизнь такой женщины чаще всего складывается не очень счастливо. Деловая женщина практически всегда уже побывала замужем, иногда дважды. Незарегистрированные союзы также не прочны. Такая женщина расстается со своим законным супругом или партнером, потому что он не соответствует ее ожиданиям и запросам. Это не значит, что запросы у нее слишком высоки. Деловые дамы не капризны и всегда знают, чего хотят. Однако в своем окружении они редко могут найти такого спутника жизни, какого хотели бы иметь.

   Вообще  отношения с противоположным полом у таких женщин складываются не самым лучшим образом. Ведь компаньоны по бизнесу расценивают ее как менее сильного партнера только потому, что она женщина. И поэтому ей необходимо больше житейской хватки, ума, хитрости, чтобы добиться того, чего может добиться среднестатистический мужчина. Таким образом, женщине в деловой сфере приходится быть сильнее своих партнеров-мужчин, чтобы быть с ними на равных.

    Часто  такая женщина, что называется, видит мужчину насквозь: многие  бизнес-леди специально изучают прикладную психологию, в частности, язык жестов и правила построения диалога. И тот, кто попытается за ней поухаживать, часто очень скоро становится ей неинтересен: ведь, если общение с ним не дает ничего нового, он кажется ей достаточно примитивной личностью.

    На  сегодняшний день деловая женщина  может довольствоваться в своем  кругу мужчинами с интеллектом и качествами личности, явно не соответствующие ее запросам.

    Конечно,  у таких женщин часто высокие амбиции: им хочется сделать карьеру, и частью этой карьеры становится спутник жизни. Он должен соответствовать ее социальному положению, во всяком случае, быть никак не ниже. Такая женщина часто не удовлетворена своим местом на работе и, чтобы занять место более высокое, много работает (трудоголики среди таких женщин - явление обычное). И поэтому смотрит свысока на тех мужчин, которые рядом с ней: по интеллекту и способностям она их уже переросла. И это тоже увеличивает дистанцию между ней и теми мужчинами, которые могли бы проявить к ней интерес.

   Как уже  было сказано, их идеальный  партнер - лидер во всех сферах  жизни. Его обязательные качества - мужественность, надежность, деловая  активность и обязательная удачливость  в карьере. Если добавить к  этому привлекательную внешность,  что также является обязательным в сфере притязаний этих женщин, то получается стандартный современный герой с полным набором традиционных мужских качеств. Но именно с таким типом мужчин отношения у них как раз и не складываются. Постоянная борьба двух лидеров перерастает в принципиальный конфликт, который из профессиональной сферы неизбежно переносится такими женщинами и в интимную.

1. Бодалев, А.А. Психология общения, избранные психологические труды, / А.А. Бодалев, - М: «Мир», 2007. – 234 с.

2. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с.

3. Лавриненко, В.Н. Социология: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 407 с.

 

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   

    Одиночество  опасно тем, что его очень часто не замечаешь, пока не останешься наедине с самим собой ночью в пустой квартире. Точно так же, как в дневной круговерти мы забываем, к примеру, о зубной боли. А вот ночью, когда нас ничего не отвлекает, ощущаем, как проклятый зуб ноет и ноет, просто спасу нет! Точно так же люди не чувствуют своего одиночества до тех пор, пока не закончится рабочий день: но когда опустеют улицы, разбегутся по своим домам друзья-приятели, замолчит телефон - вот тогда волей-неволей придется столкнуться с собственной неприкаянностью... Поэтому и появились в городах ночные клубы, где можно продолжить общение после рабочего дня, чтобы хоть на время, сколько средство общения. И одна из наиболее важных мер профилактики депрессий и суицидов жителей «каменных джунглей» - обязательное наличие телефона в каждой квартире.

    Но  одиночество - не всегда зло.  Есть ситуации, когда людям (одним  реже, другим чаще) просто необходимо  побыть наедине с собой. И  о проблеме одиночества можно  говорить тогда, когда это состояние затягивается вопреки вашему желанию - иными словами, когда от одиночества человек начинает страдать.

Что касается одиночества  женщин, то приходит время, когда уже  «все крепости взяты и завоеван мир», а женщина вдруг на многие годы оказывается без постоянного партнера и практически без надежд на счастливую семейную жизнь. И тогда, упуская до этого десяток возможностей, одинокие женщины имеют обыкновение мертвой хваткой цепляться за одну - единственную. И пусть уже это далеко не лучший мужчина, пусть становится нехорошо от одной мысли провести рядом с ним всю жизнь, да и сам роман не доставляет никакого удовольствия, но теперь с прежним рвением они достигают другую главную цель - избавиться от одиночества. Вот только происходит это обычно ценой окончательного краха всех надежд на счастливую семейную жизнь.

Одиноким женщинам присущи те же ценности, что и  всем другим - желание иметь устроенный быт и ощущать себя нужной мужчине, способному понять и оказать поддержку  в любых ситуациях, желание иметь  детей и жить полнокровной во всех отношениях жизнью. Но их главное отличие в том, что всего этого по воле разных обстоятельств нужно еще добиться, а пока они ведут борьбу с одиночеством, и в силу различий в психологическом складе, жизненном опыте, привычках и наклонностях, определяющих стиль поведения одиноких женщин, их ценностные ориентации здесь приобретают определенную специфику.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бендас, Т.В.  Гендерная психология. Учебное пособие  / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2006. –  431 с.

2. Бодалев, А.А.  Психология общения, избранные  психологические труды, / А.А. Бодалев, - М: «Мир», 2007. – 234 с.

3. Лавриненко, В.Н.  Социология: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 407 с.

4. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с.

5. Карнеги,  Д.  Как завоевать друзей и оказывать  влияние на людей. Под общей ред. доктора психологических наук Зинченко В.П., М.: «Прогресс» – «Высшая школа», 2007. – 567 с.

6. Крижанская, Ю.В.  Грамматика общения 2-е издание  / Ю.В. Крижанская. - М.:, «Смысл», Академический  проект, 2006. – 367 с.

7. Немов, Р.С.  Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений / Р.С. Немов. - М.: «Владос», 2009. – 299 с.

8. Петрова, Р.Г. Генднрология  и феминология. Учебное пособие/  Р.Г. Петрова. – М.: Издательско  – торговая корпорация «Дашков  и К», 2008. – 232 с.

 

 

 


Информация о работе Одиночество как социальное явление. Женское одиночество