Одиночество как социальное явление. Женское одиночество

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 08:21, реферат

Описание работы

Одиночество с научной точки зрения – одно из наименее разработанных социальных понятий. В демографической литературе встречаются статистические данные об абсолютном числе и удельном весе одиноких людей. Так, в ряде развитых стран мира (Голландия, Бельгия и др.) одинокие люди составляют около 30 % населения. В США, по данным на 1986 г., было 21,2 млн. одиноких людей. По сравнению с 1960 г. этот показатель вырос в 3 раза. К 2010 г. к ним, по прогнозам, «присоединяется» еще 7,4 млн. человек.
В этом отношении «зоной риска» развития чувства одиночества является после разводный период у супругов. Внешний конфликт с бывшим супругом может усилиться и перейти во внутренний конфликт. Данный процесс может преобразоваться в замкнутую цепочку – одиночество порождается неуверенностью перед общением с другими людьми, а недостаток общения может усугублять одиночество.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………..................3
ГЛАВА I. Проблема одиночества в психологической литературе…...…4
1.1 Феномен одиночества в различных теориях …………………..4
ГЛАВА II. Типы женского одиночества…….…………………..…………..8
2.1. Одиночество на комплексах……………………………………..8
2.2. Одиночество на идеалах…………………………………………9
2.3. Одиночество на амбициях………………………………………11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….13 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..……………………………………...14

Работа содержит 1 файл

Р-т Социология - копия.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Реферат

По курсу  «Социология» на тему:

«Одиночество  как социальное явление. Женское  одиночество»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………..................3  

ГЛАВА I. Проблема одиночества в психологической литературе…...…4

      1.1 Феномен одиночества в различных теориях …………………..4                                       

ГЛАВА II. Типы женского одиночества…….…………………..…………..8

      2.1. Одиночество на комплексах……………………………………..8

      2.2. Одиночество на идеалах…………………………………………9

      2.3. Одиночество на амбициях………………………………………11                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….13                  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..……………………………………...14 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         Одиночество принадлежит к числу  тех понятий, реальный жизненный смысл которых, казалось бы, отчетливо представляется даже обыденному сознанию, однако подобная ясность обманчива, ибо она скрывает сложное, противоречивое философское содержание, как бы ускользающее от рационального анализа.

Одиночество – социально психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной невовлеченностью индивида; также социальная болезнь, заключающаяся в массовом наличии индивидов испытывающих такие – состояния. Именно поэтому выбранная мною тема является актуальной.

    Одиночество  с научной точки зрения –  одно из наименее разработанных  социальных понятий. В демографической  литературе встречаются статистические  данные об абсолютном числе  и удельном весе одиноких людей. Так, в ряде развитых стран мира (Голландия, Бельгия и др.) одинокие люди составляют около 30 % населения. В США, по данным на 1986 г., было 21,2 млн. одиноких людей. По сравнению с 1960 г. этот показатель вырос в 3 раза. К 2010 г. к ним, по прогнозам, «присоединяется» еще 7,4 млн. человек.   

    В  этом отношении «зоной риска»  развития чувства одиночества является после разводный период у супругов. Внешний конфликт с бывшим супругом может усилиться и перейти во внутренний конфликт. Данный процесс может преобразоваться в замкнутую цепочку – одиночество порождается неуверенностью перед общением с другими людьми, а недостаток общения может усугублять одиночество.

    Таким  образом, актуальной проблемой  является поиск факторов, способствующих снижению остроты переживания одиночества и включения разведенных женщин в продуктивные социальные отношения, изучение личностных особенностей, способствующих изменению переживания одиночества.

    Проблему  одиночества, как женщин, так и  мужчин можно назвать проблемой «номер один». Возрастает уровень духовности, повышается требовательность к себе и другим, люди иными глазами начинают смотреть на тех кто рядом с ними.

Целью моего  реферата является изучение женского одиночества.

Задачи работы:

1. Феномен одиночества  в психологической литературе.

2. Типы женского  одиночества.

 

ГЛАВА I. Проблема одиночества в психологической литературе

 

1.1. Феномен одиночества в различных  теориях

 

     Одиночество  – одна из основных социальных  проблем, являющихся предметом социальной работы, а социальная работа – один из важнейших инструментов для устранения или хотя бы для облегчения этой социальной болезни. Среди средств борьбы с одиночеством – социально-психологические: личностная диагностика и выявление индивидов с повышенным риском одиночества, коммуникативные тренинги для воспитания навыков общения, психотерапия и психокоррекция для устранения болезненных эффектов одиночества и т.д.; организационные: создание клубов и групп общения, формирование у клиентов новых социальных связей и пропаганда новых интересов взамен утраченных, например, в результате развода или овдовения, и т.д.; социально-медицицинские: воспитание навыков самосохраняющего поведения и преподавание основ здорового образа жизни . Исследователи проблемы одиночества разделяют точку зрения, согласно которой одиночество — это состояние, связанное с утратой человеком связей с семьей, коллективом, обществом. Одиночество, в отличие от объективной изолированности, отражает внутренний разлад человека с самим собой, воспринимаемый им как неполноценность своих отношений с миром, как «кризис ожидания», потерю всякой надежды и разочарование в личной или общественной перспективе.  Конечно, в развитии личности как социального целостного субъекта не исключены различные диспропорции: развитие одного элемента за счет другого, преобладание на какое-то время отрицательных эмоций, сомнений, тревог, неуверенности, страдания и неудовлетворенности. Но все эти душевные состояния при определенных условиях могут играть положительную роль. В одиночестве же выявляется опустошенность внутреннего мира человека. Именно это отличает одиночество от уединения, столь же необходимого для гармоничной духовной жизни, как и многогранное общение. Человек, как известно, не может долго находиться в одиночестве. По мере того, как он приходит к осознанию своей связи с родом людским, он открывает весь ужас утраты этой связи или даже ослабления. Пусть далеко не всегда данное явление можно назвать «одиночеством» и пусть не всегда такая потеря обретает свой социально-политический смысл, но она неизменно вплетается в палитру культурно-исторического развития человечества.  О распространенности одиночества  среди людей говорят следующие данные: не более 1 – 2 % опрошенных утверждают, что никогда в жизни не испытывали чувства одиночества, в то время как примерно 10 – 30 % говорят, что переживали такое чувство хотя бы раз в жизни.   Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении. Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать сними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, т.е. одиночество (если, например, это чужие или чуждые для индивида люди). Степень испытываемого одиночества также не связана с количеством лет, проведенных человеком вне контактов с людьми; люди, всю жизнь живущие одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится часто общаться с окружающими. Одиноким нельзя назвать человека, который, мало взаимодействуя с окружающими, не проявляет ни психологических, ни поведенческих реакций одиночества. Кроме того, люди могут и не осознавать, что между реальными и желательными взаимоотношениями с окружающими существуют расхождения.   Подлинные субъективные состояния одиночества обычно сопровождают симптомы психических расстройств, которые имеют форму аффектов  с явно негативной эмоциональной окраской, причем у разных людей аффективные реакции на одиночество различные. Одни одинокие люди жалуются, например, на чувство печали и подавленности, другие говорят о том, что испытывают страх и тревогу, третьи сообщают о горечи и гневе. На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть. Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким в том случае, если его контакты ограничены одним - двумя людьми, а он бы хотел общаться со многими; в то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности, может вовсе не ощущать своего одиночества даже в условиях полного отсутствия общения с другими людьми. Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, не способными к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви. Одинокая личность – это депрессивная, или подавленная, личность, испытывающего помимо прочего дефицит умений и навыков общения.   Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении столетий ее изучением занимались (и продолжают заниматься) философы, богословы, ученые и писатели. Даже, несмотря на относительно небольшой срок существования психологии как обособленной науки, почти в каждом из ее направлений можно найти связанные с одиночеством концепции, теории и исследования. Установлено, что одиночество зависит от того, как человек к себе относится, т.е. от его самооценки. У многих людей чувство одиночества связано с явно заниженной самооценкой. Порождаемое ею ощущение одиночества нередко приводит к появлению у человека чувства неприспособленности и никчемности. Ощущение одиночества способно усиливаться или ослабляться в зависимости от динамических изменений в индивидуально принятых стандартах интенсивности нормального межличностного общения или широты контактов с людьми, на которые должен идти человек. Стандарты подобного рода обычно субъективные, точно не определены, но, в общем, неплохо выражаются в суждениях типа: «мне бы хотелось иметь больше друзей», «Никто по-настоящему меня не понимает»  и т.п. Вместе с тем такие стандарты относительны, они всегда устанавливаются в сопоставлении с прошлым опытом общения. Небольшое уменьшение числа друзей или человеческих контактов у того лица, которое раньше имело их большое количество, может восприниматься как усиление одиночества, в то время как аналогичные изменения, происходящие в характере межличностных связей у человека, который раньше почти ни с кем не общался и имел ограниченный круг друзей (т.е. их возрастание до того же самого уровня, что и у первого человека), будут, вероятно, восприняты как уменьшение одиночества, т.е. противоположным образом. Один из представителей психоанализа Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он суть «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то».  Одиночество же - это непреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает сердце), константное ощущение. Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мании величия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества. Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других. Фромм - Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.

     Согласно  Роджерсу, одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа и схематически представить его, то получиться следующая картина:

     1) Общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в  соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами;

     2) Из-за этого возникают противоречия  между внутренним истинным «Я»  индивида и проявлениями его  «Я» в отношениях с другими  людьми, что приводит к потере  смысла существования;

     3) Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он, тем не менее, думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других.

     И  здесь получается замкнутый круг: человек веря в то, что его  истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я».

     Вейс  выделил два типа одиночества:  эмоциональное и социальное. Первое  является результатом отсутствия  такой тесной интимной привязанности  как любовная или супружеская.  При этом человек может испытывать  чувство, похоже на «беспокойство  покинутого ребенка». Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности.

     К.  Мустакас, разделяет «суету одиночества» и истинное одиночество (в этом его позиция схожа со взглядом на одиночество в некоторых восточных религиях). Первое он определяет как комплекс защитных механизмов, который отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов, путем осуществления «активности ради активности» вместе с другими людьми. Истинное же одиночество исходит из осознания «реальности одинокого существования». Он считает, что этому осознанию могут способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку.

     Таким  образом, одинокий человек чувствует  себя не таким, как все, и  считает себя малопривлекательной  личностью. Он утверждает, что  его никто не любит и не  уважает. Такие особенности отношения к себе одинокого человека нередко сопровождаются специфическими отрицательными аффектами, среди которых чувства злости, печали, глубокого несчастья. Одинокий человек избегает социальных контактов, сам изолирует себя от других людей. Ему более чем другим людям, присуще так называемое паронормальность, импульсивность, чрезмерную раздражительность, страх, беспокойство, ощущение разбитости и фрустрированности.

   Одинокие  люди более пессимистичны, чем  не одинокие, они испытывают гипертрофированное  чувство жалости к себе, ожидают от других людей только неприятностей, а от будущего – лишь худшего. Они также считают свою жизнь и жизнь других людей бессмысленной. Одинокие люди малоразговорчивы, ведут себя тихо, стараются быть незаметными, чаще всего выглядят печально. У них нередко отмечается усталый вид и наблюдается повышенная сонливость.

 

1. Бендас, Т.В. Гендерная психология. Учебное пособие / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с.

 

ГЛАВА II. Типы женского одиночества

 

    Теперь, когда мы дали общую характеристику одиночеству можно перейти к рассмотрению типов женского одиночества.

    Выделим  типы женского одиночества, назовем  условным названием: «одиночество  на комплексах», «одиночество на идеалах», «одиночество на амбициях» . Предложенная типология, несомненно, несет определенный элемент условности, но, тем не менее, и в этом варианте позволяет глубже исследовать личностные ориентации одиноких женщин, выявить истоки их одиночества. Следует также заметить, что в «чистом виде», выделенные и описанные типы женского одиночества, возможно, определяются не всегда.

 

2.1. Одиночество на комплексах

 

 Этот тип связан  с определенным психологическим  барьером, который многие женщины так и не могут преодолеть в течение всей своей жизни. Он стоит почти за каждой проблемой на работе, в общении, любви и близости, возникающей у женщины. Этот барьер называется неадекватная самооценка. Имея неадекватную самооценку, одинокие женщины или пренебрегают тем, как их воспринимают и оценивают окружающие, или непременно стараются им понравиться. Очень часто таких женщин волнуют проблемы, связанные с личной общительностью, включая знакомства, раскованность и открытость в общении.

    Психологи считают,  что одиночество очень тесно связано с самооценкой, и связь эта обратно функциональная: чем ниже самооценка, тем более вероятно переживание чувства одиночества, и наоборот. Важной личностной чертой, ведущей к одиночеству, считается застенчивость, которая усложняет общение между людьми.

       Почти  все женщины сталкиваются с  проблемами самооценки и, если однажды они уверуются в своей неадекватности, то практически навсегда зачисляют себя в разряд неудачниц. А между тем, тысячи их ровесниц с более явными недостатками нисколько не обделены мужским вниманием.

      Некоторые женщины стремятся реализовать такую формулу общения как: «противоположности сходятся». Однако и эта формула справедлива лишь отчасти. Как показывают исследования психологов, она «не работает» у людей, неуверенных в себе, страдающих заниженной самооценкой. На возникновение чувства симпатии к партнеру в начальные моменты общения влияет ощущение сходства установок, интересов, некоторых социально-демографических показателей (классовых, этнических и т.п.).

    У  тех, кто одинок, есть свои отличительные  особенности. Это вовсе не визуально определяемые показатели. То, что провоцирует одиночество, как правило, не видно ни окружающим, ни самим одиноким женщинам. Корни такого уничижительного отношения к себе следует искать в прошлом, припоминая события прошлого, которые, возможно, повлияли на сегодняшнее состояние.

    Существуют  также тип одиноких женщин и с завышенной самооценкой. У таких женщин осознание себя с возрастом как бы остановилось между 20 и 25 годами . В своем воображении они не растеряли привлекательности молодости, часто приписывая себе уникальные внешние качества или свидетельства своего высокого происхождения. И партнера они ждут соответственного - моложавого, подтянутого и красивого. Они не способны взглянуть на себя и на своих ровесников реально. Считая себя непревзойденными, утонченными, созданными только для высокоранговых мужчин, они практически всю свою жизнь руководствуются жесткой установкой - «этот меня не достоин».

    Известны  и другие виды комплексов, менее  распространенных, но более четко  выраженных. Один из них - это «женщины-дочки», стремящиеся замуж только теоретически. На самом деле им хорошо и комфортно живется в родительской семье, и подсознательно они не хотят менять сложившийся стереотип жизни на неизведанные супружеские отношения, в большинстве своем омраченные примерами и рассказами близких подруг. Другой случай - женщина, «всегда готовая под венец», которая хочет как можно быстрее устроить свою жизнь. И в этом случае вероятность дли-тельного союза небольшая, так как мужчина расценивается лишь как но-вый объект для занятия вакантной должности мужа.

   Многие  женщины, мечтающие о замужестве, часто теряются в муж-ском обществе, потому что не совсем хорошо понимают, как надо себя вести с мужчиной. Такие женщины в общении с сильным полом ведут себя или излишне скованно, или, наоборот, чересчур свободно. И в результате, опять же, остаются одни.

 

2.2. Одиночество на идеалах

 

 Психологи различают два основных стереотипа в любви, и, особенно, во влечении. Они пришли из глубины столетий, и нет ничего удивительного, что многие женщины принимают их как абсолютную истину. Первый стереотип заключается в том, что где-то существует безупречная «вторая половина», идеал, ждущий встречи с вами. Корнями своими этот стереотип уходит в древнегреческую мифологию, согласно которой Зевс разделил надвое андрогинов - прежде единственных человекоподобных существ на Земле. Изменив их сущность, он разделил их на две половины: женскую и мужскую. Отсюда и пошла идея поиска своей отсутствующей половины, служившая и служащая питательной почвой для фантазий многих миллионов женщин и, что гораздо хуже, для их ожиданий и надежд.

Информация о работе Одиночество как социальное явление. Женское одиночество