Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 17:27, курсовая работа
Одиночество бывает разным, с ним связаны не только негативные эмоции, но и радость и удовольствие. Многие люди ищут его, уставая от общения и сознательно сокращая количество своих контактов с окружающими. А стоит задуматься - и сразу понимаешь: два разных человека, жалующихся на одиночество, очень часто жалуются на совсем разные вещи. Человек может чувствовать чужим самого себя, «других» и, наконец, мир как таковой. Только вот разобраться, в чем именно состоит твое одиночество, бывает трудно. И не только самому человеку, но и психологу - консультанту.
Введение 3
Глава 1 5
1.1. Подходы к изучению одиночества 6
1.2. Психологические аспекты одиночества 9
1.3.Мотив аффилиации и модель подкрепления аффекта 11
Глава 2 14
2.1. Проблема одиночества в старости 14
2.2. Проблема одиночества в юности 18
Заключение 23
Список литературы: 25
Оказывается,
большая часть современной
«Периодом
возникновения сознательного «
Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту. Определим возрастные рамки этой стадии. В связи с явлением акселерации (ускоренное физическое развитие детей) границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность (15-17 лет) только начало этого сложного этапа развития, который завершается примерно к 20 -21 годам.
Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в эти периоды практически едина у исследователей разных школ и направлений. Авторы достаточно единодушны в описании того, как протекает процесс развития самосознания в этот период: примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я - концепции; к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение».
Рост самосознания и интереса к собственному «я» у подростков вытекает непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которое является одновременно социальными символам, знаками взросления и возмужания, на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка и юноши, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний - эти факторы актуализируют вопрос: «Кто я?»
Постановка этого вопроса - закономерный результат всего предшествующего развития психики. Рост самостоятельности означает не что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Но всякое самоуправление требует информации об объекте. При самоуправлении это должна быть информация объекта о самом себе, т.е. самосознание.
Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной сознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне сознавая свои поступки, ребенок обычно еще не осознает собственных психических состояний. Напротив, для подростка и юноши, внешний, физический мир только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, красоту природы, звуки музыки, ощущение собственного тела. Юноша 14-15 лет начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния своего собственного «я». Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическим проблемам. Чем старше (не по возрасту только, а по уровню развития) подросток, тем больше его волнует психологическое содержание происходящего действия, действительность и тем меньше для него значит «внешний» событийный контекст.
Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также, много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. До подросткового возраста свои отличия от других привлекали внимание ребенка только в исключительных, конфликтных обстоятельствах. Его «я» практически сводится к сумме его идентификаций с разными значимыми другими людьми. У подростка и юноши положение меняется. Ориентация одновременно на несколько значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних идентификаций активизирует чувство своей особенности, непохожести на других, что вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества.
Развитие самосознания, как и любого сложного психического новообразования, проходит ряд сменяющих друг друга стадий. С этой точки зрения ранний юношеский возраст можно охарактеризовать как начало формирования нового уровня самосознания, как период развития и углубления его качеств. Интенсивное развитие того уровня самосознания будет осуществляться в юношеском возрасте. Его специфические черты - повышение значимости для формирования Я - концепции системы собственных ценностей и усиление личностного, психологического, динамического аспекта восприятия - позволяют оценивать его как уровень, характерный для зрелой личности.
Одним из основных механизмов самопознания подростком или юношей самого себя является личностная рефлексия, которая, в отличие от логической рефлексии, направленной на решение задач, понимается как деятельность личного самопознания, как особый исследовательский акт, при котором человек не просто исследует свой внутренний мир, но при этом еще исследует и себя как исследователя. Феноменом личностной рефлексии являются рефлексивные ожидания, которые понимаются как представления человека о том, что о нем думают люди, составляющие круг его общения - другие люди.
С актуализацией
расширяющихся социальных потребностей,
присущих подростковому возрасту связано
состояние одиночества в этот период.
Среди них:
— потребности в установлении значимых
межличностных отношений;
— потребности в расширении дружеских
связей, в знакомстве с людьми различных
социальных ориентаций и социального
опыта;
— потребности в причастности, признании
и знакомстве с различным социальным опытом,
желание быть принятым различными социальными
группами.
И.С. Кон писал, что в переходном возрасте
меняются представления о содержании
таких понятий, как одиночество и уединение.
Дети обычно трактуют их как некое физическое
состояние («нет никого вокруг»), подростки
же наполняют эти слова психологическим
содержанием, приписывая им не только
отрицательный, но и положительный смысл.
Оказалось, что от подросткового возраста
к юношескому число положительных суждений
растет, а негативных — уменьшается. Если
подросток боится остаться один, то юноша
ценит уединение.
Однако кроме спокойного, умиротворенного
уединения существует мучительное и напряженное
одиночество — тоска, субъективное состояние
духовной и душевной изоляции, непонятости,
чувство неудовлетворенной потребности
в общении, человеческой близости.
Как показывают данные зарубежных массовых
опросов (Т. Бренан, 1980; Э. Остров и Д. Оффер,
1980) и клинических исследований, подростки
и юноши значительно чаще людей старшего
возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми.
Чувство одиночества и неприкаянности,
связанное с возрастными трудностями
становления личности, порождает у подростков
неутолимую жажду общения со сверстниками,
в обществе которых они находят или надеются
найти то, в чем им отказывают взрослые:
спонтанность, эмоциональное тепло, спасение
от скуки и признание собственной значительности.
Напряженная потребность в общении превращается
у многих ребят в непобедимое стадное
чувство: они не могут не только дня, но
и часа пробыть вне своей компании, а если
своей нет — какой угодно другой.
При сходстве
внешних контуров социального поведения
глубинные мотивы, скрывающиеся за
юношеской потребностью в аффилиации,
индивидуальны и многообразны. Один ищет
в обществе сверстников подкрепления
самоуважения, признания своей человеческой
ценности. Другому важно чувство эмоциональной
сопричастности, слитности с группой.
Третий черпает в компании одногодков
недостающую информацию и коммуникативные
навыки. Четвертый удовлетворяет потребность
властвовать, командовать. Большей частью
эти мотивы переплетаются и не осознаются.
Типичная черта подростков и юношеских
групп — чрезвычайно высокая конформность
(соответствие некоему признанному или
требуемому стандарту). Яростно отстаивая
свою независимость от старших, подростки
зачастую абсолютно некритически относятся
к мнениям участников собственной группы
и ее лидеров. Неокрепшее «Я» нуждается
в сильном «Мы», которое, в свою очередь,
утверждается в противоположность каким-то
«Они».
Страстное желание быть «как все» (а «все»
— это исключительно «свои») распространяется
и на одежду, и на эстетические вкусы, и
на стиль поведения.
Такое противоречие — когда индивидуальность
утверждается через единообразие, — может
тревожить юношей. Тем не менее, это единообразие
тщательно поддерживается, и тому, кто
рискует бросить ему вызов, приходится
выдерживать нелегкую борьбу. Чем примитивнее
сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным
различиям, инакомыслию и вообще непохожести.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что каждый человек подвержен одиночеству. Однако так как мы все разные, то и оно носит индивидуальный характер. Естественно, что классификация, использованная в работе, условна. Тем не менее, она помогает понять, что может повлечь за собой одиночество и как его преодолеть. И все же эта проблема далеко не раскрыта, много еще нерешенных вопросов, ненайденных путей. Но, тем не менее, главным выводом из данной работы может служить то, что хотя одиночество разных социальных групп различно, к нему всегда нужно относиться с должным пониманием, потому что нет человека более несчастного, чем человек, живущий в одиночестве. Конечно, существуют и исключения из правила, и есть люди вполне счастливые в своем одиночестве, использующие его с пользой для себя. Иногда оно помогает открыть в себе какие-то совершенно неожиданные таланты. Однако не стоит забывать о том, что исключения из правил чаще всего эти правила лишь подтверждают.
У Маяковского есть такая фраза: “Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека”– одиночество одинаково и в мире глядящих на мир двумя глазами, и в мире слепых. Одиночество в человеческой жизни присутствует всегда, но далеко не всегда принимается в его полноте и многогранности. Бегство от так называемого «одиночества» – давняя болезнь человечества. Кому из нас неизвестна тоска и стремление заполнить время, когда рядом нет кого-то? Мы заполняем эту пустоту телевизором, едой, разговорами, алкоголем, развлечениями или сексом. Обвинения нашего времени в потере гуманного, человеческого облика уже успело стать общим местом. Однако будем откровенны. Нас часто больше тревожит ураган на другом конце Земли, чем жизнь наших близких в соседней комнате. В современном мире проблема одиночества стоит очень остро: несмотря на огромное количество различных организаций, клубов, телефонов доверия, социальных служб вопрос одиночества таких групп как молодёжь и пожилые люди не исчерпан, а наоборот даже обострён. В чём же дело? На мой взгляд, на этот вопрос можно ответить так: в юности человек занимается в первую очередь поисками себя, пытается самореализоваться и делает он это с помощью своих сверстников, друзей, своей компании, но в скором времени замечает, что всё его окружающее имеет свои черты, свою индивидуальность и свои оттенки. В юности, пока человек не определился со своими ценностями, идеалами, стремлениями всё проходит через призму чёрного или белого, молодость не ставит вопросов времени, так как всё что нужно это чёткий ответ на вопрос «да» или «нет», третьего не дано. Но после первого жизненного удара: первая любовь, потеря друга и др. юноша или девушка один на один остаются с собой так как, по его мнению, взрослые этого понять не могут, друзья которые его окружают, могут посмеяться или что ещё хуже сделать изгоем, а общество в целом абсолютно безразлично к таким «мелочам». Пожилые люди тоже часто сталкиваются с проблемой одиночества, т.к. в обществе ещё с давних пор остро стоит проблема «отцов и детей». Если всю человеческую жизнь изобразить в виде дуги, то в начале этой дуги проходит детство и юность человека, когда кажется, что жизнь длинна, ведь это только её начало, середина этой дуги – взросление и практически полная социализация личности. Здесь человек определяется со своим жизненным выбором. А самый конец дуги есть старость, пожилой человек уходит от реального мира в свои воспоминания и начинает чувствовать свою беспомощность и никчемность по отношению к ежедневно меняющемуся миру. Да и что он может с этим поделать? Для двух разных социальных слоёв, т.е. молодёжь и старики необходимо организовать группы социально-психологического тренинга, который бы основывался на одних механизмах групповой динамики. Наверное каждый ощущал себя хотя бы раз в жизни брошенным и покинутым. Я хотела бы дать несколько рекомендаций тем, кто считает себя одиноким, ведь вся наша группа подходит под социальную слой – молодёжь: