Одиночество как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Одиночество бывает разным, с ним связаны не только негативные эмоции, но и радость и удовольствие. Многие люди ищут его, уставая от общения и сознательно сокращая количество своих контактов с окружающими. А стоит задуматься - и сразу понимаешь: два разных человека, жалующихся на одиночество, очень часто жалуются на совсем разные вещи. Человек может чувствовать чужим самого себя, «других» и, наконец, мир как таковой. Только вот разобраться, в чем именно состоит твое одиночество, бывает трудно. И не только самому человеку, но и психологу - консультанту.

Содержание

Введение 3
Глава 1 5
1.1. Подходы к изучению одиночества 6
1.2. Психологические аспекты одиночества 9
1.3.Мотив аффилиации и модель подкрепления аффекта 11
Глава 2 14
2.1. Проблема одиночества в старости 14
2.2. Проблема одиночества в юности 18
Заключение 23
Список литературы: 25

Работа содержит 1 файл

Одиночество как социальная проблема.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

1.2.   Психологические аспекты одиночества

 

      В процессе обыденной жизни  мы воспринимаем себя лишь  в определенном отношении к  окружающему миру. Мы переживаем  свое состояние в контексте  сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночества говорит  нам о нарушениях в этой сети. Часто одиночество появляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу или желательность этого. Основополагающим моментом в таких случаях выступает осознание отсутствия чего-то, чувство потери и крушения. Это может быть осознание своей исключительности и неприятия себя другими. С точки зрения экзистенциальной феноменологии (экзистенциальный - имеющий отношение  к высшим, смысловым, рационально невыразимым ценностям и проявлениям человеческой субъективности; феноменология – от греч. «учение о феноменах») одиночество грозит расколоть или даже разорвать интенциональную (интенциональность - структура,  в которой мы осмысляем свой прошлый опыт  и соответственно представляем себе будущее) структуру личности, особенно в интерсубъектной области. Выражаясь менее научно, одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности. Существует три измерения одиночества: космическое, культурное и социальное. Космическое - наиболее сложное. Оно применяется для обозначения, по крайней мере, трех различных форм самовосприятия:

1) постижения себя как цельной реальности, благодаря которому человек соотносится с природой и космосом;

2) причастности к мистическим, таинственным аспектам жизни, предельно близким к Богу или к глубинам бытия;

3) веры человека в уникальность своей судьбы или причастности к великим историческим целям. Космическое одиночество присутствует там, где есть хотя бы один из этих аспектов; другие выражения космического одиночества могут заключать в себе два или даже три указанных аспекта.

      Социальные науки едва коснулись  темы культурного одиночества, но в произведениях художественной литературы оно блестяще описано. Яркий тому пример – «Степной волк» Германа Гессе (1929г.) Человек, изображенный в романе, символизирует дилемму многих, кто оказался между двумя культурами – старой и новой. Его одиночество становится невыносимым, потому что он терпит неудачу в поисках пристанища в ком-то другом. Это не то одиночество, которое можно излечить любовью или дружбой, оно требует отношений другого рода. Культурное одиночество проявляется также в малых группах, когда люди ощущают, что их связь с собственным культурным наследием порвана или что общепринятая культура неприемлема для их внутреннего мира. Данный тип одиночества существует в обществах, где происходят бурные социальные изменения.

     При изучении социального измерения одиночества понятие «социальное» в первую очередь применимо к особым группам в обществе, а не к самому обществу в целом. Данный вид одиночества широко известен. Особенно острые его формы обозначены такими понятиями социальной изоляции, как изгнание, остракизм (гонение), неприятие и с недавнего времени отставка. Подразумеваются также более тонкие формы социальной изоляции, включая случаи, когда социальная исключенность лишает людей членства в группах, которые они считают очень важным и желательным для себя. В другом случае этот тип одиночества может возникнуть, когда человек чувствует свое неприятие группой. В примерах космического и культурного одиночества индивид ощущает, что потеряна связь, сопричастность; в социальном измерении одиночества человек очень остро чувствует, что его оттолкнули, покинули, исключили, отослали, не допустили или же не оценили. Сам себе он видится изгнанником, посторонним, одиночкой, лишним человеком. Этот вид одиночества чаще всего появляется, когда роли индивидов не учтены; например, когда человек уволен, исключен из команды, не принят в колледж, клуб или на работу в понравившуюся ему фирму; или когда человека избегают, потому что его поведение, класс, к которому он принадлежит, или цвет кожи признаны социально нежелательными.

1.3.Мотив  аффилиации и модель  подкрепления аффекта

        Завязывание и поддержание отношений с другими людьми могут преследовать весьма различные цели, такие, как «произвести впечатление», «властвовать над другими», «получить или оказывать помощь». Под аффилиацией (контактом, общением) мы подразумеваем определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание их заключается в общении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми или малознакомыми) и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны. 
Степень, в которой это достигается, зависит не только от стремящегося к аффилиации, но также и от его партнера. Человек, стремящийся к аффилиации, должен добиться многого. Прежде всего, он должен дать понять о своем желании вступить в контакт, сообщив этому контакту привлекательность в глазах предполагаемого партнера. Он должен сделать очевидным для партнера, что рассматривает его как равного себе и предлагает ему отношения полностью взаимные, т. е. он не только «стремится к аффилиации», но и одновременно выступает партнером по аффилиации для соответствующей потребности человека, с которым он вступает в контакт. Несимметричность в распределении ролей или далеко идущие желания превратить партнера в средство удовлетворения своих потребностей наносят ущерб аффилиации как таковой или даже совсем разрушают ее. Наконец, человек, стремящийся к аффилиации, должен добиться определенного созвучия своих переживаний переживаниям партнера, что побуждало бы обе стороны к взаимодействию и ощущалось бы ими как нечто приятное, приносящее удовлетворение и поддерживающее чувство собственной ценности. Цель аффилиации можно было бы определить как поиск если и не любви со стороны партнера по аффилиации, то, по крайней мере, желанности себя, дружеской поддержки и симпатии. Однако подобное определение подчеркивает в отношениях аффилиации лишь одну ее сторону, а именно получение, и пренебрегает другой, отдачей. Вот почему гораздо точнее определить цель мотива аффилиации как взаимную и доверительную связь, где каждый из партнеров если и не любит другого, то относится к нему приязненно, принимает его, дружески поддерживает и симпатизирует ему. Для достижения и сохранения такого рода отношений существует много как вербальных, так и невербальных способов поведения; их можно наблюдать, в частности, при вступлении в контакт с незнакомыми людьми (количество и позитивность содержания речевых высказываний, дружелюбное выражение лица, длительность контакта глаз, жестикуляция и т. д.).

     К выводу «Я одинок» люди  обычно приходят с помощью  аффективных (эмоциональных), поведенческих и когнитивных (способ познания только на основе мышления) доказательств. Аффективные признаки одиночества нередко бывают размытыми. Одиночество – это тяжелое эмоциональное переживание: глубоко одинокие люди очень несчастны. Существует модель подкрепления аффекта, она предполагает, что людей мотивирует одна простая цель - желание чувствовать себя хорошо. С помощью модели подкрепления аффекта психологи объясняют самые разные результаты и данные: в рамках этой модели становится понятно, почему человека привлекают люди, придерживающиеся таких же, как он, установок, и отталкивают несогласные с ним, почему человека влечет к другому, обладающему качествами, которыми он бы хотел обладать сам, например, к физически привлекательному человеку. Кроме того, эта модель объясняет, почему нам нравятся люди, оказавшиеся рядом в тот момент, когда мы узнаем хорошие новости. Модель подкрепления аффекта - теория о том, что нам нравятся люди, с которыми мы ассоциируем позитивные чувства, и не нравятся те, с кем у нас ассоциируются негативные чувства. Хотя общий принцип, лежащий в основе модели подкрепления аффекта, обладает достаточной достоверностью и хорошо объясняет влечение, было бы упрощением целиком полагаться на него, говоря о сложном феномене влечения одного человека к другому. В частности, порой нам больше нравятся люди, повстречавшиеся нам в трудный момент нашей жизни, при условии что они находятся в том же положении, что и мы, и не вызывают у нас неприятных эмоций. Таким образом, наше влечение к другому человеку не просто функция позитивных или негативных чувств, которые мы испытываем, когда он или она рядом с нами.

«Одиночество, - заметил Иосиф Бродский, - это  человек в квадрате». Человек замкнутый в возведённость и возведённый в замкнутость. Но не выведенный из мира и не замкнувшийся в мирке. Напротив, одиночество в отличие от уединения наполнено страхом и ужасом необычайной и ничем уже не защищённой открытости одновременно вовне и внутрь себя - открытости тому, чему нет названия, что непредставимо, невообразимо и, вместе с тем, более реально, чем привычная реальность. К встрече с Одиночеством можно придти разными путями, в том числе и через переживания болезненные - как в смысле причиняемой ими душевной боли, так и в смысле их природы. Но путь, каков бы он ни был, еще не сама встреча. По нему даже толпой можно двинуться. Но в момент встречи человек предельно одинок или ... встреча не состоялась. Воспринимая одиночество только как «терапевтическую мишень», психотерапевт и клиент остаются обречёнными на борьбу с масками, призраками одиночества вместо конструктивного диалога с самим одиночеством. Ибо душа взывает о помощи лишь тогда, когда она одинока - перед лицом переживания, проблемы, симптома, тайны мира ..., и степень этого одиночества становится непереносимой. И помощь нужна для принятия одиночества и открытия в себе способности к диалогу с ним.

Глава 2

   В этой главе я хочу рассмотреть одиночество, как социальную проблему в таких группах как пожилые люди и молодёжь.

2.1. Проблема одиночества  в старости

Чувство одиночества обнаруживается во всех возрастных периодах, но только в старости оно приобретает особую актуальность и значимость для личности. 
Одинокий образ жизни и одиночество родственны друг другу, эти понятия не являются синонимами, их нельзя смешивать. Одинокий образ жизни - это физическое состояние, которое активно избирается самой личностью в силу своих характерологических особенностей и психического здоровья. Это прежде все стремление отгородиться от окружающих, желание защитить свой образ жизни, внутренний мир, независимость и стабильность от вторжения посторонних и даже близких родственников.

Одиночество в старости - понятие далеко не однозначное, имеющее, по существу, социальный смысл. Это, прежде всего отсутствие родственников, детей, внуков, супругов, а также отдельное проживание от молодых членов семьи. Нередко старые люди бывают полностью лишены человеческого общения: в геронтопсихиатрии описаны особые психические расстройства - параноид (бред) недостаточного контакта, проявляющийся в подозрительности, недоверчивости, страхах. Но для многих старых людей, живущих в семье, чувство одиночества порою бывает не менее тяжелым. Считается, что изоляция и самоизоляция являются непременными атрибутами старости. Наличие семьи не решает проблемы одиночества в старости так же как одинокий образ жизни вовсе не обязательно приводит к одиночеству: многие старые люди ведут активную общественную жизнь, общаются с родными и друзьями. Необходимо отличать изоляцию от одиночества. Изоляция означает объективное отсутствие общественных контактов, одиночество же является субъективным психическим состоянием. Оно не связано с количеством общественных контактов, а в значительной степени обусловлено монотонностью и скукой существования. Степень одиночества зависит от ожиданий, которые имеются у человека по отношению к окружающим.

    Самой тяжелой для старого человека бывает ситуация, когда его физическая беспомощность, а нередко и психические нарушения отталкивают от него родственников. В таких семьях формируется активное отторжение, отвержение старого человека, полное его игнорирование, за исключением выполнения самого элементарного ухода. Особенно невыносимой становится ситуация, когда совместное проживание диктуется меркантильными интересами молодых или взрослых членов семьи. Е.А. Сиротин, исследуя насилие в отношении пожилых лиц, делит участников конфликта на две группы: 1) жертва и обидчик ранее не были знакомы, и их взаимоотношения носят случайный характер; 2) жертва и обидчик были ранее знакомы (в частности, это могут быть родственники или соседи). В первом случае «случайные конфликты» обычно являются ответной негативной реакцией постороннего человека на какое-либо замечание или требование пожилого человека. Во втором случае среди всех «неслучайных лиц» превалируют родственники. Конфликты в семье обычно возникают из-за материально-бытовой неустроенности, вынужденного существования в одной квартире, а также в результате алкоголизации отдельных членов семьи. Как правило, пожилые люди, получающие повреждения от родственников, обращаются за помощью только после неоднократных конфликтов, проявляя до определенного момента жалость к обидчику-родственнику. В настоящее время пожилые и старые люди нуждаются в оказании им психологической поддержки и бесплатной юридической помощи. Геронтологи почти всех стран говорят о том, что, несмотря на отдельные случаи несовместимости членов семьи необходимо развивать социальные структуры, которые способствовали бы тому, чтобы старый человек как можно дольше оставался в своей семье, занимающей центральное место в уходе за старыми людьми. Социальная политика должна быть направлена на оказание необходимой помощи таким семьям, вплоть до выделения определенных средств и предоставления льгот для стимулирования домашнего ухода за старыми людьми, на обучение лиц, осуществляющих такой уход, самым элементарным геронтологическим понятиям и правилам.

Старые  люди часто жалуются на тоску и  одиночество, изоляцию от общества и  ставят эти жалобы в непосредственную зависимость от материальных трудностей и проблем удовлетворения основных житейских потребностей. Большие  финансовые затруднения часто ускоряют отход от активной жизни пожилых и старых людей. Невозможность поддерживать привычный образ жизни, связанный с приемом гостей, обязательным в таких случаях и достойным угощением и т.д. заставляют многих старых людей прерывать прежние дружеские контакты. Многие из пожилых и старых людей не могут купить себе новую одежду, обувь, вынуждены донашивать старые, вышедшие из моды вещи, вызывая в лучшем случае насмешку и сочувственные взгляды прохожих и продавцов в магазинах, а в худшем - откровенное пренебрежение и презрительные высказывания, а нередко оскорбления и обвинения в скупости и т.п. Все это способствует затворничеству старых людей в стенах своего жилища, заставляет их ограничивать свои контакты с внешним миром. По данным А.Г. Симакова, третья часть одиноких старых людей в Москве с трудом могла прожить на получаемую пенсию, каждый 12-й из них голодал. В конкретных человеческих судьбах объективные обстоятельства настолько тесно переплетаются с субъективными ощущениями, что порою их невозможно разделить и выявить причину добровольного, а правильнее, вынужденно-добровольного ухода из жизни. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы уровень жизни пожилых и старых людей соответствовал средним показателям, к которым они привыкли за годы своей профессиональной деятельности. Пожилые и старые люди, живущие одиноко, все-таки чаще жалуются на чувство одиночества, чем те, кто живет вместе с родственниками. Социологические исследования, проведенные в России в последние годы, показали, что жалобы на одиночество у старых людей занимают первое место. У лиц старше 70 лет этот показатель достигал 99 - 100% . Интересно, что одним из стимулов к труду 70-летних было общение с людьми. Среди обследованных одиноких стариков только 24,2% отвечали наличие постоянных контактов, обычно это было общение с соседями или социальными работниками, которые их обслуживали. Одной из причин одиночества и изоляции старых людей является вынужденное затворничество из-за физической немощи. Почти треть одиноких старых людей испытывают затруднения при решении самых обычных гигиенических и бытовых вопросов, для многих из них проблему составляют обыкновенное купание, бытовое самообслуживание. Именно эта категория старых людей является основным объектом социальной работы. Однако помощи, которая им оказывается, явно недостаточно. Обыкновенно старые люди, проживающие вместе со своими детьми, редко сохраняют статус «главы семейства». Это удается лишь матерям, которые живут с детьми, не успевшими создать или не создавшими своей семьи. По мере старения зависимость от детей углубляется, пока, наконец, не наступит период полного подчинения старого человека близким ему людям. 
Специалист в данной области Шепс рекомендует взрослым детям относиться к своим беспомощным родителям покровительственно и снисходительно, внешне выражая как можно больше признаков уважения и даже подчинения, соглашаясь со всеми «причудами» старого человека, но поступая при решении семейных вопросов по-своему. Более того, необходима «трансформация ролей»: дети должны представить себя родителями и видеть в своих беспомощных стариках тех маленьких детей, какими они были сами, когда молодые и сильные родители растили и воспитывали их. Отрицательные последствия постарения населения, прежде всего, проявляются в росте численности старых людей, требующих постоянного ухода и опеки. Конечно, не каждый старый человек нуждается в помощи или, по крайней мере, не на всем протяжении периода своего старения. Большинство до глубокой старости не болеют, имеют благоприятные экономические и жилищные условия, сами обращаются за медицинской или социальной помощью при возникшей необходимости. Большинство социальных геронтологов указывают на 15 - 25% старых людей, требующих постоянной опеки. Приблизительно такому же количеству старых людей необходимы временный уход и периодическая помощь. Вне всякого сомнения, главным и наиболее желанным источником такой помощи является семья. Семья оказывает первую помощь, вызывает врача, исполняет его рекомендации, заботится о больном старом человеке.

Информация о работе Одиночество как социальная проблема