Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:34, курсовая работа
Цель работы состоит в определении одиночества, исследовании факторов, его видов и
Задачи: изучить понятие одиночества, выявить типы и виды одиночества, а так же его проблемы.
Предметом изучения является одиночество, как болезнь.
Объект исследования: человек и человечество в целом.
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ЧТО ТАКОЕ ОДИНОЧЕСТВО?....................…………………………………………………..5
1.1. Определение одиночества……………………………………………. –
1.2. Виды одиночества……….……………………………………………..6
1.3. Причины одиночества…..……………………………………………...7
ГЛАВА II.ОДИНОЧЕСТВО И ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ…………………….…………………..……………………………12
2.1 Генезис одиночества…………………………………………………….–
2.2.
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………………...21
С сожалением приходится констатировать факт, что многие люди, живущие в мегаполисе, испытывают одиночество. Даже встретив человека, с которым изначально складываются отношения, а в последующем, возможно, заключается брак, со временем люди понимают, что продолжают жить с глубоким чувством непонимания и одиночества. Почему так происходит?
Основой непонимания своего партнера являются разница в воспитании, в предыдущем опыте общения и в нахождении каждого из партнеров в отличных друг от друга реальностях. Одна из причин одиночества – иная реальность партнера. Условно реальности можно разделить на четыре группы: сенсорная, унитарная, социальная и идейная.
Сенсорная реальность. Основными критериями сенсорной реальности являются: любовь, забота, жалость, гуманность, справедливость, вера, доброта и т.п.
Унитарная реальность. Для унитарной реальности основополагающие критерии: правила, принципы и нормы.
Социальная реальность. Логика, выводы, доказательства и практичность доминирующие критерии социальной реальности.
Идейная реальность. В идейной реальности главное – идеи и их реализация, осуществление любых, даже самых смелых фантазий.
Как правило, большинство женщин живет в сенсорной реальности. Мужчинам более естественны унитарная и социальная реальности. Творческие и креативные люди живут в идейной реальности, вот почему так часто их поступки, образ жизни и мышления для многих бывают не понятным. Из этого следует, человек, который живет в социальной реальности, с трудом сможет понять человека, живущего в идейной реальности. И наоборот.
То же самое происходит и в отношениях между мужчиной и женщиной, которые полюбили друг друга, но, живя в разных реальностях, часто не понимают друг друга. Но нельзя утверждать, что человек живет исключительно в одной реальности, в каждом человеке есть критерии и оси всех реальностей, но доминирующими являются критерии какой-то одной.
Научившись понимать реальность другого человека, своего партнера, можно найти «ключик» к его внутреннему миру и его восприятию жизни, и, познав его, через собственное понимание его достичь взаимного понимания с его стороны.
ГЛАВА II.
2.1.
Генезис одиночества
Когда возникло одиночество? Когда оно началось? Эти несколько необычные вопросы отнюдь не просты. В самом деле, с какого момента можно говорить о саморефлексии человечества, поднявшегося в лице своих отдельных, а подчас и многих представителей до осознания драматической изолированности от социума? Было ли одиночество извечным спутником человечества или оно появилось на каком-то особом историческом рубеже?
Ответы на перечисленные выше
вопросы разделяет
Первая позиция связывает
«Усложнение жизненного мира
личности порождает
Продолжая свою мысль, И.С. Кон отмечает, что дворянская культура XVIII в. органично включала в себя эстетизированное переживание уединения, а также создавала положительный образ одинокого мыслителя. Необходимо отметить, что И.С. Кон не делает функционального различия между уединением и одиночеством, подчеркивая тем самым слитность этих понятий в культуре обсуждаемого периода.
Российский исследователь не дает концептуальной трактовки одиночества. Однако можно предположить, что он связывает возникновение этого социально-психологического и культурологического феномена с формированием европейского капитализма, ростом городов, индустриализацией и другими явлениями, обусловленными эпохой «современности» (modernity) в социологической трактовке этого понятия нашего времени. В этом смысле одиночество характерно по преимуществу и в основном для модернистской личности и, соответственно, едва ли, прослеживается как в домодернистские эпохи, так и в постмодерне (т.е. в условиях развитых западных обществ конца XX в.). Так, в рамках данной концепции одиночество связывается с индустриальным обществом (включая и период его зарождения) и не распространяется на другие типы социально-экономических систем и соответствующие им типы сознания.
Вторая позиция рассматривает одиночество как вневременный и универсальный феномен общественного бытия.
Если исходить из предположения, что само возникновение социальной общности людей и формирование социума, т.е. определенной устойчивой солидарности (в понятии Дюркгейма), подразумевало восприятие и рефлексию по поводу не только наличия этой общности, но и ее отсутствия, то одиночество превращается в базовый универсальный феномен, лишь видоизменяющийся в историческом процессе, но никогда не оставляющий человечество. Как физическое здоровье организма подразумевает потенциальную возможность и даже наличие болезни, так и вся полнота социального общения имплицитно взаимосвязана с невозможностью установления общения или его утратой, восприятие которых как раз и составляет содержание одиночества. В такой трактовке одиночество становится экзистенциальным явлением, уходящим корнями в глубинные пласты человеческого сознания и лишь отчасти проявляющим себя в тех или иных формах на поверхности социального бытия.
Так, американский социолог и культуролог Бен Миюскович, которого можно считать главным выразителем данной точки зрения, пишет: «Существует сильная тенденция рассматривать одиночество как современный феномен или даже только как феномен, связанный сугубо с нашими днями. При этом, например, часто его характеризуют в качестве особого рода "отчуждения", вызванного к жизни нашей технологической, бюрократической и экономической организаций в рамках социальной структуры. Эта точка зрения, я глубок убежден, ошибочна. Напротив, я полагаю, что можно взять как данность то, что человек всегда и повсюду страдал от чувства острого одиночества и что все его существование поглощено борьбой за избавление от этой перспективы» [241, р. 9]. Исследователь утверждает, что интенциональное знание об изолированности и одиночестве состоит из примордиальных и безусловных структур, априори содержащихся в сознании человека. При этом подчеркивается, что человеческая природа, включающая чистую структуру переживания одиночества, не пребывает в застывшем, раз и навсегда данном состоянии. Наполненность и окрашенность одиночества в контексте исторического времени и исторического пространства видоизменяется, но чистая структура сознания остается неизменной.
Приведенная выше
Обозначение двух позиций в
отношении трактовки генезиса
одиночества вызывает
Действительно, формирование
XIX-XX
вв. Из этого, между тем, вовсе
не следует, что модернистское
одиночество имело и имеет
абсолютно парадигмальный
Заключение
Лучше не запускать состояние сенсорной депривации, не усугублять чувство одиночества. Ведь в запущенном состоянии любая проблема решается сложнее. У человека начинает проявляться деструкция поведения, ухудшается способность к установлению межличностных связей (иными словами, он становится абсолютно неконтактным и приобретает тяжелый характер).
В последнее время, уже на основе научных исканий в области психологии одиночества и с учетом большой практической необходимости, появляются специальные социальные институты, предназначенные оказания конкретной помощи одиноким. Это государственные учреждения и кооперативы «Служба семьи», «Служба знакомств», телефоны доверия, кризисные службы, неформальные объявления, собирающие единомышленников в организационные группы и тем самым выполняя функции профилактики одиночества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: