Одиночество - "болезнь отчуждения"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в определении одиночества, исследовании факторов, его видов и
Задачи: изучить понятие одиночества, выявить типы и виды одиночества, а так же его проблемы.
Предметом изучения является одиночество, как болезнь.
Объект исследования: человек и человечество в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ЧТО ТАКОЕ ОДИНОЧЕСТВО?....................…………………………………………………..5
1.1. Определение одиночества……………………………………………. –
1.2. Виды одиночества……….……………………………………………..6
1.3. Причины одиночества…..……………………………………………...7
ГЛАВА II.ОДИНОЧЕСТВО И ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ…………………….…………………..……………………………12
2.1 Генезис одиночества…………………………………………………….–
2.2.
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

     С сожалением приходится констатировать факт, что многие люди, живущие в  мегаполисе, испытывают одиночество. Даже встретив человека, с которым изначально складываются отношения, а в последующем, возможно, заключается брак, со временем люди понимают, что продолжают жить с глубоким чувством непонимания и одиночества. Почему так происходит?

     Основой непонимания своего партнера являются разница в воспитании, в предыдущем опыте общения и в нахождении каждого из партнеров в отличных друг от друга реальностях. Одна из причин одиночества – иная реальность партнера. Условно реальности можно разделить на четыре группы: сенсорная, унитарная, социальная и идейная.

     Сенсорная реальность. Основными критериями сенсорной  реальности являются: любовь, забота, жалость, гуманность, справедливость, вера, доброта и т.п.

     Унитарная реальность. Для унитарной реальности основополагающие критерии: правила, принципы и нормы.

     Социальная  реальность. Логика, выводы, доказательства и практичность доминирующие критерии социальной реальности.

     Идейная реальность. В идейной реальности главное – идеи и их реализация, осуществление любых, даже самых  смелых фантазий.

     Как правило, большинство женщин живет  в сенсорной реальности. Мужчинам более естественны унитарная  и социальная реальности. Творческие и креативные люди живут в идейной реальности, вот почему так часто их поступки, образ жизни и мышления для многих бывают не понятным. Из этого следует, человек, который живет в социальной реальности, с трудом сможет понять человека, живущего в идейной реальности. И наоборот.

     То  же самое происходит и в отношениях между мужчиной и женщиной, которые  полюбили друг друга, но, живя в разных реальностях, часто не понимают друг друга. Но нельзя утверждать, что человек  живет исключительно в одной реальности, в каждом человеке есть критерии и оси всех реальностей, но доминирующими являются критерии какой-то одной.

     Научившись  понимать реальность другого человека, своего партнера, можно найти «ключик» к его внутреннему миру и его  восприятию жизни, и, познав его, через собственное понимание его достичь взаимного понимания с его стороны.

 

ГЛАВА II. 

2.1. Генезис одиночества 

    Когда возникло одиночество? Когда оно  началось? Эти несколько необычные  вопросы отнюдь не просты. В самом  деле, с какого момента можно говорить о саморефлексии человечества, поднявшегося в лице своих отдельных, а подчас и многих представителей до осознания драматической изолированности от социума? Было ли одиночество извечным спутником человечества или оно появилось на каком-то особом историческом рубеже?

              Ответы на перечисленные выше  вопросы разделяет исследователей  на две основные группы.

              Первая позиция связывает одиночество  прежде всего с возникновением  индустриального общества и процессом  урбанизации. Так, согласно точке зрения И.С. Кона, одиночество довольно точно обозначает свое появление в XVII-XVIII вв.

             «Усложнение жизненного мира  личности порождает противоречивые, не допускающие однозначного  толкования эмоциональные состояния  и проблемы. Например, одиночество. В средние века люди жили теснее и редко обособлялись друг от друга... Одиночество чаще всего понималось как физическая изоляция... Более многогранная личность нового времени, не отождествляющая себя ни с одной из своих предметных и социальных ипостасей, нуждается в обособлении от других и добровольно ищет уединения. Вместе с тем она острее переживает одиночество как следствие дефицита значимого общения или неспособность выразить богатство своих переживаний» [69, с. 112]. 

    Продолжая свою мысль, И.С. Кон отмечает, что дворянская культура XVIII в. органично включала в себя эстетизированное переживание уединения, а также создавала положительный образ одинокого мыслителя. Необходимо отметить, что И.С. Кон не делает функционального различия между уединением и одиночеством, подчеркивая тем самым слитность этих понятий в культуре обсуждаемого периода.

      Российский исследователь не дает концептуальной трактовки одиночества. Однако можно предположить, что он связывает возникновение этого социально-психологического и культурологического феномена с формированием европейского капитализма, ростом городов, индустриализацией и другими явлениями, обусловленными эпохой «современности» (modernity) в социологической трактовке этого понятия нашего времени. В этом смысле одиночество характерно по преимуществу и в основном для модернистской личности и, соответственно, едва ли, прослеживается как в домодернистские эпохи, так и в постмодерне (т.е. в условиях развитых западных обществ конца XX в.). Так, в рамках данной концепции одиночество связывается с индустриальным обществом (включая и период его зарождения) и не распространяется на другие типы социально-экономических систем и соответствующие им типы сознания.

        Вторая позиция рассматривает одиночество как вневременный и универсальный феномен общественного бытия.

        Если исходить из предположения, что само возникновение социальной общности людей и формирование социума, т.е. определенной устойчивой солидарности (в понятии Дюркгейма), подразумевало восприятие и рефлексию по поводу не только наличия этой общности, но и ее отсутствия, то одиночество превращается в базовый универсальный феномен, лишь видоизменяющийся в историческом процессе, но никогда не оставляющий человечество. Как физическое здоровье организма подразумевает потенциальную возможность и даже наличие болезни, так и вся полнота социального общения имплицитно взаимосвязана с невозможностью установления общения или его утратой, восприятие которых как раз и составляет содержание одиночества. В такой трактовке одиночество становится экзистенциальным явлением, уходящим корнями в глубинные пласты человеческого сознания и лишь отчасти проявляющим себя в тех или иных формах на поверхности социального бытия.

              Так, американский социолог и  культуролог Бен Миюскович, которого можно считать главным выразителем данной точки зрения, пишет: «Существует сильная тенденция рассматривать одиночество как современный феномен или даже только как феномен, связанный сугубо с нашими днями. При этом, например, часто его характеризуют в качестве особого рода "отчуждения", вызванного к жизни нашей технологической, бюрократической и экономической организаций в рамках социальной структуры. Эта точка зрения, я глубок убежден, ошибочна. Напротив, я полагаю, что можно взять как данность то, что человек всегда и повсюду страдал от чувства острого одиночества и что все его существование поглощено борьбой за избавление от этой перспективы» [241, р. 9]. Исследователь утверждает, что интенциональное знание об изолированности и одиночестве состоит из примордиальных и безусловных структур, априори содержащихся в сознании человека. При этом подчеркивается, что человеческая природа, включающая чистую структуру переживания одиночества, не пребывает в застывшем, раз и навсегда данном состоянии. Наполненность и окрашенность одиночества в контексте исторического времени и исторического пространства видоизменяется, но чистая структура сознания остается неизменной.

           Приведенная выше феноменологически-экзистенциалистская  трактовка одиночества также представляется вполне убедительной, ибо она подчеркивает глубинный характер переживаний человеком таких явлений как покинутость, изолированность, отсутствие партнера в общении, отчуждение и т.д. Данные явления прослеживаются на протяжении всей истории человечества, проявляя себя, например, в литературе и искусстве, которые несказанно обеднели бы, не будь в них всесторонне препарированы указанные выше переживания.

             Обозначение двух позиций в  отношении трактовки генезиса  одиночества вызывает естественный соблазн заявить, что ни одна из них полностью не исчерпывает проблему и что истина заключается в их синтезе. Однако в нашем случае приходится признать, что это именно так и есть.

            Действительно, формирование раннего  индустриального (современного) общества и особенно его расцвет в XIX-XX вв. дали необычайный стимул развитию форм социального отчуждения и производным от них формам рефлексии, включая рефлексию одиночества. В качестве иллюстрации этого факта можно привести возникновение в XIX-XX вв. многочисленных школ философии, теоретической социологии и течений художественной культуры, которые стали выражением отчуждения и одиночества. Ряд этих школ мысли рассматривается и в данной работе. Одиночество как явление, свойственное модернистской эпохе, действительно, превратилось в каинову печать нашей современности, если под понятием «современность» понимать период

    XIX-XX вв. Из этого, между тем, вовсе  не следует, что модернистское  одиночество имело и имеет  абсолютно парадигмальный характер. Генетически оно возникло из всего предшествующего опыта человечества, как социального, так и культурного. Не будь веков этого опыта, в том числе по рефлексивному освоению одиночества, не могло бы сформироваться и модернистское видение этого феномена. Даже полностью не солидаризируясь с феноменологической апелляцией к чистым структурам сознания, необходимо признать, что на протяжении веков обнаруживает себя линия преемственности в восприятии и осмыслении одиночества. Это, в свою очередь, влекло за собой рационализацию одиночества в художественном творчестве, философии и социальной теории, рационализацию, которая развивалось на протяжении веков, приобретая то одну, то другую смысловую грань.

 

Заключение 

    Лучше не запускать состояние сенсорной  депривации, не усугублять чувство одиночества. Ведь в запущенном состоянии любая проблема решается сложнее. У человека начинает проявляться деструкция поведения, ухудшается способность к установлению межличностных связей (иными словами, он становится абсолютно неконтактным и приобретает тяжелый характер).

     В последнее время, уже на основе научных  исканий в области психологии одиночества и с учетом большой  практической необходимости, появляются специальные социальные институты, предназначенные оказания конкретной помощи одиноким. Это государственные учреждения и кооперативы «Служба семьи», «Служба знакомств», телефоны доверия, кризисные службы, неформальные объявления, собирающие единомышленников в организационные группы и тем самым выполняя функции профилактики одиночества.

 

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.,1979.
  2. Культурология в вопросах и ответах. М., 2000.
  3. Лабиринты одиночества. М., 1989..
  4. Философская энциклопедия. М., 1970.
  5. Хараш А. Наедине с собой: краткое введение в психогигиену одиночества. // Урания. 1994. №4. С. 12-19.
  6. Хорицкая Ю.Г., Шевченко С.Н. У одиночества характер крут. М., 1990.
  7. Человек один не может… (о проблеме одиночества: сборник). М., 1989.
  8. Швал Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы. Киев, 1991.
  9. Амбрумова А.Г. Личность. Психология одиночества и суицид // Актуальные вопросы суицидологии. - М., 1988.
  10. Рузова Л. А. Социально-философские аспекты проблемы одиночества в современном обществе // Проблемы гуманизации вуз. образования. - 2000. - Вып. 6, ч. 3. - С. 85-88.
  11. Перлман Д., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству,  Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.), 2002;
  12. Миюскович  Б. Одиночество:  междисциплинарный   подход,    Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.), 2002;
  13. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия М., 2000
  14. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  15. http://www.odinochestvo.narod.ru/

Информация о работе Одиночество - "болезнь отчуждения"