Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:34, курсовая работа
Цель работы состоит в определении одиночества, исследовании факторов, его видов и
Задачи: изучить понятие одиночества, выявить типы и виды одиночества, а так же его проблемы.
Предметом изучения является одиночество, как болезнь.
Объект исследования: человек и человечество в целом.
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ЧТО ТАКОЕ ОДИНОЧЕСТВО?....................…………………………………………………..5
1.1. Определение одиночества……………………………………………. –
1.2. Виды одиночества……….……………………………………………..6
1.3. Причины одиночества…..……………………………………………...7
ГЛАВА II.ОДИНОЧЕСТВО И ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ…………………….…………………..……………………………12
2.1 Генезис одиночества…………………………………………………….–
2.2.
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………………...21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА
Кафедра социологии и социального управления
ОДИНОЧЕСТВО
– «БОЛЕЗНЬ ОТЧУЖДЕНИЯ»
Курсовая
работа по дисциплине «Общая социология»
Выполнила:
студентка
2 курса гр.25с901
К.В. Кузнецова
Проверила:
Е.А. Любимова
Тюмень, 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I. ЧТО
ТАКОЕ ОДИНОЧЕСТВО?..................
1.1. Определение одиночества……………………………………………. –
1.2.
Виды одиночества……….………………………………………
1.3.
Причины одиночества…..…………………………………………
ГЛАВА II.ОДИНОЧЕСТВО
И ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ…………………….…………………..…………
2.1
Генезис одиночества…………………………………………………
2.2.
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Мы живём в то время, когда происходят огромные изменения в стиле жизни, связанные с изменениями социальных, политических, экономических и других основ. Эти изменения носят глобальный характер, и русское общество сегодня оказалось в том состоянии, которое раньше назвали бы «перепутьем», «переломом», «сменой вех». Культурологи называют это состояние точнее - «культурным промежутком»: «пространство между концом чего-то определённого и началом чего-то неизвестного, маргинального по своей сущности»
Такие периоды бывают в жизни каждого общества. Именно тогда человек вдруг начинает осознавать собственную бесполезность и невозможность реализовать свои личностные способности. На уровне общества это застой, кризис; на уровне человека - распад высших ценностей и социальное отчуждение.
Итак, одиночество порождается утерей смысла бытия человека в современном обществе. Но зависит это не только от самого человека. Скорее это не его вина, а его беда. «Слишком много объективных факторов выпало на наш стремительный век, и противостоять им каждая отдельная личность сама по себе просто не в силах. Именно поэтому мы и говорим, что наше время - время отчуждения и одиночества».
Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.
Цель работы состоит в определении одиночества, исследовании факторов, его видов и
Задачи: изучить понятие одиночества, выявить типы и виды одиночества, а так же его проблемы.
Предметом изучения является одиночество, как болезнь.
Объект исследования: человек и человечество в целом.
ГЛАВА I.
1.1.
Определение одиночества
Одиночество
— социально-психологическое явление,
эмоциональное состояние человека, связанное
с отсутствием близких, положительных
эмоциональных связей с людьми и/или со
страхом их потери в результате вынужденной
или имеющей психологические причины
социальной изоляции. В рамках этого понятия
различают два различных феномена — позитивное
(уединенность) и негативное (изоляция)
одиночество.
Понятие одиночества связано
с переживанием ситуаций, субъективно
воспринимаемых как
Одиночество
— распространённое явление в
крупных городах, где общение
с различными людьми происходит кратковременно
и поверхностно, а времени на установление
длительных и доверительных отношений
не хватает. Одиночество может испытывать
молодой человек или девушка, которые
не могут найти себе подходящего партнёра,
или пожилой человек, утративший знакомых
и близких и не умеющий найти общий язык
с молодым поколением. Одиночество нередко
переживают люди с инертной нервной системой,
с трудом завязывающие новые контакты,
медленно привыкающие к новым знакомым.
В крайнем случае одиночество может привести
к депрессии.
1.2.
Виды одиночества
Можно выделить 2 вида одиночества:
Ситуативное одиночество - иногда испытываемое чувство одиночества, которое большинство мужчин и женщин переживают время от времени. Ситуативное одиночество может быть следствием крушения сложившейся модели межличностных отношений.
Как правило, мужчины и женщины, испытывающие ситуативное одиночество, обдумав, обсудив с друзьями и подкорректировав свои модели общения, через некоторое время готовы к установлению новых взаимоотношений. Они начинают искать новых знакомых и серьезных отношений. Ведь это здоровое желание людей идти по жизни вдвоём, любить и быть любимым, и оно должно быть сильнее страха испытать неудачу и боль расставания. Мужчинам и женщинам, испытывающим ситуативное одиночество, больше всего пользы принесет вновь обретенная уверенность и оказанная им помощь в установлении межличностных отношений.
Хроническое одиночество - следствие длительной неспособности человека установить отношения с женщинами и мужчинами.
Чтобы уйти от хронического одиночества тоже потребуется стать уверенным в себе, чтобы суметь противопоставить свои приоритеты и ценности социальным нормам и ожиданиям, нередко фальшивым и неискренним. Больше всего пользы от своего состояния хронически одинокие люди могут получить благодаря выработке невосприимчивости к социальным тревогам и развитию социальных навыков общения и взаимодействия.
Есть еще одно мнение, где одиночество разделяют на три вида: хронический, ситуативный и переходящий.
Хроническое одиночество наступает тогда, когда индивид в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.
Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого или разрыв интимных отношений, например брачных. После короткого времени дистресса ситуативно одинокий индивид смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает возникшее чувство одиночества.
Переходящее одиночество выражает в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.
Потеря
одного из родителей в результате
развода или недостаток эмоционально
близких, доверительных отношений,
родительской поддержки в детстве
могут сделать индивида более чувствительным
к одиночеству в зрелом возрасте. Эмоциональная
рана, полученная в детстве, превращается
в характерологическую личностную ранимость
взрослого и сохраняется в течение длительного
времени, иногда всю жизнь, заставляя таких
людей острее, чем другие, реагировать
на разлуку и социальную изолированность.
1.3.
Причины одиночества
Наиболее глубокое теоретическое осмысление проблемы одиночества начинается с середины девятнадцатого века. В психологическом словаре дается следующее определение одиночества: «Одиночество - один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Как только люди попадают в условия одиночества обусловленного экспериментальной, географической или социальной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются, что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества, актуализируется потребность в общении»
В
XIX веке своеобразно преломленные мотивы
протестантского одиночества
Трансценденталисты первыми стали проводить различия между одиночеством - продуктом «полной отчаяния» городской жизни и уединением - необходимой для самосовершенствования человека концентрация на своих внутренних духовных потенциях. Уединение рассматривается как средство защиты личности, поскольку оно укрепляет человека духовно, способствует личностному и социальному становлению.
Иную
концепцию одиночества и
Он
признавал веру в бога, но нетрадиционную,
отвергающую официальную
Идеи Кьекегора были восприняты европейским экзистенционализмом, а конкретно философской теорией Эдмунда Гуссерля, чьи работы относятся к концу XIX - началу XX века. В основе их представление о сознании как непрерывном потоке переживаний, совершенно отдельного от всего внешнего, материального мира. Гуссерль считал, что сознание должно быть очищено от всего, что вне его и называл этот процесс редукцией. Весь оставшийся вне субъекта мир Гуссерль считал лишь проекциями сознания субъекта. Таким образом, между субъектом и миром возникала непреодолимая преграда отчуждения и одиночества.
Уже
в XX веке один из главных идеологов
экзистенционализма Жан Поль Сартр
последовал за Гуссерлем, превратив
одиночество и абсурдность
Миюскович Б. в своей статье «Одиночество: междисциплинарный подход» раскрывает и анализирует этот феномен, опираясь на теорию З. Фрейда. Он говорит о том, что темнота ужасает детей, ибо она символизирует одиночество. Дети зачастую боятся идти спать не потому, что боятся заснуть и больше не проснуться, но скорее потому, что их пугает перспектива сохранять сознание и быть при этом одинокими. Следуя Миюсковичу Б., необходимо отменить тот факт, что мы представляем самих себя как солипсисткое сознание, обитающее в одиночестве в темной Вселенной, скитающееся по необходимым и бескрайним просторам пространства (темноты) и времени в абсолютной пустоте, как одну-единственную ощущаемую монаду, беззвучно отражающую от затемненных окон сознания вселенную, где нет ни души, кроме одной-единственной - нашей души. Миюскович Б. утверждает, что скорее всего мы боимся осознания «небытия», сознания нашего индивидуального одиночества, изоляции, не отражающейся в теплых чувствах и «рефлексивном свете» другого сознательного существа. «Потребность общения с другими зарождается на самых ранних стадиях возникновения сознания у индивида». Автор данной статьи приходит к выводу о том, что: «Любое индивидуальное сознание пронизано основополагающим, изначальным чувством возможности уединения и одиночества. И вместе с тем сознание начинает постигать то, что полнота бытия есть лишь разновидность небытия и поэтому она не наделена сущностью; то, что не преходящее, что остается как необходимая среда сознания, которую нельзя уничтожать и избежать, - это его (сознания) собственная совершенная пустота». В своей работе Миюскович Б., вразрез теории Фрейда З., считающего одиночество болезнью, констатирует факт того, что одиночество не является болезнью в медицинском или даже социологическом смысле слова. Он убежден в том, что оно коренится во внутренней природе человека, в самой его психологической конституции.