Одиночество - "болезнь отчуждения"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в определении одиночества, исследовании факторов, его видов и
Задачи: изучить понятие одиночества, выявить типы и виды одиночества, а так же его проблемы.
Предметом изучения является одиночество, как болезнь.
Объект исследования: человек и человечество в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ЧТО ТАКОЕ ОДИНОЧЕСТВО?....................…………………………………………………..5
1.1. Определение одиночества……………………………………………. –
1.2. Виды одиночества……….……………………………………………..6
1.3. Причины одиночества…..……………………………………………...7
ГЛАВА II.ОДИНОЧЕСТВО И ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ…………………….…………………..……………………………12
2.1 Генезис одиночества…………………………………………………….–
2.2.
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА 

Кафедра социологии и социального управления

  

  

  

  

 

ОДИНОЧЕСТВО – «БОЛЕЗНЬ ОТЧУЖДЕНИЯ» 

Курсовая  работа по дисциплине «Общая социология» 

  

  

  

Выполнила:  

студентка 2 курса гр.25с901 

К.В. Кузнецова 

Проверила:  

Е.А. Любимова 

  

 

Тюмень, 2010

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

ГЛАВА I.  ЧТО ТАКОЕ ОДИНОЧЕСТВО?....................…………………………………………………..5

    1.1. Определение одиночества……………………………………………. –

    1.2. Виды одиночества……….……………………………………………..6

    1.3. Причины одиночества…..……………………………………………...7

ГЛАВА II.ОДИНОЧЕСТВО И ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ…………………….…………………..……………………………12

    2.1 Генезис одиночества…………………………………………………….–

    2.2.

Заключение………………………………………………………………………20

Список литературы……………………………………………………………...21

 

Введение 

     Мы  живём в то время, когда происходят огромные изменения в стиле жизни, связанные с изменениями социальных, политических, экономических и других основ. Эти изменения носят глобальный характер, и русское общество сегодня оказалось в том состоянии, которое раньше назвали бы «перепутьем», «переломом», «сменой вех». Культурологи называют это состояние точнее - «культурным промежутком»: «пространство между концом чего-то определённого и началом чего-то неизвестного, маргинального по своей сущности»

     Такие периоды бывают в жизни каждого общества. Именно тогда человек вдруг начинает осознавать собственную бесполезность и невозможность реализовать свои личностные способности. На уровне общества это застой, кризис; на уровне человека - распад высших ценностей и социальное отчуждение.

     Итак, одиночество порождается утерей смысла бытия человека в современном  обществе. Но зависит это не только от самого человека. Скорее это не его  вина, а его беда. «Слишком много  объективных факторов выпало на наш  стремительный век, и противостоять им каждая отдельная личность сама по себе просто не в силах. Именно поэтому мы и говорим, что наше время - время отчуждения и одиночества».

      Проблема  одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.

    Цель  работы состоит в определении  одиночества, исследовании факторов, его видов и

      Задачи: изучить понятие одиночества, выявить типы и виды одиночества, а так же его проблемы.

      Предметом изучения является одиночество, как болезнь.

      Объект  исследования: человек и человечество в целом.

 

      ГЛАВА I.  

      1.1. Определение одиночества 

      Одиночество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество. 

          Понятие одиночества связано  с переживанием ситуаций, субъективно  воспринимаемых как нежелательный,  личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать сними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, т.е. одиночество (если, например, это чужие или чуждые для индивида люди). 

    Одиночество — распространённое явление в  крупных городах, где общение  с различными людьми происходит кратковременно и поверхностно, а времени на установление длительных и доверительных отношений не хватает. Одиночество может испытывать молодой человек или девушка, которые не могут найти себе подходящего партнёра, или пожилой человек, утративший знакомых и близких и не умеющий найти общий язык с молодым поколением. Одиночество нередко переживают люди с инертной нервной системой, с трудом завязывающие новые контакты, медленно привыкающие к новым знакомым. В крайнем случае одиночество может привести к депрессии. 

     1.2. Виды одиночества 

     Можно выделить 2 вида одиночества:

     Ситуативное одиночество - иногда испытываемое чувство одиночества, которое большинство мужчин и женщин переживают время от времени. Ситуативное одиночество может быть следствием крушения сложившейся модели межличностных отношений.

     Как правило, мужчины и женщины, испытывающие ситуативное одиночество, обдумав, обсудив с друзьями и подкорректировав свои модели общения, через некоторое  время готовы к установлению новых  взаимоотношений. Они начинают искать новых знакомых и серьезных отношений. Ведь это здоровое желание людей идти по жизни вдвоём, любить и быть любимым, и оно должно быть сильнее страха испытать неудачу и боль расставания. Мужчинам и женщинам, испытывающим ситуативное одиночество, больше всего пользы принесет вновь обретенная уверенность и оказанная им помощь в установлении межличностных отношений.

     Хроническое одиночество - следствие длительной неспособности человека установить отношения с женщинами и мужчинами.

     Чтобы уйти от хронического одиночества тоже потребуется стать уверенным в себе, чтобы суметь противопоставить свои приоритеты и ценности социальным нормам и ожиданиям, нередко фальшивым и неискренним. Больше всего пользы от своего состояния хронически одинокие люди могут получить благодаря выработке невосприимчивости к социальным тревогам и развитию социальных навыков общения и взаимодействия.

     Есть  еще одно мнение, где одиночество  разделяют на три вида: хронический, ситуативный и переходящий.

     Хроническое одиночество наступает тогда, когда  индивид в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.

     Ситуативное одиночество обычно появляется как  результат каких-либо стрессовых событий  в жизни человека, таких, например, как смерть близкого или разрыв интимных отношений, например брачных. После короткого времени дистресса ситуативно одинокий индивид смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает возникшее чувство одиночества.

     Переходящее одиночество выражает в кратковременных  приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.

     Потеря  одного из родителей в результате развода или недостаток эмоционально близких, доверительных отношений, родительской поддержки в детстве  могут сделать индивида более чувствительным к одиночеству в зрелом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, превращается в характерологическую личностную ранимость взрослого и сохраняется в течение длительного времени, иногда всю жизнь, заставляя таких людей острее, чем другие, реагировать на разлуку и социальную изолированность. 
 

1.3. Причины одиночества 

     Наиболее  глубокое теоретическое осмысление проблемы одиночества начинается с  середины девятнадцатого века. В психологическом  словаре дается следующее определение одиночества: «Одиночество - один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Как только люди попадают в условия одиночества обусловленного экспериментальной, географической или социальной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются, что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества, актуализируется потребность в общении»

     В XIX веке своеобразно преломленные мотивы протестантского одиночества стали одной из исходных точек развития философской концепции трансцендентализма, ведущую роль здесь играет философ, писатель, натуралист Генри Торо. Он рассматривал принцип уединения как первую ступень на пути к уединению высшему, духовному.

     Трансценденталисты первыми стали проводить различия между одиночеством - продуктом «полной отчаяния» городской жизни и уединением - необходимой для самосовершенствования человека концентрация на своих внутренних духовных потенциях. Уединение рассматривается как средство защиты личности, поскольку оно укрепляет человека духовно, способствует личностному и социальному становлению.

     Иную  концепцию одиночества и уединения  выдвинул современник Торо, Сёрен  Кьекегор. Его взгляд на судьбу личности уже не так оптимистичен. Одиночество по Кьекегору - «…замкнутый мир внутреннего самосознания, мир, принципиально не размыкаемый никем, кроме бога»

     Он  признавал веру в бога, но нетрадиционную, отвергающую официальную церковь. Главный тезис данной философии  сводится к утверждению, что верить в бога абсурдно, вера претит разуму, но сам мир абсурден, поэтому верить надо. «Духовному человеку» по Кьекегору не нужно уединяться для самосовершенствования, ибо в этом нет никакой необходимости. Человек с самого рождения «посторонний» по отношению к обществу и к жизни в целом.

     Идеи  Кьекегора были восприняты европейским  экзистенционализмом, а конкретно  философской теорией Эдмунда  Гуссерля, чьи работы относятся к  концу XIX - началу XX века. В основе их представление о сознании как  непрерывном потоке переживаний, совершенно отдельного от всего внешнего, материального мира. Гуссерль считал, что сознание должно быть очищено от всего, что вне его и называл этот процесс редукцией. Весь оставшийся вне субъекта мир Гуссерль считал лишь проекциями сознания субъекта. Таким образом, между субъектом и миром возникала непреодолимая преграда отчуждения и одиночества.

     Уже в XX веке один из главных идеологов  экзистенционализма Жан Поль Сартр  последовал за Гуссерлем, превратив  одиночество и абсурдность бытия  в главные темы своего творчества. Согласно Сартру человек, стремясь познать себя, выходит за рамки своего «я», но рамки жизни не дают ему такой возможности. Человек теряет надежду и веру, он одинок во враждебном ему мире, его социальные связи, если они есть, поверхностны. Чувство одиночества, в противовес им, глубоко и является основой всего человеческого бытия.

     Миюскович Б. в своей статье «Одиночество: междисциплинарный  подход» раскрывает и анализирует  этот феномен, опираясь на теорию З. Фрейда. Он говорит о том, что темнота ужасает детей, ибо она символизирует одиночество. Дети зачастую боятся идти спать не потому, что боятся заснуть и больше не проснуться, но скорее потому, что их пугает перспектива сохранять сознание и быть при этом одинокими. Следуя Миюсковичу Б., необходимо отменить тот факт, что мы представляем самих себя как солипсисткое сознание, обитающее в одиночестве в темной Вселенной, скитающееся по необходимым и бескрайним просторам пространства (темноты) и времени в абсолютной пустоте, как одну-единственную ощущаемую монаду, беззвучно отражающую от затемненных окон сознания вселенную, где нет ни души, кроме одной-единственной - нашей души. Миюскович Б. утверждает, что скорее всего мы боимся осознания «небытия», сознания нашего индивидуального одиночества, изоляции, не отражающейся в теплых чувствах и «рефлексивном свете» другого сознательного существа. «Потребность общения с другими зарождается на самых ранних стадиях возникновения сознания у индивида». Автор данной статьи приходит к выводу о том, что: «Любое индивидуальное сознание пронизано основополагающим, изначальным чувством возможности уединения и одиночества. И вместе с тем сознание начинает постигать то, что полнота бытия есть лишь разновидность небытия и поэтому она не наделена сущностью; то, что не преходящее, что остается как необходимая среда сознания, которую нельзя уничтожать и избежать, - это его (сознания) собственная совершенная пустота». В своей работе Миюскович Б., вразрез теории Фрейда З., считающего одиночество болезнью, констатирует факт того, что одиночество не является болезнью в медицинском или даже социологическом смысле слова. Он убежден в том, что оно коренится во внутренней природе человека, в самой его психологической конституции.

Информация о работе Одиночество - "болезнь отчуждения"