Оценка уровня жизни населения Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ оценки уровня качества жизни в Республике Беларусь и разработка мероприятий направленных на повышение уровня и качества жизни в Республике Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучение характеристик, методов исчисления уровня и качества жизни населения;
анализ уровня качества жизни населения в Республике Беларусь;
разработка направлений повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………………………….5
1.1 Определение уровня жизни и его составляющие………….............5
1.2 Определение уровня и качества жизни населения и его оценка……………………………………………………………………..8
ГЛАВА 2 ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………………………………………………………..13
2.1 Оценка уровня и качества жизни населения в Республике Беларусь………………………………………………………………….13
2.2 Оценка социальной составляющей уровня и качества жизни населения………………………………………………………………...21
ГЛАВА 3 ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………............32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...34

Работа содержит 1 файл

Оценка уровня жизни населения Республики Беларусь.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

     Основное  отличие человеческого капитала от физического или финансового  в том, что знания, умения, здоровье неотделимы от самого человека. В последнее  десятилетие Беларусь была донором  некоторых видов дефицитного и дорогостоящего человеческого капитала (кадры инженеров, ученых, программистов). Само существование сферы НИОКР становится необходимым условием экономического роста, поскольку обеспечивается интенсивное накопление человеческого капитала. Формирование его элементов происходит в рамках сложного комплекса взаимосвязанных производственных, исследовательских и образовательных структур. Для воспроизводства человеческого капитала, заключенного в кадрах инженеров, ученых, высококвалифицированных специалистов, помимо материальной базы требуются отлаженные технологии передачи уже накопленного опыта интенсивного обмена полученной информацией, организации взаимодействия при решении сложных многоуровневых задач.

     Для создания достойных условий жизни  государство должно действовать одновременно в нескольких направлениях, определяющих траекторию преобразования уровня и качества жизни общества, таких как: повышение реальных доходов населения, социальных выплат, качественного образования и медицины, доступного жилья, экологической и продовольственной безопасности.

     Путями  ускорения экономического роста, а  значит и преодоления бедности, в Беларуси могут являтся:

     1. Рост эффективности. Существующие  запасы природных ресурсов должны  использоваться более эффективно. Это влечет за собой не только преодоление безработицы, но и более эффективное распределение ресурсов.

     2. Рост производственных ресурсов. Должны быть увеличены запасы  производственных ресурсов. Расширяя  запасы сырья и средств производства, более эффективно используются  труд и технологии, любая экономическая система может сместить вправо кривую своих производственных возможностей.

     Повышение качества жизни в Беларуси должно осуществляется на основе специально разрабатываемых для этих целей  государственных программ, систем, моделей, которые включают в себя широкую гамму вопросов:

  • выбор и апробацию новых форм организации и стимулирования труда;
  • совершенствование планирования индивидуальной и коллективной деятельности;
  • ротацию трудовой деятельности;
  • участие работников в распределении прибыли;
  • создание «кружков качества»;
  • делегирование полномочий в принятии решений;
  • создание коллективных органов управления производством;
  • использование методов повышения качества трудовой жизни (безопасность и здоровые условия труда, развитие способностей, справедливость, развитие трудовой демократии, профессиональный рост, удовлетворение потребностей в самовыражении, защищенность работника).

     Модели  мотивации повышения качества жизни  и трудовой деятельности работников, как в Беларуси, так и в других странах строятся таким образом, чтобы максимально побудить индивида или коллектив к деятельности по достижению личных и коллективных целей.

     Применительно к белорусской экономике предпосылок  для повышения качества жизни  в ближайшей перспективе пока не создано. Аргументировать сложившуюся ситуацию можно следующими определениями:

  • во-первых, в Беларуси на современном этапе развития отсутствует механизм управления мотивацией трудовой деятельности, а, следовательно, и повышением качества жизни работников;
  • во-вторых, одним из показателей качества трудовой жизни является уровень заработной платы работников и ее дифференциация по отраслям. Однако обвальное разрушение действующего ранее механизма оплаты труда и отказ от государственного регулирования заработной платы не привел к положительным результатам. Более того, привел к снижению уровня жизни работающих;
  • в-третьих, на качество жизни в немалой степени влияют условия и среда, в которых осуществляется процесс труда. Главная задача в этом плане состоит в адаптации (приспособлении) функционирующей на предприятии или рабочем месте работника, ведущей к обогащению процесса трудовой деятельности и сокращению монотонности. К сожалению, приходится констатировать: эти факторы в трудовой деятельности на предприятиях Беларуси практически не учитываются;
  • в-четвертых, за последние годы резко возрос уровень травматизма и профессиональных заболеваний, что явилось следствием сокращения соответствующих служб на предприятиях, которые осуществляли контроль за безопасностью трудовой деятельности, что привело к снижению качества жизни;
  • в-пятых, повышению уровня качества жизни способствует условия, создание которых содействует развитию личности работника, росту его квалификации, самовыражению и самостоятельности в принятии решений, профессиональной и должностной карьере;
  • в-шестых, демократизация общества предполагает и демократизацию в управлении и организации труда работников, что предполагает развитие новых коллективных форм организации трудовой деятельности взамен индивидуальной организации труда. Мировой опыт с необходимостью показал, что развитие коллективных форм организации труда способствует развитию демократизации процесса управления, планированию, распределительным отношением и выборности менеджеров.

     Акцентируя  внимание на необходимости разработки систем мотивации, в основу которых закладываются определенные процедуры и правила, с помощью которых достигается конечная цель мотивационной системы - повышение жизненного уровня работников, нельзя не замечать, что эффективность мотивации проявляется на каждом в отдельности предприятии или фирме с учетом их специфических особенностей, характерных только для данного предприятия. Эффективность проявляется от вышеперечисленных методов мотивации и множества других не учтенных нами выше. Об этом, в частности, свидетельствует опыт многих фирм наиболее развитых в экономическом отношении стран.

     В отличие от других стран в Беларуси уровень жизни населения измеряется своими социально-экономическими индикаторами:

    1. денежные доходы и расходы населения, их состав и использование;
    2. динамика реальных доходов населения;
    3. показатели дифференциации доходов населения (распределение населения по уровню доходов, концентрация доходов, индекс Джини);
    4. уровень бедности;
    5. потребление продуктов питания;
    6. покупательная способность денежных доходов населения;
    7. уровень потребительской корзины (прожиточный минимум).

     Денежные  доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, премии, постоянные надбавки к зарплате и средства на командировочные расходы, пенсии, пособия и стипендии, поступления  из финансовой системы и прочие.

     Денежные  расходы населения включают расходы  населения на покупку товаров  и оплату услуг, обязательные платежи  и разнообразные взносы, прирост  сбережений во вкладах и ценных бумагах.

     Среднемесячная  заработная плата работающих в отраслях экономики определена делением начисленного фонда оплаты труда на среднегодовую численность работающих. Пособия, получаемые работающими из средств социального страхования, в фонд оплаты труда и среднюю заработную плату не включаются.

     Так же для обеспечения достойного уровня жизни в Республике Беларусь всех слоев и групп населения необходимо:

    1. создание условий для общего роста денежных доходов населения, повышения их реального содержания;
    2. поэтапное приближение государственных минимальных социально-трудовых гарантий к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе - к минимальному потребительскому бюджету;
    3. совершенствование структуры доходов населения, повышение роли оплаты труда как важнейшего стимула трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения;
    4. совершенствование механизмов распределения доходов через систему налогообложения, социального страхования;
    5. снижение уровня малообеспеченности населения;
    6. повышение уровня социальной защищенности нетрудоспособных граждан.

     Потребуются дальнейшие преобразования в системе социальной защиты населения: адаптация ее к современным условиям, приближение ее к идеалам и целям, провозглашенных в международных декларациях и нормах. Бедность как социально-экономическое явление присуща любому обществу и представляет собой многогранную проблему. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение масштабов бедности.

     Таким образом, политика государства, направленная на повышение уровня и качества жизни  населения, должна в перспективе обеспечить наличие таких доходов у каждого члена общества, которых должно быть достаточно для удовлетворения основных потребностей прежде всего за счет собственного труда при создании равных возможностей для приложения сил каждому человеку в любой сфере деятельности. А в случае отсутствия такой возможности - за счет государственной социальной поддержки, сконцентрировав социальную помощь тем, кто находится в неблагоприятных условиях и в ней действительно нуждается. Это должно послужить социально и экономически обоснованному перераспределению ответственности за личное благосостояние, перенеся ее с государства на человека и его семью 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Качество  жизни - это обобщающая социально-экономическая  категория, включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг (уровень жизни), но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей человека среды, морально-психологический климат, душевный комфорт.

     Уровень жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Оно должно полностью выполнять свои социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.

     Рост  уровня жизни, его позитивная динамика создает возможности для улучшения качества жизни, формирует материальную базу для повышения его показателей. Условия, необходимые для повышения качества жизни включают социальные результаты экономического развития: среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, обеспечение прав человека.

     Проведенный анализ показал, что финансирование данной сферы в Республике Беларусь явно недостаточно. Для решения этой проблемы необходим перевод теневой  экономики в легальное положение, в том числе и за счет снижения налогового бремени. Необходимо решить острые социальные проблемы, которые определяют социальную безопасность государства: необходимо остановить обнищание населения и решить проблему бедности; снизить дифференциацию доходов населения; повысить  уровень минимальных социальных стандартов (МЗП, тарифной ставки первого разряда, минимальных размеров пенсий и др.); улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения, не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы; повысить уровень реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет в Республике Беларусь к росту налоговых отчислений и, следовательно, увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.

     Недооценка  государственной социальной политики в области человеческих ресурсов Республики Беларусь в настоящее  время может дорого стоить в будущем. Ликвидация нежелательных социальных последствий потребует в дальнейшем значительно больше средств, чем финансовое обеспечение социальных программ в настоящее время. При нынешней скудности финансовых ресурсов Республике Беларусь необходимо перейти от принципа социальной помощи всем гражданам к адресной помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Должен быть усилен контроль за использованием средств внебюджетных целевых фондов, усилена ответственность за нарушение законодательства. Нужно надеяться, что политика в области социальной защиты населения будет более грамотной, что приведет к повышению уровня жизни граждан, обеспечению достойной жизни пенсионеров, сирот, инвалидов и др. социально незащищенных слоев населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

     1.Абакумова  Ц.Н., Подовалова Р.Я. Политика  доходов и заработной платы:  Учеб. пособие. Новосибирск: ИГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 2004. 223 с.

     2.Агапова  Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. - М.: Дело и Сервис, 2001 г. - 415с.

Информация о работе Оценка уровня жизни населения Республики Беларусь