Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:18, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ оценки уровня качества жизни в Республике Беларусь и разработка мероприятий направленных на повышение уровня и качества жизни в Республике Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучение характеристик, методов исчисления уровня и качества жизни населения;
анализ уровня качества жизни населения в Республике Беларусь;
разработка направлений повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………………………….5
1.1 Определение уровня жизни и его составляющие………….............5
1.2 Определение уровня и качества жизни населения и его оценка……………………………………………………………………..8
ГЛАВА 2 ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………………………………………………………..13
2.1 Оценка уровня и качества жизни населения в Республике Беларусь………………………………………………………………….13
2.2 Оценка социальной составляющей уровня и качества жизни населения………………………………………………………………...21
ГЛАВА 3 ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………............32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...34
Основное отличие человеческого капитала от физического или финансового в том, что знания, умения, здоровье неотделимы от самого человека. В последнее десятилетие Беларусь была донором некоторых видов дефицитного и дорогостоящего человеческого капитала (кадры инженеров, ученых, программистов). Само существование сферы НИОКР становится необходимым условием экономического роста, поскольку обеспечивается интенсивное накопление человеческого капитала. Формирование его элементов происходит в рамках сложного комплекса взаимосвязанных производственных, исследовательских и образовательных структур. Для воспроизводства человеческого капитала, заключенного в кадрах инженеров, ученых, высококвалифицированных специалистов, помимо материальной базы требуются отлаженные технологии передачи уже накопленного опыта интенсивного обмена полученной информацией, организации взаимодействия при решении сложных многоуровневых задач.
Для создания достойных условий жизни государство должно действовать одновременно в нескольких направлениях, определяющих траекторию преобразования уровня и качества жизни общества, таких как: повышение реальных доходов населения, социальных выплат, качественного образования и медицины, доступного жилья, экологической и продовольственной безопасности.
Путями ускорения экономического роста, а значит и преодоления бедности, в Беларуси могут являтся:
1.
Рост эффективности.
2.
Рост производственных
Повышение качества жизни в Беларуси должно осуществляется на основе специально разрабатываемых для этих целей государственных программ, систем, моделей, которые включают в себя широкую гамму вопросов:
Модели мотивации повышения качества жизни и трудовой деятельности работников, как в Беларуси, так и в других странах строятся таким образом, чтобы максимально побудить индивида или коллектив к деятельности по достижению личных и коллективных целей.
Применительно
к белорусской экономике
Акцентируя внимание на необходимости разработки систем мотивации, в основу которых закладываются определенные процедуры и правила, с помощью которых достигается конечная цель мотивационной системы - повышение жизненного уровня работников, нельзя не замечать, что эффективность мотивации проявляется на каждом в отдельности предприятии или фирме с учетом их специфических особенностей, характерных только для данного предприятия. Эффективность проявляется от вышеперечисленных методов мотивации и множества других не учтенных нами выше. Об этом, в частности, свидетельствует опыт многих фирм наиболее развитых в экономическом отношении стран.
В
отличие от других стран в Беларуси
уровень жизни населения
Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, премии, постоянные надбавки к зарплате и средства на командировочные расходы, пенсии, пособия и стипендии, поступления из финансовой системы и прочие.
Денежные расходы населения включают расходы населения на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы, прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.
Среднемесячная заработная плата работающих в отраслях экономики определена делением начисленного фонда оплаты труда на среднегодовую численность работающих. Пособия, получаемые работающими из средств социального страхования, в фонд оплаты труда и среднюю заработную плату не включаются.
Так же для обеспечения достойного уровня жизни в Республике Беларусь всех слоев и групп населения необходимо:
Потребуются дальнейшие преобразования в системе социальной защиты населения: адаптация ее к современным условиям, приближение ее к идеалам и целям, провозглашенных в международных декларациях и нормах. Бедность как социально-экономическое явление присуща любому обществу и представляет собой многогранную проблему. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение масштабов бедности.
Таким
образом, политика государства, направленная
на повышение уровня и качества жизни
населения, должна в перспективе обеспечить
наличие таких доходов у каждого члена
общества, которых должно быть достаточно
для удовлетворения основных потребностей
прежде всего за счет собственного труда
при создании равных возможностей для
приложения сил каждому человеку в любой
сфере деятельности. А в случае отсутствия
такой возможности - за счет государственной
социальной поддержки, сконцентрировав
социальную помощь тем, кто находится
в неблагоприятных условиях и в ней действительно
нуждается. Это должно послужить социально
и экономически обоснованному перераспределению
ответственности за личное благосостояние,
перенеся ее с государства на человека
и его семью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качество жизни - это обобщающая социально-экономическая категория, включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг (уровень жизни), но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей человека среды, морально-психологический климат, душевный комфорт.
Уровень жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Оно должно полностью выполнять свои социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.
Рост
уровня жизни, его позитивная динамика
создает возможности для
Проведенный
анализ показал, что финансирование
данной сферы в Республике Беларусь
явно недостаточно. Для решения этой
проблемы необходим перевод теневой
экономики в легальное
Недооценка
государственной социальной политики
в области человеческих ресурсов
Республики Беларусь в настоящее
время может дорого стоить в будущем.
Ликвидация нежелательных социальных
последствий потребует в дальнейшем значительно
больше средств, чем финансовое обеспечение
социальных программ в настоящее время.
При нынешней скудности финансовых ресурсов
Республике Беларусь необходимо перейти
от принципа социальной помощи всем гражданам
к адресной помощи тем, кто в ней действительно
нуждается. Должен быть усилен контроль
за использованием средств внебюджетных
целевых фондов, усилена ответственность
за нарушение законодательства. Нужно
надеяться, что политика в области социальной
защиты населения будет более грамотной,
что приведет к повышению уровня жизни
граждан, обеспечению достойной жизни
пенсионеров, сирот, инвалидов и др. социально
незащищенных слоев населения.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Абакумова Ц.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учеб. пособие. Новосибирск: ИГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 2004. 223 с.
2.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. - М.: Дело и Сервис, 2001 г. - 415с.
Информация о работе Оценка уровня жизни населения Республики Беларусь