Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:18, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ оценки уровня качества жизни в Республике Беларусь и разработка мероприятий направленных на повышение уровня и качества жизни в Республике Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучение характеристик, методов исчисления уровня и качества жизни населения;
анализ уровня качества жизни населения в Республике Беларусь;
разработка направлений повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………………………….5
1.1 Определение уровня жизни и его составляющие………….............5
1.2 Определение уровня и качества жизни населения и его оценка……………………………………………………………………..8
ГЛАВА 2 ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………………………………………………………..13
2.1 Оценка уровня и качества жизни населения в Республике Беларусь………………………………………………………………….13
2.2 Оценка социальной составляющей уровня и качества жизни населения………………………………………………………………...21
ГЛАВА 3 ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………............32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...34
Потребление таких важных для организма поставщиков минералов и витаминов, как овощи и бахчевые, составило в 2007 г. около четверти от рекомендуемых Минздравом норм, зато в избытке, по сравнению с рациональными нормами, белорусы употребляют в пищу хлеб и картофель. В целом же средняя степень удовлетворения потребностей в продуктах питания составляет 86,7 % от нормы.
Уровень жизни зависит от удовлетворения потребностей населения в непродовольственных товарах и товарах длительного пользования, которые, как правило, определяются в расчете на 100 семей или 1000 человек, а также процентом обеспеченности. Согласно исследованиям В.В. Морозовой по некоторым товарам культурно-бытового и хозяйственного назначения степень удовлетворения потребности находится в пределах 50-60 %, а по товарам легкой промышленности 10-20 %.
Во
всем комплексе потребностей населения,
характеризующих его уровень
жизни, значительное место занимает
потребность в жилье. За период 1990-2005
гг. средняя обеспеченность населения
жильем возросла на 25 % и составляет
22,3 м2 на одного человека по сравнению
с 17,9 м2 в 1990 г. Повышаются благоустроенность
жилья и комфорт быта. За 1995-2005 гг. в 1,7 раза
увеличилось количество телефонных линий
на 100 000 человек, в 221 раз - количество мобильных
телефонов и более чем в 5 тысяч раз - число
пользователей сетью Интернет.
2.2
Оценка социальной
составляющей уровня
и качества жизни
населения
Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни, является качество здоровья населения. С сожалением приходится констатировать, что здоровье белорусской нации ухудшается: начиная с 1998 г. впервые за последние 50 лет в Беларуси отмечено уменьшение абсолютной численности населения, которое было вызвано снижением рождаемости и ростом смертности. Уровень рождаемости уже давно не обеспечивает даже простого возобновления поколений, а население страны сократилось более чем на 340 тыс. человек и составляет на 01.01.2009 г. 9849,1 тыс. Наблюдается неуклонный рост заболеваемости. Высокая заболеваемость имеет много негативных последствий: ограничение жизнедеятельности, снижение социальной активности и пр. Здоровье населения, таким образом, является комплексной проблемой, затрагивающей все аспекты человеческой деятельности - производство, образование, культуру, - а, следовательно, всеобъемлющей с точки зрения, как государства, так и отдельного человека.
Интегральной
оценкой здоровья населения служит
показатель ожидаемой продолжительности
предстоящей жизни при
В 1998 г. в Республике Беларусь была принята Концепция развития здравоохранения, в соответствии с которой приоритетным направлением является развитие первичной медико-санитарной помощи через территориальные программы медицинского обслуживания населения. Их реализация связана с необходимостью увеличения государственных расходов на эти цели.
Удовлетворение потребностей населения в образовании является важнейшей составляющей уровня и качества жизни населения. Система образования в республике развивается довольно стабильно: уровень грамотности взрослого населения составляет 99,6 %. Базовое, общее среднее и профессиональное образование имеет 98 % занятого населения. По данным переписи населения 2000 г., 37,7 % мужчин и 41,7 % женщин в возрасте 25 лет и старше имели законченное образование третьей ступени. В 2008 г. в республике функционировало 137 лицеев с численностью учащихся 99,5 тыс. человек, а всеми видами дифференцированного обучения охвачено более 38 % школьников (в старших классах - каждый второй). Число изучающих два иностранных языка и более за 2006-2008 гг. увеличилось на 120 %. Численность студентов на 10 тыс. населения составила 324 человека. Во многом благодаря развитию образовательного потенциала Беларусь продолжает удерживать лидирующие позиции среди стран СНГ и входит в группу государств с высоким уровнем развития человеческого потенциала [14, с. 171].
Вместе с тем переход ведущих стран к так называемой «новой экономике» требует дальнейшего совершенствования системы образования Беларуси по линии дошкольное образование - общеобразовательная школа - вуз. Развитие системы дошкольного образования предполагает формирование условий для охвата дошкольным обучением детей с 5-летнего возраста на основе создания новых типов дошкольных учреждений: детсад - начальная школа; детсад - школа; цент развития ребенка. Составными ступенями образовательного процесса в высшей школе становятся бакалавриат и магистратура, предусмотрено развитие контрактной формы подготовки специалистов и кредитование обучения. Проведение образовательной реформы сдерживается недостаточностью бюджетного финансирования, составляющего 7 % ВВП вместо 10 % по закону об образовании [11, с. 16].
За
2006-2008 г. выросла доля населения, имеющего
высшее, неполное высшее и среднее профессиональное
образование, причем не только среди всех
взрослых, но и в более молодой группе
в возрасте 20-39 лет (табл. 2.6). Последнее
особенно важно, так как уровень образования
может расти в результате уменьшения численности
старших, менее образованных поколений.
Таблица
2.6 - Доля населения с разным уровнем образования
по переписям
Всего в возрасте 20 лет и более | В том числе 20-39 лет | |||
Показатель | 2006 | 2008 | 2006 | 2008 |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 |
Высшее профессиональное | 12,4 | 18,1 | 14,2 | 18,1 |
Неполное высшее профессиональное | 1,8 | 3,1 | 3,1 | 7,1 |
Среднее профессиональное | 20,6 | 30 | 27,4 | 32 |
Среднее (полное) общее | 26,5 | 24,8 | 42,9 | 29,2 |
Основное общее | 17,9 | 14,9 | 11,1 | 12,2 |
Начальное общее | 13,8 | 8,1 | 1 | 1 |
Не имеющие начального общего образования | 7 | 1,1 | 0,4 | 0,3 |
П
р и м е ч а н и е -
Источник: [10, с. 12]
В целом по стране среднее расчетное число лет обучения для лиц в возрасте 20 лет и старше составило 11,0 лет и увеличилось на 1,6 лет по сравнению с 2006 г. Для группы 20-39 лет показатель выше - 11,8 лет, однако он увеличился только на 0,5 лет. Межрегиональные различия в уровне образования лиц в возрасте 20-39 лет относительно невелики: от 10,4 лет[10, с. 12].
Уровень и качество жизни населения обусловлены степенью удовлетворения потребностей в сфере культуры. Анализ данной составляющей показывает, что, несмотря на некоторое снижение интереса к культурной жизни в середине 90-х гг. XX в., у населения страны он в целом сохранился. Представление о культурных интересах белорусов дают ответы жителей столицы Беларуси на вопрос о том, какие из форм культурной деятельности вызывают у них интерес. Количество профессиональных театров возросло на треть, отчетливо проявляется тенденция к заполняемости театральных залов. Вместе с тем стоит отметить, что возможности удовлетворения такого рода потребностей значительно ниже у жителей сел и небольших городов - как по причинам удаленности от центров театрального искусства, так и в силу недостаточности финансовых ресурсов театров, ограничивающей их гастрольную деятельность. За последние годы наблюдается снижение общего количества киноустановок и посадочных мест, а также числа посещений кинотеатров - в расчете на одного жителя республики приходится всего 1,1 посещения в год.
Сложившееся
положение, однако, нельзя рассматривать
как уменьшение потенциальной возможности
доступа белорусов к произведениям киноискусства,
поскольку сокращение киносети восполняется
использованием других видов экранных
технологий: открытием видеозалов, видеосалонов
и организацией работы передвижных видеопроекционных
установок, а также развитием локальных
сетей кабельного телевидения. Вместе
с тем в республике наметилась устойчивая
тенденция сокращения, как количества
библиотек, так и числа выдаваемых книг
и журналов в среднем на 1 читателя. Личные
библиотеки, рост тиражей и разнообразие
издаваемой художественной и публицистической
литературы в определенной степени нивелируют
данную негативную тенденцию, однако представляется,
что пользование массовыми библиотеками
создает больше предпосылок для развития
и полного удовлетворения соответствующих
потребностей в связи с возможностями
получения квалифицированной рекомендации
библиотекаря, более широким выбором литературы
по различным отраслям знаний.
Таблица
2.7 - Общая динамика покупательной способности
и условий жизни населения
Год | |||
Показатель | 2006 | 2007 | 2008 |
Покупательная способность в среднем на душу населения по сумме денежных доходов в расчете на число обеспеченных ими прожиточных минимумов | 2,09 | 2,38 | 3,02 |
Покупательная способность заработной платы в расчете на число обеспеченных ею прожиточных минимумов | 2,85 | 2,22 | 3,62 |
Реальная начисленная среднемесячная пенсия, с учетом динамики цен | 50,4 | 62,1 | 50,3 |
Население с денежными доходами ниже прожиточного минимума в млн. чел. в % к общей численности населения | 50,2 33,6 |
66,2 24,4 |
77,0 24,7 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет | 67,9 | 64,2 | 65 |
Естественный прирост населения на 1 тыс. жителей чел. | -1,5 | -6 | -5 |
Питание. Калорийность, ккал на душу в сутки | 2647 | 2430 | 2310 |
Жилище. Общая площадь на душу | 16,8 | 17,7 | 18,1 |
Личный транспорт. Количество легковых автомобилей, штук в расчете на 100 семей | 20 | 23 | 127,8 |
Платные услуги, объем в сопоставимых ценах на душу в % | 68 | 30,5 | 25,3 |
Здравоохранение. Количество коек на 1 тыс.жителей | 13,1 | 14,7 | 16,7 |
Образование. Численность учащихся всех уровней в трудоспособном возрасте, млн. чел. | 5,6 | 6,2 | 7,2 |
Средства культуры. Обеспеченность телевизорами в расчете на 100 семей, шт. | 113 | 116 | 120,6 |
Издание книг, брошюр, журналов в расчете на домохозяйство, экз. | 13 | 17 | 14,3 |
Издание газет в расчете на домохозяйство в месяц, экз. | 29,2 | 32,1 | 41,2 |
Преступность. Число преступлений в месяц, тыс. | 230 | 218,7 | 229,7 |
П
р и м е ч а н и е -
Источник: [17, с. 14]
К положительным факторам можно отнести рост уровня покупательской способности к 2008 г. он составляет 3,02, увеличение площадей на человека, улучшение системы здравоохранения, снижение преступности и др. [17, с. 14].
Таким
образом, исследования ученых показывают,
что роль культуры и искусства в жизни
белорусского общества многогранна. На
первом месте стоит психотерапевтическая
функция: приобщение к искусству способствует
снижению стрессовой нагрузки и помогает
получить положительный эмоциональный
заряд. На втором месте - рекреационная
функция, т.е. реализация возможности полноценного
отдыха; на третьем - образовательная функция
культуры и искусства, далее идут в порядке
убывания воспитательная, гуманистическая,
творческая функции. В этой связи важно
сохранение и развитие сети учреждений
отрасли, необходимо сформировать эффективно
действующий экономический механизм развития
культуры, создать условия для широкого
доступа всех жителей республики к достижениям
национальной и мировой культуры.
ГЛАВА 3
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КАЧЕСТВА
ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
Мировая
практика накопила значительный опыт
в области повышения
Достижение высокого уровня состояние здоровья населения зависят от решения многих проблем, которые лежат за пределами непосредственно медицины и учреждений медицины. Личное поведение, экономическое и социальное положение, уровень образования, обеспеченность жильем и другие факторы оказывают существенное влияние на состояние здоровья.
Политика
в области образования - важнейшая
составляющая политики государства, инструмент
обеспечения фундаментальных
Информация о работе Оценка уровня жизни населения Республики Беларусь