Оценка процесса внутренней миграции России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение миграции и анализ внутреннего процесса миграции в России
Объектом изучения данной работы являются миграционный процесс в России.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
раскрыть понятие "миграция" и ее виды;
рассмотреть количественные и качественные оценки миграции и влияние миграции на социально-экономические процессы в России;
проанализировать внутреннюю миграцию в России;
выявить проблемы и возможные варианты их решения.

Содержание

Введение
1. Миграция. Вопросы теории
1.1 Понятие и виды миграции
1.2 Количественная и качественная оценка процесса внутренней миграции
1.3 Влияние миграции на демографические и социально-экономические процессы в России
2. Анализ внутренней миграции России
2.1 Общая характеристика миграционной ситуации в России
2.2 География миграций в России
3. Пути решения проблем связанные с переселением
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Павел.Демография.docx

— 166.90 Кб (Скачать)

     Особое  положение среди восточных районов  занимает Западная Сибирь. В целом  за период с 2000 по 2008 года среднегодовой  коэффициент миграционного прироста составил 21,6. Это связано с быстрым  ростом добывающей промышленности в  северных частях региона и устойчивостью  сельского хозяйства на его юге, где производят конкурентоспособные  культуры.

     Близок  к Восточной Сибири и Дальнему Востоку по показателям миграционной убыли Северный район (-45 человек  на 10 тысяч жителей). Причины те же – сокращение многих видов производств  и отмена части северных льгот. Отток  населения происходит главным образом  из городской местности.

     Что касается Уральского района, то здесь  коэффициенты миграционного прироста (12, 17, 13 человек на 10 тысяч жителей) близок к средним показателям по России в целом. Темпы снижения объемов производства здесь были меньше общероссийских, а доля лиц старше трудоспособного возраста в большинстве административных районов на уровне средних показателей.

     В целом в регионах России с миграционным приростом увеличилась доля мигрантов из районов, где наблюдается убыль населения. Отрицательное миграционное сальдо в Северном и Дальневосточном районах 2006 – 2008 года несколько уменьшилось. Положительное сальдо в Центральном, Северо-Западном районах увеличилось. Роль внутрироссийской миграции на уровне экономических районов (при снижении межгосударственной) за последние годы возросла. В середине же 90-х годов большую роль в формировании сальдо миграции играл обмен с бывшими республиками СССР.

     Специального  анализа заслуживают порайонные особенности миграционного сальдо на уровне мезорегионов (области, края, республики).

     В 2006 -2008 годах в Центральном районе максимальное значение коэффициента миграционного  прироста населения наблюдалось  в Московской области и Москве (в 2008 году 121 и 52 человека на 10 тысяч  жителей), Белогородской (76 человек) и  Калужской (41 человек). Минимальное в Тамбовской (2 человека), Смоленской (3 человека) областях. В Костромской (-0,4 человек) и Ивановской (-4человек) областях имел место небольшой отток населения. Эти различия в величине миграционного сальдо связаны с неодинаковыми уровнем жизни и экологической ситуацией во взаимодействии с безработицей и возрастной структурой населения. Индекс социального самочувствия (по П.Н. Мадюскину), учитывающий многие факторы жизни, наиболее высок в Москве (выше 3,15 балла), немногим ниже в Московской и Ярославской областях, значительно ниже – в Тверской, Смоленской, Рязанской, Тульской, Брянской и Владимирской. В Ивановской же области он составляет лишь 2,15 – 2,3 балла (при минимальном показателе для регионов России менее 2,15 балла). Необходимо добавить, что высокий уровень безработицы (в Рязанской, Смоленской, Владимирской областях) перекрывает действие фактора возрастной структуру населения, отличающейся здесь очень большой долей лиц пенсионного прироста населения. Низкий уровень безработицы в Москве и Московской области повышает роль возрастной структуры населения.

     В Северо-Западном районе все области  имеют положительное сальдо миграции. При этом максимальная величина миграционного  прироста наблюдается в Санкт-Петербурге (72 человека на 10 тысяч жителей в 2008 году), где самый высокий уровень  среднедушевого денежного дохода при  низкой безработице, а в Ленинградской  области (83 человека) с ее большим  объемом промышленного строительства. На втором месте Калининградская  область (40 человек на 10 тысяч жителей).

     Во  всех областях Северо-Западного района положительное сальдо наблюдается  в сельской местности, что связано  не только с развитием там трудоемкого  сельского хозяйства, но и с большим  объемом строительных работ.

     В Северном экономическом районе –  отрицательное сальдо миграции населения  во всех его северных и северо-восточных  частях (Мурманская(-88) и Архангельская (-51) областях, Республика Коми (-94)) и положительное на юге (Вологодская область (5)). Но тогда как в Архангельской области и Республике Коми миграционная убыль населения наблюдается и в городской, и в сельской местности, на юге она происходит только в сельской. Исключение составляет только Мурманская область, где коэффициент миграционного сальдо в 2008 году в сельской местности был положительным (83 человека), а в городской – отрицательным (-88 человек). Миграции в сельской местности Мурманской области связаны не с сельским хозяйством, а с развитием других отраслей экономики.

     Миграционная  убыль населения в северных регионах связана с уменьшением объема производства и северных надбавок. Здесь выше уровень безработицы  по сравнению со средними показателями Российской Федерации. Надо иметь в  виду, что с молодым составом населения  связана и большая миграционная подвижность. Доля лиц пенсионного возраста колеблется от 13 до 21%, тогда как в центральных от 21 до 26%. Среднедушевой денежный доход населения в регионе выше в Мурманской области, но уровень жизни там относительно не высок.

     В большинстве регионов Приволжского экономического района сальдо миграции отрицательное, но по разным причинам. Максимальный отток населения из Кировской области (-28) и Мордовии (-29) происходит за счет сельского населения. Невысок здесь и среднедушевой  денежный доход. В Чувашии несмотря на сходный показатель денежного  дохода благодаря специализации  на трудоемких отраслях наблюдается  небольшой миграционный прирост (коэффициент  сальдо миграции равен 2). Отток населения  из Марий Эл (-15) со значительным сокращением  объема промышленного и сельскохозяйственного  производства, высоким уровнем безработицы. В какой-то степени ему способствует и более молодой, по сравнению  со многими регионами, возрастной состав населения.

     Резко дифференцировано сальдо миграции в  пределах Южного региона. Положительное  сальдо миграции наблюдается во всех регионах за исключением Калмыкии (-102), в последние же годы прирост имеет место в Татарстане (28) и Самарской области (3), в меньшей степени – в Саратовской (3) и Пензенской (2) областях. Татарстан и Самарская область отличаются относительно устойчивой экономикой и значительно более высоким размером среднедушевого дохода. В Саратовской и Пензенской областях, где уровень жизни невысок, в 2008 году наблюдался небольшой миграционный прирост. Но в населении этих регионов больше доля лиц пенсионного возраста, что в какой-то степени влияет на величину миграционного сальдо.

     В большинстве регионов Урала сальдо миграции отрицательно. Только в Башкортостане  и Свердловской области в 2008 году коэффициент миграционного прироста был положительным (7 и 21). Максимальный отток (-43 и -18 человек на 10 тысяч жителей) в Курганской и Оренбургской областях, минимальный – в Удмуртии. Связи миграционного сальдо с с размером среднедушевого денежного дохода неоднозначна, так как влияние последнего иногда перекрывается действием других факторов. Так, в Пермской и Челябинской областях размер денежного дохода максимальных в регионе, но в них менее благоприятны экологические условия. Приток мигрантов в Башкортостан и Свердловску область связан с относительной устойчивостью их экономики.

     Во  всех областях и республиках Урала  наблюдается отток сельского  населения. Особенно велик в Удмуртии (-61), Курганской (-54) и Челябинской (-34) областях. Минимален в Пермской и Оренбургской областях – благодаря развитию интенсивных отраслей сельского хозяйства пригородного типа и специализации твердых сортах пшеницы и подсолнечника.

     Главная особенность Сибирского района –  большие различия в показателях  миграции между северными и южными регионами. В Кемеровской области  наблюдается положительное сальдо (28), во всех остальных мезорайонах  происходит отток населения. На севере (Тюменская область, включая автономные округа) – положительное сальдо. Коэффициент достиг 32, 47 и 62 человека на 10 тысяч жителей.

     Такие различия между северными и южными частями района связаны главным  образом с неодинаковыми темпами  развития в них промышленности, степенью ее устойчивости, размерами среднедушевого денежного дохода.

     Между северными и южными регионами Сибири наблюдаются большие различия и в уровне безработицы.

     Дальневосточный регион отличается максимальным оттоком  населения. Вместе с тем коэффициент  миграционной убыли стал меньше по сравнению с показателями на начало 2000-х годов. Лидером по механической убыли населения в 2008 году была его  северная часть (Чукотский автономный округ (-174) и Магаданская область (-144)). Меньше всего отток населения был в Амурской области (-38). В Хабаровском крае наблюдалось положительное сальдо миграции (5).

     В пределах Дальнего Востока нет зависимости  между величиной коэффициента миграционного  сальдо и уровнем среднедушевого денежного дохода, так как последний  сравнительно немного превышает  прожиточный минимум. Поэтому максимальная убыль населения характерна здесь  для территорий с большими денежными  доходами. Но с суровыми природными условиями. Там же и более молодой  состав населения. Несмотря на, казалось бы, дефицит трудовых ресурсов, безработица  находится на уровне средних для  России показателей.

     Таким образом, различия в величине коэффициента миграции между областями, краями и  республиками в пределах того или  иного экономического района определяются, как правило, неодинаковыми уровнем среднедушевого денежного дохода с учетом степени устойчивой экономики, ее специализации, масштабов безработицы, возрастной структуры населения. Эффективность экономики, ее специализация и конкурентоспособность во многом завися от природной среды, экономико-географического положения и других географических факторов. С этим связаны и различия в уровне жизни, определяемом не только размером денежного дохода. 

 

      3. Пути решения проблем связанные с переселением 

     Сложившаяся в результате первичной индустриализации система расселения не обеспечивает воспроизводства человеческих ресурсов в большинстве регионов. По оценочным данным, можно обозначить основные потоки и направления миграции. Считается, что существенная доля (около 70%) в миграционном потоке принадлежит российскому межрегиональному обмену населением. Главным межрегиональным вектором миграций в России с начала 90-х годов стало движение с севера и востока на юг и запад. Центр стягивает население со всей территории страны, а Дальний Восток – теряет. Вторым по значимости регионом исхода мигрантов внутри России является Северный Кавказ.

     По  данным Госкомстата, самым населенным городом России по-прежнему остается Белокаменная Москва (10,4 миллиона человек, 5 место в рейтинге "Самые населенные столицы мира"). Около трети мигрантов, оседающих в Москве на временное или постоянное проживание, поставляет Центральный район, соседние с Московской областью регионы и сама Московская область. С каждым годом официальная численность населения не только столицы, но и большинства ее городов-спутников, только увеличивается, при этом численность всех россиян неуклонно падает.

     Сохранение  нынешнего уровня рождаемости (при  неизменной смертности и отсутствии миграционного прироста) может к 2050 году привести к ежегодной убыли  населения в размере 1,8% и увеличение доли населения пенсионного возраста с 20,5% до 34 -35%, при одновременном сокращении доли детей и подростков, населения  трудоспособного возраста.

     Общее сокращение численности населения  Российской Федерации и генеральная  тенденция миграции в России с  геополитической точки зрения. Они  могут привести к образованию  "демографического вакуума" в приграничных регионах Сибири и Дальнего Востока и создают объективные предпосылки для замещения населения иммигрантами из соседних стран, что не отвечает экономическим и геополитическим интересам страны.

     В стране чрезвычайно мало привлекательных  для миграционного притока населения  регионов. Низкая мобильность населения  внутри страны также постепенно превращается в чрезвычайно острую проблему регионального  развития России. Для целого ряда регионов одним из главных барьеров для  экономического роста становится дефицит  трудовых ресурсов.

     Ситуация  могла бы разрешиться за счет мобильности  населения – его перетока в  регионы и сферы, в которых  обеспечивается наивысшая капитализация (производительность) человеческих ресурсов. Но в большинстве российских регионов данная мобильность населения предельно  низка. Пространственная мобильность  сдерживается совокупностью факторов:

     1. институтом регистрации и неразвитостью  рынка жилья, неспособного принять  значительные массы населения  при их перемещениях по стране. В результате, человек не может  жить там, где есть работа, а  вынужден работать там, где у него есть жилье;

     2. частичным сохранением системы  натуральных льгот, расширением  бюджетного сектора в ряде  регионов как способном удержания  населения;

     3. большими транспортными издержками  на перемещения (как для маятниковой,  так и для долгосрочной миграции).

     В стране степень подвижности населения  – как фактор внутренней миграции – находится на уровне начала эпохи  индустриализации.

     Низкая  пространственная мобильность накладывается  на низкую квалификационную мобильность  населения: ведь если человек не может  перемещаться в пространстве, следую за рыночными предложениями в  своей профессиональной нише, он вынужден менять профессии, подстраиваясь под  предложения в месте проживания.

Информация о работе Оценка процесса внутренней миграции России