Оценка бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:06, доклад

Описание работы

Определение интеллектуального капитала как нематериального актива во многом связано с развитием представлений о сущности деловой репутации.
Деловая репутация1 является, вероятно, наиболее древним нематериальным активом в истории человечества, более известным как «доброе имя».
Отсутствие общепризнанных критериев оценки указанных факторов приводит к различиям в интерпретации деловой репутации [1]:

Работа содержит 1 файл

Статья (Потёмкин, текст ворд).doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Определение интеллектуального капитала как нематериального актива во многом связано с развитием представлений о сущности деловой репутации.

Деловая репутация1 является, вероятно, наиболее древним нематериальным активом в истории человечества, более известным как «доброе имя».

Отсутствие  общепризнанных критериев оценки указанных факторов приводит к различиям в интерпретации деловой репутации [1]:

- с точки зрения управленческого учета это может быть стоимость всех нематериальных активов организации;

- оценщики интерпретируют термин как величину, на которую рыночная стоимость бизнеса превышает стоимость активов, учтенных в балансе;

  • для бухгалтерского учета2 - это разница между суммой, уплачиваемой продавцу при покупке предприятия, и стоимостью имущества по бухгалтерскому балансу на дату купли-продажи;
  • в целях налогового учета3 в качестве деловой репутации фигурирует надбавка, уплачиваемая при приобретении предприятия и равная величине превышения цены покупки над стоимостью чистых активов4.

 

Сложившийся порядок учета не позволяет объяснить пользователям отчетности растущую разницу между рыночной капитализацией компаний и их балансовой стоимостью5. Если доля материальных активов в стоимости таких компаний, как Ericsson и SAP, составляет лишь 5%, то естественно задаться вопросом: как создается 95% реальной стоимости компании и кто этой стоимостью управляет? [2] При этом сегодня эта разница МЕЖДУ МАТ не является отличительной особенностью высокотехнологичных компаний. В современной экономике превышение рыночной стоимости компании над стоимостью ее активов, отраженных в балансе, наблюдается в любой компании, получающей прибыль, превосходящую средние отраслевые показатели, или имеющей какие-либо конкурентные преимущества. Причиной имеющегося разрыва экономисты считают существование не отражаемых в балансе активов, составляющих интеллектуальный капитал.

 

 

Кратко резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что такой классический нематериальный актив, как деловая репутация не может быть использован в качестве инструмента при попытке объяснить причины различия между рыночной и балансовой стоимостью компании. Разница в стоимости возникает в связи с наличием у организации ряда нематериальных активов, не отражаемых в бухгалтерском балансе. Совокупность данных нематериальных активов является интеллектуальным капиталом. Анализ интеллектуального капитала призван не только оценить влияние будущих ожиданий на текущую рыночную цену компании6, но и должен предоставить информацию о способности организации генерировать новые знания и эффективно превращать их в коммерчески привлекательный продукт.

Интеллектуальный капитал можно определить как неденежные и нематериальные ресурсы, полностью или частично контролируемые организацией и участвующие в создании ценностей [3].

Исходя из эко

номической сущности, выделяют три категории интеллектуального капитала:

Отношенческий капитал. Эффективное взаимодействие организации со своими контрагентами (клиентами, поставщиками, подрядчиками, владельцами и т.п.).

Организационный капитал. Совокупность ресурсов, обеспечивающих согласованное выполнение внутренних процессов в компании. Сюда относятся правила, процедуры, процессы, системы, оргструктуры, информация и т.п.7

Человеческий капитал. Комплекс коллективных знаний и умений сотрудников предприятия, которые не могут быть заменены возможностями машин или формализованы и зафиксированы письменно. В эту категорию входят такие ресурсы, как компетенция, творческие способности, умение решать проблемы, отношение к работе, личные связи и т. п.

 

Связь интеллектуальных, физических и финансовых ресурсов в рамках концепции интеллектуального капитала [4], может быть наглядно продемонстрирована в нескольких тезисах, представленных на рис. 1.

Управление интеллектуальным капиталом представляет собой размещение и использование его ресурсов, а также их трансформацию в другие виды ресурсов с целью максимизации текущей ценности организации в глазах заинтересованных сторон.

Процесс управления интеллектуальным капиталом включает в себя последовательное решение следующих задач:

- идентификация интеллектуальных ресурсов организации;

-  оценка и измерение интеллектуального капитала;

-  формирование политики в отношении использования выявленных интеллектуальных ресурсов;

-   составление  отчетности   об  интеллектуальных ресурсах, участвующих в создании ценности организации.

Концепция интеллектуального капитала отвечает на следующие вопросы:

Какие нужно...

- Отношенческий капитал

Каким образом нужно „.

- Организационный капитал

Кто может...

- Человеческий капитал

При помощи чего можно ...

- Финансово-промышленный капитал

,., осуществить действия, необходимые для устойчивого роста бизнеса?


 

Рис 7. Основные вопросы управления бизнесом в рамках концепции интеллектуального капитала

Для управления интеллектуальным капиталом принципиально важно знать, какие интеллектуальные ресурсы имеются в наличии, каково качество существующих ресурсов и насколько их фактическое состояние отличается от требуемого. Для проведения такого анализа необходимо разукрупнить группы интеллектуального капитала до отдельных ресурсов и активов. В общем виде структура интеллектуальных ресурсов организации может быть представлена следующим образом (рис. 2):

Следует обратить внимание, что в структуру отно-шенческого и организационного капитала также включены классические нематериальные активы. Данное включение осуществлено с целью продемонстрировать экономическую сущность интеллектуальных ресурсов

Методы оценки интеллектуального капитала

Как следует из вышесказаного, для раскрытия ии теллектуального капитала в отчетности необходим рассмотреть множество факторов, каждый из кото рых требует разработки рациональных критериев

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ № 7 / 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. НЕМЙТЕРИАЛЬНЬ1Е АКТИВЫ

1.1 средства индивидуализации

Товарные знаки

Знаки обслуживания

Фирменные наименования

Наименования мест происхождения товаров

 

1.2 инновационные активы

Промышленная собственность

Секреты производства (ноу-хау)

Объекты авторского права

РИД в составе единой технологии

Результаты НИОКР

РИД, полученные в пользование

 

2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ

2.1 РЫНОЧНЫЕ РЕСУРСЫ

Сбытовые ресурсы

Портфель заказов Механизмы реализации

Коммуникационные ресурсы | Покупательская приверженность Кооперация и аутсорсинг Отношения с финансовыми организациями

Сервисные ресурсы Благоприятные контракты

2.2 ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ РЕСУРСЫ

Управленческие процессы

Эффективность структуры Качество процедур

Корпоративная культура

 Стиль руководства Системы мотивации Система коммуникаций Культура условий труда Культура производства и организации труда Культура социального обеспечения

Информационные системы

Влияние на темпы роста бизнеса Влияние на эффективность работы

2.3 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Функциональные качества

Связанные с работой знания Связанные с работой умения

Квалификационные качества Образование

Профессиональная квалификация Профессиональный потенциал

Личностные качества


 

оценки и может быть подтвержден сторонней проверкой. Действующие методы оценки ресурсов интеллектуального капитала можно сгруппировать в четыре категории [5]:

- методы прямого измерения;

- методы рыночной капитализации;

- методы отдачи на активы;

- методы выставления баллов.

Методы прямого измерения (Direct Intellectual Capital methods - DIC) основаны на идентификации и оценке в денежных величинах отдельных активов или компонентов интеллектуального капитала.

Методы рыночной капитализации (Market Capitalization Methods - МСМ) предусматривают возможность оценить интеллектуальный капитал как разность между рыночной капитализацией компании и собственным капиталом ее акционеров. Как уже говорилось выше, метод имеет ограниченное применение.

Методы отдачи на активы (Return on Assets methods - ROA) позволяют рассчитать стоимость интеллектуальных ресурсов компании путем прямой капитализации или дисконтирования8 ожидаемого денежного потока, в виде дополнительного дохода от использования интеллектуального капитала9.

Методы выставления баллов (Scorecard Methods -SC) предполагают идентификацию ресурсов интеллектуального капитала, их сравнение с установленными качественными или количественными критериями (индикаторами) и соответствующую оценку (взвешивание) по установленной шкале.

Методы отражения

интеллектуального капитала в отчетности

В условиях отсутствия единых общепризнанных методик, каждая организация сталкивается с необходимостью создания собственной системы отчетности, позволяющей найти правильное выражение ценностям, создаваемым интеллектуальным капиталом [3]. Рассмотрим некоторые из методов формирования отчетности об интеллектуальном капитале.

Датская модель предоставления отчетности. Датский закон о финансовой отчетности, вступивший в силу в 2003 г., требует описания интеллектуального капитала фирмы в виде дополнения к годовому отчету.

Методика консалтинговой фирмы Ernst & Young «Measures that Matter». Интеллектуальный капитал предлагается рассматривать в разрезе ряда аспектов, которые не находят места в стандартной финансовой отчетности, но при этом отражают важные стороны деятельности компаний: качество менеджмента; результативность совершенствования продуктов; сила маркетинговой позиции; корпоративная культура; политика оплаты труда в отношении высококвалифицированного менеджмента; качество коммуникаций с инвесторами; качество продуктов и услуг; удовлетворение потребностей клиентов.

 

Система сбалансированных показателей. Система сбалансированных показателей, как и ее предшественница Tableau de Bord («Бортовое табло»), была с самого начала задумана как система управления нефинансовыми ценностями, но применяется также в других областях и в иных целях. Некоторые компании используют данную систему как структурную основу своих управленческих процессов. Как правило, модель основывается на четырех аспектах (перспективах): финансы, потребители, процессы, обучение и развитие.

1. Ключевые финансовые показатели демонстрируют финансовую перспективу и позволяют оценить финансовые последствия уже осуществленных операций и действий. Как правило, данные, используемые в этом разделе, включают прибыль, доходность капитала, экономическую добавленную стоимость10, движение денежных средств и увеличение выручки.

2.  Работа компании с потребителями оценивается через систему индикаторов, отражающих такие аспекты, как удовлетворенность потребителей, вероятность повторной покупки, организация работы с новыми потребителями, прибыльность в пересчете на одного потребителя, доля рынка в конкретном сегменте и т.п. Кроме того, система индикаторов должна  включать в себя  конкретные показатели по товарам и услугам, предоставляемым компанией.

3. Что касается действующих в компании процессов, основное внимание здесь уделяется не контролю над их эффективностью, а выявлению новых операций, которые необходимо осуществить для достижения финансовых целей и задач, связанных с клиентами.

4.  Четвертый аспект касается инфраструктуры, необходимой для создания системы постоянного обучения и развития. Достижение долгосрочных целей организации   невозможно   без   систематического

10 Экономическая добавленная стоимость (EVA) представляет собой прибыль предприятия от обычной деятельности за вычетом налогов, уменьшенная но величину платы за весь i.

•ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ   ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ N-' 7 / 201.2

 

повышения   уровня   компетенции   и   технологии,     капитала (i). Величина интеллектуального капита-

Ключевые показатели процессов обучения и раз-    ла организации представляет собой произведение

вития разрабатываются в отношении людей, систем     сумм С и i [б], и стандартных процедур.

Модель Skandia. Шведская страховая компания Skandia стала первой в мире организацией, представившей отчет об интеллектуальном капитале в виде дополнения к годовому отчету, в котором наглядно представила свой ИК. Основой для оценки интеллектуального капитала и его отражения в отчетности стал доработанный вариант системы сбалансированных показателей. Выделяется порядка 30 ключевых индикаторов, которые включают количественные показатели, денежные показатели и результаты опросов (см. таблицу).

Показатели количества и результаты опросов могут быть представлены в денежной форме или в виде процентов. Денежные показатели агрегируются в зависимости от их удельного веса в создании ценности организации и образуют стоимость интеллектуального капитала организации (С). Комбинация процентных показателей является индикатором эффективности использования интеллектуального

Информация о работе Оценка бизнеса