Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:53, реферат
На протяжении всей истории одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Изначально этим вопросом занималась социальная философия. Результатом социально-философских изысканий к концу XVII века стала конфронтация двух подходов: первый представлен теоретиками, для которых общество – это искусственное образование, плохо совместимое с естественными склонностями людей. Второй содержится в концепциях, где общество выступает как развитие прирожденных влечений и чувств человека, являющихся общественными, а поэтому и моральными по своей сути.
Сторонник первого подхода социальный философ Т. Гоббс утверждал, что «естественное» состояние людей – это состояние страха и угрозы насильственной смерти. Такая человеческая природа обусловливает образование общества, основанного на необходимости, заставляющей людей объединиться.
Введение
1 Сущность и структура общества как системы
2 Теории индустриального общества
3 Теории информационного общества
4 Типология обществ
Заключение
Литература
Хотя среди множества концепций постиндустриального общества также имеются отдающие дань модернизаторскому оптимизму, в целом они значительно более критичны и более социологичны, то есть в значительно большей мере увязывают перспективы будущего человечества с характером и динамикой развития социальных отношений.
Заключение
В контрольной работе были рассмотрены следующие вопросы:
· сущность и структура общества как системы;
· теории индустриального общества;
· теории информационного общества;
· типология обществ.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие
выводы:
· Общество - это совокупность людей, объединенная исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся саморегулируемостью, саморазвитием, а также наличием системы норм и ценностей, разделяемых большинством индивидов.
· Структура общества рассмотрена в разных ракурсах:
- выделение сфер общественной жизни: экономической,
политической, социальной, духовной;
- выделение в общественной
жизни процессов
развития: социализации, институционализации, социальной
организации и контроля.
· Общества подразделяется на традиционные, промышленные (индустриальные) и постиндустриальные (информационные).
- традиционным считаются общества, основанные на примитивном сельскохозяйственном труде;
- характерная черта обществ индустриального типа – быстрый
экономический рост;
· Индустриализация – это социальный процесс, который характеризует превращение традиционных (аграрных) обществ в современные (промышленные) путем создания крупной машинной промышленности и производственных технологий. Задача индустриализации – улучшить жизненный стандарт с помощью самобалансирующейся в условиях рынка машины «экономического роста».
· Наиболее существенной характеристикой становления постиндустриального общества является переход от экономизированной к социологизированной модели развития, то есть от развития, почти целиком мотивированного прибылью, к развитию, вовсе большей мере ориентированному на гармонизацию социально-политического взаимодействия людей.
Литература
1 Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология: Учебное пособие.- Ростов н/Д: Феникс -2001.
2 Э.А. Капитонов. Социология ХХ века. Ростов н/Д: Феникс,1996.
3 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр,1999
.Понятие системы
Фундаментальной основой теории организации является теория систем.
Система (греч. Systema - целое, составленное из частей) - это множество элементов, находящихся в определенных отношениях (связях) друг с другом и образующих целостность, единство.
По словам ученого в области кибернетики, А.И. Берга, система это то, что «нам нужно знать о данном объекте, чтобы решить какую-нибудь конкретную задачу исследования, планирования и управления».
Значительный вклад в развитие общей теории систем внесли отечественные и зарубежные ученые, в числе которых «отец» кибернетики Норберт Винер, а также В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Дж Лорш, В.Н. Садовский и другие. Благодаря их трудам сложилось понимание организации как системы, но не любой, а в определенной мере упорядоченной, деятельной, результативной.
Термин «организация»
На первом этапе развития теории организации (первая половина XX века) в ней доминировала парадигма «закрытой системы», в которой предприятия рассматривались в основном как «самодостаточные», изолированные от внешних условий. Главным фактором успеха считалось расширение масштабов производства товаров и услуг на основе стабильности целей и задач, эффективного использования ресурсов, повышения производительности труда, контроля и дисциплины.
На втором этапе (вторая половина XX века) акцент в исследованиях был смещен в сторону внешних факторов, определяющих стратегию и тактику управления организацией, а сами организации стали представляться как «открытые системы» (см. табл.1). Эти же процессы характерны и для образовательных систем.
Таблица 1. Организация как открытая система
Черты и свойства |
Характеристика, обоснование |
|
Компоненты |
Система состоит из некоторого количества частей, называемых компонентами или элементами; они необходимы для достижения целей |
|
Связи |
Компоненты связаны между
собой для обеспечения |
|
Структура |
Форма связи организационно
закреплена в структуре для ее
устойчивости и стабильности. Системам
присуща иерархичность |
|
Взаимодействие |
Только во взаимодействии всех элементов и связей возможны процессы и результат |
|
Процесс |
В системе одновременно протекает несколько процессов, направленных на изменение ресурсов и «превращение» их в результат |
|
Холизм |
Система - целостность, проявляющая свойства только в результате взаимодействия ее компонентов |
|
Эмерджентность |
Наличие качественно новых свойств целого, отсутствующих у его компонентов |
|
Идентификация |
Признаки и свойства, отличающие систему от других процессов, систем. |
|
Окружение |
Явления и процессы, не входящие в систему, но влияющие на нее и образующие ее внешнюю среду. |
|
Концепция |
Главная идея, принцип достижения поставленной цели |
|
Концепции ситуационного подхода (1960-е гг.), стратегии (1970-е гг.), инноваций и лидерства (1980 - 1990-е гг.) постепенно утвердили теоретиков и практиков менеджмента и маркетинга в мысли о том, что обе научные парадигмы («закрытая», корпоративная и «открытая», ориентированная на клиента и общество) «работают», взаимно дополняя одна другую.
Современный мир, который окружает человека, является сложнейшей суперсистемой, который можно представить в единстве трех основных систем (крупные подсистемы обычно называют системами): биологической, социальной и технической.
Биологические, социальные и технические
системы могут быть классифицированы
как искусственные и
2. Социальная система: основные компоненты и уровни
Социальная система - это совокупность относительно самостоятельных организаций, созданных в интересах различных субъектов (индивидов, групп, институтов, государств, мирового сообщества) и функционирующих для достижения определенных целей.
Координация деятельности всех подсистем
и отдельных элементов
Общие системообразующие факторы социальных систем:
· общая цель всей совокупности элементов;
· выполнение каждым элементом своих функций, обусловленных поставленной задачей;
· отношение субординации и координации
между управляющей и
Таблица
Основные компоненты социальных систем |
||||
человек, социальные группы, слои; |
процессы (экономические, социальные и др.); |
орудия и средства труда; |
духовные, нравственные ценности |
|
Первым, важнейшим компонентом
социальных систем является человек -
существо, прежде всего, общественное,
сознательное, целеполагающее, связанное
с другими людьми тысячью разнообразных
отношений и форм взаимодействия.
Наличие человеческого
Вторая группа - процессы (экономические, социальные и др.), совокупность которых представляет смену состояний системы в целом или какой-то части ее подсистем. Процессы могут быть прогрессивными и регрессивными. Они вызваны деятельностью людей, социальных и профессиональных групп.
Третья группа компонентов социальной системы - вещи, т.е. предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственной и общественной жизни, так называемые предметы второй природы (производственные здания, орудия труда, компьютерная и оргтехника, средства связи и управления).
Четвертая группа компонентов имеет духовную природу - это общественные идеи, ритуалы, традиции, верования, которые обусловлены действиями и поступками различных общественных групп, индивидов.
В зависимости от сущности, назначения, места в обществе типа организации, функций, отношений со средой можно выделить некоторые основные уровни социальных систем.
Самый широкий и сложный уровень - все конкретно-историческое общество (российское, американское, китайское и др.), совокупность членов этого общества и весь комплекс общественных отношений - экономических, политических, собственно социальных, духовных. В этом самом широком понимании социального конкретное общество выступает как динамическая социальная система.
Второй уровень социальных систем - сообщество, объединения людей меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этнические группы, элиты, поселения).
Третий уровень социальных систем - организации, действующие в реальном секторе экономики (кредитно-финансовые учреждения, научно-образовательные, общественные объединения и др.).
Четвертый уровень социальных систем - цехи, участки, профессиональные группы, предприятия. Их отличительная особенность состоит в непосредственных контактах каждого с каждым.
Обществу присущи и другие системные
образования, например, административно-
Другой вид образования систем - по сферам общественной жизни: экономическая, политическая, социальная духовная.