Общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:53, реферат

Описание работы

На протяжении всей истории одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Изначально этим вопросом занималась социальная философия. Результатом социально-философских изысканий к концу XVII века стала конфронтация двух подходов: первый представлен теоретиками, для которых общество – это искусственное образование, плохо совместимое с естественными склонностями людей. Второй содержится в концепциях, где общество выступает как развитие прирожденных влечений и чувств человека, являющихся общественными, а поэтому и моральными по своей сути.
Сторонник первого подхода социальный философ Т. Гоббс утверждал, что «естественное» состояние людей – это состояние страха и угрозы насильственной смерти. Такая человеческая природа обусловливает образование общества, основанного на необходимости, заставляющей людей объединиться.

Содержание

Введение
1 Сущность и структура общества как системы
2 Теории индустриального общества
3 Теории информационного общества
4 Типология обществ
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 44.40 Кб (Скачать)

Хотя среди множества  концепций постиндустриального  общества также имеются отдающие дань модернизаторскому оптимизму, в целом они значительно более критичны и более социологичны, то есть в значительно большей мере увязывают перспективы будущего человечества с характером и динамикой развития социальных отношений. 

 

 

Заключение 

 

В контрольной работе были рассмотрены следующие вопросы:

·        сущность и структура общества как системы;

·        теории индустриального общества;

·        теории информационного общества;

·        типология обществ.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие

выводы:

·          Общество - это совокупность людей, объединенная исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся саморегулируемостью, саморазвитием, а также наличием системы норм и ценностей, разделяемых большинством индивидов.

·                    Структура общества рассмотрена в разных ракурсах: 

- выделение сфер общественной  жизни: экономической, 

политической, социальной, духовной;  

- выделение в общественной  жизни процессов функционирования  и 

развития: социализации, институционализации, социальной

организации и контроля.

·                 Общества подразделяется на традиционные, промышленные (индустриальные) и постиндустриальные (информационные).

- традиционным считаются  общества, основанные на примитивном  сельскохозяйственном труде; 

- характерная черта обществ  индустриального типа – быстрый  

экономический рост;

·     Индустриализация – это социальный процесс, который характеризует превращение традиционных (аграрных) обществ в современные (промышленные) путем создания крупной машинной промышленности и производственных технологий. Задача индустриализации – улучшить жизненный стандарт с помощью самобалансирующейся в условиях рынка машины «экономического роста».

·      Наиболее существенной характеристикой становления постиндустриального общества является переход от экономизированной к социологизированной модели развития, то есть от развития, почти целиком мотивированного прибылью, к развитию, вовсе большей мере ориентированному на гармонизацию социально-политического взаимодействия людей. 

 

 

Литература 

 

1          Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология: Учебное пособие.- Ростов н/Д: Феникс -2001.

2          Э.А. Капитонов. Социология ХХ века. Ростов н/Д: Феникс,1996.

3          Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр,1999

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.Понятие системы

Фундаментальной основой теории организации  является теория систем.

Система (греч. Systema - целое, составленное из частей) - это множество элементов, находящихся в определенных отношениях (связях) друг с другом и образующих целостность, единство.

По словам ученого в области  кибернетики, А.И. Берга, система это  то, что «нам нужно знать о данном объекте, чтобы решить какую-нибудь конкретную задачу исследования, планирования и управления».

Значительный вклад в развитие общей теории систем внесли отечественные  и зарубежные ученые, в числе которых  «отец» кибернетики Норберт Винер, а также В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Дж Лорш, В.Н. Садовский и другие. Благодаря их трудам сложилось понимание организации как системы, но не любой, а в определенной мере упорядоченной, деятельной, результативной.

Термин «организация» раскрывает сущность системы, указывает, что она  не только фактически существует (организована), но и функционирует определенным образом и имеет конкретные результаты.

На первом этапе развития теории организации (первая половина XX века) в  ней доминировала парадигма «закрытой  системы», в которой предприятия  рассматривались в основном как  «самодостаточные», изолированные от внешних условий. Главным фактором успеха считалось расширение масштабов производства товаров и услуг на основе стабильности целей и задач, эффективного использования ресурсов, повышения производительности труда, контроля и дисциплины.

На втором этапе (вторая половина XX века) акцент в исследованиях был  смещен в сторону внешних факторов, определяющих стратегию и тактику  управления организацией, а сами организации  стали представляться как «открытые  системы» (см. табл.1). Эти же процессы характерны и для образовательных систем.

Таблица 1. Организация как открытая система

 

Черты и свойства

Характеристика, обоснование

 

Компоненты

Система состоит из некоторого количества частей, называемых компонентами или элементами; они необходимы для  достижения целей

 

Связи

Компоненты связаны между  собой для обеспечения протекающих  в системе процессов

 

Структура

Форма связи организационно закреплена в структуре для ее устойчивости и стабильности. Системам присуща иерархичность структур, т.е. наличие подсистем

 

Взаимодействие

Только во взаимодействии всех элементов и связей возможны процессы и результат

 

Процесс

В системе одновременно протекает  несколько процессов, направленных на изменение ресурсов и «превращение»  их в результат

 

Холизм

Система - целостность, проявляющая  свойства только в результате взаимодействия ее компонентов

 

Эмерджентность

Наличие качественно новых  свойств целого, отсутствующих у  его компонентов

 

Идентификация

Признаки и свойства, отличающие систему от других процессов, систем.

 

Окружение

Явления и процессы, не входящие в систему, но влияющие на нее и  образующие ее внешнюю среду.

 

Концепция

Главная идея, принцип достижения поставленной цели

 
     

Концепции ситуационного подхода (1960-е гг.), стратегии (1970-е гг.), инноваций  и лидерства (1980 - 1990-е гг.) постепенно утвердили теоретиков и практиков  менеджмента и маркетинга в мысли  о том, что обе научные парадигмы («закрытая», корпоративная и «открытая», ориентированная на клиента и  общество) «работают», взаимно дополняя одна другую.

Современный мир, который окружает человека, является сложнейшей суперсистемой, который можно представить в  единстве трех основных систем (крупные  подсистемы обычно называют системами): биологической, социальной и технической.

Биологические, социальные и технические  системы могут быть классифицированы как искусственные и естественные, открытые и закрытые, полностью и  частично предсказуемые, жесткие и  мягкие.

2. Социальная система:  основные компоненты и уровни

Социальная система - это совокупность относительно самостоятельных организаций, созданных в интересах различных субъектов (индивидов, групп, институтов, государств, мирового сообщества) и функционирующих для достижения определенных целей.

Координация деятельности всех подсистем  и отдельных элементов организации  является атрибутом эффективного менеджмента  и непременным условием получения  желаемых результатов.

Общие системообразующие факторы социальных систем:

· общая цель всей совокупности элементов;

· выполнение каждым элементом своих  функций, обусловленных поставленной задачей;

· отношение субординации и координации  между управляющей и управляемой  подсистемами.

Таблица

 

Основные компоненты социальных систем

 

человек, социальные группы, слои;

процессы

(экономические, социальные  и др.);

орудия и средства труда;

духовные, нравственные ценности

 
         

Первым, важнейшим компонентом  социальных систем является человек - существо, прежде всего, общественное, сознательное, целеполагающее, связанное  с другими людьми тысячью разнообразных  отношений и форм взаимодействия. Наличие человеческого компонента - главное отличие социальной системы  от других целостных систем.

Вторая группа - процессы (экономические, социальные и др.), совокупность которых  представляет смену состояний системы  в целом или какой-то части  ее подсистем. Процессы могут быть прогрессивными и регрессивными. Они вызваны  деятельностью людей, социальных и  профессиональных групп.

Третья группа компонентов социальной системы - вещи, т.е. предметы, вовлеченные  в орбиту хозяйственной и общественной жизни, так называемые предметы второй природы (производственные здания, орудия труда, компьютерная и оргтехника, средства связи и управления).

Четвертая группа компонентов имеет  духовную природу - это общественные идеи, ритуалы, традиции, верования, которые  обусловлены действиями и поступками различных общественных групп, индивидов.

В зависимости от сущности, назначения, места в обществе типа организации, функций, отношений со средой можно  выделить некоторые основные уровни социальных систем.

Самый широкий и сложный уровень - все конкретно-историческое общество (российское, американское, китайское  и др.), совокупность членов этого  общества и весь комплекс общественных отношений - экономических, политических, собственно социальных, духовных. В  этом самом широком понимании  социального конкретное общество выступает как динамическая социальная система.

Второй уровень социальных систем - сообщество, объединения людей  меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этнические группы, элиты, поселения).

Третий уровень социальных систем - организации, действующие в реальном секторе экономики (кредитно-финансовые учреждения, научно-образовательные, общественные объединения и др.).

Четвертый уровень социальных систем - цехи, участки, профессиональные группы, предприятия. Их отличительная особенность  состоит в непосредственных контактах  каждого с каждым.

Обществу присущи и другие системные  образования, например, административно-территориальные, имеющие несколько уровней: федерация, субъекты федерации, муниципальные  объединения.

Другой вид образования систем - по сферам общественной жизни: экономическая, политическая, социальная духовная.

 

 


Информация о работе Общество