Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:53, реферат
На протяжении всей истории одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Изначально этим вопросом занималась социальная философия. Результатом социально-философских изысканий к концу XVII века стала конфронтация двух подходов: первый представлен теоретиками, для которых общество – это искусственное образование, плохо совместимое с естественными склонностями людей. Второй содержится в концепциях, где общество выступает как развитие прирожденных влечений и чувств человека, являющихся общественными, а поэтому и моральными по своей сути.
Сторонник первого подхода социальный философ Т. Гоббс утверждал, что «естественное» состояние людей – это состояние страха и угрозы насильственной смерти. Такая человеческая природа обусловливает образование общества, основанного на необходимости, заставляющей людей объединиться.
Введение
1 Сущность и структура общества как системы
2 Теории индустриального общества
3 Теории информационного общества
4 Типология обществ
Заключение
Литература
А. Высший слой – элитарное меньшинство, возвышающееся над остальной частью общества.
Б. Средний слой – занимает промежуточное положение между полюсами социальной иерархии и характеризуется сближением позиций по уровню дохода, характеру потребления, стилю жизни, фундаментальным ценностям.
В. Низший слой – это аутсайдерский, люмпенизированный слой, представители которого утратили устойчивые связи с находящимися выше слоями.
В индустриальном обществе открытого типа складываются такие социальные отношения, которые не мешают личности самостоятельно решать вопрос о придании смысла своей жизни.
Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности. Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. Социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном – движение вверх и вниз; 2) горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне.
С решением проблемы социальной стратификации индустриального общества тесно связана теория «деидеологизации» - заката идеологической эры. На первый план выходят технико-рациональные аспекты функционирования общества, основанные на приоритете науки и культуры. Такое освобождение индустриального общества от влияния идеологии получило название «деидеологизации», выражающей принцип: «чем меньше идеологии, тем лучше» (Р. Арон, Д. Белл, Ж. Эллюль и др.)
3 Теории информационного общества
Одной из концепций постиндустриального общества является концепция Д. Белла. Основное содержание концепции постиндустриального общества Д. Белла можно свести к следующим положениям:
1. Наиболее существенной характеристикой становления постиндустриального общества является переход от экономизированной к социологизированной модели развития, то есть от развития, почти целиком мотивированного прибылью, к развитию, вовсе большей мере ориентированному на гармонизацию социально-политического взаимодействия людей.
2. Симптомы и причины этого перехода:
· в связи с достигнутым уровнем благосостояния исчерпали себя возможности чисто экономического стимулирования труда, и пришлось осваивать социально-психологические факторы мотивации (доктрина и политика человеческих отношений);
· было осознано, что богатство существует не только в индивидуальной, но и в общественной форме (например, благоприятное состояние окружающей среды), что актуализировало вопрос о поиске механизмов стимулирования роста богатства в общественной форме;
· осознание значимости богатства в общественной форме подвело к пониманию того, что общество становится все более национальным (и даже «глобальным») и вместе с тем, все более конфликтным, поскольку приходится согласовывать групповые интересы, что согласно теореме возможности американского экономиста, лауреата Нобелевской премии – Кеннета Эрроу, крайне затруднительно.
3. Рост уровня жизни и притязаний людей приводит к необходимости замены механизма распределения «по вкладу» распределением «по справедливости» (высокий уровень социальных гарантий «слабым»), что разрушает мотор, определявший развитие производительного капитализма со времен его возникновения.
4. Отмеченные выше новые элементы социальности фактически свидетельствуют о переходе общества в новый постэкономический режим функционирования. Отход экономических регуляторов на второй план и выход на первый социальных и политических технологий свидетельствует о переходе общества от экономизированной к социологизированной модели развития. Отныне приходится рассчитывать не на рациональность, как механизм объективного соединения общественных положений, а на торг между людьми. В итоге, на место экономики, как фундамента общества, приходит социология и политология.
5. По мнению Белла, наиболее существенным препятствием на пути становления социологизированной модели общества выступают культурные противоречия капитализма, связанные с заметным подрывом созидательной ценностной вертикали, порожденной христианством. Сможет ли постиндустриальное общество идти вперед в условиях фактического отсутствия ценностной вертикали и все более интенсивного распространения ценностей капитализма – это большой вопрос.
Еще более последовательно приоритет социологического подхода в моделировании общества завтрашнего дня подчеркивает известный российский социолог и политолог В.Л. Иноземцев. Он, в частности, считает, что глашатаи постиндустриального, технотронного, информационного и того подобных обществ лишь будоражат общественное сознание, пренебрегая тем очевидным обстоятельством, что общество может быть адекватно определено без обращения к его внутренним, сугубо социальным связям и отношениям. Общество будущего следует определить не спецификой орудий деятельности, а характером отношений между людьми и отношением человека к самому себе.
В.Л. Иноземцев исходит из того, что наиболее весомым фактором обновления современного общества является «становление самой природы человеческой деятельности, преодоление труда и замена его творческой активностью». В результате превращения знаний в основной фактор производства на первый план выдвигается не стремление увеличить свое материальное богатство, а желание индивида самосовершенствоваться, раскрывать свой потенциал и получать социальное признание.
По мнению В.Л. Иноземцева, современная технологическая революция вызвала два фундаментальных изменения: с одной стороны, она впервые в истории человечества обеспечила удовлетворение основных материальных потребностей членов общества, и, с другой стороны сделала совершенствование самого человека не только делом его личного выбора, но и главным критерием его социального признания. В новом обществе уже не объем богатства, а способности и ценностные ориентации будут дифференцировать людей. Ясно, что новое общество не станет ни более равным, ни менее конфликтным.
По мнению Иноземцева, уже достаточно отчетливо обозначившийся переход к постэкономическому обществу будет гораздо масштабнее, чем переход от индустриального к постиндустриальному обществу.
Переход к постэкономическому обществу не предвидел даже Всевышний, предрекая, что человек вечно будет обречен в поте лица добывать хлеб свой насущный.
4 Типология обществ
Социология уделяет много внимания проблеме типизации обществ.
В обществознании принять выделять несколько типологий. Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на дописьменные, т. е умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки при помощи знаков на материальных носителях. Изобретение письменности свидетельствует о достижении народом высокого уровня развития.
Согласно другой типологии общества делятся на простые и сложные. В простых обществах нет разделения на богатых и бедных. В сложных – существует государственный аппарат, наука, техника, социальное расслоение людей.
Основой третьей типологии является способ добывания средств существования, т.е. способ производства. Согласно этому критерию все общества можно разделить на следующие типы:
· общество первобытных охотников и собирателей;
· общество огородничества;
· общество скотоводов;
· земледельческое общество;
· индустриальное общество.
В недавнем прошлом в отечественной социологии популярной была марксистская классификация обществ, в основу которой положен способ производства материальных благ и складывающихся на их основе производственных отношений. На основе данного подхода К.Маркс выделяет следующие основные общественные формации: первобытнообщинную, классовую (рабовладельческую, феодальную, капиталистическую) и коммунистическую, включающую социалистическое общество, как ее начальную, первую фазу.
Широко известным также является предложенное немецким социологом Ф. Теннисом разделение обществ на два типа: допромышленную, традиционную общину (Гемейншафт) и современное промышленно-городское общество (Газельшафт).
Но наиболее плодотворной следует считать классификацию общества на традиционные, промышленные (индустриальные) и постиндустриальные. При этом традиционным считаются общества, основанные на примитивном сельскохозяйственном труде, характеризующиеся архаическими формами организации социальной жизни, передача знаний от стариков к молодежи, строгое следование установленным обычаям и традициям.
С экономической точки зрения индустриальным считается общество, ¾ занятого населения которого трудится в промышленности (индустрии); в постиндустриальном обществе, большинство занятого населения трудится не в промышленности, а в сфере обслуживания и информации.
Когда одна стадия сменяет другую, изменяется технология, способ производства, форма собственности, политический режим, культура, образ жизни, социальная структура.
Доиндустриальный тип господствует в Африке, Латинской Америке, Южной Азии, где преобладает земледелие, рыболовство, скотоводство, горнодобывающая и деревообрабатывающая отрасли промышленности, в которых занято около 2/3 работоспособного населения.
Индустриальный тип характерен для Северной Америки, Европы, Японии. Приоритетным является развитие производства товаров массового потребления за счет широкого применения различного рода техники.
Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается трансформацией товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному.
Сравнительная характеристика типов обществ представлена в таблице
Таблица 1
Основные типы общества*
Основные направления |
Доиндустриальное общество |
Индустриальное общество |
Основное место расселения |
деревня |
Город |
Социальные отношения |
Кровно-родственные; личные, доверительные |
Товарно-денежные; безличные, анонимные |
Разделение труда |
незначительное |
Значительное |
Социальная стратификация |
Сословия, касты, рабство |
классы |
Полноправные члены общества |
Аристократия, свободные горожане |
Любой человек, независимо от происхождения |
Основное место работы |
Сельское поле |
Городская фабрика |
Социальный контроль |
Неформальный, состоящий в спонтанных реакциях на отклонения |
Формальный, основанный на законах, полиции и судах |
ценности |
Традиционные, религиозные |
Светские, ориентированные на будущее |
культура |
Однородная: большинство людей разделяет сходные нормы и ценности |
Неоднородная: большое число субкультур с различными нормами и ценностями |
Источники энергии |
Физическая сила человека и животных |
Энергия воды, ветра, пара, электричества |
Скорость технического прогресса |
медленная |
быстрая |
*Кравченко А.И. Социология:
Учебник для вузов. –
Что касается индустриального
и постиндустриального
Таблица 2
Характеристика современных обществ*
Современное общество (новое время) |
Современное общество (новейшее время) |
||
Индустриальный |
Технический базис |
Информационный |
|
Товары |
Основа благосостояния общества |
Знания |
|
Промышленность |
Ведущая отрасль |
Сервис |
|
Рабочие |
Массовый класс |
Служащие, управленцы |
|
руководство |
Принцип управления |
Согласование |
|
Статусная, «зернистая» |
Социальная структура. |
Функциональная, «сотовая» |
|
Авторитаризм, представительская демократия |
политический режим |
Непосредственная демократия, самоуправление |
|
Социоцентризм |
Идеология |
Гуманизм |
|
Мировые религии |
религия |
Мелкие конфессии |
*Мостовая И.В. Зачет
по социологии в кармане:
Характерная черта обществ индустриального типа – быстрый экономический рост и модернизаторский оптимизм – широко распространенная уверенность в возможности решения всех социальных проблем на основе научно-технического прогресса. Для постиндустриального общества характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное развитие самой техники на основе развития фундаментальных наук.
Показателем степени экономического
развития индустриального общества
является индекс производства стали, а
показателем