Общество как социокультурная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:42, доклад

Описание работы

Понятие «культура» многозначно. Его невозможно определить двумя-тремя фразами. Кроме того, сложно назвать другое такое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас обычными являются словосочетания «культура поведения», «физическая культура», «культура общения» и так далее. И не случайно с каждым годом интерес к этому понятию все возрастает.

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

  V. На относительно высокой стадии развития человеческой культуры формируются знаковые системы записи: письмо (система записи естественного языка), нотная грамота, способы записи танца и т. д. Особенностью знаковых систем этого типа является то. что они возникают на базе других знаковых систем разговорного языка, музыки, танца и вторичны по отношению к ним.

  Понятие о культурно-речевом  статусе.

  Оказывается, у каждой социальной группы, как  утверждает социолингвистика, свой язык. Она изучает социальную дифференциацию языка в зависимости от его носителей (рабочих, молодежи, интеллигенции и т.д.), взаимосвязь между структурой языка и социальной структурой, проблемы языкового и социального поведения.

  Молодежный  сленг характеризует совершенно определенную возрастную группу. То же самое можно сказать о воровском жаргоне, территориальных и социальных диалектах. У каждого человека есть не только социальный, но и культурно-речевой статус. культурно-речевой статус обозначает принадлежность к конкретному типу языковой культуры — высокому литературному языку, просторечию, диалекту.

  Две-три  фразы, содержащие элементы просторечия, воровского жаргона или высокого литературного стиля, безошибочно  свидетельствуют не только о культурно-речевом  статусе говорящего, но и о его  образе жизни, условиях воспитания, социальном происхождении.

  Поясняющий  пример

  Когда мы слышим "покалякать", "сапогов", "хапнуть" или "сперва", мы должны знать, что:

  по  форме речи это просторечие;

  по  культурному статусу это выражения, характеризующие невысокий уровень образования (не более 4-6 классов);

  по  социальному положению говорящий относится к низшему классу.

  Необразованный  человек не замечает своей неграмотности. Он пользуется доступными ему средствами, подбирает слова стихийно. Напротив, культурный человек сознательно решает, как ему лучше выражаться [5, с.56].

  По употребляемым  словам и выражениям можно судить о том:

  • из какого социального слоя происходит говорящий,
  • где именно он жил (город, село, область),
  • в каких условиях происходила социализация, т.е. кто и как на него влиял,
  • какие книги он читал,
  • с кем дружил и т. п.

  Таким образом, в одном социокультурном пространстве, на территории одной страны существует множество языковых систем. Один человек может быть участником нескольких языковых систем и входить в разные речевые общности, подобно тому как один индивид имеет несколько социальных статусов и входит в разные большие группы.

  Одна из таких групп — речевая общность (языковой коллектив). Ее составляют носители и трансляторы данной формы языка.

  Так, например, речевой общностью воровского жаргона выступают не только воры, но и все те, кто пользуется, понимает и употребляет его.

  Сделаем выводы: культурно-речевой статус — еще одна и очень важная характеристика социального статуса, несущая гигантскую познавательную информацию о человеке. Носителями такого статуса выступают речевые общности — большие социальные группы людей.

 
КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВАЯ  СРЕДА

  Под культурно-речевой средой понимается речевая общность людей, говорящих на определенном языке, и совокупность используемых этой общностью культурных элементов (обычаев, традиций, символов, ценностей, норм).

  Семья, половозрастная группа, социальный слой или класс  являют собой разновидности культурно-речевой  среды.

  Культурно-речевая  среда выступает средой социализации и одновременно — средой консолидации людей. Таковы ее важнейшие функции.

  В семье  или на работе среда общения определяет тематику разговора, стиль и содержание речи, ее ритмику, частоту, последовательность. Несомненно, речевое общение регулируется нормами и правилами, принятыми в данной среде. Например, дети не должны вмешиваться в разговор старших членов семьи, начальник имеет право разговаривать с подчиненным в повелительном тоне.

  Содержание  и организацию  культурно-речевого поведения людей  рейдируют привычки, манеры, этикет и кодекс.

  привычки твердо усвоенные образцы поведения; возникающие в результате долгого повторения и выполняющиеся автоматически, бессознательно.

  Привычка  спать лежа, разговаривать преимущественно  стоя, есть сидя, осторожно ставить бьющиеся предметы, закрывать за собой дверь суть коллективные, или групповые привычки, усвоенные нами через социализацию. Привычка — жесткая схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях.

  манеры стилизованные схемы (стереотипы) привычного поведения.

  Закрывать за собой дверь — привычка. Но сделать это можно по-разному: придерживая рукой, хлопнув со всей силой. Окликать по имени — речевая привычка. Но то, как это делается (грубо или вежливо, по фамилии или имени-отчеству и т.д.), относится уже к манерам. Манеры могут быть грубыми и воспитанными, светскими и повседневными. Они базируются на привычках, но выражают внешние формы поведения. Характерная деталь манеры — стилизация поведения, т.е. превращение привычного действия в образную систему действий, подчеркивающих что-либо (намерение, цель). Манеры делают поведение выразительным или выражающим какой-либо смысл, символизирующим нечто.

  Этикет принятая в особых социальных и культурных кругах система правил стилизованного поведения, иначе говоря, комплекс манер.

  Особый  этикет, в том числе речевой, существовал  при королевских дворах, в дипломатических  кругах, светских салонах. Этикет содержит особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. В прошлом он характеризовал высшие слои общества и относился к элитарной культуре. Целовать руку даме, непременно говорить ей изысканные комплименты, здороваться, приподнимая шляпу — обязательные манеры светского этикета. Этикет предписывал правила должного поведения для высших кругов общества. Сегодня он трактуется шире. Этикет перестал служить исключительной формой поведения, он характеризует поведение представителя любого слоя общества. Изменилась его функция: он отличает воспитанного человека от невоспитанного. Но в любом случае этикет, как свод правил, касается внешнего проявления внутреннего отношения к людям.

  кодекс свод законов, т.е. систематизированный единый законодательный акт, регулирующий однородную область общественных отношений (гражданский и уголовный кодекс).

  В Древнем  Риме "кодекс" обозначал ствол дерева, а в переносном смысле — книгу (вначале только из дощечек, натертых воском). В переносном смысле кодекс означает совокупность правил, убеждений, регулирующих поведение и речевой словарь индивида.

  Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Все они не биологического, а социального происхождения. Честь может быть родовой, семейной, сословной и индивидуальной. Родовая честь выступает моральным символом, дополняющим социальные символы, в частности, дворянское звание, формальные атрибуты власти — герб, титул, должность.

  В европейской  аристократической культуре понятие чести оказалось центральным элементом. Кодекс чести предписывал вызвать на дуэль обидчика и в равном поединке отомстить ему. Высшей ценой — собственной жизнью — платили за честь. Простые люди тоже высоко ценили честь, о чем свидетельствуют выражения "девичья честь", "честное имя", "честь организации". У некоторых современных народов, особенно в самом низу социальной пирамиды, сохранился пережиток родового общества — кровная месть, также связанная с защитой чести и имущества.

КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

  Речевая культура, стиль и богатства языка  различны у разных социальных групп.

  У дипломатов, сельских учителей, юристов, водителей  или актеров различается культурно-речевая среда, ибо различаются их уровень образования, сфера общения, доступ к культурным ценностям (картинным галереям, музеям, театрам, музыке, книгам).

  Язык  не только дифференцирован (разнообразен у социальных групп), но и стратифицирован по уровням на высшие и низшие формы.

  Выделяют  следующие основные формы языка:

  • литературный язык
  • народно-разговорный язык
  • просторечие
  • территориальные диалекты
  • социальные диалекты [5, с.46].

  Формы языка  иерархически связаны между собой  как более совершенные и менее  совершенные.

  Литературный  язык главная форма существования национального языка, воплотившая в себе все духовные достижения народа, превосходящая другие богатством, обработан ностью и строгостью. Им владеет высокообразованная часть общества.

  Народно-разговорный  язык стилистически более сниженная, менее нормированная форма языка. У нее самый широкий языковой коллектив, она доступна индивидам с любым уровнем образования.

  Просторечие нелитературный стиль обиходно-разговорной речи. По составу носителей это язык не- или малообразованных слоев города, и в основном форма речи старшего поколения. Просторечие — совокупность особенностей речи лиц, не вполне владеющих нормами литературного языка [6, с.2].

  В XIX веке русское просторечие было языком городских масс. В тот период ученые выделяли, в частности, городской мещанский говор, говор низших слоев, говор необразованных классов. До возникновения капитализма не было просторечия. Оно — дитя урбанизации.

  Территориальный диалект (ТД) — бесписьменная форма языка, ограниченная бытовой сферой общения, одним географическим районом и социальным классом, а именно крестьянством. Диалекты — исторически самая ранняя форма языка, сложившаяся еще при родо-племенном строе и сохранившаяся ныне в основном в сельской местности.

  На Земле  около 3000 языков, из них лишь 300 имеют письменность, следовательно, 2700 языков существуют в виде диалектов.

  Социальные  диалекты (СД), или социолекты — условные языки (арго) и жаргоны. Носители СД — городские социальные группы. Ученые различают сословные, профессиональные, половозрастные и другие социолекты.

  Классификация социолектов включает:

  1. Профессиональные "языки" набор разрозненных слов и сочетаний, вклинивающихся в обиходный язык. Их называют лексическими системами, или профессионализмами. Практически у каждой профессии — рыболова, сапожника, охотника или гончара — свой "язык".

  2. Корпоративные жаргоны — параллельный ряд слов и выражений, синонимичных основному языку. Жаргон —лингвистическое проявление субкультуры (подростковой, студенческой, армейской, спортивной). Он родился из стремления дать обычным словам необычные синонимы. Так, основное слово "голова" приобретает дубликаты: котелок, черепок, тыква, кочан и т.д. Жаргонизмы охватывают широкий спектр явлений: одежду, поведение, учебу, быт, отдых, спорт, любовь. Сюда же относится молодежный сленг.

  3. Условные языки (арго) лексические системы, выполняющие конспиративные функции тайного языка, непонятного для посвященных. Его вырабатывают группы, сознательно стремящиеся изолироваться от окружающих.

  Цели засекречивания — сохранения "тайн" ремесла, защита в условиях бродячей жизни, желание показать языковое превосходство. Арго распространен у ямщиков, каменщиков, бондарей, сезонных рабочих, представителей тайных сообществ, юношей, проходящих обряд инициации (Африка).

  4. Жаргон деклассированных экспрессивно-эмоциональная лексика, стилистически сниженная, грубая, вульгарная речь, изобилующая словами с резко отрицательным содержанием. Жаргон служит средством общения внутри группы деклассированных элементов, опознания "своих" в качестве своеобразного пароля, выражения негативного отношения к социально одобренным ценностям, официальным институтам власти.

Информация о работе Общество как социокультурная система