Общество как социокультурная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:42, доклад

Описание работы

Понятие «культура» многозначно. Его невозможно определить двумя-тремя фразами. Кроме того, сложно назвать другое такое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас обычными являются словосочетания «культура поведения», «физическая культура», «культура общения» и так далее. И не случайно с каждым годом интерес к этому понятию все возрастает.

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

    Общество как социокультурная система

 

Понятие культуры. Многообразие трактовок.

  Понятие «культура» многозначно. Его невозможно определить двумя-тремя фразами. Кроме  того, сложно назвать другое такое  слово, которое имело бы такое  множество смысловых оттенков. Для нас обычными являются словосочетания «культура поведения», «физическая культура», «культура общения» и так далее. И не случайно с каждым годом интерес к этому понятию все возрастает.

  К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую — те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура — социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение. Такова палитра разногласий в определении культуры и понимании ее природы.

  Первое, и  самое точное определение понятия  Культуры даёт английский этнограф Эдуард Тэйлор (1832—1917): "Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества"

В повседневной жизни  понятие культуры употребляется как  минимум в трех значениях.

  Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

  Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).

  В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишенного культуры.

Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и 'развития общества в целом.

    При самом общем социологическом  подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:

    1)Культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей, символов, значений.

    2) Культура, - то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности.

    3) Культура, - это всё, что транслируется от поколения к поколению.

    Таким образом, можно дать следующее определение: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Предпосылки культуры.

  Предметы, окружающие человека, не остаются безымянными. Он наделяет их именами, смыслом и значением в зависимости от того, в каких целях эти предметы использует. Поскольку один и тот же предмет может служить разным целям, он наделяется несколькими значениями. Так, обыкновенная вода может служить:

  • средством утоления жажды,
  • способом получения электроэнергии,
  • средством транспортировки грузов,
  • религиозным символом,
  • санитарно-гигиеническим средством,
  • местом развлечения, игр, отдыха,
  • границей, отделяющей одну территорию от другой и т.д.

  Наделяемые  значениями и именами предметы составляют тело культуры. Те предметы, которые  по разным причинам не получили значения, т.е. не очеловечены, остались за рамками  культуры.

  Со временем все, до чего добрался человек, даже отдаленные звезды или редкие виды бабочек, включаются в культурный контекст.

  В этом смысле животные существуют в необозначенном, неназванном мире. В их измерении нет символов, смыслов, значений, названий, имен. Поэтому у них нет культуры и нет средства, с помощью которого они могли бы выразить все это — языка. Более того, у животных нет инструмента, с помощью которого создается язык, а именно мышления.

  Итак, вывод: культура — это то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Она — искусственно созданная — при помощи языка, мышления и символических значений — среда.

   Черты культуры.

   Базисные  единицы культурной статики называют элементами или чертами культуры. По определению американского антрополога Э. Хобеля, элементом, или чертой культуры выступает далее неделимая единица в виде поведенческого образца или материального продукта. Это своеобразные атомы культурного мира.

По мнению ряда антропологов, в том числе К. Коттака, черты культуры делятся на универсальные, общие и уникальные (специфические).

   1) Универсальные  черты культуры.

   К ним  относятся такие свойства, которые  присущи всему человеческому  роду и отличают его от других видов  живых существ. Прежде всего это  социобиологические черты, присущие всему  человеческому роду, в частности, длительный период детства, сложно устроенный мозг, благодаря которому мы пользуемся символами, языком и инструментами, присущая всем людям необходимость длительного и заботливого воспитания потомства и привязанность детей к родителям.

   2) Общие  черты культуры.

   На  шкале культурных черт между универсальными и уникальными расположены общие  черты. Они присущи целому ряду обществ  и народов, поэтому их можно еще  называть региональными. К примеру, это может быть нуклеарная семья. Она есть у многих, но не у всех народов. Для среднего класса Америки нуклеарная семья выступает такой ячейкой, в которой отношения между мужем и женой и отношение родителей к своим детям являются главными, а для народности найяров, живущих на Малабарском побережье в Индии, главным является большая многопоколенная семья, в которой отношения между мужем и женой отступают на второй план.

   3) Уникальные  черты культуры.

  Уникальные  черты часто называют экзотическими, непривычными или не общепринятыми. Например, в одних культурах считается, что щедрыми должны быть похороны, а не рождения людей. В других культурах думают иначе.

Материальная  и духовная культура.

  Культура  представляет собой целостный системный  объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную.

  Материальная  культура подразделяется на:  
 
— производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;  
— воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.  
 
Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

  Понятие духовной культуры:  
 
— содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),  
— показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).  
 
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:  
 
— теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;  
— этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;  
— эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

  Понятие культурного комплекса.

  КУЛЬТУРНЫЙ  КОМПЛЕКС, совокупность культурных черт, или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Примером служит спортивная игра, в частности футбол. С ним связаны стадион, болельщики, рефери, спортивная одежда, мяч, билеты и многое другое. Появление плуга произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей. Не меньшее значение имело изобретение книгопечатания и паровой машины. Не столь яркими, но не менее важными оказались в свое время идея введения званий и титулов, идея наследования имущества и др. Они вызвали к жизни новые социальные институты, формы власти, системы вознаграждения, законы.

  Культурными комплексами могут являться частные собрания картин и антикварных предметов, галереи и музеи, художественные стили и направления, научные теории и школы, науки и научные дисциплины, философские и религиозные учения и т.д. Поскольку К.К. есть функционально взаимосвязанная совокупность элементов культуры, то и он может быть пространственным и временным. Под пространственным К.К. понимается культурный ареал, а под временным К.К. — культурное наследие.

   Традиции  как механизм воспроизводства  социальных институтов. Ценности и ценностные ориентации. Базисные элементы.

   Говоря  о чертах культуры, необходимо выделить так же и базисные элементы культуры. К базисным элементам духовной культуры относят: обычаи, нравы, законы, ценности.

Первые три  являются разновидностями культурных норм и поэтому образуют нормативную  систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, как это надо делать и в каких ситуациях следует так поступать. Манеры, этикет и кодекс также входят в нормативную систему культуры, но в качестве не основных, а дополнительных ее элементов. В любом обществе — от самого примитивного до суперсовременного есть обычаи, нравы и законы, но не в любом обществе существуют манеры, этикет и кодекс.

  обычаи, нравы, законы — именно в таком порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативной системы, так как от первого к третьему нарастает степень строгости тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям.

  ОБЫЧАЙ - правило поведения, сложившееся вследствие его применения в течение длительного времени; основная форма регулирования поведения вдогосударственном обществе в условиях родовых отношений. Соблюдение ОБЫЧАЯ обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя (казнь, изгнание из рода, лишение воды и огня и др.), либо одобрением мер, применявшихся к обидчику обиженным, его родными и членами рода(кровная месть).

  НРАВЫ - обычаи, имеющие нравственное значение. Проистекают из постоянных норм, которыми люди руководствуются в отношениях между собой и с обществом, при условии, что эти нормы не вводятся принудительными предписаниями власти или закона или являются результатом влияния религиозных догм, а регулируются традициями.

  закон нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения. Различают два вида законов. Обычное право — совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти. Из него постепенно возникли юридические законы, закрепленные конституцией. Законом общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства. Нарушение законов влечет уголовные наказания, самым сильным из них является смертная казнь. 

Информация о работе Общество как социокультурная система