Общество как социальная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Теперь о понятиях «субъект» и «объект» в социальной жизни. Субъект означает активное социальное начало, направленное на другое, пассивное начало, выступающее в качестве объекта. Наконец, обобщающими свойствами обладает понятие «социальная система», охватывающее всю совокупность социальных субъектов и объектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Для социальной системы характерны множественность и взаимосвязь составляющих общество элементов, структур, их функций и их разнокачественность, когда наряду с материальными существуют явления духовные, идеальные.

Содержание

1.Понятие общества, его элементы.

2.Современная деятельность людей как основа общества.

3.Структура деятельности, сфере деятельности.

4.Основные свойства общества как целого.

5.Развитие общества и его проблемы.

Работа содержит 1 файл

ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Для всякого  социального действия необходимы еще  связи, отношения между указанными основными факторами. Просто набор  людей, вещей и символов еще не образует никакого социального действия. Необходима связь, взаимодействие между  ними.

Постоянное воспроизводство людей, вещей, символов и связей между ними порождает основные типы общественной деятельности, составляющие базовую структуру в социальной системе.

Соответственно  четырем основным элементам любого социального действия выделяются и  четыре сферы общественной деятельности: материальная, духовная, регулятивная (управленческая), деятельность обслуживания (гуманитарная, социальная).

Возникает вопрос о специфике и функциях каждой из четырех сфер деятельности.

Сфера материального  производства. Здесь заняты люди физического и умственного труда. Их трудом создается все необходимые для удовлетворения собственных производственных нужд, для материального оснащения образования, науки, медицины, политики, а также все необходимое для повседневной жизни людей: жилье, продовольствие, одежда, пища и т.п. Сюда же относится сфера физического рождения человека, ибо прежде чем есть, пить, надо, как минимум, быть. Сфера материального производства является первичной, определяющей по отношению к другим сферам. Тем не менее к ней не может быть сведено все многообразие человеческой деятельности. Спецификой материального производства во все времена было то, что социальные отношения здесь отличались высокой степенью напряженности, приводившей к революциям. Проблема преодоления конфликтов и сегодня остается актуальной теоретической и практической задачей.

Сфера духовного  производства. Здесь создаются идеи, образы, научные и художественные ценности, которые затем материализуются  в книгах, картинах, скульптурах, нотах  и т.д. Тем не менее главное в них — их духовное содержание, идеи, образы, чувства. В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, формирует систему ценностей. С помощью знаний совершенствуются все формы деятельности человека, который шире и глубже познает себя, свой духовный мир. Все основные достижения современности являются результатом развития науки, искусства, религии, духовного производства в целом. Поэтому-то труд ученого, художника, композитора высоко ценится в обществе.

Наряду с материальным и духовными производствами (деятельностью), особо выделяется управленческая (регулятивная) деятельность администраторов, политиков и т.д. Задача этой сферы установление связей между людьми, регулирование их деятельности общественных отношений. Для сохранения необходимых социальных связей создаются особые виды управленческой деятельности и соответствующие им организации. Организации призваны согласовывать, упорядочивать различные сферы жизни общества.

Различается управление людьми и управление вещами. Само управление может осуществляться на различных  уровнях: от государства до предприятия и семьи. Наряду с позитивной ролью управления в обществе, весьма часты случаи злоупотребления методами принуждения, репрессий. Кроме того, управленческая деятельность сопровождается бюрократизацией, ростом чиновничьего аппарата, казнокрадством и взяточничеством. Иными словами, история человеческого общества демонстрирует примеры не только положительного свойства, но и случаи немалого вреда, наносимого управленческой деятельностью. Высшей формой управления является политическая деятельность, призванная обеспечить безопасность и благосостояние страны в целом. Поскольку политическая деятельность связана с судьбой миллионов людей, то цена ошибок здесь может быть особенно велика. Так, сегодня говорят об особенно большой цене для общества революционных преобразований.

Управленческая  вертикаль современного общества может  быть представлена в следующем виде:

формальная властная подструктура;

поддерживающая  околовластная подструктура;

средний класс;

управляемая масса.

В обществе западного  типа ведущей социальной силой является группа, сосредоточившая в своих руках экономическую и политическую власть. В околовластные структуры этого общества входят чиновничество, высшие чины армии и полиции, интеллигенция, включенная в официальные идеологические структуры, магнаты промышленности.

Что касается России, то социальная группа предпринимателей, которая, по мысли реформаторов, должна стать социальной опорой режима, образовать устойчивую околовластную подструктуру находится еще в самом начале пути к этой структурной нише,

В развитых рыночных экономиках средний класс представляет собой становой хребет, рабочую лошадь, везущую всю тяжесть черновой организационной работы в материальном производстве (средние и мелкие предприниматели, менеджеры, ИТР, директора некрупных компаний, торговцы и их управляющий аппарат и пр.), в сфере управления (государственные служащие, работники средств связи и коммуникации, служащие банков), работники других непроизводственных отраслей (образования, здравоохранения, науки и культуры). Постсоциалистическому обществу еще только предстоит его создать в материальной, управленческой и духовной жизни общества. Управляемая масса, или нижние слои общества, представлены подавляющей массой населения страны. Социальное влияние их в нормальных условиях невелико, оно возрастает лишь в их социальной напряженности и кризиса. Тем не менее роль этих слоев игнорировать нельзя по причине, во-первых, их массовости, во-вторых, исполнения им основных «рабочих» функций в социальной системе в качестве производителя материальных благ и потребителя. Особую важность в связи с этим приобретает проблема адаптации управляемой массы к существующей структуре и управления1.

Несколько особняком  стоит еще один вид деятельности — социальная деятельность людей, или  деятельность по обслуживанию людей. Ее задача — создание предпосылок для жизни, воспроизводства, активности людей. Сюда относится деятельность врача, учителя, вузовского преподавателя, артиста, работника сферы обслуживания и т.д. При всей значимости самопроизводства, самообразования и т.п. общество не может полностью доверить обслуживание человека отдельным людям, семье. Общество включается в этот процесс через школы, вузы, систему здравоохранения, спорт, культурный отдых и т.д. 

4

Таким образом, основу общественной структуры составляют четыре важнейших вида деятельности, находящиеся в единстве и взаимосвязи и создающие общество как единую систему, особый организм. Этот организм как целое обладает не только свойствами отдельных его частей, но и такими свойствами, которых нет ни у одной из его составных частей. Целое «больше» суммы входящих в него частей.

В марксистской социологии выделяется три уровня целостности.

Первый уровень  определяется через взаимосвязи  основных сфер общества: материально-производственной, социальной, политической и духовной. Момент целостности отражается в каждой из сфер опосредованно. Эта целостность называется суммативной целостностью.

Второй уровень  выделяется через взаимосвязи общих  сторон, аспектов общественной жизни. Это уровень общих законов структуры, законов развития и функционирования. Момент целостности общества выражен здесь более непосредственно, ибо полем действия каждого из названных законов является вся общественная жизнь. Эта целостность называется органической целостностью.

Третий уровень  целостности носит теоретический, непосредственный характер. Речь идет о присущих обществу отношениях «общество  — природа», «общество — культура», «общество — цивилизация», развивающихся  не рядоположенно, а во взаимосвязи. Чтобы понять общество как качественно иное, целое, нужно изучите только его части, но и выявить особые свойства общества как целого.

Какими общими свойствами характеризуется человеческое сообщество? Прежде всего, в сравнении  с другими биологическими популяциями, человеческое сообщество чрезвычайно устойчиво. Оно не распадается по сезонам, не прекращает существование с гибелью какого-то числа своих членов. Во-вторых, человеческое сообщество обладает свойством накоплять и передавать знания, которые в ходе исторического процесса непрерывно усиливали способность социально-этнических сообществ адаптироваться к меняющимся условиям, вырабатывали устойчивость к экстремальным ситуациям, давали средство для создания благоприятных условий жизни. Накопление и передача знаний, по существу, стали, наряду с функцией выживания, ее второй функцией. В-третьих, важное отличие человеческого сообщества - его гетерогенность, т.е. сосуществование в нем самых различных элементов, взаимодополняющих друг друга, противоборствующих и меняющихся местами.

Как правило, выделяются и рассматриваются и такие  основные свойства общества как целого, как:

— самодеятельность;

— самоорганизация;

— саморазвитие (самодетерминация);

— самодостаточность.

Если самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие — суть свойства общества в целом, так и его отдельных частей, то самодостаточность как способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия для существования, производить все нужное для коллективной жизни, составляет главное отличие общества от его составных частей. Общество как самодостаточная социальная система является продуктом совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать необходимые условия существования.

Общество, будучи относительно устойчивой, стабильной структурой, тем не менее находится в состоянии постоянного изменения. Поэтому рассмотрение общества в статике, с точки зрения ее структуры и организации, должно быть дополнено анализом его динамики, развития. 

5

При анализе  проблем развития общества широко используются такие термины, как «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «факты развития», «эволюция», «революция», и др. Рассмотрим содержание этих понятий.

Процесс — это  единая серия изменений в социальных системах, т.е. группах, институтах, других элементах социальной системы. Можно говорить, например, о процессе самообразования человека в процессе взаимоотношения двух индивидов; об изменениях, происходящих внутри общности, между общностями, о процессах изменений, охватывающих структуру и организацию общества в целом. Возможен и другой подход к классификации типов социальных процессов. Так, выделяются процессы объединяющие, сближающие людей, и процессы разъединяющие, порождающие соперничество, конфликты.

Элементарным  процессом является функционирование общества, а под «изменением» понимается начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его отдельных  частях, носящий качественный характер.

Следующее понятие  — «развитие», понимаемое как частный случай изменений, как необратимое качественное изменение в обществе.

Разновидностью  развития является «прогресс», проявляющийся  в увеличении приспособления системы  в изменяющихся условиях ее существования, в усложнении системной организации. В понятии «регресс», противоположном прогрессу, фиксируется сужение возможностей системы к саморазвитию и приспособлению к окружающей среде, упрощение и разрушение системы.

Рассмотрение  общества с точки зрения его развития включает себя следующие проблемы:

направленность изменений;

источники или  факторы развития;

формы, в которых  совершается развитие.

Существование направленных изменений в обществе признается далеко не всеми учеными. Так называемые детерминисты ( Гегель, Маркс) признают направленность развития от низших форм к высшим. Представители индетерминизма (Шопенгауэр, Ницше, Поппер), напротив, отрицают направленность, а вместе с ней и закономерность развития. Сторонники детерминизма указывают на преимущественно прогрессивный характер общественного развития, когда новые фазы социального развития по необходимости являются и более совершенными. Иными словами, общество в своем прогрессивном восхождении становится все лучше. Мало кто из ученых сомневается в прогрессе в сферах экономики, науки, политики. А вот прогресс в сфере морали оспаривается многими по причине отсутствия четких критериев морального совершенствования.

Сам факт изменений  в обществе, сопровождаемый обогащением  социальной структуры и отношений  между людьми, признается большинством ученых-исследователей по той простой причине, что трудно отрицать развитие техники, науки, расширение возможностей удовлетворения потребностей человека.

По вопросу  об источниках, факторах или причинах общественных изменений отметим  следующее. Повседневное функционирование общества, деятельность людей по удовлетворению своих потребностей медленно, но неуклонно приводит к изменениям в структуре и организации общества. Стало быть, это и является одной из причин общественных изменений.

Но существуют более мощные, коренные изменения, происходящие под воздействием революционных и реформистских движений. Об этом чуть позже. Сейчас же отметим, что определенное влияние на развитие общества оказывают природные, экономические и культурные факторы, действующие в тесном взаимодействии. К примеру, увеличение рождаемости (фактор природный) лишь при условии развития производства, образования, культуры способствует развитию общества.

Большую роль играют технические изобретения. Так, паровая  машина в XVII в. привела к промышленной революции, вызвала к жизни индустриальный тип развития общества с развитой промышленностью, буржуазией и пролетариатом. В целом же развитие техники, науки изменяет все сферы жизни общества, структуру различных общностей людей, их культуру и способ удовлетворения потребностей.

Информация о работе Общество как социальная система