Автор: Виктория Подбельская, 07 Декабря 2010 в 23:58, реферат
Сложность общего определения понятия "общество" связана с рядом обстоятельств. Во-первых, это - очень широкое по объему и высокоабстрактное по характеру понятие. Во-вторых, общество - чрезвычайно сложное, многослойное и многогранное явление, позволяющее рассматривать его в самых различных ракурсах. В-третьих, общество - понятие историческое, общее определение которого должно охватывать все этапы его развития. В-четвертых, "общество" - это стыковая категория и социальной философии, и социологии, и истории, и социальной психологии, и некоторых других наук, каждая из которых по-своему, в соответствии со своим предметом и методом исследования определяет общество. В-пятых, как уже отмечалось, понятие "общество" используется в жизни очень широко и многозначно, в том числе как в широком, так и в более или менее узком смыслах, что необходимо требует каждый раз оговорки при его употреблении.
1. Введение…………………………………………….………………….3
2. Понятие общества……………………………………………………...4
3. Системный подход при рассмотрении общества…………………….5
4. Концепция общества Т. Парсонса……………………………………..6
5. Общество как политическая система……………………………….…8
6. Общество как особая система……………………………………...….10
7. Заключение…………………………………………………………..…14
8. Список литературы…………………………………………………….15
Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности ─ свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (“материальной”) структуры, так и внутренней, содержательной.
Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны ─ это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения ─ это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).
Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.
Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.
Институциональные
связи, как и иные формы социальной связи,
на основе которых складываются социальные
общности, представляют собой упорядоченную
систему, определенную социальную организацию.
Это система принятых видов деятельности
социальных общностей, норм и ценностей,
которые гарантируют сходное поведение
их членов, согласовывают и направляют
в определенное русло стремления людей,
устанавливают способы удовлетворения
их потребностей, разрешают конфликты,
возникающие в процессе повседневной
жизни. И ещё они обеспечивают состояние
равновесия между стремлениями различных
индивидов и групп данной социальной общности
и общества в целом. В случае когда это
равновесие начинает колебаться, говорят
о социальной дезорганизации об интенсивном
проявлении нежелательных явлений (например,
таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные
действия и т. п.).
7.
Заключение.
Итак, в результате анализа, выполненного в данной работе, мы видим, что общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определённую самостоятельность по отношению к составляющим её элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.
Экономические
трудности и тем более кризисы (экономическая
сфера) порождают социальную неустойчивость
и недовольство различных общественных
сил (социальная сфера) и ведут к обострению
политической борьбы и нестабильности
(политическая сфера). Все это обычно сопровождается
апатией, смятением духа, но и духовными
поисками, интенсивными научными исследованиями,
усилиями деятелей культуры, направленными
на осознание истоков кризиса и путей
выхода из него. Таков один из примеров,
иллюстрирующих взаимодействие основных
сфер общественной жизни. Именно так можно
наглядно увидеть, что разрушение одного
из составляющих структуры общества приведет
к крушению всей системы.
Список
литературы:
1. Кравченко А. И. Социология. М: Проспект, 2007.
2. Радугин А. А. Радугин К. А. Социология: курс лекций. М., 1999.
3. Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки: Издательство:
Алетейя, 2001.
4. Н. Смелзер. Социология. Курс лекций. М., 1994.
5. Фролов С. С. Социология:
Учебник, - 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2000.