Общество как целостная система: понятие, содержание, функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Представляется, однако, что трудности с определением основных социологических понятий вполне преодолимы, поскольку они вызваны забвением некоторых элементарных требований к их определению, существующих в формальной логике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Общество как целостная система: понятие, содержание, функции……….4
Заключение…………………………………………………………………...14
Список использованной литературы………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

Видимо, нельзя однозначно определить факторы устой­чивости общества. На ранних этапах человеческой истории она достигалась, прежде всего, за счет межличностного взаи­модействия. Людей связывали узы родства и соседства, строящиеся на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимном влечении, на привычке, на страхе лишиться помощи и поддержки. Ф.Теннис назвал общество, базиру­ющееся на таких принципах, общиной.

Однако по мере роста населения устойчивость связей не могла больше поддерживаться только системой межлично­стного взаимодействия. Главным стабилизирующим факто­ром становятся социальные структуры. Под структурой в социологии понимаются устойчивые социальные образова­ния, связи, отношения. Это могут быть социальные инсти­туты, социальные роли, общности. Их отличительной осо­бенностью является функциональная целесообразность, то есть выполнение жизненно важной для общества задачи и относительная независимость от персонального состава ис­полнителей. Иными словами, институт собственности или государства, социальная группа интеллигеции или профес­сиональная роль судьи существует в обществе постоянно или на протяжении длительного периода, хотя конкретные люди, обеспечивающие функционирование этих структур, могут сменяться неоднократно.

Третьей отличительной чертой общества является его автономность и высокий уровень саморегуляции. Авто­номность общества достигается его многофункционально­стью, то есть способностью создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индиви­дов и предоставлять последним широкие возможности для самоутверждения и самореализации. Только в обществе че­ловек может заниматься узкопрофессиональной деятельно­стью, зная при этом, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде. Только в обществе он может приобрести необходимые навыки и познакомиться с дости­жениями культуры, науки. Только общество может предо­ставить ему возможность сделать головокружительную карьеру и подняться на вершину социальной иерархии. Иными словами, общество обладает той самодостаточно­стью, которая позволяет ему без вмешательства извне вы­полнять свое основное предназначение — предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегча­ют им достижение личных целей.

Автономность и самодостаточность общества проявля­ются именно в отсутствии внешних управленческих им­пульсов. Общество регулируется и управляется исключи­тельно теми институтами и организациями и на основании тех норм и принципов, которые возникают и создаются внутри него самого. Саморегуляция — важное свойство общества, обеспечивающее его самостоятельность незави­симо от размера.

В-четвертых, общество отличает большая интегрирую­щая сила. Оно социализирует каждое новое поколение лю­дей, включает его в сложившуюся систему отношений, под­чиняет общепринятым нормам и правилам. Благодаря ука­занному качеству общество оказывается восприимчивым к нововведениям, ибо органично вбирает в себя новые соци­альные образования, институты, нормы, обеспечивая тем самым обновление и преемственность развития. И сами лю­ди, связанные с обществом невидимыми нитями общности языка, культуры, происхождения, тяготеют к нему. Оно предоставляет им возможность использовать привычные образцы поведения, следовать устоявшимся принципам, со­здает неповторимую атмосферу духовного единения.

Итак, общество — это универсальный способ организа­ции социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребно­стей людей, самодостаточный, саморегурирующийся и са­мовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упоря­дочивания, упрочения социальных связей, появления осо­бых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.

Первейшая функция общества – функцияжизнеобеспечения. В 1990-е годы существенно изменилась природа социального недовольства населения страны: па первое место вышли проблемы физического выживания - массовое обнищание, безработица, детское сиротство, болезни, преступность, военная опасность, катастрофы.

Вторая функция - функции дифференциации. М. Черныш обнаружил множественность самих форм дифференциации, включая территориальное деление страны как эмерджентный признак, детерминирующий поведение россиян.

Существует интегрирующая функция общества. Так, Я. Эйдельман и его коллеги, фиксируя устойчивость и известный консерватизм ценностей россиян, в то же время отмечают наличие в массовом сознании элементов, которые не препятствуют либеральным реформам; следовательно, в этом смысле они не раскалывают трансформационный процесс.

Четвертая - регулирующая, функция общества. Многообразие фактов, относящихся к управлению, свидетельствует не столько о его разнообразии, сколько о противоречивых асимметриях во властных отношениях.

Общество как система, считал Т. Парсонс, может функциониро­вать только при выполнении следующих требовании (фун­кций): 1) она должна обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменившимся условиям и возросшим материальным потребностям людей, уметь рационально ор­ганизовывать и распределять внутренние ресурсы; 2) она должна быть целеориентированной, способной к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их до­стижения; 3) она должна сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваеваемых индивидами, и сни­мающих напряжение в системе; 4) она должна обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Нередко в качестве ближайшего рода по отношению к обществу выступают достаточно случайные или неявные феномены, которые едва ли способны выполнить эту логическую функцию.

В статье, помещенной в словаре советского периода, словом "общество" обозначено, по крайней мере, три феномена: в широком смысле общество понималось как обособившаяся часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей; в узком смысле им обозначался определенный этап человеческой истории (общественно-экономические формации или ступени внутри формаций, например, докапиталистическое общество или раннефеодальное общество); а также отдельное, конкретное общество (некий социальный организм, например, французское общество или советское общество). Нетрудно заметить, что подобные толкования слова общество не являются логически корректными определениями. Это лишь поясняющие смысл данного слова образные выражения (метафоры), которые для пояснения сопровождаются примерами.

Перед теми исследователями, которые рассматривали общество как единое целое, несводимое к сумме составляющих его индивидов, с неизбежность вставал вопрос об основе его целостности. И решить его было далеко не просто, что можно наглядно видеть на примере убежденного сторонника социологического реализма известного французского социолога Э. Дюркгейма (1858-1917).

Он настаивал на том, что общество представляет независимую от индивидов, внеиндивидуальную и надындивидуальную реальность. Эта особого рода реальность, не сводимая к другим ее видам, включена в универсальный природный порядок. Социальная реальность столь же устойчива и основательна, как все другие виды реальности, и соответственно, так же как и они, развивается по определенным законам.

В 70-х годах XIX в. появляется своеобразная школа в социологии, пытающаяся не просто провести аналогию между обществом и биологическим организмом, но в значительной степени, если не полностью оттождествить их. Она получила название «органической школы», или «органического направления»

Последний термин нередко употребляется для обозначения всего течения, сторонники которого рассматривают общество как единое целое образование. И если «органическая школа» скоро потеряла популярность, ибо выяснилось, что общественные связи капчественно отличны от биологических, то органическое направление в широком смысле слова в конце концов восторжествовало в общественной науке. Взгляда на общество как на особое органическое целое, не сводимое к сумме составляющих его индивидов, придерживается сейчас большинство обществоведов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Анурин В.Ф., Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. 2011 г.

2. Гавров С.Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества, 2002 г.

3. Лавриненко В.Н., Нартов Н.А., Шабанова О.А., Лукашова Г.С. Социология. Учебник для вузов. 2002 г.

4. Луман Н.А. Общество как социальная система. 2004 г.

 

 

 

 

 

16

 



Информация о работе Общество как целостная система: понятие, содержание, функции