Общество как целостная система: понятие, содержание, функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Представляется, однако, что трудности с определением основных социологических понятий вполне преодолимы, поскольку они вызваны забвением некоторых элементарных требований к их определению, существующих в формальной логике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Общество как целостная система: понятие, содержание, функции……….4
Заключение…………………………………………………………………...14
Список использованной литературы………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 76.00 Кб (Скачать)


Содержание:

Введение………………………………………………………………………2

Общество как целостная система: понятие, содержание, функции……….4

Заключение…………………………………………………………………...14

Список использованной литературы………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В конце XX — начале XXI веков в России происходят значительные изменения во всех сферах жизнедеятельности. Кардинальным образом меняется модель социального взаимодействия. В социентальном пространстве России формируются новые социальные слои, на основе которых образуются иные классы, различающиеся уровнем доходов, образом и качеством жизни, политической активностью, культурно-ценностными ориентациями, складывается высокий уровень социальной напряженности и конфликтности между старыми и новообразовавшимися социальными общностями.

Огромный пласт социально-экономических, политических, духовных проблем, возникающих в процессе трансформации системы социального взаимодействия российского индустриального общества, не удается удовлетворительно решать с помощью сложившихся способов и методов адаптации к меняющейся социальной реальности. Социальные практики свидетельствуют о том, что использование классократических, стратократических культурократических, хронократических,  функционалистистких, институционалистских и других одномерных концептуальных подходов и представлений к механизмам и способам организации процесса социального взаимодействия приводит к появлению разнообразных интерпретаций социального устройства российского общества, существенно расходящихся с социальной реальностью. Ограниченность утвердившихся подходов ярко обнаруживает себя в связи с возрастанием роли образования, науки, информатизационно-технологического процесса в общественном развитии, требующие использования новых способов адаптации социальных систем к изменяющейся реальности. В настоящее время возникает настоятельная потребность в их корректировке, дополнении, уточнении. Крайне важным становится философское осмысление проблематики, выработка интегрированного подхода к изучению социальной реальности, учитывающего в процессах реформирования системы социального взаимодействия специфику организации статусно-ролевого, институционального, культурно-нравственного пространств российского общества.

Последнее время большой интерес в социологии вызывают проблемы определения категорий, в том числе, такого, как общество. Многие обществоведы согласятся, вероятно, с мнением Н. Лумана о том, что "со словом "общество" не связаны никакие однозначные представления. Едва ли вызовет возражение и утверждение американского социолога Н. Смелзера, что "ученые с трудом определяют сущность" понятия "общество". Оказывается, мы не знаем точно, что такое общество.

Представляется, однако, что трудности с определением основных социологических понятий вполне преодолимы, поскольку они вызваны забвением некоторых элементарных требований к их определению, существующих в формальной логике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общество как целостная система: понятие, содержание, функции.

 

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших ее проблем была проблема: что представляет собой общество? Социо­логия всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как воз­можно существование общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огром­ному многообразию интересов индивидов и социальных групп? Рас­смотрение этой проблемы и является нашей задачей в этой теме.

Э. Дюркгейм рассматривал общество как надындивидуальную духов­ную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей, действий. Крупный американский социолог Т. Парсонс определял об­щество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общест­во — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степе­ни выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обще­ству называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать тео­рией общества.

Система — это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определя­ют состав, набор элементов.

Социальная система — это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчи­вый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь — это набор фактов, обусловливающих сов­местную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавлива­ются не по прихоти людей, а объективно. Установление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и т. д.

Социальное взаимодействие — это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм со­циального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к станов­лению новых социальных отношений. Социальные отношения — это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индиви­дами и социальными группами.

Итак, общество складывается из множества индивидов, их со­циальных связей, взаимодействий и отношений. Но можно ли рас­сматривать общество как простую сумму индивидов, их связей, вза­имодействий и отношений? Сторонники системного подхода к анали­зу общества отвечают: «Нет». С их точки зрения, общество — это не суммативная, а целостная система. Это означает, что на уровне об­щества индивидуальные действия, связи и отношения образуют но­вое, системное качество. Системное качество — это особое качест­венное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов. Общественные взаимодействия и отношения носят на­дындивидуальный, надличностный характер, то есть общество — это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застает опреде­ленную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее. За счет чего же достигается эта целостность, то есть системное качество?

Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и суб­ординацию элементов. Координация — это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, кото­рый обеспечивает сохранение целостной системы. Субординация — это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфиче­ское место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

Итак, в результате общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элемен­тов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социаль­ная система приобретает определенную самостоятельность по отно­шению к составляющим ее элементам, относительно самостоятель­ный способ своего развития.

Системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистским и функционалистским. Детерминистский подход ярче все­го выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической, каждую из которых, в свою очередь, можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти подсистемы от собственно социальной, их называют социетальными. Во взаимоотношении между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что каждая из этих систем существует не сама по себе, а, согласно марксизму, нахо­дится в причинно-следственной зависимости от других систем. Все эти системы представляют собой иерархичную структуру, то есть на­ходятся в соотношении субординации, подчиненности в том порядке, как они перечислены. В марксизме четко указывается на зависимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, бази­рующееся на определенном характере отношений собственности.

Детерминистский подход дополняется в социологии функци­ональным. Марксизм также является сторонником функциональ­ного подхода. В марксизме принято различать суммативные, органические и целостные системы. Общество как система складывает­ся при переходе от органической к целостной системе. Развитие органической системы состоит в саморасчленении, дифференциации, которую можно охарактеризовать, как процесс формирования но­вых функций или соответствующих элементов системы. В общест­венной системе формирование новых функций происходит на осно­ве разделения труда. Движущей силой этого процесса являются об­щественные потребности. Производство средств, необходимых для удовлетворения потребностей, и непрерывное порождение новых потребностей К. Маркс и Ф. Энгельс называли первой предпосылкой человеческого существования. Итак, на основе этого развития по­требностей и способов их удовлетворения общество порождает из­вестные функции, без которых оно не может обойтись. Предназна­ченные для выполнения этих функций люди образуют новую от­расль разделения труда. Тем самым эти люди приобретают особые интересы, в том числе и по отношению к тем, кто «уполномочил» их на этот вид деятельности, т. е. они становятся относительно самосто­ятельными по отношению к ним. Так, по мнению марксистов, над сферой материального производства надстраиваются социальная, политическая и духовная сферы, выполняющие свои специфичес­кие функции.

Основные положения функционализма были сфор­мулированы английским социологом Г. Спенсером (1820 - 1903) в его трехтомном труде «Основание социологии» и развиты английским этнографом А. Рэдклифф-Брауном и американскими социологами Р. Мертоном, Т. Парсонсом. Основные принципы функционального подхода по Г. Спенсеру:

1) Так же, как сторонники системного подхода, функционали­сты рассматривали общество как целостный, единый организм, со­стоящий из множества частей: экономической, политической, воен­ной, религиозной и т. д.

2) Но при этом подчеркивали, что каждая часть может сущест­вовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.

3) Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на 'тоддержание устойчивости общества и воспроизводство человечес­кого рода.

4) Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой час­ти, чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее дру­гим частям восполнить нарушенные функции.

5) Спенсер придавал большое значение социальному контро­лю. Социальная система, по его мнению, сохраняет стабильность,

6) Группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь «справедливых» отношений.

7) Индивиды, обнаруживающие свое участие в «несправедли­вых» отношениях, испытывают психологический дискомфорт.

8) Чем сильнее воспринимается «несправедливость», тем сильнее дискомфорт и интенсивнее попытки восстановить «справед­ливые» отношения.

Таким образом, центральное место в этой теории занимает ка­тегория «справедливое отношение», определяемая как пропорцио­нальность вкладов и результатов участников взаимодействия. До­стижение социальной справедливости преподносится сторонника­ми этой теории как главный стимул действия индивидов и групп. Другой теорией, базирующейся на методологии индивидуализма, является символический интеракционизм (от англ. interaction — взаимодействие).

Согласно символическому интеракционизму, взаимодействие между индивидами представляет собой непрерывный диалог, в про­цессе которого люди прослеживают, интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимулов заключа­ется в установлении связи, стимула с символом и выборе ответной реакции на основе осмысления этого символа. Установление соци­альной связи, коммуникация становятся возможными благодаря то­му, что люди придают одно и то же значение данному символу. По Дж. Миду, социальное «Я» включает в себя два момента: собственно «Я» и «Мы». Собственно «Я» — это индивидуальное сознание.

«Таким образом, в объяснении вопроса, что собой представляет общество, каковы механизмы его образования и функционирования, социология располагает рядом методологических подходов, которые нередко согласуются друг с другом, но могут вступать и в противоре­чие.

Первым признаком общества называют обычно террито­рию, на которой происходит консолидация социальных свя­зей. Наша планета предоставила возможность многим общностям найти свою экологическую нишу для обеспечения удовлетворения витальных потребностей людей и придать жизнедеятельности индивидов свои неповторимые черты, обусловленные многообразием климатических условий и природным ландшафтом. Территория — это основа соци­ального пространства, в котором складываются, развивают­ся отношения и взаимодействия между индивидами.

Второй отличительной чертой общества является его способность поддерживать и воспроизводить высокую ин­тенсивность внутренних взаимосвязей. Отмечая устойчи­вость как важнейшую характеристику общества, социологи расходятся в объяснении ее основополагающих причин. Э.Дюркгейм видел первооснову устойчивости и единства общества в «коллективном сознании», в наличии общей во­ли, препятсвующей развитию губительной силы человече­ского эгоизма. Р.Мертон считает, что общество сохраняется благодаря «фундаментальным ценностям», усваиваемым большинством населения и ориентирующим каждого инди­вида на соблюдение норм совместной жизнедеятельности. Э. Шилз убежден, что общество как таковое существует только под воздействием «общей власти», обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру.

Информация о работе Общество как целостная система: понятие, содержание, функции