Общественные учреждения первых лет советской власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:08, реферат

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что в первые годы советской власти времена развилась всеобъемлющая система общественных служб и учреждений, благами которых мог воспользоваться каждый член общества, причём зачастую бесплатно.

Содержание

Введение.
1. Первые социальные мероприятия советского правительства
2. Общественные медицинские учреждения первых лет советской власти. Становление советского здравоохранения и медицины
3. Детские сиротские заведения. Деятельность советской власти по решению проблем детства
4. Учреждения образования
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ист соц раб.docx

— 41.23 Кб (Скачать)

Начала реализовываться  возникшая еще в конце 19 века идея о том, что социальное обеспечение  детей должно быть всецело передано в веденье государства. Более того, в теоретических трудах Н. Крупская и А. Коллонтай эта идея доводилась до крайних пределов: по их мнению, государство должно было взять на себя воспитание и материальное обеспечение всех без исключения детей, чтобы освободить их от влияния семьи и создать новый тип людей, способных создать коммунистическое общество. Примечательно, что советская власть пыталась на практике реализовать эти утопические идеи, взяв на себя заботу о детях. В феврале 1919 г. в РСФСР был основан Государственный совет защиты детства, главном функции которого являлось изыскание средств для содержания детских домов.

Значительную  помощь этим учреждениям оказала  созданная в 1921 г. при ВЦИК комиссия по улучшению жизни детей во главе  с Ф.Э. Дзержинским. В задачи комиссии входило: оказание помощи продовольствием, жильем, топливом, одеждой учреждениям, ведающим охраной жизни и здоровья детей, прежде всего беспризорных; издание законов и постановлений касающихся охраны жизни и здоровья детей; Голод 1921 года в Поволжье внес существенные коррективы в планы работы с детьми. Помимо имеющихся 5 млн. беспризорных, в сфере голода оказалось еще 8 млн. детей, многие из которых потеряли детей. В этих условиях комиссия вынуждена была заниматься только неотложными мерами по спасению детей. Был найден единственный правильный в тех условиях способ - массовое открытие новых детских домов, где дети могли получать хоть скудное, но все же достаточное до выживания питание. Была так же организована перевозка детей из районов голода в другие. Была проделана поистине титаническая работа, но тем не менее беспризорность продолжала носить массовый характер (1922 - 7 млн. беспризорный детей). Детские дома содержали к тому времени 540 тыс. детей, и практически не выполняли ни какой педагогической работы.

Наряду с детским домами в 20-е годы существовали и другие государственные интернатные учреждения: детские коммуны и городки, трудовые колонии, пнонердома. Многие педагоги 20-х годов отдавали предпочтение детским домам смешанного типа (школьного и дошкольного возрастов). «Детский дом должен являться частицей жизни, -- говорили они, -- в жизни же все возрасты связаны и смешаны». Процесс преобразования детских домов (школьного и дошкольного типов) в настоящее время осуществляется именно по такому пути. В школьных детдомах сейчас открываются дошкольные отделения, а в дошкольных детдомах -- школьные. В таких учреждениях (семейного типа) появляется высокая ответственность старших воспитанников по отношению к младшим (забота, уход, шефство), да и смягчается сам психологический климат таких, заведений в сторону домашнего воспитания.

Нестандартным типом детских учреждений 20-х  годов были пионердома. От обычных детских домов школьного типа они отличались стопроцентным пионерским составом -- в то время это встречалось нечасто. В пионердома принимали детей с 12 лет, а их количество не превышало в этих заведениях 80 человек. Работа пионердомов строилась по принципу деятельности пионерской организации (создание пионерских звеньев) и носила ярко выраженный политический характер первых революционных лет.

К середине 30-х  годов детский дом как одна из форм государственного попечения  о детях, был признан лучшим типом  воспитательно-образовательного учреждения, наиболее отвечающим целям коммунистического  воспитания детей того времени, нуждающихся  в помощи государства. В годы Великой  Отечественной войны с особой остротой встал вопрос об устройстве детей-сирот. В январе 1942 г. было принято  постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Основной целью этого постановления было определение основных направлений  работы органов государственной  власти, партийных организаций по предупреждению детской беспризорности и уменьшению для детей тягот  войны. Необходимо было спасти и устроить в детские учреждения сотни тысяч  детей, потерявших родителей во время  войны. На государственные средства создавались новые детские дома для детей воинов Советской армии, партизан и детей, родители которых  погибли (специальные детдома). К  концу 1945 г. таких детдомов в СССР было около 120, в них воспитывалось свыше 17 тыс. детей. Создавались для детей, оставшихся без родителей, и детские дома на средства общественности (колхозов, комсомола, профсоюзов, милиции, промышленных предприятий). Кроме того, в годы Великой Отечественной войны был возрожден институт патронирования (передача детей на воспитание в семьи), который был отменен в первые годы советской власти, но распространяется ныне в России. Надо сказать, что россияне в экстремальных условиях (война, экологические катаклизмы, голод) всегда проявляли милосердие по отношению к детям-сиротам.

Так, в 1941--1945 гг. гражданами России было усыновлено, взято  под опеку и на патроннрование 278 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на столь внушительное число детей, взятых в семьи, большинство детей -- сирот войны содержалось в детских домах (по России -- 400 тыс., по СССР -- 600 тыс.) за государственный счет. С 1956 г. по решению XX съезда КПСС в СССР начали создаваться школы-интернаты для детей-сирот, детей одиноких матерей, инвалидов войны и труда, пенсионеров, а также детей, родители которых в силу разных причин нуждались в помощи государства. В 1959--1965 гг. с учетом местных условий и возможностей в стране осуществлялось преобразование детских домов школьного типа в школы-интернаты, К сожалению, такая практика преобразования учреждений не оправдала себя. Сейчас происходит обратный процесс преобразования школ-интернатов в детские дома. Детский дом, как и в 30-е годы, вновь становится одним из оптимальных типов государственных учреждений для детей-сирот. Однако меняется его режим работы: детский дом из казарменного учреждения все более становится семейным, теплым домом. 

4. Учреждения образования.

Народное образование  в после Октябрьской революции 1917 года. Основы политики Коммунистической партии и Советской власти в области  народного образования были определены Программой партии, принятой 8-м съездом  РКП(б) в 1919г. 
 
Первоочередной задачей стала ликвидация массовой неграмотности населения. В соответствии с декретом "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР" (26 декабря 1919) в 1920 при Наркомпросе РСФСР была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, руководившая всей работой в этом направлении. За 1920-40 было обучено грамоте около 60 млн. чел. взрослого населения. В 1939 (по данным переписи) грамотные среди населения в возрасте от 9 до 49 лет составили 87,4%. Перепись населения 1959 показала, что неграмотность практически ликвидирована полностью. 
 
На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918-19 г.г., организация дела народного образования была перестроена на новых, социалистических началах: все общеобразовательные школы стали общенародными; существование частных школ запрещено; введены бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь - от государства; запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа; отменялись физические наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке; положено начало созданию советской системы общественного дошкольного воспитания; выработаны и введены в действие новые правила приёма в вузы, открывшие двери для рабочих и трудящихся крестьян. 
 
Всероссийским органом по руководству и управлению народным образованием стал Наркомат просвещения, в ведение которого перешли учебные заведения всех ведомств. В июне 1918 СНК РСФСР принял "Положение об организации дела народного образования в Российской республике. Важнейшее значение имело "Положение о единой трудовой школе РСФСР" (опубликовано 16 октября 1918), в соответствии с которым, создавалась основанная на подлинно демократических принципах единая трудовая 9-летняя школа, состоящая из 2 ступеней, обязательная для детей и подростков в возрасте 8-17 лет, с бесплатным и совместным обучением детей обоего пола на родном языке Огромное значение для развития школы на родных языках имело создание в 20-30-х гг. письменности для десятков народов и народностей. 
 
Коренным образом изменились содержание образования и воспитания, методы учебно-воспитательной работы, началась подготовка новых учебных планов, программ и учебников. 
 
В начале 30-х гг. изданы постановления, укрепившие организационные и научно-педагогические основы советской школьной системы: "О начальной и средней школе", "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе", "Об учебниках для начальной и средней школы", "О структуре начальной и средней школы в СССР", "Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе" и др. 
 
Общеобразовательная школа - основная форма получения общего среднего образования. С первых лет Советской власти она развивается как единая, трудовая и политехническая. Её единство обеспечивается общностью принципов организации учебно-воспитательного процесса, единым в своей основе содержанием образования и воспитания учащихся при учёте национальных особенностей народов Советского Союза. Политехническое и трудовое обучение ведётся в процессе изучения учащимися основ наук, а также в процессе внеурочной, внеклассной и внешкольной работы. 
 
По мере экономического и культурного роста страны школьная система претерпевала изменения в типах и структуре учебных заведений, сроках обучения, формах связи и преемственности общего и профессионального образования. С 1921 наряду со средней школой (9-летней, позже 10-летней) существовала 7-летняя школа. С 1923 в деревне получили распространение школы крестьянской молодёжи. С 1930 по 1940 число учащихся 1-4-х классов дневных школ возросло на 6 млн., 5-7-х классов - на 8,8 млн. чел. В 1940/41 уч. г. общее число учащихся общеобразовательных школ всех видов достигло 35,6 млн. 
 
Сеть общеобразовательных школ включает также средней школы с производств. обучением, средние школы с углублённым изучением отдельных предметов, школы-интернаты, средние общеобразовательные школы работающей молодёжи, школы для обучения детей с физическими и умственными недостатками, специальные школы. 
 
Школы с производственным обучением и школы с углублённым теоретическим и практическим изучением отдельных предметов создаются для удовлетворения различных интересов и развития способностей учащихся, а также для их профессиональной ориентации. Объём общеобразовательных знаний в этих школах соответствует требованиям единых учебных планов и программ. 
 
Общеобразовательные школы с продлённым днём имеют целью дальнейшее развитие общественного воспитания учащихся. Это перспективный путь совершенствования системы общего среднего образования. Школы-интернаты обеспечивают благоприятные условия для всестороннего развития учащихся из семей, не имеющих необходимых условий для воспитания детей.

Включая дневные  общеобразовательные школы, при  которых организованы классы для  обучения работающей молодежи, самостоятельные  заочные школы и средние профтехучилища. 
 
Для детей и подростков, нуждающихся в длительном лечении, имеющих недостатки организованы специальные общеобразовательные школы (классы) в основном интернатного типа. 
 
Учебный год во всех общеобразовательных школах страны начинается 1 сентября и заканчивается в 1-7-х классах 30 мая, в 8-х классах 10 июня, в 9-10(11)-х классах 25 июня. Учебный год делится на учебные четверти: 1-я - с 1 сентября по 4 ноября, 2-я - с 10 ноября по 29 декабря, 3-я - с 11 января по 23 марта, 4-я - с 1 апреля до конца учебного года. Соответственно устанавливаются и каникулы (осенние, зимние, весенние и летние). 
 
Знания учащихся по большинству учебных предметов определяются по 5-балльной системе, а поведение оценивается как "примерное", "удовлетворительное" и "неудовлетворительное". В 8-х и 10(11)-х классах устанавливаются обязательные выпускные экзамены. Окончившим среднюю школу выдаётся аттестат о среднем образовании 
 
Внешкольные детские учреждения деятельно участвуют во всестороннем развитии способностей детей и подростков - воспитывают общественную активность, укрепляют интерес к труду, науке, искусству, спорту, организуют досуг и способствуют укреплению здоровья. 
 
Профессионально-техническое образование. Начало развитию профессионально-технического образования было положено в1919 г. декретом СНК РСФСР “О мерах к распространению профессионально-технических знаний” 
Профессионально-технические учебные заведения готовят для народного хозяйства культурных, технически образованных, квалифицированных рабочих, владеющих профессиональным мастерством, отвечающим требованиям современного производства и научно-технического прогресса. 
 
Среднее специальное образование - один из основных путей осуществления всеобщего среднего образования и подготовки квалифицированных кадров в различных областях народного хозяйства и культуры. Их готовят средние специальные учебные заведения промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, здравоохранения и физической культуры, просвещения, культуры, искусства и др. Основные типы учебных заведений в системе среднего специального образования - техникумы и училища, обучение в которых имеет 3 формы: дневную, вечернюю и заочную (длительность обучения на вечерних и заочных отделениях обычно на 1 год больше, чем на дневном) и ведётся с отрывом и без отрыва от работы на производстве (по ряду специальностей). Окончившим техникумы и училища присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью, выдаётся диплом. 
 
Высшее образование. В 1914/15 насчитывалось 105 высших учебных заведений, в которых обучалось 127 тыс. студентов, главным образом из имущих слоев населения. Большинство этих учебных заведений находилось в Петрограде, Москве, Киеве и некоторых других городах Европейской части страны. 
 
В первые годы Советской власти система высшего образования была перестроена в соответствии с подписанным В. И. Лениным и утвержденным СНК РСФСР "Положением о высших учебных заведениях РСФСР. Учитывая возрастающее стремление взрослого населения к получению образования и квалификации без отрыва от работы на производстве, была создана система вечернего и заочного высшего образования. 
 
К высшим учебным заведениям в СССР относятся университеты, политехнические, индустриальные и другие отраслевые институты, академии, консерватории, высшие училища и школы со сроками обучения 4-6 лет (вечерняя и заочная формы обучения предусматривают соответственно срок на 6-12 мес. больше). Вузы организуются государством и общественными организациями. 
 
Обучение в вузах бесплатное. Преподавание ведётся на родном языке студентов. Студентам выплачивается в зависимости от успеваемости государственная стипендия, иногородним предоставляется общежитие. 
 
В высших и средних специальных учебных заведениях СССР обучаются лица из 134 стран, главным образом из братских социалистических, а также из развивающихся. В Москве работает Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, в которомучится молодёжь из стран Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки. В вузах и техникумах в 1975 обучалось 44 тыс. иностранных граждан; СССР ежегодно командирует за рубеж более 17 тыс. профессоров, преподавателей, аспирантов, студентов и принимает столько же граждан из других стран. 
 
Советские вузы призваны готовить высококвалифицированных специалистов, владеющих глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками; воспитывать у студентов высокие моральные качества, коммунистическую сознательность, культуру, социалистический интернационализм и патриотизм; постоянно совершенствовать качество подготовки специалистов с учётом требований современного производства, науки, техники, культуры и перспектив их развития; выполнять научно-исследовательскую работу; подготавливать научно-педагогические кадры; повышать квалификацию преподавательского состава высших и средних учебных заведений, а также специалистов с высшим образованием, занятых в соответственных отраслях народного хозяйства. 
 
При университетах и многих других высших учебных заведениях имеется аспирантура для подготовки научных и научно-педагогических кадров, факультеты повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, научно-исследовательского подразделения. 
 
Высшим образованием в стране руководит Министерство высшего и среднего специального образования СССР, при котором создан Совет по высшей школе, разрабатывающий научно обоснованные рекомендации по улучшению учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы; по вопросам перспективного планирования подготовки специалистов, их распределения и использования; по повышению квалификации научно-педагогических кадров. Управление большинством вузов страны осуществляют министерства высшего и среднего специального образования союзных республик, а также отраслевые министерства и ведомства, в ведении которых они находятся. Каждое высшее учебное заведение имеет свой устав, разрабатываемый на основе Положения о высших учебных заведениях СССР и утверждаемый министерством или ведомством, а также правила внутреннего распорядка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Октябрьская революция  внесла решительные изменения во всю традиционную структуру, практически  уничтожив ее общественное и частное  содержание и заменив их государственной  системой социального обеспечения. После Октябрьской революции  социальная помощь и социальная защита населения становится исключительно  государственным делом. Главная  черта социальной политики советского государства - ее всеобщность, предполагающая охват интересов и потребностей всех слоев населения. Государство  стремится установить жесткий контроль за поведением отдельного гражданина, использовать социальную политику в качестве инструмента как экономического, так и идеологического давления. Благотворительная деятельность в тот период оценивалась как “одно из средств буржуазии маскировать свой паразитизм и свою эксплуататорскую сущность посредствам лицемерной, унизительной “помощи бедным” в целях отвлечения от классовой борьбы . Все благотворительные организации, общественные и частные были переданы Советскому государству, все благотворительные заведения были преобразованы в государственные или закрыты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в России: Исторический очерк. - М.: Дом, 1993.

2. Антология социальной работы. в 5т. Т.1. История социальной помощи в России / сост. Фирсов М.В. - М.: Ставрогъ - НВФ СПТ, - 1994.

3. Фирсов М.В. История социальной работы в России : Учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.

4. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. - М.: ЗАО Издательствово Центрполиграф, 2001.

5. Мельников  В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учеб. Пособие. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.

6. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала ХХ века). - М.: Академический проект, 2002. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Общественные учреждения первых лет советской власти