Общественные учреждения первых лет советской власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:08, реферат

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что в первые годы советской власти времена развилась всеобъемлющая система общественных служб и учреждений, благами которых мог воспользоваться каждый член общества, причём зачастую бесплатно.

Содержание

Введение.
1. Первые социальные мероприятия советского правительства
2. Общественные медицинские учреждения первых лет советской власти. Становление советского здравоохранения и медицины
3. Детские сиротские заведения. Деятельность советской власти по решению проблем детства
4. Учреждения образования
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ист соц раб.docx

— 41.23 Кб (Скачать)

План.

Введение.

1. Первые социальные мероприятия советского правительства

2. Общественные медицинские учреждения первых лет советской власти. Становление советского здравоохранения и медицины 

3. Детские сиротские заведения. Деятельность советской власти по решению проблем детства

4. Учреждения образования

Заключение.

Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Актуальность  темы заключается в том, что в первые годы советской власти времена развилась всеобъемлющая система общественных служб и учреждений, благами которых мог воспользоваться каждый член общества, причём зачастую бесплатно. 
Создание и деятельность общественных организаций, обществ и учреждений в первые годы Советской власти остается по-прежнему одной из актуальных тем в общем спектре исследований по истории становления общественных институтов и государственных органов в первые годы существования Советского государства. Однако до середины 1980-х гг. в исследованиях, рассматривавших деятельность общественных организаций и обществ 20-30-х гг., наблюдалась определённая однобокость. Это выразилось, прежде всего, в повышенном внимании исследователей к таким организациям как комсомол, профсоюзы, структурам кооперативного движения в ущерб другим общественным организациям, например организациям и обществам гуманитарного и культурно-просветительского направлений.  
В последнее десятилетие интерес к данной тематике повысился, что определяется, как можно предположить, возросшей ролью в жизни общества организаций гуманитарного характера, научно-просветительских обществ, негосударственных организаций, занимающихся удовлетворением культурно-информационных запросов людей, а так же их ролью в истории становления советской общественной системы, наследие которой до сих пор составляет основу повседневной жизни общества.  
Различные объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, с общим типом поведения известны с глубокой древности. Достаточно вспомнить многочисленные философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, клубы нового времени и т.д. Людям всегда было свойственно стремление к объединению.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Первые социальные мероприятия советского правительства.

13 ноября 1917 г., на  шестой день своего существования,  Совет Народных Комиссаров включил  в число первых мероприятий  и декретов Советской власти  официальное правительственное  сообщение "О социальном страховании". В группу первого декрета входят: "Положение о страховании на  случай безработицы", "Положение  о страховании на случай болезни", "Положение о Страховом Совете", "Положение о страховом присутствии". 
   Народный комиссариат государственного призрения (НКГП) проводит политику упразднения существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями. 
   Так, 19 ноября 1917 г. упразднены благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам, 1 декабря 1917 г. — Совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии, 12 января 1918 г. — Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества, 22 января 1918 г. упразднен Алексеевский Комитет, а 24 января 1918 г.— Александровский Комитет о раненых и т. д. Все благотворительные организации, общественные и частные, в том числе больницы, были переданы Советскому государству, учебные заведения преобразованы в государственные или закрыты, богадельни расформированы. Так, например, Солдатенковская бесплатная больница, построенная в 1910-1913 годах (790 кроватей), превратилась в Больницу им. СП. Боткина, а Дом призрения им. Боевых - в общежитие для студентов Московского университета. Из благотворительных обществ было сохранено Российское общество Красного Креста (РОКК), старейшее в системе таких обществ в мире. Оно было преобразовано и подчинено государству. В таком виде оно утратило свои важнейшие функции, в том числе помощь военнопленным во время войны. Вместе с тем в 1922 году была создана коммунистическая Международная организация помощи борцам революции (МОПР), ставившая одной из своих целей оказание “моральной и материальной помощи” жертвам “фашизма, реакции и белого террора”. Вместо упраздненных ведомств в НКГП учреждались отделы, которые курировали в той или иной степени проблемы социальной помощи данной категории нуждающихся. Например, 25 января 1918 г. создается отдел призрения несовершеннолетних, еще раньше открывается отдел по охране материнства и детства и т. д. Помимо отделов при НКГП, других исполнительных и административных организациях учреждаются самостоятельные исполнительные комитеты, функция которых — помощь и поддержка определенной категории нуждающихся. 
   Однако целенаправленная государственная поддержка нуждающихся как средство проведения государственной социальной политики активно начинает осуществляться с апреля 1918 г., когда образуется наркомат социального обеспечения (НКСО). Государственный орган определил новую стратегию социальной помощи, исходя из задач строительства социалистического общества. 
   С введением новой государственной политики в области социальной помощи начинает оформляться классовый подход в предоставлении различных видов помощи. Согласно положению о социальном обеспечении трудящихся, право на получение помощи со стороны государства имели лица, “источниками существования которых является собственный труд, без эксплуатации чужого”. Новое законодательство устанавливало основные виды социального обеспечения, на которые могло рассчитывать трудовое население: врачебная помощь, выдача пособий и пенсий (по старости, в связи с потерей трудоспособности, беременным и роженицам). Источниками финансирования социального обеспечения являлись взносы предприятий, учреждений и других работодателей. Трудящиеся от каких-либо взносов освобождались. Несколько позднее Положение от 31 октября 1918 г. было дополнено правительственным постановлением, согласно которому все предприятия и учреждения, кроме частных работодателей, освобождались от уплаты страховых взносов. Расходы по социальному обеспечению государство полностью брало на себя. 
   К концу июня 1918 Наркомат Социального Обеспечения разделялся на следующие отделы: 
   Отдел Охраны Материнства и Младенчества, в ведении которого находились родовспомогательные учреждения, убежища для матерей с детьми в послеродовой период, консультации по уходу и кормлению детей и тому подобное; 
   Отдел Детских Домов; 
   Отдел по обеспечению несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных деяниях (Отдел дефектных детей); 
   Медицинский отдел, ведающий санаториями и лечебными учреждениями для широких масс населения; 
   Отдел пенсий и пособий и обеспечения инвалидов, вдов и стариков, причем на этот же отдел возложено оказание помощи революционным борцам, амнистированным, политическим и возвращающимся эмигрантам; 
   Подотдел пайка. Ведающий выдачей продовольственных пайков семьям пострадавшим на войне; 
   Отдел увечных воинов, в круг ведения которого входило долечивание, снабжение протезами, трудовая и профессиональная помощь, убежища для военно-увечных и их пенсионирование. 
   Однако обеспечением социальной защитой населения продолжали заниматься и другие коммиссариаты, четкое разграничение обязанностей произошло только в 1920 году.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Общественные медицинские учреждения первых лет советской власти. Становление советского здравоохранения и медицины.

   Создание  Народного комиссариата здравоохранения.

   26 октября (8 ноября) 1917 г. при Военно-революционном  комитете Петроградского совета  рабочих и солдатских депутатов  был образован Медико-санитарный  отдел (во главе с М. И.  Барсуковым); отделу поручалось реорганизовать  медико-санитарное дело в стране.

   Реализуя  задачи, поставленные еще в 1903 г. в  первой программе РСДРП, Совет Народных Комиссаров издал декреты: о 8-часовом  рабочем дне – от 29 октября (11 ноября) 1917 г.,'о помощи пострадавшим от несчастных случаев на предприятиях – от 9 (22) ноября 1917 г., о бесплатной передаче больничным кассам всех лечебных учреждений предприятий – от 14 (27) ноября 1917 г., о страховании на случай болезни – от 22 декабря 1917 г. (4 января 1918 г.) и др.

   Для осуществления этих постановлений  и оказания медицинской помощи населению  на местах с ноября 1917 г. в различных  районах страны стали создаваться  Медико-санитарные отделы (при местных  Советах) и Врачебные коллегии (при  некоторых Народных комиссариатах),.

   2 (14) декабря 1917 г. Врачебные коллегии  Народных комиссариатов Внутренних  дел, Путей сообщения и Государственного' призрения обратились к населению  Советской России с совместным  воззванием "О борьбе с заболеваемостью,  смертностью и антисанитарными  условиями жизни широких масс  населения". Это обращение явилось  первым программным документом  Советского государства в области  медицинского дела. В обращении  говорилось:

   Война, экономический развал и вызванные  ими недоедание и истощение населения  ставят перед рабочим и крестьянским правительством вопрос о борьбе в  государственном масштабе с заболеваемостью, смертностью и антисанитарными  условиями жизни широких масс населения.

   Необходимо  исчерпывающее санитарное законодательство по водоснабжению, канализации и санитарному надзору, за торгово-промышленными заведениями, жилыми помещениями, по организации выборной от населения санитарной инспекции, по борьбе с заболеваемостью и смертностью и, в частности, с детской смертностью, туберкулезом, сифилисом, по борьбе с заразными болезнями, по обеспечению населения народными санаториями, целебными местами и т. п.

   Общность  задач, стоявших перед Врачебными коллегиями, привела к их объединению. 24 января (6 февраля) 1918 г. декретом Совета Народных Комиссаров был образован Совет  Врачебных коллегий, на который возлагались  функции "высшего медицинского органа Рабочего и Крестьянского правительства". Его председателем был назначен А. Н. Винокуров, заместителями председателя – В. М. Бонч-Бруевич (Величкина) и М. И. Барсуков.

   15 мая 1918 г. вышел в свет первый  номер официального печатного  органа Совета Врачебных коллегий  при Совете Народных Комиссаров  РСФСР – "Известия советской  медицины", первой советской медицинской  газеты-журнала.

   Перед Советом Врачебных – коллегий (как писал впоследствии М. И. Барсуков) стояли тогда три основные задачи:

  1. Продолжить организацию на местах медико-санитарных отделов при Советах рабочих и солдатских депутатов.
  2. Закрепить начатую реорганизацию военной медицины…
  3. Всемерно укреплять санитарное дело, наладить борьбу с эпидемическими заболеваниями и всеми силами помочь советской власти в устранении санитарной разрухи".

   В то же время основной задачей Совета Врачебных коллегий оставалось объединение  усилий в области здравоохранения  в масштабах всей страны. В связи  с этим велась работа по подготовке Всероссийского съезда представителей Медико-санитарных отделов, которому предстояло решить вопрос об образовании Народного  комиссариата здравоохранения РСФСР.

   Всероссийский съезд Медико-санитарных отделов  Советов состоялся в Москве 16–19 июня 1918 г. Наряду с основным вопросом "Задачи и организация Народного  комиссариата здравоохранения" (доклад 3. П. Соловьева и В. М. Бонч-Бруевич), съезд обсудил важнейшие для того периода проблемы здравоохранения: "Об организации и задачах советской медицины на местах" (доклад Н. А. Семашко), "Об организации борьбы с эпидемиями в условиях Советской республики" (доклад А. Н. Сысина), "О страховой медицине" (доклады И. В. Русакова и Г. В. Линдова).

   В постановлении съезда отмечалось: "Исходя из положенного в основу строения Советской республики единства государственной  власти, следует признать необходимым  создание единого центрального органа – Комиссариата здравоохранения, вёдующего всем медико-санитарным делом".

   26 июня 1918 г. Совет Врачебных коллегий  направил в Совет Народных  Комиссаров докладную записку  и проект декрета о создании  Народного комиссариата здравоохранения  (Наркомздрав) РСФСР. 9 июля 1918 г. они были опубликованы в "Известиях ВЦИК" для широкого ознакомления.

   11 июля 1918 г. после многократного  и обстоятельного обсуждения  Совет Народных Комиссаров принял  декрет "Об учреждении Народного  комиссариата здравоохранения"  – первого высшего государственного  органа, объединившего под своим  руководством все отрасли медико-санитарного  дела страны.

   В состав первой Коллегии Народного комиссариата здравоохранения РСФСР вошли: В. М. Бонч-Бруевич (Величкина), А. П. Голубков, П. Г. Дауге, Е. П. Первухин, Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев. Первым народным комиссаром здравоохранения РСФСР был назначен " Н. А. Семашко (рис. 153), его заместителем – 3. П. Соловьев.

   Николай Александрович Семашко (1874–1949)–возглавлял  Наркомздрав до 1930 г. – в годы гражданской войны, иностранной военной интервенции и послевоенного периода, когда создавалась государственная система здравоохранения, велась борьба с эпидемиями, разрабатывалась программа охраны материнства и детства, развивалось санаторно-курортное дело, расширялась сеть научно-исследовательских институтов, реорганизовывалась система высшего медицинского образования.

   В 1922 г. Н. А. Семашко возглавил первую в стране кафедру социальной гигиены  на медицинском факультете Московского  университета (с 1930 г.– Московский медицинский  институт, с 1990 г. – Медицинская академия им. И. М. Сеченова) и руководил ею в течение 27 лет. Н. А. Семашко был инициатором и главным редактором первого издания Большой медицинской энциклопедии (1927–1936). В течение десяти лет (1926–1936) он возглавлял детскую комиссию Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК). 

3. Детские сиротские заведения. Деятельность советской власти по решению проблем детства.

С насущной проблемой  массового сиротства и беспризорничества, острейшей необходимостью государственного устройства, содержания и воспитания детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, послереволюционная Россия столкнулась уже в первые годы советской власти. Декретом СНК РСФСР от 9 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» детские дореволюционные приюты и сиротские дома преобразовывались в государственные детские дома и передавались в ведение специально созданных комиссий. В 1917--1918 годах детские дома находились в непосредственном подчинении Народного Комиссариата социального обеспечения, а с 30 мая 1918 г. передавались в ведение Наркомата просвещения (специальным декретом СНК). Отныне все дети России признавались детьми молодого советского государства и находились под его защитой.

Информация о работе Общественные учреждения первых лет советской власти