Общественное мнение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотрение истории общественного мнения и роль общественного мнения в России.
Задачи работы рассмотреть следующие вопросы:
Функции и этапы общественного мнения.
Рассмотреть методы изучения общественного мнения.

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

4) Так  называемые ненаправленные интервью носят “терапевтический” характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервьюер лишь помогает ему “излить душу”.  

5) Наконец,  по способу организации интервью  делятся на групповые и индивидуальные. Первые применяются относительно редко, это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в группе. методика проведения читательских конференций напоминает данную процедуру. Телефонные интервью используются для быстрого зондажа мнений.  

Анкетирование 

 Изучение  общественного мнения связывается  преимущественно с проведением  анкетирования. 

 Анкетирование,  проводится по любому поводу, на любую тему, нередко не выдерживает  никакой критики и расценивать  его следует только как дань  моде.

 Многие  анкеты представляют из себя  механический набор на думанных, нередко неграмотно сформулированных, курьезных вопросов, не дают представления  о цели исследования, никаких  чувств, кроме недоумения и раздражения  у респондентов не вызывают  и, соответственно, полученная информация практической ценности не имеет. Более того, такие анкеты носят порой провокационный характер, сами по себе являются источником возникновения и формирования извращенного общественного мнения. Так, в одном из районов проводили опрос старшеклассников об их отношение к религии:

1) что  вы знаете о происхождении  Иисуса Христа?

 а)  в твоем понятии "бог" - это  человек 

 б)  в твоем понятии "бог" - это  миф, выдумка  

2) могут  ли в нашей жизни существовать  духовные интересы верующих в "бога", не верующих, убежденных сторонников атеизма?

 а)  да 

 б)  нет  

3) кто  на вас оказывает положительное  влияние в вопросах религии? 

 а)  семья 

 б)  Друзья 

 в)  художественная и церковная литература 

 г)  прочее  

4) как  вы относитесь к загадочным  явлениям природа (землетрясение, бури, "летающие тарелки, гипноз, чародейская сила и тд. Что это по вашему мнению?

 а)  научно объяснимые явления 

 б)  сотворение "бога"

 в)  прочие явления  

 Этот  метод предполагает жестко фиксированный  порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).  

 Анкетные  опросы классифицируют, прежде всего, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Экспресс - опрос применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых. Такие анкеты напоминают листы всенародных референдумов. Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором - анкетер сам собирает заполненные листы. Групповое анкетирование отличается от индивидуального. В первом случае анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором - он обращается индивидуально к каждому респонденту.

 Наконец,  при классификации анкет, используют  также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентаций, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т.д.  

 При  проведении опросов не надо  забывать, что с их помощью  выявляются субъективные мнения  и оценки, которые подвержены  колебаниям, воздействиям условий  опроса и других обстоятельств.  Чтобы минимизировать искажение  данных, связанное с этими факторами,  любую разновидность опросных методов следует проводить в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгое время, так как к концу опроса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении будет передаваться опрашиваемыми друг другу с какими-либо комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав респондентов.  

 Независимо  от того, прибегаем ли мы к  интервью или анкетному опросу, большинство проблем, связанных  с надежностью информации, оказываются  для них общими.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Заключение:

 

Делая выводы мы можем сказать, что значение общественного мнения в жизни  любого общества является чрезвычайно  важным.

Это состояние  массового сознания, заключающее  в себе отношение (скрытое или  явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений; действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп. 

Не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что соответствует критериям - социальный интерес, дискуссионность, компетентность. А его выразители - классы, социальные слои, содружество классов, народ. Значит, мнение можно классифицировать как индивидуальное; групповое, или общее; мнение общественности, или общественное.  

В поле зрения общественного мнения как правило попадают лишь те проблемы и факты, которые вызывают общественный интерес, затрагивают интересы и потребности сейчас живущих людей. Общественное мнение может формироваться как стихийно, так и целенаправленно.

 

Список литературы

 
  • Общественное  мнение: методологические рекомендации для проведения социологических опросов/Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.,
  • Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт - СПб., 2005
  • Липпман У. Общественное мнение - М., 2004.
  • Ядов В.А. “Социологические исследования: методология, программы, методы”, Москва, 2001 год.

Информация о работе Общественное мнение