Общественное мнение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотрение истории общественного мнения и роль общественного мнения в России.
Задачи работы рассмотреть следующие вопросы:
Функции и этапы общественного мнения.
Рассмотреть методы изучения общественного мнения.

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

1) Далее,  мнение москвичей далеко не  всегда совпадает с мнением  населения российской глубинки. И тому есть объективные причины:  в частности, в Москве обращается  более 70% финансового капитала страны, как правило, вовремя выплачиваются зарплата и пенсия. А в Сибири и на Дальнем Востоке их не получают по шесть-восемь месяцев.  

2) Слабым  местом в методике опросов  являются вольные и невольные  ошибки в выборке, из которой исключаются «нежелательные» социальные группы - пенсионеры, рабочие, жители малых городов и сельской местности. Пренебрежение интересами крупнейших социальных групп России сказалось на достоверности многих прогнозов.

Методы  сбора информации:

 

 Существует три основных класса методов сбора информации:

  1. Прямое наблюдение
  2. Анализ документов
  3. Опросы, которые делятся на два подкласса: а) интервью б) анкетный опрос
 

ПРЯМОЕ  НАБЛЮДЕНИЕ 

 Под  наблюдением подразумевается прямая  регистрация событий очевидцем.  

 Наблюдение  может носить различный характер. Иногда наблюдатель самостоятельно  наблюдает происходящие события.  Иногда он может пользоваться  данными наблюдений других лиц. Наблюдение бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что:

Оно подчинено  ясной исследовательской цели и  четко сформулированным задачам.

Научное наблюдение планируется по заранее  обдуманной процедуре.

Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе.

Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.  

  Наблюдение классифицируется:  

1) По  степени формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное)и контролируемое (стандартизованное, структурное). В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом - регистрируют события по детально разработанной процедуре.  

2) В  зависимости от положения наблюдателя  различают соучаствующее (или  включенное) и простое (невключенное) наблюдения. Во время включенного  наблюдения исследователь имитирует  вхождение в социальную среду,  адаптируется в ней и анализирует события как бы “изнутри”. В невключенном (простом) наблюдении исследователь наблюдает “со стороны”, не вмешиваясь в события.  

 В  обоих случаях наблюдение может  производиться открыто или инкогнито.  

3) По  условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и на лабораторные (в экспериментальной ситуации).  

 Процедура  любого наблюдения складывается  из ответа на вопросы: “Что  наблюдать?”, “Как наблюдать?” и “Как вести записи?” На первый вопрос отвечает программа исследования, в частности состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий, стратегия исследования в целом.

 При  отсутствии четких гипотез, когда  исследование проводится по фомлулятивному (примерному) плану, применяют простое  или бесструктурное наблюдение. Цель такого предварительного наблюдения заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта. При этом используется следующее:  

1) Общая  характеристика социальной ситуации, включающая такие элементы, как: сфера деятельности (производственная, непроизводственная, уточнение ее особенностей и т.д.); правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом (формальные и общепринятые, но не закрепленные в инструкциях или распоряжениях); степень саморегуляции объекта наблюдения (в какой мере его состояние определяется внешними факторами и внутренними причинами).  

2) Попытка  определить типичность наблюдаемого  объекта в данной ситуации, относительно  других объектов и ситуаций; экологическая  среда, область жизнедеятельности, общественная, экономическая и политическая атмосфера, состояние общественного сознания на данный момент.  

3) Субъекты  или участники социальных событий.  В зависимости от общей задачи  наблюдения их можно классифицировать: по демографическим и социальным признакам; по содержанию деятельности (характер труда, сфера занятий, сфера досуга); относительно статуса в коллективе или группе (руководитель коллектива, подчиненный, администратор, общественный деятель, член коллектива...); по официальным функциям в совместной деятельности на изучаемом объекте (обязанности, права, реальные возможности их осуществления; правила, которым они следуют строго и которыми принебрегают...); по неофициальным отношениям и функциям (дружба, связи, неформальное лидерство, авторитет...).  

4) Цель  деятельности и социальные интересы  субъектов и групп: общие и  групповые цели и интересы; официальные  и неформальные; одобряемые и  не одобряемые в данной среде;  согласованность интересов и  целей.  

5) Структура  деятельности со стороны: внешних побуждений (стимулы), внутренних осознанных намерений (мотивы), средств, привлекаемых для достижения целей (по содержанию средств и по моральной их оценке), по интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктивная; напряженная, спокойная) и по ее практическим результатам (материальные и духовные продукты).  

6) Регулярность  и частота наблюдаемых событий:  по ряду указанных выше параметров  и по типичным ситуациям, которые  ими описываются.  

 Наблюдение  по такому плану позволяет более хорошо разобраться в объекте наблюдения.

 По  собранным предварительным данным  задачи наблюдения уточняются. Некоторые  стороны наблюдаемых событий  изучаются более детально, другие  вовсе опускаются.

 Таким  образом, после предварительного, наблюдение переходит в стадию более формализованного поиска.

Наблюдение  используется в основном как дополнительный метод, который позволяет собрать  материалы для начала работы или  помогает проверить результаты других методов сбора информации.  
 
 

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ 

 Документальной  в социологии называют любую  информацию, фиксированную в печатном  или рукописном тексте, на магнитной  ленте, на фото- или кинопленке. В этом смысле понятие документации  отличается от общеупотребительного: обычно мы называем документами официальные материалы.

 По  способу фиксирования информации  различаются: рукописные и печатные  документы; записи на магнитной  ленте. Эти документы называют  целевыми. Другие - не зависимые от  социолога документы называют  наличными. Обычно они и составляют документальную информацию в социологических исследованиях.

 По  степени персонификации документы  подразделяются на личные и  безличные.  

  Личные - документы индивидуального учета (библиотечные формуляры, анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи.  

  Безличные - статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний.  

 В  зависимости от статуса документы  делятся на официальные и неофициальные. 

Официальные - протоколы, правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и т.д., отчетность.

Неофициальные - личные документы, а также составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные другим исследователем на основе собственных наблюдений).

  Особая группа документов - средства массовой информации, газеты, журналы, радио, телевидение, кино.  

 По  источнику информации документы делятся на первичные и вторичные. К первичным относится прямое наблюдение. Ко вторичным - обработка данных прямого наблюдения, обобщение или описание на основе первичных источников.

 Еще  можно классифицировать документы  по содержанию: например, литературные данные, исторические и научные архивы, архивы социологических исследований.  

  ОПРОСЫ 

  Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.  

  Опрос - почти универсальный метод. при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем угодно. Даже о том что нельзя увидеть или прочитать.  

 Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространяться.

 Искусство  использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить, полученным ответам.  

 Для  исследователя надо в первую  очередь уяснить, что в опросе  участвует не “средний респондент”, а живой, реальный человек одаренный сознанием и самосознанием, который воздействует на социолога так же как и социолог на него.

 Респонденты  не беспристрастные регистраторы  своих знаний и мнений, а живые  люди, которым не чужды какие-то  симпатии, предпочтения, опасения и т.п. Поэтому, воспринимая вопросы, они на одни из них не могут ответить из-за недостатка знаний, на другие - не хотят отвечать или отвечают неискренне.

Разновидности опросов. 

 Существуют  два больших класса опросных  методов: интервью и анкетные опросы.

 Интервью - проводимая по определенному  плану беседа, предполагающая прямой  контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов  последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически  (на пленку).

 Имеется множество разновидностей интервью.  

1) По  содержанию беседы различают  документальные интервью (изучение  событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого - выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со  специалистами-экспертами, причем организация и структура интервью со специалистами существенно отличается от обычной системы опроса.

2) По  технике проведения - делятся на  свободные, нестандартизованные  и формализованные ( а также  полустандартизованные) интервью.  

 Свободные  - длительная беседа (несколько часов)  без строгой детализации вопросов, но по общей программе. Такие  интервью уместны на стадии  разведки в формулятивном плане  исследования.  

 Стандартизованные  интервью предполагают, как и  формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

3) В  зависимости от особенностей  процедуры интервью может быть  интенсивным (“клиническим” т.е.  глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого. Цель клинического интервью - получить информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что вовсе не осталось в памяти.  

Информация о работе Общественное мнение