Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:51, курсовая работа
Цель работы - рассмотрение истории общественного мнения и роль общественного мнения в России.
Задачи работы рассмотреть следующие вопросы:
Функции и этапы общественного мнения.
Рассмотреть методы изучения общественного мнения.
1) Далее,
мнение москвичей далеко не
всегда совпадает с мнением
населения российской глубинки.
И тому есть объективные
2) Слабым местом в методике опросов являются вольные и невольные ошибки в выборке, из которой исключаются «нежелательные» социальные группы - пенсионеры, рабочие, жители малых городов и сельской местности. Пренебрежение интересами крупнейших социальных групп России сказалось на достоверности многих прогнозов.
Существует три основных класса методов сбора информации:
ПРЯМОЕ
НАБЛЮДЕНИЕ
Под
наблюдением подразумевается
Наблюдение
может носить различный
Оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам.
Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре.
Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе.
Информация,
полученная путем научного наблюдения,
должна поддаваться контролю на обоснованность
и устойчивость.
Наблюдение классифицируется:
1) По
степени формализованности выделяют неконтролируемое
(или нестандартизованное, бесструктурное)и
контролируемое (стандартизованное, структурное).
В неконтролируемом наблюдении пользуются
лишь принципиальным планом, а при контролируемом
- регистрируют события по детально разработанной
процедуре.
2) В
зависимости от положения
В
обоих случаях наблюдение
3) По
условиям организации
Процедура
любого наблюдения
При
отсутствии четких гипотез,
1) Общая
характеристика социальной
2) Попытка
определить типичность
3) Субъекты
или участники социальных
4) Цель
деятельности и социальные
5) Структура
деятельности со стороны: внешних побуждений
(стимулы), внутренних осознанных намерений
(мотивы), средств, привлекаемых для достижения
целей (по содержанию средств и по моральной
их оценке), по интенсивности деятельности
(продуктивная, репродуктивная; напряженная,
спокойная) и по ее практическим результатам
(материальные и духовные продукты).
6) Регулярность
и частота наблюдаемых событий:
Наблюдение по такому плану позволяет более хорошо разобраться в объекте наблюдения.
По
собранным предварительным
Таким
образом, после
Наблюдение
используется в основном как дополнительный
метод, который позволяет собрать
материалы для начала работы или
помогает проверить результаты других
методов сбора информации.
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ
ИСТОЧНИКИ
Документальной
в социологии называют любую
информацию, фиксированную в печатном
или рукописном тексте, на магнитной
ленте, на фото- или кинопленке.
В этом смысле понятие
По
способу фиксирования
По
степени персонификации
Личные - документы индивидуального
учета (библиотечные формуляры, анкеты
и бланки, заверенные подписью), характеристики,
выданные данному лицу, письма, дневники,
заявления, мемуарные записи.
Безличные - статистические или событийные
архивы, данные прессы, протоколы собраний.
В
зависимости от статуса
Официальные - протоколы, правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и т.д., отчетность.
Неофициальные - личные документы, а также составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные другим исследователем на основе собственных наблюдений).
Особая группа документов - средства
массовой информации, газеты, журналы,
радио, телевидение, кино.
По источнику информации документы делятся на первичные и вторичные. К первичным относится прямое наблюдение. Ко вторичным - обработка данных прямого наблюдения, обобщение или описание на основе первичных источников.
Еще
можно классифицировать
ОПРОСЫ
Опросы - незаменимый прием получения
информации о субъективном мире людей,
их склонностях, мотивах деятельности,
мнениях.
Опрос - почти универсальный метод.
при соблюдении надлежащих предосторожностей
позволяет получить не менее надежную
информацию, чем при исследовании документов
или наблюдении. Причем эта информация
может быть о чем угодно. Даже о том что
нельзя увидеть или прочитать.
Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространяться.
Искусство
использования этого метода состоит
в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как
спрашивать, какие задавать вопросы и,
наконец, как убедиться в том, что можно
верить, полученным ответам.
Для
исследователя надо в первую
очередь уяснить, что в опросе
участвует не “средний
Респонденты
не беспристрастные
Разновидности
опросов.
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.
Интервью
- проводимая по определенному
плану беседа, предполагающая прямой
контакт интервьюера с
Имеется
множество разновидностей интервью.
1) По содержанию беседы различают документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого - выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и структура интервью со специалистами существенно отличается от обычной системы опроса.
2) По
технике проведения - делятся на
свободные,
Свободные
- длительная беседа (несколько часов)
без строгой детализации
Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
3) В
зависимости от особенностей
процедуры интервью может быть
интенсивным (“клиническим” т.