Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 18:05, курсовая работа
Значение общественного мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным. Общественное мнение - это некий общественный позитив, регулирующий отношения между людьми, формулирующий общественные представления о должном и недолжном. Прототипом понятия общественного мнения считается понятие здравого смысла. Происхождение идеи общественного мнения связывается с необходимостью осмысления публичной, или общественной, сферы и ее функций.
Введение
Общественное мнение и механизмы его формирования в Р - литературе
1.1 Понятие «общественное мнение»
1.2 Сущность, содержание общественного мнения
1.3 Механизм формирования и функция общественного мнения
1.4 Измерение общественного мнения
2. Методы сбора информации
2.1 Прямое наблюдение
2.2 Анализ документов
2.3 Опросы
3.Средства массовой информации как регулятор общественного мнения
4.Ход и результаты проведенного исследования на предприятии ООО «Веста».
5. Заключение
Список литературы
1.4 Измерение общественного мнения
Для проведения процедур измерения общественного мнения очень важно определить его основные характеристики. Направленность - это просто преобладающее установившееся мнение «за» или «против» по отношению к определенному событию, решению, лидеру или другому общеизвестному социальному явлению. Интенсивность - характеризует силу и твердость выражения общественного мнения. Например, представитель общественности может сказать: «Да, я полностью согласен с курсом, проводимым нынешним правительством», или «Да, я скорее согласен, чем не согласен, с проводимым курсом». В обоих случаях имеет место положительное мнение о курсе правительства, но выраженное с разной интенсивностью. Интеграция - показывает, как высказываемое общественное мнение связано с общей системой традиций, культурой общества. По степени интеграции общественного мнения можно судить о появлении в общественном мнении контркультурных образцов, ориентации на коренные изменения в обществе, предвидеть отход от традиций.
В современном массовом обществе политика, проводимая политическими лидерами, лидерами социальных групп и руководителями, не может быть благоразумной, если они не в курсе желаний и интересов людей, выраженных через общественное мнение. Регулярное измерение общественного мнения стало осуществляться на различных уровнях общества сравнительно недавно. Основу измерения составляют подсчет голосов, поданных представителями общественности «за»: или «против» при обсуждении какого-либо решения, политического; курса или другого социального, экономического, политического события, и измерение интенсивности выраженного мнения. Подсчет голосов весьма прост по замыслу, но достаточно труден по исполнению. По этой причине исследования общественного мнения должны проводить профессионалы высокого класса. В России такие исследования проводят, в частности, Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) и служба «VP», за рубежом наиболее известной является американская служба Геллэпа.
При измерении общественного мнения используется специально разработанный вопросник. Основным требованием к вопроснику является полный учет всех возможных ответов представителей общественности на поставленные перед ними вопросы, касающиеся важных аспектов проявления общественного мнения. Другое необходимое условие проведения опросов - учет ранговых и номинальных параметров представителей различных социальных групп. Действительно, представители низших и высших социальных классов, представители различных этносов, представители различных регионов, представители различных профессиональных или половозрастных групп могут иметь совершенно разное мнение по поводу обсуждаемых проблем. По этой причине для получения полной картины общественного мнения в числе опрошенных должны быть представлены все социальные группы в соответствующих пропорциях в зависимости от их доли в данном обществе. Эта сложная проблема решается с помощью проведения выборочных исследований, в основе которых лежит следующий принцип: основные характеристики правильно составленной небольшой по численности выборки (представительной по всем группам) будут соответствовать характеристикам исследуемого общества. Если выборка была сформирована правильно, то отклонение общественного мнения по исследованиям выборки от общественного мнения всего общества должны быть не более 3-4 %.
Управление общественным мнением -- одна из главных проблем, связанных с использованием социологических научных знаний. Можно с уверенностью сказать, что базой такого управления является пропаганда, основанная на точных, научно обоснованных данных о направленности, интенсивности и интеграции общественного мнения. В самом широком смысле цель пропаганды -- направить все усилия на принятие общественностью нужной для управляющей стороны точки зрения, создать систему установок на поддержку или отвержение экономических, политических или социальных явлений. Выступления ораторов перед публикой, статьи в журналах, телевизионные передачи, реклама и продвижение товаров на рынке -- это образцы пропагандистского воздействия на общественное мнение. Многие исследователи относят к пропаганде и образовательный процесс, поскольку в ходе обучения преподаватели прививают учащимся свое собственное мнение о событиях и явлениях окружающей их действительности. Хорошо известно, что неявная, непрерывная пропаганда в процессе обучения позволяет наиболее прочно внедрять в сознание учащихся нормы и ценности, соответствующие определенным точкам зрения.
При
реализации мероприятий по управлению
общественным мнением возникает
ряд вопросов. В каком случае пропаганда
производит наибольшие изменения в человеческом
поведении: когда ее воздействие на представителей
общественности значительно или когда
оно несильное, осторожное? Как следует
формировать стратегию пропаганды в тех
случаях, когда точка зрения представителей
общественности характеризуется существенными
отклонениями от прежней, уже сформировавшейся,
и когда эти отклонения незначительны?
Осознание отклонений от принятого мнения
принято называть когнитивным диссонансом.
Здесь существуют две точки зрения. Одни
ученые полагают, что если отклонения
от общепринятой точки зрения значительны,
то воздействие производит наибольшее
изменение в общественном мнении, но другие
ученые придерживаются диаметрально противоположной
точки зрения. Клем Виттакер (американский
политконсультант, открывший в 1933 году
в Лос-Анджелесе первое консультационное
PR- агентство) исследуя оба этих научных
подхода, пришел к мнению, согласно которому
основой успешного применения пропаганды
является не значение когнитивного диссонанса,
а степень поддержки данной точки зрения
представителями общественности. Когда
члены общества очень интенсивно поддерживают
прежнюю точку зрения, с глубокой личностной
включенностью, усиление когнитивного
диссонанса незначительно меняет общественное
мнение. Более того, значительный когнитивный
диссонанс производит эффект бумеранга,
который характеризуется тем, что член
общества, подвергаемый пропагандистскому
воздействию, начинает его отвергать и
поддерживать противоположную точку зрения.
Но когда поддержка прежней точки зрения
представителями общественности не столь
интенсивна и личностная включенность
не столь глубока, когнитивный диссонанс
может привести к увеличению степени изменения
общественного мнения в результате воздействия
пропаганды. Для каждого члена общества
существует «оптимальное расхождение»,
которое производит максимальное изменение
общественного мнения.
Существует три основных класса методов сбора социологической информации:
2.1 Прямое наблюдение
Под
наблюдением подразумевается
Наблюдение может носить различный характер. Иногда наблюдатель самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц. Наблюдение бывает простым и научным.
Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что:
а) Оно
подчинено ясной
б) Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре.
в) Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе.
г) Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.
Наблюдение классифицируется:
1) По
степени формализованности
2) В
зависимости от положения
В обоих случаях наблюдение может производиться открыто или инкогнито.
Одна
из модификаций включенного
3) По
условиям организации
Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы: “Что наблюдать?”, “Как наблюдать?” и “Как вести записи?”. Постараемся найти на них ответы.На первый вопрос отвечает программа исследования, в частности состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий, стратегия исследования в целом.
При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится по фомлулятивному (примерному) плану, применяют простое или бесструктурное наблюдение. Цель такого предварительного наблюдения заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта.
При этом используется следующее:
1) Общая
характеристика социальной
2) Попытка
определить типичность
3) Субъекты
или участники социальных
4) Цель
деятельности и социальные
5) Структура
деятельности со стороны:
6) Регулярность
и частота наблюдаемых событий:
Наблюдение по такому плану позволяет более хорошо разобраться в объекте наблюдения. По собранным предварительным данным задачи наблюдения уточняются. Некоторые стороны наблюдаемых событий изучаются более детально, другие вовсе опускаются.
Таким образом, после предварительного, наблюдение переходит в стадию более формализованного поиска. Составлению жесткой процедуры контролируемого наблюдения предшествует детальный анализ проблемы на основе теории и данных неконтролируемого наблюдения. Теперь отдельные явления, события, формы поведения людей должны быть интерпретированы в понятиях логики исследования, они приобретают смысл индикаторов каких-то более общих свойств или действий.
Поучительную
технику регистрации
Вот
как выглядит карточка индикаторов
для регистрации отношения
Наблюдение
большой аудитории собрания производится
несколькими лицами, которые придерживаются
единой инструкции. подготовке протокола
регистрации данных наблюдения предшествует
не только разработка общей концепции,
но и неоднократные