Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:09, контрольная работа
1 Общее понятие......................................................................................................3
2 Сущность, содержание общественного мнения................................................4
3 Этапы общественного мнения.............................................................................6
4 Функции общественного мнения........................................................................7
4.1. Прямое наблюдение.....................................................................................9
4.2. Опросы........................................................................................................15
5 Список литературы............................................................................................18
При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится по фомлулятивному (примерному) плану, применяют простое или бесструктурное наблюдение. Цель такого предварительного наблюдения заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта. При этом используется следующее:
1)
Общая характеристика
2)
Попытка определить типичность
наблюдаемого объекта в данной
ситуации, относительно других объектов
и ситуаций; экологическая Среда,
область жизнедеятельности,
3)
Субъекты или участники
4)
Цель деятельности и
5)
Структура деятельности со
6)
Регулярность и частота
Наблюдение по такому плану позволяет более хорошо разобраться в объекте наблюдения.
По
собранным предварительным
Таким образом, после предварительного, наблюдение переходит в стадию более формализованного поиска.
Составлению
жесткой процедуры
Поучительную
технику регистрации
Вот как
выглядит карточка индикаторов для
регистрации отношения
Индикаторы
отношения участников собрания к
выступающим путем прямого
Наблюдение
большой аудитории собрания производится
несколькими лицами, которые придерживаются
единой инструкции. подготовке протокола
регистрации данных наблюдения предшествует
не только разработка общей концепции,
но и неоднократные
Следует ли наблюдателю вмешиваться в наблюдаемый процесс?
Ответ
на этот вопрос зависит от цели исследования.
Если цель исследования состоит в
том, чтобы описать и
Для этого
существуют способы добиться минимальных
ошибок при диагностическом
Если
же цель исследования заключается в
принятии определенных управленческих
решений, то вмешательство будет
полезно, так как позволит изменять
ход событий и оценивать
Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком “вживается” в свою роль соучастника событий. Поэтому как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строго научный трактат.
Имеются и нравственные проблемы включенного наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их?
Место наблюдения среди других методов сбора данных.
Основным
недостатком этого метода является
необъективность наблюдателя. Человек
очень редко оценивает ситуацию
абсолютно беспристрастно (ему свойственно
делать выводы). Личностные особенности
наблюдателя определенно
Наблюдению не подлежат события прошлого, многие явления и процессы массового характера, вычленение небольшой части которых делает их изучение непредставительным.
Наблюдение используется в основном как дополнительный метод, который позволяет собрать материалы для начала работы или помогает проверить результаты других методов сбора информации.
Опросы.
Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.
Опрос - почти универсальный метод. при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем угодно. Даже о том что нельзя увидеть или прочитать.
Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся.
Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить, полученным ответам.
Для исследователя
надо в первую очередь уяснить, что
в опросе участвует не “средний
респондент”, а живой, реальный человек
одаренный сознанием и
Респонденты
не беспристрастные регистраторы своих
знаний и мнений, а живые люди,
которым не чужды какие-то симпатии,
предпочтения, опасения и т.п. Поэтому,
воспринимая вопросы, они на одни
из них не могут ответить из-за недостатка
знаний, на другие - не хотят отвечать
или отвечают неискренне.
Разновидности опросов.
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.
Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
Имеется множество разновидностей интервью.
1) По
содержанию беседы различают
документальные интервью (изучение
событий прошлого, уточнение фактов)
и интервью мнений, цель которого
- выявление оценок, взглядов, суждений;
особо выделяются интервью со
специалистами-экспертами, причем организация
и структура интервью со
2) По
технике проведения - делятся на
свободные,
Свободные
- длительная беседа (несколько часов)
без строгой детализации
Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
3)
В зависимости от особенностей
процедуры интервью может быть
интенсивным (“клиническим” т.
4)
Так называемые ненаправленные
интервью носят “
5)
Наконец, по способу
Список литературы
1) Гормонов М.К. Общественное мнение. История и современность. М., 1988.общественного мнения. М.: Наука, 1983.
2) Общественное
мнение: методологические рекомендации
для проведения