Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:48, реферат
Социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост социальных проблем в обществе, которые возникли к результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции, ранее не характерные для него:
Невозможность создания единой системы территориальных служб связана не только с организационным, но и с культурными, этническими и социально-экономическими факторами. Ведомства стремятся на территориях «внедрить» свои «идеальные» модели поддержки определенных групп нуждающихся, что, в свою очередь, создает определенное структурное своеобразие соответствующих институтов. Пересечение организационных структур на местах можно наблюдать и в сфере защиты и поддержки семьи, детства и молодежи. Данные группы курируют как департаменты Министерства социальной защиты, Министерства здравоохранения, так и Министерства народного образования (ныне Министерство общего и профессионального образования РФ), Министерства молодежной политики. Условно все территориальные учреждения помощи и поддержки можно классифицировать на основе форм собственности по ведомственному подчинению, а также характеру деятельности (добровольная – регламентированная): государственные, ведомственные, муниципальные, общественно-благотворительные.
Министерство социальной
защиты к концу 1995 г. обладало самой
разветвленной и
Особенность данных институтов поддержки заключалась в том, что они представляли собой модели нормативного программного характера на основе типовых положений, разработанных Министерством социальной защиты (его департаментов), на основе законодательства РФ, концепции развития социальных служб. В 1995 г. Министерством утверждена типовая региональная программа социальной защиты населения. Главными видами помощи, согласно типовому положению, являлись материальная, натуральная, обеспечение занятости, гуманитарная. Однако в регионах помимо данных направлений деятельности складывались и свои модели помощи и поддержки, что хорошо видно на уровне таких административных единиц, как край, областной центр, город, поселок, район. Так, в Красноярском крае – одном из крупнейших в Российской Федерации – проблемы связаны с депопуляцией, особенно среди малых народов, сложными природно-климатическими условиями, спадом производства на предприятиях химической, нефтехимической и металлургической промышленности, что в итоге привело к безработице. Количество работающих в режиме неполного рабочего времени или находящихся в неоплачиваемых отпусках в 8 раз превышает численность зарегистрированных безработных. Если исходить из проблем края, то главные направления деятельности были связаны с решением следующих задач: улучшение положения детей, в том числе малых народов Севера, укрепление и поддержка семьи, оздоровление населения, предотвращение массовой безработицы. В этих условиях основная тяжесть легла на краевые, областные, городские, районные органы социальной защиты и комитеты по занятости населения. В рамках краевой программы «Социальная защита малообеспеченного населения и семей с детьми» оказывалась специализированная социальная помощь. Нашла применение и новая форма обслуживания – переселение одиноких в «социальные квартиры».
Различие проблем приводит и к различной ориентации социальной деятельности. Так, в Пермской области к ведущим программам в деле защиты населения относились – «Дети Прикамья» и территориальная программа «О мерах по социальной поддержке малоимущих групп населения». В соответствии с ними в областном бюджете выделялись материальные средства.
Проблемы, которые существуют на уровне регионов, преломляются в системах городской и районной помощи нуждающимся. Городские структуры социальной помощи работают в рамках федеральных, краевых и областных социальных программ, однако своеобразие регионов, социоэтнические традиции, социально-экономические проблемы предполагают свои модели городской структуры управления и оказания помощи. И здесь существенную роль играют масштабы города (является он «малым» городом России, как Норильск, Тамбов, Пенза, Таганрог и др., или же представляет собой мегаполис, как Москва или Санкт-Петербург).
Так, к примеру, в Норильске
проживает около 277 тыс. человек. Основная
проблема города – экология. По данным
исследований, выбросы диоксида серы
в атмосферу составляет 121,4 тыс. т.
в месяц. В среднем на каждого
жителя Норильска приходится 9 т
газопылевых выбросов, 200 м3 неочищенных
промышленных стоков. В городе проживает
3 тыс. одиноких матерей с детьми,
740 многодетных семей, 820 детей-инвалидов,
детей под опекой, сирот, 30 тыс. пенсионеров
(многие из них были репрессированные).
Получается, что каждый девятый житель
Норильска – пенсионер. Поэтому
вполне очевидно, что в городе существуют
службы, действие которых направлено
на решение экологических проблем,
проблем пенсионеров, многодетных
семей, неполных семей. В городе 13 институтов
поддержки: центр социального обслуживания
пенсионеров, экологическая служба,
отдел социального обеспечения,
центр социально-
Обращает на себя внимание
и тот факт, что, как и в XVIII-XIX
вв. (тогда это были приказы общественного
призрения), службы помощи на местах для
реализации своих социальных программ
развивают «коммерческую
Муниципальная система территориальной
защиты имеет свою специфику поддержки
и организационную структуру. Как
обычно, муниципальный орган является
тем юридическим лицом, которое
дает право на ведение социально-защитной
деятельности на своей территории.
Муниципалитет может либо предоставлять
определенные средства, либо сдавать
в аренду по льготным тарифам площади
для соответствующей
«Братеево» организован как некоммерческий центр, учредителями которого стали муниципалитет и три коммерческие организации. Центр оказывает социальные и юридические услуги по трудоустройству. Все они зависят от категорий клиентов и могут иметь льготный, платный или бесплатный характер. Несколько иной подход к организации и системе финансирования программ помощи существует в центре реабилитации инвалидов и сирот – «Эхо». Центр получает финансовую поддержку со стороны различных организаций: территориального управления «Басманное», Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, общественных и коммерческих организаций. Это позволяет центру вести работу по нескольким направлениям: учебно-образовательное, культурно-просветительное, врачебно-консультативное, спортивно-туристическое. К тому же он оказывает практическую помощь больным и их семьям.
Помимо иных систем помощи
и поддержки существует ведомственная
система социальной защиты. Ее можно
проанализировать на основе деятельности
Комитета по делам молодежи. Система
помощи молодежи реализуется в рамках
федеральной программы «
В отличие от Министерства
социальной защиты концепции деятельности
территориальных служб у
Таким образом, территориальная система помощи складывается из совокупности различных учреждений, которые имеют разные формы собственности, систему подчинения, методы работы, направления в оказании поддержки, источники финансирования и юридический статус.
Российская
Коллективное шефство отличается от общественной благотворительности тем, что оно санкционируется государственными и партийными органами. Появляется понятие – «разнарядка», когда за субъектом помощи, которым является коллектив, «закрепляется» объект помощи, как правило, другой коллектив. Основными такими «парами» выступали: производство – колхоз, производство – школа, производство – армия и флот, творческие коллективы – производство. Однако несмотря на то, что идеологический институт помощи был явлением новым, тем не менее он воспроизводил древнейшие идеологемы социокультурных общественных отношений, основанных на принципах эквивалента «ты – мне, я – тебе» или «дар – отдар». Только в новых исторических условиях «дар» и «отдар» не обязательно принимали вещественную форму, как в институте потлача у североамериканских индейцев, а могли встречаться и другие формы, связанные с определенными услугами. Сочетания субъектов и объектов помощи принимали различные формы и зависели от той или иной программной установки государства. Так, в 30-е гг. молодежь шефствовала над авиацией, а в 70-80-е гг. – над детскими домами.
Изменение практики шефской
помощи происходит в 1987 г., когда организовался
Советский Детский Фонд им. В. И. Ленина
(ныне Фонд защиты детей). В его основе
– безвозмездная деятельность, не
требующая ответного
Государственный патерналистский подход к жизни отдельного человека выработал определенную стратегию жизни, идеология которой постепенно приняла формы социального иждивенчества. Система же частной и общественной благотворительности предусматривала временную помощь, подготавливая человека к самостоятельной, индивидуальной жизни без дальнейшей опеки и попечительства. Взяв прежние формы организации поддержки, но вложив в них идеологию жизнедеятельности социалистического общества, Детский Фонд к началу 90-х годов оказался нежизнеспособным.
Активизация процессов благотворительной
деятельности и процессов взаимопомощи
началась с начала 90-х годов, что
связано с разрушением
Несмотря на то, что организационная
жизнь государства СССР к 1991 г. прекращает
свое существование, остаются системы
воспроизводства
Информация о работе Общественная и благотворительная практика социальной поддержки в России в 90