Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:48, реферат
Социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост социальных проблем в обществе, которые возникли к результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции, ранее не характерные для него:
Социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост социальных проблем в обществе, которые возникли к результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции, ранее не характерные для него:
снижение уровня жизни;
безработица;
вынужденная миграция населения;
профессиональное нищенство;
криминогенная обстановка;
падение уровня рождаемости;
распад института семьи и брака.
Cоциальные программы начала 90-х гг.
В этих условиях Правительством
разрабатываются экономические
и социальные программы, а также
комплекс неотложных мер, направленных
на выход России из кризиса. Программа
в сфере экономики
либерализация цен;
сокращение бюджетного дефицита;
снижение дотаций убыточным предприятиям;
введение прогрессивных налогов;
сокращение военных расходов.
В условиях социально-экономической нестабильности происходит снижение инвестиций и в социальную сферу. В частности, по официальным данным к концу 1992 г. по сравнению с 1991 г. снизился ввод в эксплуатацию домов-интернатов для инвалидов и престарелых – до 69 %, детских дошкольных учреждений – до 76 %, общеобразовательных школ – до 80 %.21
Стихийные процессы и процессы,
связанные с попытками
Для формирования финансовых
источников предполагалось создать
Республиканский и
Правительству Российской Федерации предложено определить порядок адресного направления гуманитарной помощи, а Министерству социальной защиты населения (ныне Министерство труда и социального развития) определить размеры бюджетных и внебюджетных средств в Республиканский и территориальные фонды.
В начале 1992 г. происходит переориентация
в поступлении финансовых средств
в Республиканский и
В области охраны материнства
и детства принимаются
В 1993 г. продолжается дальнейшая
разработка законов и постановлений
в области социального
В условиях массового высвобождения работников в связи с частичной или полной ликвидацией некоторых предприятий, учреждений, организаций предлагалась определенная программа по содействию занятости. Среди важнейших мероприятий – сокращение рабочего времени без сокращения численности рабочих, льготы и компенсации высвобожденным работникам, переквалификация до наступления срока расторжения трудового договора, временное приостановление найма новых работников и др.
Массовое высвобождение
работников и ликвидация ряда учреждений
затронули и такую сферу
В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам. В области пенсионного обеспечения предусматривались индексации пенсий в зависимости от роста цен на потребительские товары, меры социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов; в области охраны материнства и детства – совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат. На региональном уровне разрешалось помимо федеральных социальных пособий оказывать и другие виды социальных выплат. Большое место отводилось развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играло развитие специализированных территориальных социальных служб и различных видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.
В этом же году утверждается
федеральная программа «Дети
России». Она включала в себя серию
целевых программ: «Дети-сироты», «Дети
Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование
семьи», «Развитие индустрии детского
питания». В состав целевых программ
были включены дополнительные программы
– «Одаренные дети», «Организация летнего
отдыха детей», «Дети семей беженцев
и вынужденных переселенцев». Предполагалось,
что средства на эти программы
могут привлекаться из бюджетов субъектов
РФ, а также российских и зарубежных
неправительственных
В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре – «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как материально-бытовые, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, консультативные и др. Таким образом, государство определилось в субъектах обязательной помощи, в тех видах услуг, которые оно гарантировало данной категории нуждающихся.
Реализацию всех правительственных мер в области социальной защиты населения, начиная с 90-х гг., осуществляло Министерство социальной защиты (ныне Министерство труда и социального развития). Согласно постановлению Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 г., на Министерство возлагалась не только разработка стратегии государственной политики в области защиты нетрудоспособного населения, материнства и детства, но также и организация пенсионного обеспечения граждан, материально-бытовое обслуживание, организация протезно-ортопедической помощи, медико-социальная экспертиза, развитие коммерческого начала с целью укрепления отрасли и финансирования социальных программ, осуществление внешнеэкономической деятельности. Наряду с традиционными функциями Министерства появляются и новые, связанные с коммерческой деятельностью и социальной защитой.
С принятием Концепции
развития социального обслуживания
населения в Российской Федерации
(август 1993 г.), по сути, произошел отход
от принципов социального
Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись:
материальная помощь;
помощь на дому;
обслуживание в условиях стационара;
предоставление временного приюта;
организация дневного пребывания
в учреждениях социального
консультативная помощь;
социальный патронаж;
социальная реабилитация и адаптация нуждающихся;
социальная помощь.
Важная особенность Концепции заключалась в том, что в ней предусматривалось создание корпуса профессиональных служащих, социальных работников, тем самым конструировалась профессия, истоки и традиции которой заложены в России еще в начале ХХ в. Изменяется не только идеология государственной помощи населению, но и механизм финансирования системы социальной защиты. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.
В 1994 г. в составе Министерства
социальной защиты решением Правительства
Российской Федерации был создан
Департамент социальной защиты. Он
занимался разработкой
Общественная и благотворительная практика социальной поддержки в переходный период.
В 90-е годы находят свое развитие территориальные социальные центры как институты помощи нуждающимся. Ситуация с территориальными центрами, которая сложилась на границе ХХ-XXI вв., имеет сходные черты с территориальными системами помощи рубежа XIX-XX вв. Как и в прошлом веке, отсутствует точная статистика государственных и негосударственных учреждений помощи, их соотношение на территориях, профиль деятельности, объемы предоставляемых услуг. Институты поддержки, находясь даже в государственном секторе, подчас имеют разноведомственное подчинение, поэтому они действуют не по единой концептуальной схеме, имеют слабую связь между собой.
Однако имеется и существенное
различие: если территориальные и
негосударственные институты
Информация о работе Общественная и благотворительная практика социальной поддержки в России в 90