Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:18, реферат
Для преодоления такого негативного явления в жизни общества как преступность несовершеннолетних следует не только тщательно исследовать состояние уголовно-правовой борьбы с преступлениями этой категории граждан, уровень, структуру и динамику совершаемых ими преступлений за более или менее длительный период времени, но и факторы, детерминирующие преступность несовершеннолетних в регионе.
Введение……………………………………………………………………3
Общесоциальные условия и причины преступности подростков…..4
Особенности несовершеннолетнего преступника………………..4
Влияние семьи………………………………………………………6
Воспитательно-образовательные учреждения и дружеское окружение подростков………………………………………………9
Заключение………………………………………………………………..11
Литература………………………………………………………………...12
Министерство образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
(САФУ)
Институт
педагогики, психологии и социальной
работы
Реферат
по курсу
«Основы девиантологии»
Общесоциальные
условия и причины
преступности подростков
Козицина Т.В.
Архангельск
2011
Содержание
Введение……………………………………………
Заключение………………………………………
Литература………………………………………
Введение
В последние годы проблема преступности несовершеннолетних остается, к сожалению, одной из самых актуальных как для России в целом, так и для отдельных ее регионов. При этом если в 90-е гг. ХХ в. основной резерв несовершеннолетних преступников пополнялся за счет состоящих на учете в органах внутренних дел, то в 2005 г. такие несовершеннолетние составляют всего 7-8%.
Общеизвестно, что «криминальное» молодое поколение является резервом взрослой преступности, поэтому распространенность преступлений среди детей и подростков, их качественные и количественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Не случайно предупреждение преступлений среди несовершеннолетних рассматривается как важнейший аспект предупреждения преступности в обществе в целом.
Для преодоления такого негативного явления в жизни общества как преступность несовершеннолетних следует не только тщательно исследовать состояние уголовно-правовой борьбы с преступлениями этой категории граждан, уровень, структуру и динамику совершаемых ими преступлений за более или менее длительный период времени, но и факторы, детерминирующие преступность несовершеннолетних в регионе.
В
теории криминологии давно устоялось
понятие «криминогенные детерминанты»,
под которыми понимают совокупность
причин преступности и условий, ей способствующих
[2].
1.Общесоциальные условия и причины преступности подростков
1.1.
Особенности несовершеннолетнего
преступника
Причины и условия, порождающие преступность несовершеннолетних обусловлены социальной средой, влияющей на формирование личности и условиями конкретной ситуации, определяющей превращение возможности совершения преступления в действительность.
В несовершеннолетнем возрасте преобладающее воздействие на личность оказывает микросреда: семейное окружение, друзья, приятельские компании.
В разобщенном обществе, где правят средства массовой информации, подросток знает в лицо десятки телеведущих, звезд эстрады и пр., которые каждый вечер, улыбаясь, входят в его дом — сам же он так и остается неузнанным. Причинение боли и страданий другому человеку доказывает
подросткам,
что они могут оказывать
Криминализация
есть следствие искажения и
Личность
малолетнего правонарушителя
Причиной неудач педагогов в работе с трудными детьми часто является то, что в практике воспитания пока еще не применяются диагностические методы трудновоспитуемости, основанные на психологических критериях этого явления. Работа идет методом проб и ошибок. При этом к детям, психологическая природа девиантного поведения которых совершенно различна, применяются одинаковые методы воспитания. В тех случаях, когда, организуются педагогические воздействия, истинные причины трудновоспитуемости не известны, пытаются ликвидировать только внешние признаки этого явления, перевоспитания не происходит. Успешное решение задач педагогической коррекции возможно при адекватном представлении о субъективном отношении воспитуемого к физическим способам решения межличностного конфликта, о специфики понимания им ситуаций насилия и унижения человеческого достоинства [4, c-10].
1.2. Влияние семьи
Ведущая роль в формировании личности несовершеннолетних принадлежит семье. Ее влияние продолжительное, осуществляется с самого раннего детства, поэтому стереотипы поведения, нормы общения, принятые в семейном окружении система ценностей усваиваются очень прочно. Это объясняется тем, что формирование личности ребенка происходит не только посредством целенаправленного воспитательного воздействия со стороны старших членов семьи, но и стихийно, под воздействием семейного уклада жизни, демонстрируемых в семейном общении образцов поведения.
Многие исследователи предшествующих лет фактологическими данными подтверждали положение о том, что при всем многообразии факторов семейного неблагополучия обстоятельства, которые объективно затрудняют воспитание (неполнота семьи, материальные, жилищные проблемы и т.п.), в отличие от обстоятельств, обусловленных дефектной педагогической и личностной позицией родителей (безразличное отношение к детям, отказ от выполнения воспитательных функций, пьянство, скандалы, аморальное поведение в быту), лишь способны затруднить воспитание в семье. Не внешние, объективные проблемы и трудности, а субъективные факторы внутрисемейной жизни имеет криминогенное значение [2].
Одним из условий формирования личности несовершеннолетнего преступника является семейное неблагополучие, отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение и т.д.
Можно классифицировать семьи несовершеннолетних правонарушителей на три группы:
1) социально нейтральные;
2) с пассивным антиобщественным воспитанием;
3) с активным антиобщественным воспитанием.
В предлагаемой классификационной схеме отсутствует группа семей с активным общественным воспитанием, способных оказывать позитивное влияние на несовершеннолетних. И эти группы семей есть смысл подразделить на желающих и способных оказать положительное влияние; желающих, но не умеющих или не располагающих возможностью оказать такое[3,c-37].
Лелеков В.А. подсчитал, что вклад таких семей в преступность несовершеннолетних составляет 30–35%. В разные годы по различным регионам страны у несовершеннолетних преступников отсутствие одного из родителей фиксировалось значительно чаще, чем у подростков, преступлений не совершавших. Из числа подростков, совершивших повторное преступление, 46% воспитывались в неполной семье. Спиртные напитки несовершеннолетние правонарушители начинают употреблять с 13–16 лет. О питейных традициях они узнают в гораздо более раннем возрасте и, как правило, в семье. По данным из статьи о влиянии семьи на преступность несовершеннолетних Лелекова В.А. и Кошелевой Е.В. видно, что среди несовершеннолетних, совершивших преступления, свыше 42% уже ранее употребляли алкоголь, и преступление совершили в нетрезвом состоянии. Почти каждый второй из них употреблял алкоголь еще до ареста; при этом 14% впервые употребили спиртные напитки с родителями, родственниками, 36% несовершеннолетних правонарушителей воспитывались в семьях, в которых родители и родственники были лицами ранее судимыми. Опросы воспитанников колоний показывают, что каждый седьмой начал курить в первом или втором классе, употреблять спиртное – чуть позже, через два-три года, причем в 67% случаев – дома, в кругу семьи, родственников. влияние и, наконец, на тех, кто не желают и не могут []1,c-104].
Современная российская семья оказалась под прессингом внешних факторов, в силу которых воспитательная семейная обстановка стала менее благоприятной. Неадаптированность к новым социально-экономическим условиям значительной части взрослого населения, безработица и чрезвычайная перегруженность трудовыми функциями приводит к сужению эмоционального контакта между родителями и детьми, сокращению объема совместной досуговой деятельности семьи, ослаблению семейного контроля за поведением детей и подростков, падению родительского авторитета, эмоциональному отдалению членов семьи. Указанные негативные факторы характерны как для России в целом, так и для отдельных ее регионов. Не исключение и Архангельская область.
Изучение
преступности несовершеннолетних в
Архангельском регионе
Еще более разрушительным фактором, неблагоприятно отражающимся на формировании будущей личности, является невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей.
Грубое проявление конфликтности и жестокости в семье по отношению к детям, приводят к совершению побегов подростков из дома и, как следствие, увеличивают количество беспризорных и безнадзорных детей. Ежегодно органами внутренних дел разыскиваются от 300 до 500 без вести пропавших несовершеннолетних.
Таким
образом, вызывает тревогу, наметившаяся
устойчивая тенденция к дезорганизации
семьи, а также усиление негативных
факторов влияющих на формирование криминогенных
качеств личности [2].
1.3. Воспитательно-образовательные учреждения и дружеское окружение подростков
В
несовершеннолетнем возрасте преобладающее
воздействие на личность оказывает
не только семейная среда, но и воспитательно-
На сегодняшний день образовательные учреждения, будучи специально предназначенные для выполнения функций обучения и воспитания несовершеннолетних, реализуют их неполно, либо не оказывают необходимого влияния, компенсирующего недостатки семейного воспитания и противодействующего негативным воздействиям в среде неформального общения.
Информация о работе Общесоциальные условия и причины преступности подростков