Общесоциальные условия и причины преступности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:18, реферат

Описание работы

Для преодоления такого негативного явления в жизни общества как преступность несовершеннолетних следует не только тщательно исследовать состояние уголовно-правовой борьбы с преступлениями этой категории граждан, уровень, структуру и динамику совершаемых ими преступлений за более или менее длительный период времени, но и факторы, детерминирующие преступность несовершеннолетних в регионе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Общесоциальные условия и причины преступности подростков…..4
Особенности несовершеннолетнего преступника………………..4
Влияние семьи………………………………………………………6
Воспитательно-образовательные учреждения и дружеское окружение подростков………………………………………………9

Заключение………………………………………………………………..11

Литература………………………………………………………………...12

Работа содержит 1 файл

реферат условия и причины преступности.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования

Федеральное государственное  автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Северный (Арктический) федеральный  университет

  имени М.В. Ломоносова»

(САФУ) 
 

Институт  педагогики, психологии и социальной работы 
 

Реферат

по курсу  «Основы девиантологии» 

Общесоциальные  условия и причины  преступности подростков 

                                   Выполнила     студентка 6 курса

                                                заочного отделения ФПНО и  СП

                                                              специальность «Социальная педагогика»

                   Козицина Т.В. 
 

                                       Проверила:Новикова Г.А. 
 
 
 
 
 

Архангельск  

2011 

Содержание

     Введение……………………………………………………………………3

  1. Общесоциальные условия и причины преступности подростков…..4
  2. Особенности несовершеннолетнего преступника………………..4
  3. Влияние семьи………………………………………………………6
  4. Воспитательно-образовательные  учреждения и дружеское окружение подростков………………………………………………9

     Заключение………………………………………………………………..11

     Литература………………………………………………………………...12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В последние годы проблема преступности несовершеннолетних остается, к сожалению, одной из самых актуальных как  для России в целом, так и для  отдельных ее регионов. При этом если в 90-е гг. ХХ в. основной резерв несовершеннолетних преступников пополнялся за счет состоящих на учете в органах внутренних дел, то в 2005 г. такие несовершеннолетние составляют всего 7-8%.

     Общеизвестно, что «криминальное» молодое поколение является резервом взрослой преступности, поэтому распространенность преступлений среди детей и подростков, их качественные и количественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Не случайно предупреждение преступлений среди несовершеннолетних рассматривается как важнейший аспект предупреждения преступности в обществе в целом.

     Для преодоления такого негативного  явления в жизни общества как  преступность несовершеннолетних следует  не только тщательно исследовать состояние уголовно-правовой борьбы с преступлениями этой категории граждан, уровень, структуру и динамику совершаемых ими преступлений за более или менее длительный период времени, но и факторы, детерминирующие преступность несовершеннолетних в регионе.

     В теории криминологии давно устоялось  понятие «криминогенные детерминанты», под которыми понимают совокупность причин преступности и условий, ей способствующих [2]. 
 
 
 
 
 

1.Общесоциальные  условия и причины  преступности подростков

1.1. Особенности несовершеннолетнего преступника 

     Причины и условия, порождающие преступность несовершеннолетних обусловлены социальной средой, влияющей на формирование личности и условиями конкретной ситуации, определяющей превращение возможности  совершения преступления в действительность.

     В несовершеннолетнем возрасте преобладающее  воздействие на личность оказывает  микросреда: семейное окружение, друзья, приятельские компании.

     В разобщенном обществе, где правят средства массовой информации, подросток  знает в лицо десятки телеведущих, звезд эстрады и пр., которые каждый вечер, улыбаясь, входят в его дом — сам же он так и остается неузнанным. Причинение боли и страданий другому человеку доказывает

     подросткам, что они могут оказывать воздействие  на других. Ощущение, что тебя активно ненавидят, доставляет подросткам почти такое же удовольствие, как и ощущение, что тебя активно любят: оно ликвидирует совершенно непереносимую подростками ситуацию анонимности и одиночества. Оно компенсирует все: отчуждение в семье, невостребованность в обществе, неуважение в школе, презрение со стороны благополучных сверстников.

     Криминализация  есть следствие искажения и травматизации  на личностном уровне. Личность ребенка  постоянно ущемляется. Хулиганство, грубость и агрессивность подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательств на их личность со стороны родителей, учителей, сотрудников милиции. Подростки, склонные к совершению насильственных преступлений, имели или имеют постоянный «живой» пример насилия и жестокости в отношении своей личности. Именно такие дети составляют основную массу малолетних правонарушителей.

     Личность  малолетнего правонарушителя представляет собой совокупность социальных и  социально-значимых признаков, свойств  и качеств, которые вместе с неличностными признаками, такими как внешнее воздействие социальной среды, сложившаяся ситуация и т. д., обуславливают собой его особую форму поведения. А также нельзя забывать о важности связей между пубертатными изменениями и психологическими реакциями подростка. Быть подростком очень тяжело. Наполненный энергией, высвобожденной в физиологических сдвигах пубертата, одержимый возникшей потребностью в независимости, полный ожиданий будущих успехов в большой жизни, подросток проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него мире. А если учесть при этом, что готовых именно для него проторенных путей не бывает, можно легко понять ту тревогу, которые вызывают подростки у взрослых. Взрослый, который находится рядом с подростком, общается с ним, воспитывает его, играет решающую роль в становлении формирующейся личности. Взрослым надо создавать условия для развития подростков и делать это заботливо. Нужно уважать подростков, помогать им развивать чувство правильной самооценки и давать при необходимости полезные советы — все это способствует становлению их личностной и социальной зрелости.

     Причиной  неудач педагогов в работе с трудными детьми часто является то, что в  практике воспитания пока еще не применяются  диагностические методы трудновоспитуемости, основанные на психологических критериях этого явления. Работа идет методом проб и ошибок. При этом к детям, психологическая природа девиантного поведения которых совершенно различна, применяются одинаковые методы воспитания. В тех случаях, когда, организуются педагогические воздействия, истинные причины трудновоспитуемости не известны, пытаются ликвидировать только внешние признаки этого явления, перевоспитания не происходит. Успешное решение задач педагогической коррекции возможно при адекватном представлении о субъективном отношении воспитуемого к физическим способам решения межличностного конфликта, о специфики понимания им ситуаций насилия и унижения человеческого достоинства [4, c-10].

     1.2. Влияние семьи

     Ведущая роль в формировании личности несовершеннолетних принадлежит семье. Ее влияние продолжительное, осуществляется с самого раннего детства, поэтому стереотипы поведения, нормы общения, принятые в семейном окружении система ценностей усваиваются очень прочно. Это объясняется тем, что формирование личности ребенка происходит не только посредством целенаправленного воспитательного воздействия со стороны старших членов семьи, но и стихийно, под воздействием семейного уклада жизни, демонстрируемых в семейном общении образцов поведения.

     Многие исследователи предшествующих лет фактологическими данными подтверждали положение о том, что при всем многообразии факторов семейного неблагополучия обстоятельства, которые объективно затрудняют воспитание (неполнота семьи, материальные, жилищные проблемы и т.п.), в отличие от обстоятельств, обусловленных дефектной педагогической и личностной позицией родителей (безразличное отношение к детям, отказ от выполнения воспитательных функций, пьянство, скандалы, аморальное поведение в быту), лишь способны затруднить воспитание в семье. Не внешние, объективные проблемы и трудности, а субъективные факторы внутрисемейной жизни имеет криминогенное значение [2].

     Одним из условий формирования личности несовершеннолетнего  преступника является семейное неблагополучие, отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение и т.д.

     Можно классифицировать семьи несовершеннолетних правонарушителей на три группы:

     1) социально нейтральные;

     2) с пассивным антиобщественным  воспитанием;

     3) с активным антиобщественным  воспитанием.

     В предлагаемой классификационной схеме отсутствует группа семей с активным общественным воспитанием, способных оказывать позитивное влияние на несовершеннолетних. И эти группы семей есть смысл подразделить на желающих и способных оказать положительное влияние; желающих, но не умеющих или не располагающих возможностью оказать такое[3,c-37].

     Лелеков В.А. подсчитал, что вклад таких семей в преступность несовершеннолетних составляет 30–35%. В разные годы по различным регионам страны у несовершеннолетних преступников отсутствие одного из родителей фиксировалось значительно чаще, чем у подростков, преступлений не совершавших. Из числа подростков, совершивших повторное преступление, 46% воспитывались в неполной семье. Спиртные напитки несовершеннолетние правонарушители начинают употреблять с 13–16 лет. О питейных традициях они узнают в гораздо более раннем возрасте и, как правило, в семье. По данным из статьи о влиянии семьи на преступность несовершеннолетних Лелекова В.А. и Кошелевой Е.В. видно, что среди несовершеннолетних, совершивших преступления, свыше 42% уже ранее употребляли алкоголь, и преступление совершили в нетрезвом состоянии. Почти каждый второй из них употреблял алкоголь еще до ареста; при этом 14% впервые употребили спиртные напитки с родителями, родственниками, 36% несовершеннолетних правонарушителей воспитывались в семьях, в которых родители и родственники были лицами ранее судимыми. Опросы воспитанников колоний показывают, что каждый седьмой начал курить в первом или втором классе, употреблять спиртное – чуть позже, через два-три года, причем в 67% случаев – дома, в кругу семьи, родственников. влияние и, наконец, на тех, кто не желают и не могут []1,c-104].

     Современная российская семья оказалась под  прессингом внешних факторов, в силу которых воспитательная семейная обстановка стала менее благоприятной. Неадаптированность к новым социально-экономическим условиям значительной части взрослого населения, безработица и чрезвычайная перегруженность трудовыми функциями приводит к сужению эмоционального контакта между родителями и детьми, сокращению объема совместной досуговой деятельности семьи, ослаблению семейного контроля за поведением детей и подростков, падению родительского авторитета, эмоциональному отдалению членов семьи. Указанные негативные факторы характерны как для России в целом, так и для отдельных ее регионов. Не исключение и Архангельская область.

     Изучение  преступности несовершеннолетних в  Архангельском регионе показало, что зачастую распад семьи является одной из причин безнадзорности подростков. В результате разводов дети попадают в обстановку напряженности, конфликтов и избегают семейного общения.

     Еще более разрушительным фактором, неблагоприятно отражающимся на формировании будущей  личности, является невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей.

     Грубое  проявление конфликтности и жестокости в семье по отношению к детям, приводят к совершению побегов подростков из дома и, как следствие, увеличивают  количество беспризорных и безнадзорных детей. Ежегодно органами внутренних дел  разыскиваются от 300 до 500 без вести пропавших несовершеннолетних. 

     Таким образом, вызывает тревогу, наметившаяся устойчивая тенденция к дезорганизации семьи, а также усиление негативных факторов влияющих на формирование криминогенных качеств личности [2]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Воспитательно-образовательные  учреждения и дружеское  окружение подростков

     В несовершеннолетнем возрасте преобладающее  воздействие на личность оказывает  не только семейная среда, но и воспитательно-образовательные  учреждения, а также дружеское  окружение.

     На  сегодняшний день образовательные  учреждения, будучи специально предназначенные  для выполнения функций обучения и воспитания несовершеннолетних, реализуют  их неполно, либо не оказывают необходимого влияния, компенсирующего недостатки семейного воспитания и противодействующего негативным воздействиям в среде неформального общения.

Информация о работе Общесоциальные условия и причины преступности подростков