Общенаучные методы исследования социально – экономических и политических процессов

Автор: u*********@mail.ru , 25 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка использования общенаучных методов в исследовании социально – экономических и политических процессов.
Объект исследования – социально-экономические и политические процессы
Предмет исследования – механизм использования общенаучных методов исследования

Содержание

Введение 3
1. Понятие социально - экономических и политических процессов. 5

1.2. Виды социально – экономических и политических процессов 9
2. Методы исследования социально – экономических и
политических процессов 11
3. Анализ социально-экономических и политических процессов
на основе научных статей. 23
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Социологические исследования и социально гуманитарные знания.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Системный анализ социально-экономических  и политических процессов

   Он  предполагает рассмотрение любого изучаемого явления как определенной системы составляющих его взаимодействующих элементов. При взаимодействии элементов системы как целостного явления возникают ее новые свойства, отсутствующие у ее элементов и называемые эмерджентными.

   Любая система представляет собой внутренне расчлененную структурную целостность.

   Структура экономических и политических процессов как динамично функционирующих систем выражает степень упорядоченности и организованности их элементов, механизмы их взаимодействия. Целостность же системы заключается, с одной стороны, в устойчивом взаимодействии ее основных элементов, с другой — в ее относительной самодостаточности, способности воспроизводить свои свойства, а также в наличии внутреннего источника развития.

   Элементы  системы, находясь между собой в  разного рода прямых и обратных связях и отношениях — пространственных, временных, функциональных, причинно-следственных, закономерных и других, образуют структурную целостность системы. Отсюда следует вывод: чтобы изучить систему, надо изучить свойства ее элементов и их взаимосвязи, которые в определяющей степени задаются характером самой системы.

   В процессе системного исследования формируется целая система его целей, принимающая вид так называемого «дерева целей». «Дерево целей» дает более четкое представление о содержании будущего системного исследования процесса, его направленности и ожидаемых результатах. 
 

   Пути  и способы проведения системных исследований

   В начале исследования надо составить  более или менее полное предварительное  представление об изучаемом явлении  или процессе на основе имеющейся информации о них, прежде всего научной. Это позволит яснее сформулировать основные и вытекающие из них иные цели исследования и при необходимости построить «дерево целей».

   Затем необходимо выделить основные элементы изучаемых явлений и процессов и исследовать их взаимосвязи, чтобы составить целостное представление об этих явлениях и процессах. Следующий этап — выявление основополагающих факторов их функционирования и обнаружение внутренних и внешних источников их развития. Затем необходимо научно объяснить место и роль данного явления или процесса в функционировании и развитии той или иной сферы общественной жизни и общества в целом.

   Выделяют  различные этапы системного исследования природных и социальных явлений, на каждом из которых решаются определенные задачи. Этапы:

   1. Формулировка основных целей и задач исследования.

  1. Определение границ системы, отделение ее от внешней среды.
  2. Составление списка элементов системы (подсистем, факторов, переменных и т.д.).
  3. Выявление сути целостности системы.
  4. Анализ взаимосвязей элементов системы.
  5. Построение структуры системы Установление функций системы и ее подсистем.
  6. Согласование целей системы и ее подсистем.
  7. Уточнение границ системы и каждой подсистемы.
  8. Анализ явлений эмерджентности .
  9. Конструирование системной модели.
 
 

   Метод сравнительного анализа

   Суть  этого метода относительно проста: сопоставление отдельных социальных явлений и процессов с целью обнаружения их сходства и различий.

   Метод сравнительного анализа в значительной степени основан на таком общенаучном методе, как аналогия. Вместе с тем в сравнительном анализе общественных явлений используются и такие общенаучные методы мышления и познания, как анализ и синтез, моделирование, индукция, дедукция.

   Основное  значение сравнительного анализа —  получение новой информации не только о свойствах сравниваемых явлений и процессов, но и о их прямых и косвенных взаимосвязях и, возможно, об общих тенденциях их функционирования и развития.

   Сравнительный анализ способствует критическому пересмотру взглядов исследователя на те или иные общественные явления и процессы, которые сложились при изучении им какой-то отдельной страны и которые он готов считать универсальными, т.е. приемлемыми для многих других стран.

   Сравнительный анализ различных явлений и процессов общественной жизни способствует более глубокому познанию их общих свойств и различий, тенденций их развития, а также более обоснованной критической оценке опыта своей страны и других стран.

   Составляющие механизма сравнительного анализа общественных явлений и процессов: общенаучные методы познания (аналогия, анализ, синтез и др.) и логический аппарат (прежде всего система категорий, используемых в логических операциях сравнительного анализа, присущие ему суждения и умозаключения).

   Объектами сравнительного анализа могут стать  общественные процессы — экономические, политические, идеологические и другие, равно как и их составляющие, в том числе субъекты этих общественных процессов: классы, нации, другие социальные группы, различные элиты, отдельные личности, а также многообразные социальные институты.

   Этапами сравнительного анализа являются: обработка полученных данных; их систематизация и научное толкование; другие логические операции. На основе сравнительного анализа могут быть сформулированы полезные практические выводы.

   Социометрия

   Суть и содержание социометрии изложена в ряде его работ, вышедших под общим названием «Социометрия. Экспериментальный метод в науке об обществе».

   Метод социометрии Морено предусматривает  изучение прежде всего психических факторов взаимоотношений между людьми. Указывается на «три основные точки социометрического исследования»: «социус (субъект межличностного общении), метрум — измерение и действие». В результате появились три области исследования: групповое исследование, метрическое исследование и исследование действием.

   Одним из основных понятий социометрии  является «социометрическая матрица» — воспроизведение микроструктуры исследуемого коллектива, т.е. происходящих внутри него психических взаимодействий.

   Применяются разные способы: исследовательская процедура, изучающая организацию группы; диагностирующая процедура, классифицирующая положение индивидуумов в группе и положение групп в коллективе; терапевтическая и политическая процедуры, ставящие цель помочь индивидууму или группе лучше приспособиться к коллективу; полная социометрическая процедура» — синтез предыдущих операций.

 Морено свел исследование деятельности коллективов к анализу ее субъективного психологического содержания и, по сути, игнорировал анализ ее объективных факторов. Однако только глубокий диалектический анализ взаимодействий объективных и субъективных факторов деятельности любых коллективов (малых и больших) поможет выработать научные представления об их функционировании и адекватные практические рекомендации их дальнейшего совершенствования.

Структурно-функциональный анализ

   Один из вариантов системного подхода к изучению общества

   Как отмечают многие современные западные исследователи, структурно-функциональный анализ после некоторого спада интереса к нему в 70—80-е гг. XX в. ныне вновь широко используется в изучении явлений общественной жизни.

Экспертные  методы исследования

   Экспертные  методы исследования чаще всего имеют  форму экспертных опросов — форму  устной беседы (интервью) или письменного анкетного опроса.

   При устном опросе исследователь вступает в непосредственный контакт с экспертом (респондентом), фиксирует его отношение к обсуждаемой проблеме, контролирует и направляет беседу. При этом надо избегать какого-либо психологического давления на эксперта, не мешая ему свободно высказывать свои суждения.

   При письменном опросе эксперты заполняют анкету, разработанную исследователем, и возвращают ее либо лично данному исследователю, либо отправляют ее по почте.

   На  основе представленной информации, своих  знаний и имеющегося опыта эксперты высказывают свои суждения, оценки, предложения. Их мнения соотносятся между собой, если надо получить представление об их общем мнении или решении. При этом могут быть использованы разные формы организации труда экспертов, в том числе их «индивидуальная независимая деятельность либо коллективная взаимообусловленная работа.

   Применяются следующие формы экспертных опросов:

   «1) разовый индивидуальный опрос (интервью или анкетирование);

  1. однократный коллективный опрос (совещание, мозговой штурм);
  2. индивидуальный опрос в несколько туров (дельфийская техника);
  3. коллективный опрос в несколько туров (дискуссия, совещания, многоступенчатый опрос)»2.

   Разовый индивидуальный опрос  — это разовая беседа с экспертом или одноразовое заполнение им анкеты, полученной от исследователя. Однократный коллективный опрос направлен на получение заключения коллектива экспертов по рассматриваемой проблеме, поскольку коллективное мнение и заключение экспертов может быть более компетентным.

   Индивидуальный  опрос в несколько туров, известный как метод Дельфи, противостоит таким коллективным формам экспертных опросов, как дискуссия и совещание, т.е. характеризуется полным отсутствием личных контактов опрашиваемых экспертов.

Коллективный  опрос в несколько  туров осуществляется путем использования всех форм и способов коллективной экспертизы, в том числе дискуссии, совещания, круглого стола, «мозгового штурма 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Анализ социально-экономических  и политических  процессов на основе  научных статей.

     Социальные  исследования пытаются разобраться и понять, что созревает в сознании человека, что обуславливает серьезные сдвиги в поведении работников в процессе изменения отношений и как реализовать на практике поставленные жизнью требования.

Стремление  рационального мышления выявить в  динамике социальных систем некие устойчивые зависимости, изучение которых позволит исследованию общности наивысшую в данных условиях устойчивость и способность к росту. Это может быть достигнуто благодаря использованию различных  методов исследований социально – экономических и политических процессов.

     Проанализировав данные из журналов «социологические исследования» и «Социально гуманитарные знания» становится очевидным, что  на сегодняшний день уделяется большое  внимание всем перечисленным выше процессам.

     Составляющие  социологических процессов –  это вопросы обеспечения безопасности личности, о благе и воспитании добродетели, о динамике духовных и экономических ценностей современной молодежи, вопросы и проблемы семьи, а также уделяется внимание вопросам  наркомании.

Исследования  экономических процессов ведутся  в таких направлениях, как уровень  жизни населения, региональное экономическое  развитие, инфляция и т.д.

     Исследования  политических процессов охватывают вопросы миграции, национальной безопасности, сотрудничества с другими странами.

Исходя  из теории можно провести анализ научной  статьи, посвященной исследованию конкретного  политического процесса по следующей  схеме:

  1. Актуальность
  2. Объект и предмет исследования
  3. Формулировка и обоснование проблемы исследования
  4. Цель исследования, ее конкретизация в задача
  5. Методы исследования
  6. Анализ содержательной части
  7. Оценка и интерпретация выводов исследования

Информация о работе Общенаучные методы исследования социально – экономических и политических процессов